Безмолвие
Безмолвие, как начало очищения души, без труда укрепляет произволяющего ко всем заповедям (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 26).
* * *
Безмолвие выше всего, и без него мы не можем очиститься и познать нашу немощь и козни демонов. Но и силу и Промысл Божий не успеем познать из читаемых и воспеваемых (нами) Божественных слов, ибо все мы люди имеем нужду в таком упразднении, или отчасти, или вполне, и без него никому невозможно достигнуть духовного познания и смиренномудрия, чрез которые познает произволяющий тайны, сокровенные в Божественных Писаниях и во всех творениях (сщмч. Петр Дамаскин, 72, 26).
* * *
...Человек безмолвствующий должен хранить себя, чтоб ни одного слова не услышать неполезного .ему, потому что это губит труд его (прп. авва Исаия, 85, 428).
* * *
Люби лучше молчать, чем говорить, ибо молчание собирает, а многоглаголание расточает (прп. авва Исаия, 85, 468). Источник.
* * *
Безмолвие служит для души началом очищения, когда ни язык не произносит чего-либо человеческого, ни глаза не заняты рассматриванием доброцветности и соразмерности в телах, ни слух не расслабляет душевного напряжения слушанием песен, сложенных для удовольствия, или разговорами людей шутливых и смехотворных, что обыкновенно всего более ослабляет душевные силы (свт. Василий Великий, 10, 10). Источник.
* * *
Ум, не рассеиваясь по внешним предметам и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге... (свт. Василий Великий, 10, 10).
* * *
Если возлюбишь безмолвие, то совершишь плавание в тишине (прп. Ефрем Сирин, 30, 161). Источник.
* * *
Сокровище собирает себе на небо, <тот> кто любит безмолвие в любви (при. Ефрем Сирин, 30, 200).
* * *
Возлюбим безмолвие, чтобы иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм соблюлся неоскверненным от греховного растления (прп. Ефрем Сирин, 31, 102). Источник.
* * *
Будем стремиться к безмолвию, чтобы, видя свои прегрешения, постоянно нам смиряться и не воспитывать в себе подобного ядовитым животным помысла самомнения или лукавства (прп. Ефрем Сирин, 31, 102).
* * *
В какой мере удаляется кто от безмолвия, в такой грубеет у него ум (прп. Ефрем Сирин, 31, 193).
* * *
Кто любит развлечения и ненавидит безмолвие, тот много потерпит скорбей; а безмолвствующий в смиренномудрии возвеселится о Господе (прп. Ефрем Сирин, 31, 294).
* * *
Весь подвиг <иноков> в том, чтобы безмолвствовать внутренно и отречься истинных мятежей, волнения помыслов и сопротивных сил. Иначе напрасно будет отречение и видимое удаление с места. Ибо вот истинное отречение – внутренно пребывать в мире и тишине (прп. Ефрем Сирин, 32, 33).
* * *
Приобрети безмолвие, как крепкую стену, потому что безмолвие поставит тебя выше страстей. Ты будешь вести брань сверху, а они снизу (прп. Ефрем Сирин, 32, 100). Источник.
* * *
Безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, есть огненная колесница, которая приобретших его возносит на небеса (прп, Ефрем Сирин, 32, 100). Источник.
* * *
Лучше кусок хлеба с солью в безмолвии и на свободе от забот, нежели предложение многих снедей при развлечениях и заботах (прп. Ефрем Сирин, 32, 101). Источник.
* * *
Избегай беседы о мирском, чтобы ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено (авва Евагрий, 85, 636).
* * *
Владей... безмолвием, как крепкою стеною, потому что безмолвие делает тебя выше страстей; ты воюешь сверху, а они снизу. Владей безмолвием страха Божия, и все стрелы врага не повредят тебе; безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, есть огненная колесница... О, безмолвие, преуспеяние монахов, лестница на небо, путь Небесного Царства, мать раскаяния, зеркало грехов, показывающее человеку прегрешения его. О, безмолвие, не задерживающее слез, родительница кротости, сожительница смирения; о, безмолвие, сопряженное со страхом Божиим, – просветитель ума, соглядатай помышлений и помощник в сомнении; о, безмолвие, родительница всякого блага, основание поста и помеха для прожорливости, досуг для молитвы и чтения, тишина помышлений и ясная пристань; о, безмолвие, беззаботность души, полезное ярмо и бремя легкое, дающее отдых и носящее носящего тебя, радость души и сердца, узда для глаз, слуха и языка; о, безмолвие, уничтожение хвастливости и враг бесстыдства, темница страстей, помощник всякой добродетели, защитник бедности, страна Божия, приносящая добрые плоды, стена и крепость желающим подвизаться для Небесного Царства (свт. Иоанн Златоуст, 56, 450). Источник.
* * *
Безмолвствовать по наружности, а мысленно мешаться в житейские ухищрения и мятежи – это и чувство наполняет омрачением, и прежние труды обращает в ничто, и страстям пролагает путь к победе, а воина заставляет бросить щит (прп. Исидор Пелусиот, 61, 18). Источник.
* * *
Безмолвие есть отсечение зла (прп. Марк Подвижник, 67, 31). Источник.
* * *
Невозможно безмолвствовать умом без тела, ни разорить средостения <страстей> без безмолвия и молитвы (прп. Марк Подвижник, 67, 31).
* * *
Блажен, кто ради Бога пребывает в безмолвии, и один ест хлеб свой, потому́ что всегда он беседует с Богом (прп. Исаак Сирин, 59, 52). Источник.
* * *
Ты же, если намерен держаться безмолвия, будь подобен Херувимам, которые не заботятся ни о чем житейском (прп. Исаак Сирин, 59, 66). Источник.
* * *
Безмолвие есть начало очищения души (прп. Исаак Сирин, 59, 99). Источник.
* * *
Когда же придет человек в безмолвие, тогда душа может различать страсти и разумно изведывать свою мудрость (прп. Исаак Сирин, 59, 100). Источник.
* * *
Безмолвие умерщвляет внешние чувства и возбуждает внутренние движения (прп. Исаак Сирин, 59, 101). Источник.
* * *
Если человек в начале своего безмолвия не ощущает силы... созерцаний, по причине парения ума своего, то да не приходит в уныние и да не оставляет тишины безмолвной жизни своей (прп. Исаак Сирин, 59, 109). Источник.
* * *
...Хранение уст заставляет совесть воспрянуть к Богу... (прп. Исаак Сирин, 59, 148). Источник.
* * *
Всякий человек, который опытом не изведал продолжительного безмолвия, пусть не ожидает сам собою узнать что-либо большее о благах подвижничества, хотя он и велик, и мудр, и учителен, и имеет много заслуг (прп. Исаак Сирин, 59, 174).
* * *
Если любишь безмолвие – матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малый телесный вред, и укоризны, и обиды, какие польются на тебя за безмолвие (прп. Исаак Сирин, 59, 179). Источник.
* * *
Приверженность к безмолвию – есть непрестанное ожидание смерти (прп. Исаак Сирин, 59, 179). Источник.
* * *
Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства (прп. Исаак Сирин, 59, 179). Источник.
* * *
Если желаешь в краткие дни свои обрести жизнь нетленную, то с рассудительностью да будет вступление твое на безмолвие (прп. Исаак Сирин, 59, 182). Источник.
* * *
Вследствие обучения безмолвию и продолжительного пребывания в оном, легко и скоро дается каждому внутреннее созерцание, и в изумление приводит их созерцаемым (прп. Исаак Сирин, 59, 213). Источник.
* * *
Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу (прп. Исаак Сирин, 59, 280). Источник.
* * *
Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй, по крайней мере, языком (прп. Исаак Сирин, 59, 416). Источник.
* * *
Недугующий душевною страстью и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море и думает безбедно достигнуть берега на доске (прп. Иоанн Лествичник, 58, 218). Источник.
* * *
Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним (прп. Иоанн Лествичник, 58, 227). Источник.
* * *
Кто еще не познал Бога, тот неспособен к безмолвию, и многим бедам подвергается на сем пути (прп. Иоанн Лествичник, 58, 227). Источник.
* * *
Собеседование полезно только духовное, всем же другим предпочтительнее безмолвие (авва Фалассий, 87, 317). Источник.
* * *
Стяжите безмолвие, не говорю, чтоб вы совсем ничего не говорили, потому что это несовместно с нашей жизнью, но чтоб не говорили о неподобающих вещах (прп. Феодор Студит, 88, 94).
* * *
Безмолвие есть состояние ума, нестужаемого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге, нетревожимое и невлаемое, светлое созерцание, ведение Божиих тайн, слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восторжение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, молитва умная, беструдный в великих трудах покой и, наконец, единение... с Богом (прп. Никита Стифат, 89, 140).
* * *
Для сохранения сокровенных сокровищ Духа надобно упраздниться от дел человеческих, избрав безмолвие, которое чистотою сердца и сладостью умиления сильнее распаляя любовь к Богу, разрешает душу от уз чувств, силы ее возводит в естественное им состояние и им возвращает первобытное устроение (прп. Никита Стифат, 89, 160).
* * *
Истинное безмолвие состоит в усвоившейся сердцу Иисусовой молитве – и некоторые из святых отцов совершили великий подвиг сердечного безмолвия и затвора, окруженные молвою человеческою (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 226). Источник.
* * *
Истинное послушание служит основанием и законною дверью для истинного безмолвия (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 226).
* * *
Скорби и искушения признаются Священным Писанием и отцами величайшим даром Божиим, служат предуготовительным обучением к безмолвию... (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 565). Источник.
* * *
Добродетели, особенно нужные безмолвнику, суть: кроткая покорность Богу, расположение к молчанию, удаление от бесед, даже полезных, но отдаляющих от беседы с Богом и нарушающих безмолвие сердечное (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 138).
* * *
Как кормчий смотрит на звезды и по ним направляет ход корабля, так и безмолвник должен непрестанно взирать на Бога, Его видеть очами веры и надежды, чтоб сохраниться в постоянстве и терпении (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 141). Источник.
* * *
Юных по духовному возрасту подвижников, хотя бы они были и стары по плоти, хотя бы они отреклись от мира и потому заслуживали имя вдовиц, не должно допускать до безмолвия (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 142). Источник.
* * *
Пища для безмолвников есть благодатное просветительное утешение откровением таинства Креста Христова. Оно – дар свыше, а не познание, свойственное собственно естеству человеческому (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 143). Источник.
* * *
Истинное безмолвие доставляет душе устроение, подобное чистым зеркальным водам: в них видит человек свое состояние и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 490). Источник.
* * *
Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом (свт. Игнатий Брянчанинов, 43, 43). Источник.
* * *
Пришел некогда авва Арсений в одно место, где рос тростник и колебался от ветра. Старец спросил братьев: «Что это за шум?» Говорят ему: «Это шумит тростник». Старец сказал: «Да, если кто пребывает в безмолвии и услышит голос воробья, то сердце его не имеет уже прежнего покоя, – кольми паче трудно иметь его вам, слыша шум сего тростника» (93, 17).
* * *
Авва Марк спросил авву Арсения: «Почему ты бегаешь от нас?» Старец ответил ему: «Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с людьми. На небе тысячи и миллиарды имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» (94, 26).
* * *
Пришел к авве Арсению один отец и постучался в дверь его. Старец думал, что это его послушник, отворил дверь. Увидев, что это другой, упал на лицо свое. Пришлец говорит ему: «Встань, авва, дай мне облобызать тебя!» Но старец отвечал: «Не встану, пока не уйдешь». И после долгих просьб старец не встал, пока отец не удалился (93, 24).
* * *
Поведали о некотором брате, приходившем в скит с целью увидеть авву Арсения, следующее: брат этот пришел в скитскую церковь и убедительно просил священнослужителей, чтобы доставили ему возможность видеть старца. Они сказали ему: «Побудь здесь некоторое время, и увидишь его». Брат сказал: «Я не вкушу никакой пищи прежде, нежели увижу его». Тогда служители послали одного из братий проводить странника до кельи старца, которая находилась в весьма дальнем расстоянии от скитской церкви.
Достигши кельи и постучавшись в дверь, они вошли в келью и, приветствовав старца, сели и сидели долго, пребывая в молчании. Наконец скитский брат сказал: «Я ухожу – помолитесь обо мне». Странный брат не осмелился начать разговора со старцем и сказал скитскому: «И я иду с тобой». Они вышли оба вместе, и попросил странный брат скитского брата: «Отведи меня к авве Моисею, который вступил в монашество из разбойников».
Когда они пришли к авве, то он принял их очень приветливо, преподал им мудрое и святое наставление, отпустил, выразив великую любовь... Некто из отцов, услышав это, помолился Богу, говоря: «Господи! открой мне тайну дела: один убегает всех ради имени Твоего, а другой принимает всех ради Твоего имени».
И вот в видении явились ему два великих корабля на обширных водах. В одном корабле он видел авву Арсения, безмолвно плывущего, и Духа Божия с ним, а в другом авву Моисея, плывущего в обществе Ангелов, которые питали его медом (101, 49). Источник.
* * *
Сказывали об авве Иоанне: пришел он в церковь скита и, услышав там спорящих братьев, возвратился к келии своей, обошел ее три раза и вошел в нее. Некоторые из братьев, видя это, спросили его: почему он поступил так? Авва ответил: «Мой слух был запечатлен словами спора, я прохаживался, чтоб очиститься и уже в безмолвии сердца войти в келью» (101, 294).
* * *
Святая Мелания спросила преподобную Матрону: «Хочу хранить сердце свое и не могу». Говорит ей преподобная Матрона: «Удивляюсь словам твоим... Не знаешь разве, что небезмолвствующему невозможно стяжать ни одной добродетели? Как можно хранить сердце, когда отверсты двери языка, слуха и очей? Если хочешь и сердце свое сохранить и преуспеть в добродетели, сиди, безмолвствуя, в келии» (100, 61).