О бестелесности и красоте души
Вопрос: Что же такое душа в сущности? Воздух ли это, или ветер, или огонь?
Ответ: Ни которая из сих вещей, потому что они телесны, а душа бестелесна, душу нельзя видеть очами телесными, нельзя ни осязать, ни ощутить никакими телесными чувствами. Действительно, «душа – духовное естество, бестелесная сила».
А что иногда души умерших являются видимым образом, то это бывает по особому устроению Божию. В таких случаях, вероятно, души привлекают к себе какие либо вещественные частицы и таким образом преобразуются в видимый образ: или же, правильнее сказать, делаются видимыми непостижимым для нас образом, волею всемогущего Бога.
Составитель.
Святой Иоанн Дамаскин говорит: Бог по естеству своему совершенно бестелесен, душа же в сравнении с Богом, единым несравнимым, есть тело, а в сравнении с вещественными телами – бестелесна.
Блаженный Августин говорит: о душе никак нельзя говорить: длинна, широка, телесна. Потому то видишь, что кто хочет соделаться таковым, каковым был создан от Бога, т. е. богоподобным, тот все телесное презирает, и от сего мира отвращается, потому что мир телесен.
А так как душа не тело, то она и сильна созерцать нетелесное. Не будучи же телом, не имеет она и пространственных измерений. Все пространственное она содержит в памяти, а сама непространственна. Душа ни телесна, ни протяжена в долготу, ни растянута в широту, ни натянута в высоту, и однако ж в теле такую имеет силу, что в ее руках правление всех членов, и она держит как бы рычаг для производства всех телесных движений.
Макарий Великий говорит, что душа по собственной своей природе есть тело, хотя она и тонка, однако в существе, образе и виде, по тонкости своей природы – есть тонкое тело, посему то она имеет свойственный себе вид.
Душа человеческая есть дух совершенно бестелесный, но святой Макарий называет ее телом – не потому, чтобы она была телесна, но потому, что в сравнении с Богом, единым невещественным, неопределенным, неописанным и вездесущим, душа оказывается как бы грубого естества, так как она описуется свойственным ей видом и не вездесуща. Подобно сему нужно разуметь и об ангелах, потому что и они, находясь в известное время в одном месте, не могут быть в то же время в другом месте, и для перехода в другое место требуют некоторого времени, хотя и весьма малого,
Составитель.
Вопрос: Видит ли кто свою душу посредством откровения и Божественного просвещения?
Ответ: Как телесные глаза видят солнце, так умные глаза, просвещенные благодатию Божиею, видят душу в лице. Впрочем, мало христиан, которые видят ее.
Вопрос: Разве душа имеет вид?
Ответ: Имеет лице и вид, подобный Ангельскому. Ибо как Ангелы имеют свое лицо и вид, и как внешний человек имеет свое лицо, так и внутренний человек имеет свое лицо, подобное Ангельскому, и вид подобный человеку. Можно видеть душу, но кому? Только достигнувшим высочайшей степени духовного совершенства.
Вопрос: Достаточно ли можно рассмотреть этот вид?
Ответ: Не больше, как сколько можно ослепительное в своем блеске солнце рассмотреть простому глазу; ибо и самый вид души ни какой либо вещественный, а подобный виду бесплотного и невидимого существа Ангельского.
Св. Ириней говорит, что душа не только имеет вид свойственный своей природе, но и некие черты сего вида, отличающие ее (душу) от существа Ангельского; таковый вид получает она от теснейшого общения с телом. Душа бывает не на подобие Ангелов, но на подобие людей. Как вода, влитая в сосуд, будет иметь вид сосуда, в котором она замерзла, так самые души имеют образ тела, поскольку они приспособлены бывают к сосуду (т. е. телу) как это выше сказано. Душа уподобляется своим занятием: что она делает, в то самое и отпечатлевается и принимает на себя вид, хотя, впрочем, един и прост образ ее, как замечает блаженный диадох.
Св. Златоуст говорит: Между телами те, которые легче и тоньше, и уклонились на путь ведущий к бестелесному, несравненно лучше и превосходнее других: небо прекраснее земли, огнь прекраснее воды, звезды прекраснее камней, a радуге мы дивимся гораздо более, нежели фиалке, розам и всем другим цветам земным. И между тем, если бы возможно было видеть красоту души очами телесными, ты посмеялся бы над всеми этими примерами тел: так слабо они представляют нам благолепие души.