Светлое, первобытное и воссозданное Христом состояние души человеческой, в которой Сам Бог почивает и она в Бозе
Св. Макария Великого.
Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разные твари; сотворил небо и землю, солнце, луну, воды, древа плодоносные, всякие роды животных. Но ни в одной из сих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его; однако же не утвердил он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает. Видишь ли в этом сродство Бога с человеком и человека с Богом.
Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокоиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. Почему Апостол говорит: «Его же дом мы есмы» (Евр.3:6).
Посему душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находить себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку. О сем так говорит псалмопевец: «возжада душа моя к Богу крепкому, живому, когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс.41:3). Таковою жаждою Богообщения должна быть объята всякая душа, истинно любящая Господа; а кто сей жажды не ощущает в себе, тот не сподобится того Божественного насыщения, о чем Сам Христос сказал: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» (Мф.5:6).
Составитель.
Душа – дело великое и чудное. При создании ее, такою сотворил ее Бог, что в естество ее не было вложено порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели духа, вложил в нее законы добродетелей, рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу духа.
Он вложил в нее разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, сделал ее удободвижною, легкокрылою, неутомимою, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслию служить Ему, когда хочет дух. Одним словом, создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщницею Его, чтоб и Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: «прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем» (1Кор.6:17).
Как муж тщательно собирает в дом свой всякие блага, так и Господь в доме Своем – душе и теле – собирает и полагает небесное, духовное богатство.