Источник

Исправление

...Не отчаивайся, ибо не знаешь помощи Божией. Бог силен исполнить то, чего хочет. Уповай на Него, и Он одно из <двух> сделает с тобой: или какими-либо искушениями, или иным образом, как Он ведает, устроит твое исправление, или примет твое терпение и смирение вместо делания, или другим образом, которого ты не знаешь, ради упования (твоего), человеколюбиво совершит спасение бездерзновенной души твоей. Только не оставляй Врача, ибо потерпишь двоякую, лютую смерть, по незнанию сокровенного Божия намерения (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 164).

* * *

Если человек, по совершении греха, хочет исправиться, пусть обратится, умоляет о прощении; дверь у Врача отверста и не заключена для кающихся (прп. Ефрем Сирин, 33, 153).

* * *

Довольно служили мы лукавому; теперь начнем работать Господу нашему, пока отверста еще для нас дверь щедрот Его. Источник.

Ибо в одно мгновение отвсюду заключено будет Царство, и готовые соберутся во Царствии, а кто останется вне, тот будет каяться вечно (прп. Ефрем Сирин, 33, 198). Источник.

* * *

Пробудимся от сна... с воздыханием воззовем к Господу, день и ночь будем трудиться, заботясь об исправлении своем, пока продолжается еще жизнь наша, пока не прошло еще время, после которого не будет и места покаянию (прп. Ефрем Сирин, 33, 286). Источник.

* * *

Признайся, что ты согрешил, и это послужит началом твоего исправления (свт. Иоанн Златоуст, 46, 465).

* * *

Благомыслящих рабов исправляют не столько наказания и муки, сколько благодеяния и сознание того, что потерпели меньшее наказание, нежели какого заслуживали за свои грехи (свт. Иоанн Златоуст, 47, 72).

* * *

Не усиливайся исправить все вдруг – это невозможно, – но постепенно и понемногу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 252).

* * *

...Согрешающего брата, если необходимо, надобно стараться исправлять так, чтобы, желая уврачевать страждущего, может быть, легкою лихорадкою, сам себя не подверг худшей болезни ослепления от гнева. Ибо кто желает уврачевать раны другого, тот сам должен быть свободен от всякой болезни расслабляющей, и здоров (прп. Иоанн Кассиан, 56, 104).

* * *

...Загладите <беззакония>, если исправитесь; и исправитесь, если убедитесь, что Священное Писание истинно; а убедитесь, если непрестанно будете им пользоваться; и воспользуетесь, если уразумеете смысл оного; уразумеете же, если неотступно будете обращаться с мудрыми к Богу; а неотступно будете с ними, если начнете бегать порока; начнете же бегать, если убоитесь угрожающих ему наказаний; а убоитесь, если уверуете, что есть Бог; и уверуете, если избавитесь от такого безумия; избавитесь же, если поревнуете избавившимся; и поревнуете, если возьметесь за добродетель; возьметесь же, если возлюбите Царство Небесное; и возлюбите, если утвердитесь в той мысли, что видимое временно; а утвердитесь, если дознаете ничтожество видимого, и дознаете, если увидите его бренность; увидите же, если будете смотреть неповрежденными глазами; и будете смотреть так, если возымеете крепкую привязанность к небесному; возымеете же сию привязанность, если душевное око соделаете более проницательным; а соделаете это, если приобучитесь непрестанно обращать взор к Богу (прп. Исидор Пелусиот, 60, 427).

* * *

...Как нехорошо тревожить слух мужей досточестных, так весьма полезно вразумлять небоязненно делающих, что делать непозволительно. Ибо великим недостатком в мужестве будет – намеревающемуся искоренить какое-либо зло не решиться даже вымолвить слово, как будто молчание само собою может уврачевать зло (прп. Исидор Пелусиот, 60, 442). Источник.

* * *

...Если случится кому видеть, что брат его согрешает, не должно презреть его и умолчать о сем, попуская ему погибнуть, не должно также ни укорять, ни злословить его, но с чувством сострадания и страхом Божиим должно сказать тому, кто может исправить его, или сам видевший пусть скажет ему с любовью и смирением, говоря (так): «Прости, брат мой, если не ошибаюсь, мы нехорошо это делаем». И если он не послушает, скажи другому, о котором знаешь, что он имеет к нему доверие, или скажи старцу его или авве, смотря по важности согрешения, чтобы они его исправили, и потом будь спокоен. Но говори... с целью исправить брата своего, а не ради празднословия... и не для укоренил его, не из желания обличить его, не для осуждения и не притворяясь, что исправляешь его, а внутри имея что-либо из упомянутого. Ибо поистине если кто скажет и самому авве его, но говорит не для исправления ближнего или не для избежания собственного вреда, то это грех, ибо это злословие; но пусть он испытает сердце свое, не имеет ли оно какого-либо пристрастного движения, и если так, то (пусть) не говорит. Если же он, рассмотрен себя внимательно, увидит, что хочет сказать из сострадания и для пользы, а внутренно смущается некоторым страстным помыслом, то пусть он скажет авве со смирением и о себе, и о ближнем, говоря так: «Совесть моя свидетельствует мне, что я хочу сказать для исправления (брата), но чувствую, что имею внутри какой-то смешанный помысл, не знаю, оттого ли, что имел некогда (неприятность) с этим братом, или это искушение, препятствующее мне сказать о брате для того, чтобы не последовало (его исправление)»; и тогда авва скажет ему, должен ли он сказать, или нет. Бывает же, что иной говорит не для пользы брата своего, не по опасению собственного вреда и не потому, что помнит какое-либо зло, но рассказывая просто так, из празднословия. Но к чему такое злословие? Часто и брат узнает, что о нем говорили, смущается, от чего приходит скорбь и еще больший вред. А когда кто говорит, как мы сказали, единственно ради пользы брата, то Бог не попустит, чтобы произошло смущение, чтобы не последовала скорбь или вред (прп. авва Дорофей, 29, 62–63). Источник.

* * *

...Неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя, да и в другое время не должно делать сего для того, чтобы мстить за себя (прп. авва Дорофей, 29, 190). Источник.


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle