Падение и омрачение души
Человек, порабощенный страстями, утрачивает данную ему от Бога свободу воли так, что он ничего уже не может творить с рассуждением по своему личному убеждению, но исполняет только то, на что влекут его страсти и злые греховные обычаи. Вместе с сим он омрачает в себе образ Божий, делается врагом Божиим и другом диавола, с которым в будущем веке наследует вечную пагубу, если не покается и не исправит жизни своей еще в сей жизни.
Составитель.
«Св. Макарий Великий говорит, что в нас действует зло со всею силою и ощутительностью, внушая нам нечистые пожелания, однако ж (оно) срастворено с нами не так, как иные говорят сие о смешении вина с водою, но как на одном поле растут и пшеница сама по себе и плевелы сами по себе, или как в одном доме находятся особо разбойник и особо владетель дома».
«Когда светит солнце и дует ветер, то у солнца свое тело и своя природа, и у ветра своя же природа и свое тело. Так и грех примешался в душе; но и у греха и у души своя особая природа».
«В иное время душа действует по влечению страстей и внушению диавола, в иное же время самостоятельная душа действует сама по себе, и раскаивается в своих поступках, плачет, молится и приводит себе на память Бога. А если бы душа всегда погрязала во зле, то как могла бы делать это? Потому что сатана, будучи жестокосерд, никак не хочет, чтобы люди обращались к покаянию».
Итак, человек всегда имеет власть и силу исправить жизнь свою, если только пожелает.