Беседы
Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога; этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага (прп. Антоний Великий, 85, 104). Источник.
* * *
Возненавидь мирские беседы, чтобы сердце твое узрело Бога (прп. авва Исаия, 60, 91).
* * *
Когда говоришь с кем-нибудь, говори не много, любви ради и поскорее замолчи (прп. авва Исаия, 85, 432).
* * *
Когда беседуем о предметах духовных, ничто житейское да не будет в душах наших, ничто земное; но все это да будет удалено, все да будет устранено, чтобы мы могли всецело предаться одному слушанию божественных слов (свт. Иоанн Златоуст, 52, 307).
* * *
Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямою речью, а жестокое (строгое) загадочною (прп. Марк Подвижник, 85, 556).
* * *
Беседа с благоразумными – сладкий источник (прп. Исаак Сирин, 59, 415).
* * *
Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге (прп. авва Дорофей, 29, 216). Источник.
* * *
Не распространяйся в долгих беседах с тем, кто слушает тебя не с добрым сердцем, чтоб, наскучив ему, не сделаться для него мерзостным... (прп. Никодим Святогорец, 68, 105). Источник.
* * *
Когда нужно тебе говорить, наперед добре рассуди о том, что высказать всходит на сердце твое, прежде чем перейдет то на язык твой, и найдешь, что многое из сего таково, что сему гораздо лучше не исходить из уст твоих. Но при этом знай, что и из того, что высказать кажется тебе делом хорошим, иному лучше остаться похороненным в гробе молчания. Об этом иной раз сам ты узнаешь тотчас по окончании беседы (прп. Никодим Святогорец, 68, 106). Источник.
* * *
Однажды авва Аммон пришел к авве Пимену и спросил его: «Если я приду в келию брата или он придет ко мне по какой-нибудь нужде, позволительно ли беседовать с ним свободно о всех предметах?» Авва Пимен ответил: «Не одобряю такого поведения, потому что юность нуждается в самоохранении». Авва Аммон спросил: «Как поступали старцы в таких случаях?» Авва Пимен ответил: «Старцы, находясь в преуспеянии, не нуждаются в таком самоохранении; они, не имея ничего чуждого в сердце, не имеют его и в устах своих». Опять авва Аммон спросил: «Из чего лучше заимствовать беседу, если случится беседовать с братом: из Писания или из отеческих изречений?» Старец отвечал: «Если не можешь молчать, то говори лучше из отеческих изречений, нежели из Писания. Объяснение Писания сопряжено с великою опасностью для души» (101, 65).
* * *
Несколько монахов, вышедши из хижин своих, собрались вместе и беседовали о вере, монашеском подвижничестве и о средствах богоугождения. Из числа беседующих два старца увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии их и похваляли беседующих о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о некотором брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего кабана и, уразумев согрешение свое, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана (101, 457). Источник.
* * *
Некогда один отшельник пришел из своей пустыни в Египет к авве Пимену. Отшельник начал говорить от Писания о предметах духовных и небесных. Но авва Пимен отвратил от него лицо и не дал ответа. Тот, видя, что старец не говорит с ним, ушел от него с прискорбием и говорит брату, который привел его: «Напрасно предпринял я это путешествие, шел я к старцу ради пользы, а он не хочет и говорить со мной». Брат пошел к авве и говорит: «Авва, для тебя пришел этот муж, столь славный в своей стране, почему ты не говорил с ним?» Старец ответил: «Он от вышних и говорит о небесном, а я от нижних и говорю о земном (Ин. 8, 23). Если бы он говорил со мною о душевных страстях, я стал бы отвечать ему; а если он говорит о духовном, то я сего не знаю». Вышедши от него, брат сказал отшельнику: «Старец не вдруг говорит от Писания; но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он отвечает». Сокрушившись в себе, отшельник вошел к старцу и сказал: «Что мне делать, авва? Мною овладевают душевные страсти». Старец, с радостью посмотрев на него, сказал: «Теперь хорошо ты пришел»... Отшельник, получив великое назидание, говорил: «Подлинно, это истинный путь». И возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь великого святого старца (95, 30).