Источник

Исповедь

...О том, какие грехи прощать, не должно и спрашивать, потому что Новый Завет не показал нам никакого различия, обещает же отпущение всякого греха кающимся как должно, тем более что Господь от собственного Своего лица обещал исполнение прошения о всякой вещи (свт. Василий Великий, 9, 187–188).

* * *

...Многие торгуют исповедью, выставляя себя нередко напоказ лучшими, нежели каковы они действительно... Другие промышляют покаянием, покупая им себе славу; иные обращают покаяние в повод к гордыне и вместо прощения пишут на себя новое долговое обязательство... Стараешься освободиться от долга и готовишь себе сугубое рабство? (прп. Ефрем Сирин, 32, 185). Источник.

* * *

Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений (прп. Ефрем Сирин, 32, 368).

* * *

Ты стыдишься и краснеешь, когда нужно сказать грехи свои? Стыдись лучше грешить, нежели исповедоваться. Размысли: если не будет принесена исповедь здесь, то все будет исповедано там пред целой вселенной. Где больше мучения? Где больше посрамления? На дела мы отважны и бесстыдны, а когда должно исповедаться, тогда стыдимся и медлим. Если будете исповедовать грехи свои, нет в этом стыда, напротив того, в этом правда и добродетель. А если бы не было в этом правды и добродетели, то исповедь не имела бы себе награды... Глаголи ты грехи твои прежде, да оправдишися (ср.: Ис. 43, 26). Повелевает исповедоваться не для того, чтобы ты был наказан, но чтобы ты был прощен (прп. Ефрем Сирин, 32, 369). Источник.

* * *

Кто исповеданный ему грех не сохранил в себе... но отдал на позор другому, тот недостоин Божественных Таинств (прп. Ефрем Сирин, 32, 406).

* * *

...Кто в чужом месте разглашает тайны грехопадений другого, тот, как святотатец, делается виновным в хищении (прп. Ефрем Сирин, 32, 406). Источник.

* * *

...Исповедание грехов производит удаление и отчуждение от худых дел... (свт. Григорий Нисский, 19, 86). Источник.

* * *

...Исповедание, что не приимет более на себя отринутой тины <греха> и на жизненном пути не коснется земной скверны, делается входом Святыни в уготованную так душу; Святыня же – Господь (свт. Григорий Нисский, 20, 287).

* * *

...Объявляй грех свой не только как осуждающий самого себя, но и как долженствующий оправдаться посредством покаяния, тогда ты и будешь в состоянии побудить исповедующуюся душу не впадать более в те же грехи (свт. Иоанн Златоуст, 44, 33).

* * *

...Я желаю... чтобы <ты> приступал к исповеданию не с отчаяния, но с благою надеждою и, с корнем вырвав отчаяние, оказал противоположную ему ревность (свт. Иоанн Златоуст, 44, 33).

* * *

...Раскрой совесть свою пред Богом, покажи Ему свои раны и проси у Него врачевства, покажи Тому, Который не укоряет, а врачует, Он видит все, хотя бы ты и умолчал. Скажи же, чтобы тебе получить пользу, скажи, чтобы, сложив с себя здесь все грехи, отойти туда чистым и безгрешным и избавиться от будущего невыносимого их обнаружения (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545). Источник.

* * *

...Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде, нежели будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что, если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения (свт. Иоанн Златоуст, 44, 746). Источник.

* * *

Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить, не для того, чтобы Ему узнать грех твой, – разве Он и без этого не знает? – но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Он хочет показать тебе величие Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы ты был медлительнее на грех и ревностнее к добродетели (свт. Иоанн Златоуст, 44, 833).

* * *

Если мы в настоящей жизни успеем омыть грехи исповедью и получить прощение от Господа, то отойдем туда чистыми от грехов и найдем себе великое дерзновение (свт. Иоанн Златоуст, 47, 33).

* * *

Наш Владыка таков, что, если мы по беспечности сделаем грех, Он не требует от нас ничего другого, как только того, чтобы мы исповедали свои согрешения, остановились на этом и не впадали в те же грехи (свт. Иоанн Златоуст, 47, 75).

* * *

Признание в грехах весьма много способствует их исправлению, равно отрицание греха, после совершения его, составляет тягчайший из грехов... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 180). Источник.

* * *

Сообразно с расположением приходящего <на исповедав Господь дарует и врачевство от ран (свт. Иоанн Златоуст, 47, 182).

* * *

...Желающий скорее возвратить себе здоровье и уврачевать душевные раны, пусть приступает с усердием <к исповеди>, отрешась от всего житейского, пусть проливает горячие слезы, показывает великое усердие, приносит твердую веру, полагается на искусство Врача – и тотчас получит исцеление (свт. Иоанн Златоуст, 47, 182).

* * *

О безмерная благость! Грешника, если только он исповедует свои грехи, помолится о прощении и покажет решимость впредь (жить хорошо), вдруг соделывает (Бог) праведным! (свт. Иоанн Златоуст, 47, 182).

