Источник

Седмица 22-я по Пятидесятнице

ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 43. (9,18–22) О СТРАДАНИЯХ И СМЕРТИ ГОСПОДА, О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ

Пришел Сам Сын и крестною смертию совершил наше искупление (37,169).

Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо Крест делится на четыре части так, что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. И предпочтена крестная смерть, чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста, или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный мысленный крест, в сердце которого соприкасаются четыре части Вселенной и сила которого, заключающаяся в середине, проходит по четырем частям (2,298).

Крест есть знамение будущего бессмертия (61,338).

Крест освятил Вселенную, он рассеял тьму и возвратил свет, он потребил заблуждение, он собрал народы от востока, запада, севера и юга и соединил их любовью в единую Церковь, в единую веру и единое крещение (23,357).

Крест – путь заблудшим, Крест – упование христиан, Крест – узда богатым, Крест – памятование победы над демонами, помощь беспомощным, надежда обуреваемых, заступник вдов, упование скорбящих, цель старцев; Крест – оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; Крест – безопасность Вселенной, Крест – уничтожение идолов, сила сильных, разрешение расслабленных, покров нагим; Крест – воскресение мертвых, жезл хромых, низложение горделивых, победа над диаволом; Крест – надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; Крест – свет сидящим во тьме, любомудрие для варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; Крест – радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; Крест – хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержанным; Крест – пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; Крест – советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков, Крест – упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущих; приходит Крест – и преисподняя разорена (24,423).

Смерть побеждена Крестом, Адам возвращен в рай, соделан наследником царства, а диавол посрамлен (25,476).

Крест – изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение Ангелов, утверждение Церкви, похвала апостола Павла, твердыня святых, свет всей Вселенной (33,441).

Крест – уничтожение вражды, он – охрана мира, он стал для нас сокровищницею бесчисленных благ (33,443).

Крест сокрушил смерть, отверз небеса, сделал чистою землю, возвел наше естество на царский престол и положил конец тирании диавола (34,915).

Крест – милостыни поощрение и жестокосердия наказание. Радуйся, Кресте, всех крепкая помощь и упования крепкая порука (42,951).

Крест – оружие мужества и крепость воздержания; Крест – основание веры и устой благочестия. Крест – светоч богопознания и отмена приговоров; Крест – изгнанных возвращение и пленных освобождение. Крест – заблуждающихся обретение и падающих восставление. Крест – спасаемых сила и изнемогающих исцеление. Крест Христов есть древо бессмертия, семя нетления, корень правды, росток целомудрия, цвет девства, роза вдовства (42,952).

Крест – учителей наставление и иноков похвала, Крест – венец мира и праведных согласие. Крест – небесных и земных соединение, преисподних попрание, Крест – твари освящение и небесных благ дарование. Крест – величайший символ любви к нам Бога и Отца, есть вместе с тем и свидетельство Божественного послушания до самой смерти со стороны Сына, и показатель мудрости Духа (42,953).

Крест – наша радость и главное из всех благ, он – наша свобода и совершенный венец (43,833).

На Крест вознес Господь Свою плоть, чтобы показать нашу плоть возвышаемой и смерть низложенной (42,953).

Если кто скажет тебе: «Ты поклоняешься Распятому», – отвечай ему радостным гласом и с веселым лицом: «Поклоняюсь и не перестану поклоняться». Если он засмеется, ты оплачь его безумие и благодари Господа, что Он оказал нам такие благодеяния, которых без откровения свыше и познать никто не может (38,559).

Прежде крест служил именем наказания, а теперь стал почетным делом; прежде был символом осуждения, а теперь – знаком спасения (33,443).

Через смерть мы сделались бессмертными: таковы действия Креста (33,441).

Воскресение и рождение бессмертной жизни сокрыто в Кресте. Царь рождает бессмертие, воссиявшее из ада (41,959).

Пришел Сам Сын и крестною смертью совершил наше искупление. Движимый Своею волею, а не необходимостью, Он исполнил таинство святейшего Креста, который Он водрузил посреди Вселенной, – молниевидное и Божественное знамение битвы, данное верующим как оружие победы против врага и как слава надежды великого дня (37,169).

ВТОРНИК. Лк. Зач. 44. (9,23–27) О НЕСЕНИИ КРЕСТА И САМООТВЕРЖЕНИИ И О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми (Лк.9,23). Отречение от себя состоит в совершенном забвении прошедшего и отказе от своих желаний (40,967).

Желай, чтобы дела твои устроялись не как тебе представляется, но как угодно Богу (44,189).

Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста. Взирать на Крест – значит всю жизнь свою соделать как бы мертвою и распятою для мира, пребывать неподвижным на всякий грех (14,360).

Назнаменуем Животворящий Крест и на дверях, и на челе, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием – победителем смерти, надеждою верных, светом для концев земли; сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных (23,357).

Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей Отца и Сына и Святого Духа. Ибо весьма крепко оружие сие, и ничто не может никогда сделать тебе вреда, если огражден ты этим оружием (24,298).

Благодаря Кресту, мы уже не блуждаем в пустынях, потому что нашли дверь (33,443).

Несение креста значит то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей, готовые к претерпению и ежедневной смерти, все делая так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера (34,911)…

Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение Креста, и ты угасишь гнев и все остальные страсти (34,912)…

Всюду преуспел Крест, уничтожив грехи и даровав оправдание, приготовив святых людей, наставив в богопознании, став руководителем на небо (43,363).

Мы изображаем его с великим усердием в жилищах, на стенах, на дверях, на челе и в душе. Это есть знак нашего спасения, общей свободы и благоволения к нам Господа… (43,821).

Есть два способа взойти на крест: один – распятие тела, а другой – восхождение в созерцание. Первый бывает следствием освобождения от страстей, а второй – следствием действенности дел Духа (52,366).

поскольку Крест соделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо Крест и чтится, и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения, чтобы поклоняющиеся Древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получили благословение и благодать Божию на делание всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила, ибо вся наша сила – в силе распятого Христа на Кресте и все возвеличение наше и вся слава наша – в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил умереть даже между злодеями и разбойниками. По сей причине христиане, верующие во Христа, знаменуют себя знамением креста не просто, не как попало, не с пренебрежением, но со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. Ибо образ креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа креста и не терпят видеть знамение креста изображенным даже в воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что крест есть содружество человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удалены от Божественного лица Его, не имеют больше свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним…. Если же и кажется, что они (демоны) искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокое таинство креста. Те же, которые уразумели сие таинство и на самом деле опытно познали власть и силу, какую имеет крест на демонов; познали также, что крест дает душе крепость, силу, смысл и Божественную мудрость, – эти с великою радостью восклицают: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего, имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6,14) (57,26).

Начертай крест в твоей мысли, обними спасение наших душ. Этот Крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил Истину, землю сделал небом, людей превратил в Ангелов (43,822).

Крест – душ спасение и от тела всех зол отвращение. Радуйся, Кресте, всех благ устроение и грехов разрешение. Крест – души освящение и демонов низложение. Радуйся, Кресте, странников спутник и плавающих тихая пристань (42,951).

Вся вселенная возвышена Крестом; вся вселенная, долу лежащая, исправлена Домостроительством Креста (41,974).

Архимандрит Георгий рассказывал об авве Иулиане, епископе Бострском: некоторые из жителей города, ненавистники имени Христа, решили умертвить епископа при помощи яда, подмешанного в вино. Подкупленный слуга подал владыке чашу с ядом. По откровению свыше епископ Иулиан узнал об умысле, принял чашу и, созвав многих людей, сказал: «Вы хотите умертвить смиренного Иулиана, что ж – вот я пью эту чашу перед вами». Перекрестив чашу трижды во имя Святой Троицы, он выпил вино. Увидев, что яд не подействовал, злоумышленники пали перед епископом на колени и просили простить их (70,115).

СРЕДА. Лк. Зач. 47. (9,44–50) О СМИРЕНИИ, ВОЗВЫШАЮЩЕМ ХРИСТИАН

… Иже бо менишй есть в вас, сей есть велик (Лк. 9,48). Великая высота – смирение, почесть и достоинство есть смиренномудрие (30,360).

Велико преуспеяние и велика слава смиренномудрия, и нет в нем падения (22,175).

Люби смирение, от него великая высота, которая и пасть не может (45,237).

Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя (5,260).

Иметь смиренномудрие – значит не думать о себе и того, чего бы заслуживал (12,339).

Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим (51,7).

Смирение не имеет даже языка, чтобы сказать о ком, что он нерадив или горд….Смирение не имеет очей, чтобы замечать чужие погрешности. Смирение не имеет ушей, чтобы слышать то, что не приносит пользы душе (31,56).

Смирение не уязвляет совести ближнего (31,94).

Исполняет дело смирения тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, кто не спорлив, кто повинуется всем… Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных бесед, кто не противоречит старшим… Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несет труды и никого не прогневляет (31,110).

Приобучай язык твой произносить слова, служащие к миру, и вселится в тебя смирение (31,209).

Надобно знать, что вообще тот мужественнее, кто свою волю подчиняет воле брата, нежели тот, кто бывает упорным в защищении и удержании своих мнений. Ибо тот, снося и терпя ближнего, получает название здорового и сильного, а этот – немощного и как бы больного, к которому иногда надобно и полезно бывает так относиться и быть благосклонным, чтобы даже и в необходимых вещах делать какую-нибудь уступку для его спокойствия и мира. Касательно этого никто не должен думать, что он уменьшит на сколько-нибудь свое совершенство, если, снисходя, послабит на несколько принятую строгость; напротив, должен знать, что он гораздо более приобретает для великодушия и терпения (50,463).

Как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие (22,43).

Если пред братьями своими окажешься чистым, как золото, то и тогда почитай себя сосудом непотребным и избежишь гордыни, ненавистной Богу и людям (22,195).

Смиряй себя послушанием, любовью, воздержанием, уничижением (22,231).

Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло (22,401).

Смиренный ненавидит самолюбие, почему не домогается первенства (22,402).

Возлюби смиренномудрие и никогда не впадай в диавольскую сеть, потому что, воспаряя на быстрых крыльях, всегда будешь гораздо выше вражеских сетей (23,101).

Плод страха Господня – смирение. Смирение же обнаруживается не в уничижении только перед старшими, но и в присвоении чести младшим (23,295).

Господь наш верхом всех добродетелей поставляет любовь, а кто же богат любовью, как не смиренный? Смирением приобретается как любовь, так надежда и вера (25,116).

Желательно тебе стоять высоко? Усердно возлюби смирение: оно без усилий делает человека праведным (25,117).

Смирением очищаются грешные, оправдываются виновные, возвращаются на истинный путь заблудшие, спасаются погибшие, торжествуют сражающиеся, увенчиваются победители. Все сокровища заключены в смирении. Все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все (25,119).

Ревностно упражняйся в смирении, потому что им уплатишь свои долги, исправишься от всех погрешностей (25,121).

Смиряй душу свою до праха, чтобы прах твой воскрес и восстал (26,296).

Смиренномудрие своею превосходною высотою преодолевает тяжесть греха и быстро восходит на Небо (32,544).

Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать… (32,544).

Смиренномудрие, разумею, не то, что на словах и на языке, а то, что от сердца, от души, в совести, что видеть может один Бог. Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию как твердое и непоколебимое основание – первую и нижнюю часть здания. Эта добродетель сама по себе достаточна к умилостивлению Бога (34,147).

Сколько бы кто ни сделал добра, без смиренномудрия погубит и испортит все (34,147).

Не бойся же потерять честь свою оттого, что ты смиряешься: смирением более возносится и распространяется слава твоя. Оно есть дверь к Царствию (38,668).

Поведал авва Антоний: «Видел я сети, раскинутые поверх земли. «Горе роду человеческому, – сказал я и вздохнул, – кто может избежать этих сетей или освободиться от них?» На это сказано было мне: «Смиренномудрие спасается от всех сетей диавола, расставленных на земле"» (92,43).

ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 48. (9,49–56) О ВРЕДЕ ГНЕВА И О МИЛОСЕРДИИ БОЖИЕМ

… Иаков и Иоанн рекли: «Господи, хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илия сотвори. Обращься же запрети има и рече: не веста, коего духа еста вы. Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти» (Лк. 9,54–56). Обладаемые страстью гнева не производят ничего здравого (5,354).

Можно не приходить в гнев, если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя Бога и близ тебя сущего Господа (5,193).

Гнев небезопасный для всякого советник: что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно (11,368).

Христос вкусил за нас оцет, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое смущение суетное (31,73).

Как ничего не должно предпочитать любви, так, напротив, ничего не должно поставлять хуже ярости и гневливости. Ибо хотя бы все казалось полезным и необходимым, однако же должно пренебрегать, чтобы избежать возмущения гнева; также все считающееся противным надобно принимать и переносить, чтобы ненарушимо сохранилось спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви (50,453).

Щадя других и не изъявляя им своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и будешь включен в число молящихся (44,177).

Чтобы тебе с дерзновением приступить к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и совокупиться с нею, но отгоняй, как бешеного пса (38,631).

Христос не желает, чтобы мы гневались даже за Него, послушай, что Он сказал Петру: «Возврати нож твой в место его» (Мф. 26,52) (40,149).

Гнев не будет иметь места, когда ты будешь свободен от пристрастия к себе самому (40,169)…

. Будем упражняться на домашних своих прежде искушения. Мы часто сердимся на детей, удержим здесь гнев, чтобы нам легко было обуздать его перед друзьями (а затем и перед врагами) (40,271).

Ты гневлив? Будь таков по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судией и грозным карателем своих собственных грехов: вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас (42,30).

Для того и дал нам Бог в оружие гнев, чтобы мы не собственное тело поражали мечом (т. е. ближних), но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, когда мы будем щадить друг друга, когда мы будем миролюбиво расположены друг к другу (42,124).

Гнев есть огонь, есть пламень, который схватывает, умерщвляет и сожигает. Но мы будем угашать его долготерпением и воздержанием (43,188).

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа и скоро станешь кротким и смиренным, извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но принося пользу даже врагу, наставляя его (примером) быть добрым (43,391).

Всюду соблюдая себя от гнева, мы уподобимся Богу… (40,169).

Бог не прекращает Своего долготерпения в течение всей жизни человеческой, потому что и тысячи лет у Него считаются кратчайшим временем, и притом… прошедшим (36,901).

Велика и неисповедима Благость Божия, невыразимо Божие долготерпение к человеческому роду, если только пожелаем мы отрезвиться и постараемся всецело обратиться к Богу, чтобы возможно было нам улучить спасение (30,34).

Милость Божия – Пришествие Христа во плоти. Он оказал нам милость: Сам явился ходатаем за нас пред Отцом (36,804).

Милосердие Его непостижимо, подобно тому как непостижим Он Сам (37,306).

Для воспользовавшихся милосердием Божиим как должно оно служит основанием спасения, а для презревших – поводом к большему наказанию (40,526)…

. Всего несообразнее с разумом – терпение Божие, призывающее к покаянию, обращать в напутие к большим грехам. Если же потому, что не понесли наказания, надеетесь, что и не будете наказаны, то вполне знайте, что Божество как человеколюбиво, так нелживо и всемогуще. Оно оказывает человеколюбие и первые грехопадения оставляет ненаказанными, давая время к исправлению, однако же взыскивает за них напоследок и подвергает наказанию за все в совокупности… (49,307).

ПЯТНИЦА. Лк. Зач. 50. (10,1–15) О ПАСТЫРСКОМ СЛУЖЕНИИ

Большая часть из подведомых священнику стеснена житейскими заботами, которые делают их менее расположенными к делам духовным. Поэтому учитель должен сеять ежедневно, чтобы слово учения, по крайней мере непрерывностью своею, могло укрепиться в слушателях (32,470).

Кому поручена проповедь евангельская, тот не должен ничего приобретать сверх необходимости для собственной своей потребности (3,398).

Подражай Небесному Жениху, низлагай восстания невидимых врагов, воюй с «начальствами и властями» (Еф. 6,12), изгоняя их сперва из своей души, чтобы не имели в тебе никакой части, а потом – из сердца тех, которые прибегают к тебе, поставляют тебя вождем и защитником охраняемых словом твоим (5,33).

Кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать и изучать обязанности всех, чтобы всех научать воле Божией, показывая каждому его обязанности (5,270).

Цель духовного начальства – во всем презирать свое для пользы других (8,51).

Пока не препобеждена мною, по возможности, персть, пока не очищен ум, пока далеко не превосхожу других близостью к Богу, – небезопасным признаю принять на себя попечение о душах и посредничество между Богом и человеками, что составляет также и долг иерея (8,70).

Научай ближнего не тому пути, который отводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное (22,219).

Тогда (на Страшном Суде) кровь погибших по нерадению епископов и пресвитеров взыщется от рук их. Тогда у каждого потребуется талант – все, что он получил и что присовокупил (24,152).

Не пренебрегайте духовным служением и под предлогом телесных потреб не будьте нерадивы к Божией службе (27,462).

Ночью демоны сами домогаются смущать духовного учителя, а днем через людей окружают его бедами, клеветами и опасностями (44,198).

Не сей худого, потому что жатва близка и насадителя терний ожидает огонь (45,253).

Я молюсь и желаю, чтобы Церковь украшалась множеством людей, но множеством людей добродетельных, ради этого я охотно позволил бы растерзать себя на части (40,85).

Дело учителя не только увещевать, но и молиться и молитвою помогать (ученикам), чтобы они не пали под тяжестью искушений и не были обмануты (42,340).

Когда научишься всему тому, что Господь заповедал тебе соблюдать, тогда ты приобретешь себе через это многих подражателей (42,614).

Учитель имеет нужду в благодати Божией и мире. Если он без них будет управлять народом, то все распадется и погибнет за отсутствием у него кормила. Хотя бы он и был опытным в управлении, но если не будет иметь этого кормила – благодати и мира от Бога, то потопит корабль и плывущих (42,843).

Лучшим кормчим мы называем не того, кто может направлять корабль по тихому морю, но кто плывущих на нем проводит между скалами, волнами, бурями и ветрами; и врачом (называем) того, кто страдающего исторгает от бесчисленных удручающих болезней… и пастырем – того, кто соблюдает стадо в безопасности от бесчисленных окружающих волков и других злоумышленников (43,327).

Если не можешь обратить сотни, позаботься о десятке; если десяти не можешь, не пренебрегай и пятерыми; если и пять не можешь, не презирай и одного. Бог определяет венцы, сообразуясь не с числом исправленных, а с намерением исправляющих (43,526).

Наставники, старающиеся вести жизнь приличную учителям, не только да блюдут себя неподлежащими упрекам, но да украшаются божественными преимуществами. Ибо первое требуется от всякого, а последнее – от достигших верха добродетели, которые, если и ничего не говорят, самым безмолвием, взывающим громче слова, образуют учеников, не слух их услаждая, но просвещая души. Полагающие, что от учителя не требуется ничего, кроме слов, утруждают слух и производят смех, а сияющие делами, хотя и в молчании подвизаются, назидают души взирающих (47,278)…

Благоговейный и скромный иерей, к узаконениям присоединив страх и скромность срастворив властью, сколько зависит от него, изгоняет всякое помышление о грехе в подчиненных ему, уступающих слову, словом и врачуя, а непослушных уцеломудривая наказаниями по законам и сим руководя к тому, чтобы впредь не грешили (48,41)…

Врачуемым же должно принимать наказание не во вражду и не мучительством почитать попечение о спасении души. Ибо если больные телом столько доверяют врачам, что почитают их благодетелями, даже когда они режут, или прижигают, или утруждают принять горьких лекарств, то стыдно нам к врачам душ наших, когда суровым своим обращением совершают наше спасение, не иметь такого же расположения… (5,167).

СУББОТА. Лк. Зач. 29. (7,2–10). О ВЕРЕ ИСТИННОЙ, В ДЕЛАХ ЯВЛЯЕМОЙ

Всем сердцем своим веруй в Господа и во всякое время обретешь благодать (22,214).

Мужи евангельские и апостольские вполне чувствовали, как всякое добро совершается не иначе, как с помощью Господа, и исповедали, что своими силами или свободою своей воли они не могут сохранить невредимою даже веру свою; почему молили Господа то вспомоществовать ей, то даровать ее. Если таким образом вера Петрова имела нужду в помощи Божией, чтобы не ослабеть, то кто будет столько самонадеян и слеп, что для сохранения ее в себе думал бы не иметь нужды в непрестанном содействии Божием, особенно когда Сам Господь в Евангелии ясно выразил, говоря: «Яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете…» и еще: «… без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15,4–5) (50,219).

Вот признак веры истинной – когда обетования бывают выше человеческого понятия и мы твердо уповаем на силу обещанного (35,396).

Вера есть якорь обуреваемой природы, вера есть тихая пристань человечества, вера есть ясное зерцало невидимого, вера есть лучший учитель о Единосущен Троице (39,735).

Потому вера особенно и достойна удивления, что не только полезна и спасительна, но и удобна, весьма легка и для всех доступна (40,504).

Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, чего просит (54,229).

Веру разумею воссиявающую в душе от света благодати, свидетельством ума подкрепляющую сердце, чтоб не колебалось оно в несомненности надежды, далекой от всякого сомнения (52,137).

Не старайся в горсти своей удержать ветер, то есть веру без дел (52,345).

Не думай, что вера, если только надобно назвать верою твою веру, обличаемую делами, возможет спасти тебя, потому что вера, оправдавшая вначале, требует согласных с нею дел, без которых спастись невозможно. Принятый по благодати, по справедливости, должен изобиловать собственными своими преимуществами, чтобы не быть иначе уличенным в неблагодарности (48,128).

Вера, дел не имеющая, не имеет Бога, животворящего ее, и мертва есть, яко не стяжавшая того, о чем говорит Христос: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает, и Я и Отец к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23), чтоб воскресить из мертвых душу присещением Своим и оживотворить того, кто сподобился стяжать сие. Вот почему мертва такая вера, мертвы те, которые имеют ее без дел (57,325).

Как ни орудия без художника, ни художник без орудий не могут сделать никакого сосуда, так ни вера без делания заповедей, ни делание заповедей без веры не обновляют и не воссозидают нас, или не делают новыми из ветхих. Когда же стяжеваем сии сердцем нераздвоенным, то есть веру и заповеди, и сделаемся для Владыки Христа благопотребным сосудом, го-жим для приятия духовного мира, тогда и Господь, положив тьму за кров Свой, обновляет в нас благодать Святого Духа, делает нас из ветхих новыми, восставляет из мертвых, рассеивает тьму, приводит ум наш об ону сторону тьмы и дает ему благодать (57,408).

Если вера без добрых дел мертва, то явно, что когда вера с худыми делами, тогда она не называется и не есть более вера. Мертвое тело, если человек умер недавно, называется мертвым, но если оно долго пролежит так, то не называется уже телом мертвым, а трупом тлеющим, разлагающимся и портящимся (58,356).

То, что мы истинно веруем Богу… пусть будет явленным на основании наших дел и соблюдении Божиих заповедей. А то, что мы православно веруем в Бога, то есть прекрасно, утверждение и благочестиво мыслим относительно Него… (явим) тем, что мы единодушны, единомысленны, единоисповедны с богоносными отцами нашими. Как неложно веровать Богу проявляется не только в противлении плотским страстям и лукавым тенетам, но и в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и совлекающим в неблагородные услаждения, так и православно веровать в Единого Бога проявляется не только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и в противлении нечестивым людям, тайком похищающим и соувлекающим в свою погибель. Величайшая же помощь имеется в наличии по отношению к той и другой вере не только от Бога и данной нам от Него силы разума, но и от добрых Ангелов и от благочестивых и живущих по Боге людей (60,82).

НЕДЕЛЯ 22-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Лк. Зач. 83. (16,19–31) О НЕМИЛОСЕРДИИ

Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия… Кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога (2,271).

Пришел нищий? Вспомни, как ты был убог и как обогатился! Он просит у тебя хлеба или пития, или, может быть, другой Лазарь у твоих ворот? Устыдись таинственной Трапезы, к которой ты приступал; Хлеба, которого вкушал; Чаши, которой приобщался, – освященной Христовыми страданиями. Припал к тебе странник, не имеющий дома, пришедший издалека? Приими в его лице Соделавшегося странником, даже Странником между своими, Водворившегося в тебе благодатию и Привлекающего тебя к Горнему жилищу. Будь Закхеем, который вчера был мытарь, а сегодня стал щедр; все принеси в дар Христову вшествию, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты возрастом телесным. Лежит недужный и уязвленный? Устыдись своего здоровья и тех язв, от которых избавил тебя Христос. Если видишь нагого, одень из уважения к твоей Ризе нетления, то есть ко Христу, потому что елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,27). Если встретишь припадающего должника, всякое рукописание, праведное и неправедное, раздери (Ис. 58, 6). Вспомни тысячи талантов, которые простил тебе Христос. Не будь лютым истязателем за меньший долг, и притом для кого?… Бойся, чтобы не понести тебе наказания за Его человеколюбие, которое дано тебе в образец и которому ты не подражал (10,304).

Страшитесь вы, которые обижаете нуждающихся: вы имеете власть, богатство, деньги, благосклонность судей; но бедные имеют оружие, которое сильнее всего, – воздыхания, слезы и терпение обид, этим привлекают себе помощь небесную (36,142).

Что может быть свирепее людей, которые остаются равнодушными при виде нуждающихся, а украшают жилища для тления, червей и моли (36,247).

Если уничтожится милосердие на земле, то все погибнет и истребится (38,541).

Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком (38,542).

Возлюбим милосердие, оно есть руководитель и учитель к любомудрию. Тот, кто научился быть милосердным к несчастному, научится и не злопамятствовать, а научившись этому, в состоянии будет и благодетельствовать врагам (40,139).

Плод же немилосердия – братоненавистничество, его приобретение – сребролюбие, его служение – скупость, его жилище полно жестокости (40,874).

Немилосердие. О, негоднейшее и ненасытимое чудовище! Скольких оно поглотило, скольких истребило, скольких убило, скольких сожгло в геенском огне?! (40,875).

Кто пренебрегает нуждающимся, тот не узрит света (52,253).

Немилостивый подвижник – бесплодное дерево (52,414).

Большого плача достойны те, которые сокровища, превышающие ежедневные потребности, имеют и удерживают, или еще стараются их увеличить; и те, которым заповедано любить ближнего, как самого себя, даже и за прах земной его не признают! Не означает ли это, что серебро и золото мы возлюбили больше, чем братьев? Но обратимся и покаемся, и, помогая нуждам бедствующей в нашей среде братии, сделаем их участниками того имущества, которым обладаем; и если мы не изберем боголюбиво израсходовать все наше имущество, то хотя бы да не задержим немилосердно все за собою, но смирим себя пред Богом и получим от Него прощение, ибо Его человеколюбие восполняет наш недостаток. Но только поступим так, дабы не случилось… услышать те страшные слова: «… идите от Мене проклятии» (Мф. 25,41). О, как много это заключает в себе: удалитесь от жизни, будьте исключены от наслаждения и лишены света (60,52).

