О сущности души
Вопрос: Что такое есть душа?
Ответ: Душа – сущность живая, простая, безтелесная, телесными очами по своей природе невидимая, бессмертная, словесно-разумная, безвидная, действующая посредством органического тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения. Душа – сущность свободная, одаренная способностью хотеть и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Ибо, что глаз в теле, то ум в душе.
(Св. Иоанн Дамаскин).
Еще: душа есть дух умный, всегда движущийся, к доброй и злой воле удобен. Далее св. Иоанн Златоуст говорит: душа есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным, отнюдь впрочем не Божеского естества, но сродная небесным и бесплотным существам.
Блаженный Августин так говорит: душа есть естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ имущее Создателя своего. На вопрос: что изъявляет образ Божий в человеке? Святитель6 отвечал: душа невидимая, разумная, живая, бессмертная и самовластная. Человек создан по образу: владычества, господства и самовластия. По подобию: быть кротким, тихим и уподобляться Богу в добродетелях.
Святой Григорий Богослов учил так: душа есть существо умносозерцаемое, вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божественного (конечно, не в собственном значении сего слова), струя невидимого Божества и бесконечного света, Божественный и неугасимый свет, заключенный в пещере (в теле).
Св. Макарий Великий смотрел на душу, как на творение умное, величественное, дивное, образ и подобие Божие, имеющее беспримерно близкое родство с Богом, без малейшего, впрочем, общения между их существами7, наделенное всеми совершенствами свойственными духу, и, по чрезвычайной тонкости своей, удободвижное, быстролетное, неутомимое.
Св. Ефрем Сирин говорит, что душа наша есть прекраснейшее и преимущественное пред всеми творениями, любимейшее Богом творение, запечатленное тайною благодати и премудрости Его.
* * *
Августин
Бог имеет общение с душами достойными, но только не существенно, а благодатно.