* * *

Истинное исповедание в том, чтобы отвергнуть грех от всей души и, раз отвергнув, избегать его и никогда уже не возвращаться к нему (свт. Иоанн Златоуст, 48, 879).

* * *

С исповеданием Бог соединил и красоту, потому что исповедующий свой грех пред Богом превращается из покрытого срамом в облеченного в благолепие и является пред лицем Божиим, тогда как прежде не был пред Ним (свт. Иоанн Златоуст, 48, 927).

* * *

Если иерей получил власть отпускать грехи против Бога, то гораздо более может снять и изгладить грехи, совершенные против человека (свт. Иоанн Златоуст, 55, 687–688).

...Угроза гибели не в силах разрушить стену исповедания; приговор осуждения, видя действительное раскаяние, тотчас рассеивается как дым (свт. Иоанн Златоуст, 55, 965).

* * *

Оттого хитрый враг ни в чем не может уловить молодого монаха, как неопытного, ничем не может обольстить того, кто полагается не на свое, а на старцево суждение, и не может убедить скрывать от старца его внушения, как огненные стрелы, бросаемые в его сердце. Иначе хитрый диавол и не может обольстить и низложить молодого монаха, если не убедит его – по гордости или стыдливости скрывать свои помыслы от старца. Это общий и ясный признак диавольского внушения, если мы стыдимся открыть его старцу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 31).

* * *

...Нет другого надежнейшего пути к спасению, как открывать свои помыслы рассудительнейшим отцам и иметь их руководителями к добродетели, а не следовать собственному помыслу и рассуждению. А из-за неопытности, неискусства, простоты одного или нескольких не должно опасаться открывать свои помыслы отцам опытнейшим. Ибо и они не по собственному побуждению, но по внушению от Бога и Божественного Писания заповедали младшим вопрошать старших (прп. авва Моисей, 56, 198).

* * *

Если хочешь приносить Богу неосужденное исповедание, то не вспоминай греховных изменений по виду их, но мужественно терпи находящие скорби за них (прп. Марк Подвижник, 69, 44). Источник.

* * *

...Кто исповедует грехи свои и оставит их позади себя, тот сподобится милости от Бога (прп. Исаак Сирин, 58, 300).

* * *

...Если человек открывал не все, что до него касается, и особенно если он был обладаем худым навыком или был в худом сообществе, то диавол находит в нем одно (какое-либо) пожелание или одно самооправдание, и сим низлагает его (прп. авва Дорофей, 29, 71). Источник.

* * *

Объявляющий всякого змия своему наставнику показывает истинную к нему веру, а кто скрывает что-нибудь, тот еще блуждает по беспутиям (прп. Иоанн Лествичник, 57, 40). Источник.

* * *

Душа, помышляющая об исповеди, удерживается ею от согрешений, как бы уздою; ибо грехи, которых не исповедуем отцу, делаем уже как во тьме и без страха (прп. Иоанн Лествичник, 57, 41). Источник.

* * *

Обнажай струп твой врачу... и не стыдись сказать ему: «Отче, моя язва сия, моя рана сия; она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености; никто не виновен в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое что-либо, но только мое нерадение» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43). Источник.

* * *

Во время исповеди будь как наружным видом, так и внутренним чувством и мыслию, как осужденный преступник, поникши лицом на землю; и если можно, то омочай слезами ноги судии и врача твоего, как ноги самого Христа (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43). Источник.

* * *

Бесы имеют обычай часто внушать нам или совсем не исповедовать согрешений отцу, или исповедовать, но как бы от лица иного, или складывать вину своего греха на других (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43). Источник.

* * *

Не думай, что неприлично исповедовать грехи твои отцу, споспешнику твоего спасения, как Богу, падши пред ним на землю (прп. Иоанн Лествичник, 57, 43–44). Источник.

* * *

Мы не должны удивляться, если и после исповеди бываем боримы, ибо лучше бороться с нечистотами, нежели с возношением (прп. Иоанн Лествичник, 57, 44).

* * *

Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела (прп. Иоанн Лествичник, 57, 211).

* * *

Устыдившиеся врачей подвергали <больные> раны свои гниению, а многие нередко и умирали (прп. Иоанн Лествичник, 57, 258).

* * *

...Хотя бы мы и дар прозорливости имели, не должны предупреждать согрешивших изъявлением их грехов, но лучше побуждать их к исповеданию гадательными выражениями... По исповедании же должны мы удостаивать их большего, нежели прежде, попечения и свободнейшего к нам доступа, ибо чрез это они более преуспевают в вере и любви к нам (прп. Иоанн Лествичник, 57, 266). Источник.

* * *

...Никто не скрытничай <на исповеди>, чтоб не сделаться неисцелимым (прп. Феодор Студит, 92, 393).

* * *

...Благоутробный, человеколюбивый и спасения нашего желающий Бог премудро поставил между нами и Собою таинство исповеди и покаяния и каждому дал власть, если хочет, чрез исповедь и покаяние, восстать от своего падения греховного, которым пал, и опять прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, и опять стать наследником всех благ... (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 299).

