Источник

Злословие

...Ни о ком не говори дурно и не люби слушать того, кто говорит дурно. Если же будешь слушать, то будешь причастен греху злословящего; и веря ему, ты будешь подобен ему, потому что поверил злословящему на брата твоего (св. Ерм, 94, 181).

* * *

Гибельное злословие – это злой дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него, и всегда имей мир с братом твоим (св. Ерм, 94, 181–182).

* * *

Воздерживайтесь... от ругательства и злоречия, потому что и злоречивые Царствия Божия не наследуют... (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 171). Источник.

* * *

Мы предаемся злоречию и злословию, не разумеем, что слова, которые теперь произношу, станут против меня в день Суда, пресекут мне путь, и сделаются как бы стеною, чрез которую нельзя перейти (свт. Василий Великий, 6, 100). Источник.

* * *

Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.

* * *

Кто избегает злоречивого духа, тот соблюл от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.

* * *

Кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его не осквернена (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.

* * *

Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище (прп. Ефрем Сирин, 30, 26). Источник.

* * *

Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяный, и соблюл себя незапятнанным (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

Кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотской, запутавшийся в сетях мира (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

Кто услаждается злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит других (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святаго Духа (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

Кто не в сообществе со злоречивыми, тот водворится с Ангелами (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество, поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердым (прп. Ефрем Сирин, 30, 27). Источник.

* * *

Если хочешь избавиться от мучения, то никого никогда не злословь (прп. Ефрем Сирин, 30, 72). Источник.

* * *

Приятность, с какою оговариваем других, означает, что полны мы ненависти (прп. Ефрем Сирин, 30, 87). Источник.

* * *

У кого дерзкие уста, тому посмеяние, а боящийся Господа будет уважаем (прп. Ефрем Сирин, 30, 214).

* * *

Если кто, злословя тебя, расскажет, что сделано тобою худо, то вини больше себя, нежели другого... Не его заставляй молчать гневными угрозами, но себя самого исправь... (прп. Ефрем Сирин, 31, 110). Источник.

* * *

Если перенесешь злословие, то узнаешь путь долготерпения (прп. Ефрем Сирин, 31, 627). Источник.

* * *

Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверсть уста (прп. Ефрем Сирин, 33, 107). Источник.

* * *

Смотрите, братия мои, да не будут слышимы у вас злословия и укоризны; но вместо них возносите хвалу и славословие Богу (прп. Ефрем Сирин, 33, 113). Источник.

* * *

Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь (прп. Ефрем Сирин, 34, 335). Источник.

* * *

Если кто и справедливо злословит, то правда его будет неправдою (прп. Ефрем Сирин, 34, 335). Источник.

* * *

Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу (прп. Ефрем Сирин, 34, 335). Источник.

* * *

Злословие может заступить место убийства, язык – послужит вместо меча (прп. Ефрем Сирин, 34, 352). Источник.

* * *

Кто не дозволял себе ни проклятия, ни злоречия, того прежде всех ожидает райское благословение (прп. Ефрем Сирин, 34, 386). Источник.

* * *

Хотя и совесть чиста, однако же должно избегать злоречия. А язык всего готовее злоречить (свт. Григорий Богослов, 16, 112). Источник.

* * *

Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если сам ты совершен, то, может быть, и поверю тебе. Источник.

А если ты очень худ, то прошу тебя говорить обо мне всегда и еще хуже. Это может сделать меня совершеннее всех; прекрасно быть в ненависти у порочных (свт. Григорий Богослов, 16, 251). Источник.

* * *

Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший, а зло делаешь самому себе. Для меня врачевством в этой беде служит такое рассуждение. Если Великий Бог благоволит к тебе, то в ином благоволит и ко мне. А если прогневается на тебя, то во сколько строже будет суд! (свт. Григорий Богослов, 16, 251). Источник.

* * *

Много худого говоришь ты обо мне, любезнейший. Если говоришь справедливо, то виноват я, который дал повод твоему языку. А если несправедливо и ложно, что мне до твоих речей? Говори даже всякому: за это, без сомнения, большее наказание получишь от Бога (свт. Григорий Богослов, 16, 252). Источник.

* * *

...Полезно не оскорбляться злословиями других и не раздражаться обидами ближних! Можно и от них получить себе великое и важное благо, как было и с мытарем (свт. Иоанн Златоуст, 44, 545).

* * *

Ты не вонзил зубов в плоть (ближнего), но вонзил в его душу злую речь, ранил ее худою молвою, сделал тысячу зол и себе самому, и ему, и многим другим; потому что, осуждая ближнего, ты (во-первых) причинил зло и тому, кто тебя слышал. Если это грешник, то он делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе самом. Вместе с тем ты (во-вторых) повредил всей Церкви, потому что все слышащие не грешника осуждают, но поражают укоризнами весь народ христианский. Не слышно, чтобы неверные говорили, что такой-то блудник и развратник, но, вместо виновного, они поносят всех христиан. Затем, (в-третьих) ты подал повод к уничтожению славы Божией, потому что имя Божие славится, когда мы живем хорошо, а когда грешим, оно хулится и бесчестится. (В-четвертых), ты посрамил того, о ком распускаешь худую молву, сделал его через то более бесстыдным, и нажил в нем себе врага и неприятеля. (В-пятых), ты сделал самого себя достойным взыскания и наказания, взявшись за такие дела, которые нисколько не касаются тебя (свт. Иоанн Златоуст, 45, 50–51). Источник.

* * *

Хотя бы в твоем злословии и была истина, и в таком случае оно преступно (свт. Иоанн Златоуст, 45, 51). Источник.

* * *

...Как доброе слово и похвала служат началом дружбе, – так злоречие и клевета бывают началом и поводом к вражде, ненависти и тысяче распрей (свт. Иоанн Златоуст, 45, 52). Источник.

* * *

...Рассказы, выводящие наружу чужие грехи и раскрывающие нечистую жизнь, оскорбляют и возмущают душу тех, кто их слышит (свт. Иоанн Златоуст, 45, 53). Источник.

* * *

...Ничто так не терзает душу и сердце, как насмешки и злословия, многие мужи часто падали от посрамления (свт. Иоанн Златоуст, 46, 300). Источник.

* * *

Гораздо хуже кусающих тело те, которые делают это словами. Первые кусают зубами тело, а последний угрызает словами душу, наносит рану доброй славе, причиняет рану неисцельную. Поэтому он подвергнется тем большему наказанию и мучению, чем тягчайшее причиняет угрызение (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479). Источник.

* * *

...Кто произносит постыдные слова, тот не себя только срамит, но распространяет великую заразу и между ближними и обращающимися с ним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479). Источник.

* * *

...Как, открыв гробы, мы наполнили бы города заразою, так и скверные уста, открываемые с бесстыдством, заражают всех обращающихся с ними тягчайшею болезнью (свт. Иоанн Златоуст, 49, 479). Источник.

* * *

<От злословия> ничего не потерпит добродетельный человек, напротив, он чрез это еще более прославится (свт. Иоанн Златоуст, 50, 163).

* * *

Если изрыгаемые им <злоязычником> слова так много огорчают других, то еще гораздо большую скорбь причинят они душе, породившей их (свт. Иоанн Златоуст, 50, 446).

* * *

...Говоря худо о брате, ты источаешь из уст своих грязь... клевещешь на того, кто составляет один из членов Христовых... поедаешь собственную плоть свою... страшный тот и нелицеприятный суд делаешь для себя еще более строгим... стрела твоя убивает не пораженного ею, но тебя, пустившего ее (свт. Иоанн Златоуст, 52, 581).

* * *

Кто выражает досаду, когда о нем говорят худо, тот своею скорбью доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного... (свт. Иоанн Златоуст, 52, 635).

* * *

...Вспомни о достоинстве твоих уст. Ты называешь Бога своим Отцом и в то же время поносишь своего брата? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 127).

* * *

Бог украсил твои уста столькими ангельскими песнопениями, удостоил их брашна не ангельского, но свыше-ангельского – Своего лобзания и Своих объятий, и ты предаешься злословию? Оставь это, прошу тебя. Такое поведение производит великие бедствия и несвойственно душе христианской (свт. Иоанн Златоуст, 54, 128).

* * *

...Заграждай уста тем, кто захотел бы злословить (находящегося в искушениях брата), приобретай ему друзей и, если он выйдет <из искушения>, принимай его с особенным усердием: таким образом ты будешь участником и венцов, и славы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 451).

* * *

...Когда две противоположные двери стоят одна прямо против другой, и когда поднимется сильный ветер, то как скоро затворишь одну из дверей, и сквозного ветра не будет, ветер ничего не сделает, напротив, потеряет много силы. Так и здесь две двери: твои уста и уста оскорбляющего тебя и злословящего. Если закроешь уста свои... уничтожишь всю (силу) ветра, если же откроешь их, то он сделается неукротимым (свт. Иоанн Златоуст, 54, 564–565). Источник.

* * *

Ты хочешь, чтобы про тебя не говорили худо? Не говори поэтому и сам худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 473).

* * *

...Злоречивого человека все сторонятся, как бы пахнущего гнилью, как какой-то гадины или жука, питающегося навозом, – чужими бедствиями... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607). Источник.

* * *

...Не говори о другом худо, чтобы не обесчестить и себя; не сплетай тины с грязью и мусором, а плети венки из роз, фиалок и прочих цветов; не износи навоза из уст, подобно жукам, а таковы те, которые говорят худо о других (свт. Иоанн Златоуст, 55, 607). Источник.

* * *

Будем... скорбеть не о том, что слышим худые речи о себе, а о том, что слышим такие речи заслуженно... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619). Источник.

* * *

...Те, кто слышит о себе дурные речи, должны оставаться беспечальны, потому что они не будут давать ответа за то, что сказал худо другой... (свт. Иоанн Златоуст, 55, 619).

* * *

...Когда, будучи злословим, не только не злословит, но и благословляет, то этим наносит обидчику более тяжкий удар, чем если бы осыпал его бесчисленными ругательствами (свт. Иоанн Златоуст, 55, 680). Источник.

* * *

Если наблюдаешь пост в яствах, то для чего же допускаешь мясоястие в злословии? Ибо лучше пресыщаться яствами, нежели сквернить себя злословием. А если от яств воздерживаешься, а сквернишь себя злословием, то уподобляешься человеку, который недолго молится, а большую часть времени богохульствует (прп. Исидор Пелусиот, 60, 250). Источник.

* * *

Хотя любителям добродетели не иметь врагов почитаю делом невозможным, однако же и вражду можно им обращать на добро. Если любомудрые не падают, то делают тем пользу себе, а врагам обращается это в наказание. Но если падают, то пользуются от врагов; потому что нередко постигшее человека злословие уврачевывает душевную болезнь, которой он не знал или о которой нерадел. И благоискусным нужны или искренние друзья, или пламенеющие злобой враги. Одни советами, а другие злоречием предотвращают падения. А как дружба ныне для свободного слова худогласна, лучше же сказать, безгласна, на лесть и приветы она говорлива и громогласна, а на совет и выговор нет у нее голоса, то от врагов должно выслушивать истину и исправляться (прп. Исидор Пелусиот, 61, 301–302). Источник.

* * *

...Кто незаконно отверзает уста, заключенные Божественными уставами, тот, как видится, отверзает их сам на себя... (прп. Исидор Пелусиот, 61, 308–309). Источник.

* * *

...Не унывай духом, если ты... почувствуешь, что острейшие изощренных копий языки уготованы на тебя, но ожидай, что чрез сие-то наипаче будешь ты знаменит (прп. Исидор Пелусиот, 62, 435).

* * *

Когда злословят тебя, смотри, не сделано ли тобою что-либо достойное злословия. А если не сделано, то злословие почитай улетающим дымом (прп. Нил Синайский, 72, 239). Источник.

* * *

Если желаешь избежать тяжести мучения, никого никогда не злословь, ибо сие прогневляет Бога (прп. Нил Синайский, 72, 243). Источник.

* * *

Как скоро злословит кто ближнего, немедленно поражается проказою в сердце (прп. Нил Синайский, 73, 82). Источник.

* * *

Неправедные уста заграждаются молитвою... (прп. Исаак Сирин, 58, 301). Источник.

* * *

Злословие... большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви... (прп. Иоанн Лествичник, 57, 96). Источник.

* * *

Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг... причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты (прп. Иоанн Лествичник, 57, 96). Источник.

* * *

Кто хочет победить духа злословия, тот пусть приписывает вину не согрешающему, но подущающему его бесу (прп. Иоанн Лествичник, 57, 97). Источник.

* * *

Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему:. «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи; и как могу его осуждать?» (прп. Иоанн Лествичник, 57, 97).

* * *

Пусть по какому либо искушению брат продолжительно будет злословить тебя, но ты не выносись из любительного состояния и не попусти тому же злому духу возмутить твою мысль. Ты и не вынесешься из него, если, поносимый и наветуемый, благословлять и благожелательствовать будешь ему. Таков путь любомудрия во Христе, и шествующий сим путем соводворится с Ним (прп. Максим Исповедник, 91, 218).

* * *

Тем, которые злословят и укоряют нас или другим каким образом нападают на нас, не тем же отвечать получили мы заповедь, т. е. не противозлословить и не противоукорять, а, напротив, добрые говорить о них речи и благословлять их. Ибо когда мы мирствуем с людьми немирными, тогда в брани или битве состоим с демонами; когда же с братьями состоим в неприязни и брани, тогда мирствуем с демонами, которых научены мы совершенно ненавидеть ненавистью и непрерывную вести с ними брань (свт. Феодор Едесский, 91, 338).

* * *

Преподобный отец наш Виталий, после шестидесятилетних подвигов в келье святого Спиридона, пришел в Александрию и остался там жить «нечеловеком на соблазн». Желая избежать славы человеческой, он поступал так: днем нанимался на работу и получал за свои труды по сребренику в день. Из этих денег на самую ничтожную сумму он покупал себе бобов, а затем уходил вечером в дома падших женщин. Отдав им заработанные деньги, он умолял женщин бросить порочную жизнь, а потом все ночи проводил там в пении псалмов и молитве. Уходя же, он всегда брал с падших слово никому не говорить о том, зачем он приходил к ним.

Между тем жители города, не знавшие настоящей цели его посещений, повседневно укоряли его и говорили: «Ступай, окаянный, тебя ждут твои блудницы!» или: «Уж лучше бы ты женился, чем срамить чин монашеский!» Виталий не оправдывался и, утаив добродетель, продолжал свой подвиг и многих спас.

Его святость открылась только после его смерти, когда от прикосновения к телу преподобного исцелилась бесноватая, и «мнози хромии и слепии исцелеша» (112, 637–638).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

Комментарии для сайта Cackle