Сотворим себе милость тем, что окажем милость братьям, через сострадание приобретем сострадание; сделаем добро, дабы нам было благо. Соответственно нашим делам будет возмездие, но только наши добродетели – человеколюбие, любовь, милосердие и сострадание – ни по достоинству, ни по мере не равняются награде, ибо ты даешь из того, чем обладает человек, и насколько человек в силах, делаешь добро, воспринимаешь же сторицею из Божественных сокровищ неиссякаемых и Вечную Жизнь; ты будешь облагодетельствован из того и насколько облагодетельствовать может Бог, а это: их же око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1Кор. 2, 9). Итак, проявим тщание, дабы нам получить богатство милости; немногими деньгами купим вечное наследие. Убоимся подобающим образом и проклятия немилостивым, дабы вследствие сего не стать нам осужденными; да не убоимся, что, давая милостыню, мы обеднеем, ибо услышим от Христа: «Приидите благословенный Отца Моего, наследуйте… Царство» (Мф. 25,34). Убоимся противного и все сделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу, ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити (1Ин. 4,20), а не любящий Бога как возмог бы быть с Ним? Тот же, кто не с Ним, отойдет от Него, а отходящий от Него, конечно, впадает в геенну (60,54).

Ничто другое не может так избавить нас от огня геенского, как щедрая милостыня (35,336).

Скажи мне теперь ты, неодушевленное вещество предпочитающий будущему блаженству: что за блеск такой у золота? Что за сияние такое у дорогих камней? Что убранство в одеждах в сравнении с вечными благами, предлагаемыми упованию? Когда Царствующий над тварью открыто явит Себя человеческому роду, великолепно восседая на превознесенном престоле, когда окрест Его видимы будут бесчисленные тьмы Ангелов и когда очам всех откроется неизреченное Царство Небесное, а также в противоположность сему показаны будут страшные мучения, и среди сего весь человеческий род, от первой твари до всей полноты приведенных в бытие, в страхе и надежде будущего предстанет с недоумением, многократно приводимый в содрогание исполнением ожидаемого добрых и злых, потому что и жившие с доброю совестью не уверены в будущем, видя, что другие лукавою совестью как бы каким исполнителем казни влекутся в ужасную оную тьму, а между тем добрые, при хвалебных и благодарственных гласах облагодетельствованных, исполненные дерзновения, приведены будут делами к Судии, тогда ужели по вещественному станут они вычислять свою благую участь? Ужели согласятся, чтобы вместо сих благ (вечных) все горы, и равнины, и долины, и моря, преобразившись, сделались золотом? А кто богатство свое тщательно скрывал под печатями, запорами, за железными дверями, в безопасных тайных местах и стекающееся у него вещество приять и хранить у себя предпочитал всякой заповеди, того, если стремглав повлечется в темный огонь, и все, в этой жизни испытавшие его жестокость и немилосердие, станут укорять и скажут ему: «Помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем» (Лк. 16,25); в твердынях богатства своего заключил ты милость и на земле оставил милосердие; не принес в эту жизнь человеколюбия и не имеешь, чего не имел, не находишь, чего не полагал; не собираешь, чего не расточал; не пожинаешь, чего не сеял. Жатва твоя достойна сеяния: сеял ты горечь – собирай ее рукояти; уважал ты жестокость – имей при себе, что любил; ни на кого не смотрел сострадательно – и на тебя никто не посмотрит с сожалением; презирал ты скорбящего – презрят и тебя, гибнущего; бегал ты случаев оказать милость, гнушался ты нищего – возгнушаются тобою, кто был от тебя в нищете. Если сказано будет это и подобное тому, то где окажется золото? Где блестящие сосуды? Где приданная сокровищам безопасность?… Что они значат против плача и скрежета зубов? Кто озарит тьму? Кто угасит пламень? Кто отвратит неумирающего червя? Уразумеем поэтому… Господне слово, в немногом научающее нас так многому о будущем, и сделаемся милостивыми, чтобы стать через это блаженными о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. (40,522).


Источник: Сокровищница духовной мудрости : Выписки из творений святых отцов, располож. в соответствии с годовым кругом еванг. чтений / [Сост. протоиерей М. Нейгум]. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 2001. - 696 с.

Комментарии для сайта Cackle