* * *

...Исповедание или откровение всего духовному отцу есть самое благотворное действие в деле нашей духовной брани.

Ничто так не поражает врага-душегубца и не разоряет козни его, как такой образ действования. Почему он всячески усиливается препятствовать ему, – и внутренне, и внешне: внутренне – мыслями и чувствами, а внешне – напущением разных встреч и случайностей (прп. Никодим Святогорец, 70, 124). Источник.

* * *

Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 102). Источник.

* * *

...Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 102). Источник.

* * *

Телесное вожделение увядает от исповеди более, нежели от поста и бдения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 490). Источник.

* * *

...Ничто не содействует столько к умерщвлению страсти... как тщательная исповедь всех <ее> проявлений... (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 460).

* * *

Получивший разрешение от духовного отца обезвиненным стоит пред лицом правды Божией (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник.

* * *

...Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 132). Источник.

* * *

<Священника> вам нечего бояться. Он не судья, а только свидетель – и оправдатель... А что стыдно, то ведайте, что, чем стыднее будет, тем лучше (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 109).

* * *

Не укоряйте... а считайте их <кающихся> больными и насилуемыми от врага (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 186).

* * *

<Духовники>, не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с <кающимися> (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 186).

* * *

Души, которые будут приходить к вам на исповедь, – Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, – как Богом посланных... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 202). Источник.

* * *

Будьте радушны, приветливы – и словом, и взглядом, и обхождением, но без шуток. Иначе подумают, что даете поблажку (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 208). Источник.

* * *

Строгость – хорошее дело... Она отрезвляет. Но бывает, что от исповеди отбивает и в отчаяние ввергает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 217). Источник.

* * *

Снисходительность расслабляет решимость к доброй жизни кающихся... а бывает и обратное действие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 217). Источник.

* * *

...На все случайности... исповеди правила постановить нельзя. Молитесь, чтобы Бог вразумлял (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 217). Источник.

* * *

...Настоящая исповедь должна быть своя, т. е. сам исповедающийся должен рассказать, в чем грешен, а не дожидаться, что спросит духовник (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 87, 151). Источник.

* * *

Некогда один святой старец, спасавшийся на горе Олимп, беседовал с братиями о спасении души. Вдруг подошел некий простолюдин и молча поклонился старцу. Тот спросил: «Что тебе нужно?» «Пришел исповедовать грехи свои, честный отче», – ответил пришедший. Старец сказал: «Говори пред всеми, не стыдись». Тот начал в присутствии всех исповедоваться, некоторые из грехов были столь тяжки, что неудобно и передать их. Когда он все поведал со слезами, то поник долу и стоял уныло. Старец надолго задумался о чем-то и, наконец, сказал: «Хочешь ли принять иноческий образ?» «Ей, отче, – ответил тот, – желаю, и даже принес необходимые для пострижения одежды». После сего старец преподал ему несколько наставлений, облек его в ангельский образ и отпустил со словами: «Иди, чадо, с миром и больше не согрешай». Монахи всему этому удивились: «Что это значит, отче? Сколько тяжких грехов сейчас мы слышали от него, и ты не дал ему никакого послушания, не наложил на него ни малейшей епитимии?» «О, любезные дети, – промолвил старец, – неужели вы не видели, когда он исповедовался, близ него стоял страшный муж, чье лицо блистало как молния, а одежды были белы как снег. В руках он держал хартию грехов кающегося, и, когда пришелец исповедовал мне грехи, этот муж изглаждал их из хартии. И если Бог простил грехи кающегося, то кто я, чтобы возлагать еще епитимию» (112, 769–770).

* * *

В одном городе был епископ, который впал в смертный грех. И вот однажды, когда в храм собралось множество людей, он вышел на середину и перед всеми исповедал свой грех. После этого он снял с себя святительский омофор и сказал: «Простите меня, братия, теперь я не могу быть у вас епископом». Но люди долго упрашивали его не покидать их. Тогда епископ воскликнул: «Если действительно хотите, чтобы я остался, то я сделаю по-вашему при одном условии: каждый должен попирать меня ногами». С этими словами он пал ниц. Все ужаснулись, но исполнили условие, и, когда последний из собравшихся в храме прошел по нему, раздался голос с неба: «Ради его смирения Я простил ему грех». Все услышали голос и в трепете прославили Бога (107, 152–153).

* * *

Когда мощи святого Иоанна Златоуста были из города Команы перенесены в Царьград и положены в храме Святых апостолов, тогда в храм был принесен больной вельможа и положен у раки великого святителя. Тут больной начал рыдать о своих грехах, ужасаясь вечных мук, стыдясь и взглянуть на лик Спасителя. При этом он стал исповедовать грехи свои, и в конце, вспомнив страшный грех, воскликнул: «Не смею говорить о нем, Человеколюбче!» В это время послышался голос: «Прощаются тебе грехи!» Тотчас прощенный встал со своего одра здоровым и прославил Бога. Дальнейшую же жизнь проводил целомудренно (112, 421–422).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle