Источник

Злоупотребления

Никакое дело, совершаемое по Богу, со смирением, не худо; однако есть различие между делами и между начинаниями: и все то, что бывает сверх естественной потребности, делается препятствием для желающего спастись, т. е. все, что не служит к спасению души или к жизни тела. Ибо не снеди – зло, но чревоугодие, и не имущество, но пристрастие; не произношение слов, а пустословие; не сладостное мира, но невоздержание; не любовь к своим, а происходящее от нее нерадение о благоугождении Богу; не одежды для прикрытия только и избежания холода и зноя, но излишние и дорогие; не дома для избежания только, вместе с упомянутым, и злоумышленников, зверей и людей, но двухэтажные и трехэтажные, большие и многоценные; и не то, чтобы иметь кому-либо вещь, но иметь ее не для необходимой потребности, и книги иметь нестяжательным не есть зло, но иметь их не для чтения о Боге; не то зло, чтобы иметь друзей, но иметь неполезных для души; не женщина зло, а любодеяние; не богатство, но сребролюбие; не вино, но пьянство; не естественная раздражительность, данная для удержания от греха, но когда употребляем ее против подобных нам людей; не начальствование, но любоначалие; не слава, но славолюбие и худшее его тщеславие; не приобретение добродетели, но мнение, что имеем ее; не знание, но считание себя знающим, и худшее сего – незнание своего неведения; не истинное знание, но лжеименное. Не мир худ, но страсти, и не естество, но противоестественное... не члены тела, но злоупотребление их (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 139–141).

* * *

Рассказывали об авве Геласии, что имел он книгу на пергаменте, стоящую восемнадцать монет, ибо содержала весь Ветхий и Новый Завет. Она лежала в церкви, чтобы читали ее желающие из братий. Один брат-странник пришел навестить старца. Увидев книгу, он захотел взять ее и, украв, удалился. Старец же не погнался за ним, хотя и понимал, кто унес книгу. А странник, придя в город, стал искать, кому бы продать ее. Найдя желающего, назначил цену в шестнадцать монет. Покупающий же говорит брату: «Дай мне сначала лучше рассмотреть книгу, и тогда я дам эту цену». Странник отдал ему книгу. Тот же, взяв ее, принес к авве Геласию посмотреть ее и сказал о цене, какую назначил продавец. Старец говорит: «Купи эту книгу, ибо она хороша и достойна сказанной цены». Вернувшись, покупатель сказал страннику о ней иначе: «Вот я показывал ее авве Геласию, и он сказал мне, что книга не стоит той цены, которую ты просишь». Странник же, услышав это, спросил: «Ничего тебе не сказал еще старец?» Покупатель ответил: «Нет». Тогда странник говорит ему: «Не хочу продавать ее». Источник.

Мучимый совестию, он пришел к старцу, раскаиваясь и прося его взять украденное назад. Но старец не хотел брать книгу. Странник же говорит ему: «Если ты не возьмешь ее, то я не буду иметь покоя». Старец отвечает ему: «Если ты не успокаиваешься, тогда я беру ее». И странник, получив пользу от поступка старца, пребыл там до своей кончины (98, 357–358).

* * *

Некий брат подделал ключ и, отворив келью одного из старцев, взял деньги. Старец же написал хартию: «Господин брат, кто бы ты ни был, окажи любовь, оставь половину на мою нужду». И, разделив деньги на две части, положил хартию. Тот же, пришедши в другой раз и разорвав хартию, взял все деньги. Источник.

Спустя два года этот брат стал умирать, но душа его не выходила. Тогда, призвав старца, говорит ему: «Помолись за меня, отче, ибо я украл твои деньги». И сказал старец: «Почему же не сказал ты прежде?» И когда стал он молиться, тот предал дух (98, 370).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle