Источник

Душа человеческая – самостоятельная духовная личность

Хотя по существу своему все души человеческие тождественны между собою, то есть во всем подобны одна другой, но между тем каждая душа человеческая имеет свои личные особенности и обладает своеобразным развитием, которое выражается в свою очередь в общих и родовых формах человеческой душевной жизни. В истории творения мира повествуется, что Бог сотворил бессловесные одушевленные существа по роду их (Быт.1:25), a человека по его частной неделимой природе, как единичную и особенную личность (Быт.1:26 и далее). Этот образ творения совершенно соответствует назначению человека, который, как существо бессмертное, не исчезает в роде, а обладает собственным личным существованием во времени и в вечности. Поэтому человек никогда не может быть страдательным выражением или органом общей родовой жизни души. Наши слова, мысли и дела рождаются не из общей родовой сущности человеческой души, а из нашей частно-развитой, своеобразно-обособленной душевной жизни: только по этой причине они составляют нашу личную вину, или нашу личную заслугу, которой мы ни с кем не разделяем. В то время, как наука указывает общие и родовые условия для явлений душевной жизни вообще, священные писатели имеют в виду тот частный и особенный источник этих явлений в сердце человека, исходя из которого они, при своей общности делаются нашим личным состоянием и достоянием. А посему, сообразно своим делам, каждый человек приимет от правосудного Бога или награду или наказание.

(Труды Киевск. духов, акад. 1860 г. Книжка 1, стр. 94).


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle