О страстях
Все св. Отцы говорят, что всякая страсть рождается от сих трех причин: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия. Действительно, от уклонения и греховного движения способности вожделения происходит: сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и все сим подобные пороки, которые имеют началом сей род зла.
По изъяснению св. Григория Синаита, страсти имеют различные наименования. Разделяются же они на телесные и душевные.
Страсти телесные: блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, обида, пресыщение, беспечность, суетность, щегольство, привязанность к жизни и проч.
Страсти душевные так же разделяются на страсти: раздражительной, вожделевательной и мыслящей способности.
Страсти мыслительной силы: неверие, хула, злость, коварство, любопытство, двоедушие, злословие, клевета, осуждение, презрение, насмешка, лицемерие, ложь, сквернословие, пустословие, лесть, притворство, хвастовство, человекоугодие, превозношение, клятвопреступление, празднословие и проч.
Страсти раздражительной части:
Гнев, досада, крик, вспыльчивость, дерзость, наглость и проч.
Страсти вожделевательной части:
Любостяжание, необузданность, неумеренность, жадность, сластолюбие, сребролюбие, и жесточайшее из всех самолюбие.
Страсти ума:
Надменность, высокомерие, кичливость, самонадеянность, тщеславие, вражда, зависть, самоугодие, прекословие, непослушание, мечтание, вымыслы, чванство, славолюбие, гордость – первое и последнее из всех зол.
Страсти рассудка: рассеяние, легкомыслие, раболепство, помрачение, ослепление, увлечение, внушение, уступчивость, преклонность, сговорчивость, опрометчивость и сим подобная...
Ино суть страсти плотские, ино же душевные. Плотские страсти содержатся в чувствах плотских видимо, якоже – сластолюбие, похоть, леность и прочая чувствам угодная и желательная.
Душевные же страсти содержатся в невидимом и недоведомом сердце, якоже – гнев, ярость, злоба, памятозлобие, братоненавидение и прочая тем подобная, в сердце помыслами содержимая и на явь иногда исходящая.
Семя перечисленных страстей есть в каждом человеке; но семя сие может и остаться семенем, никогда не произрастая. Проращивание и воскормление их зависит от воли человека. Если он начнет согревать это семя своим расположением и питать их худыми наклонностями, то семя сие может прорасти и возрасти в целый полк лютейших тиранов, которых тогда ничем удовлетворить невозможно, потому что, чем более будешь их удовлетворять, тем сильнее они возрастут и лютее начнут тиранить своего питателя. Посему то и Спаситель сказал, что всякий творящий грех, раб есть греха (Ин.8:34).
Вот с сими то домашними нашими врагами предстоит нам лютейшая брань в продолжение всей жизни. И если победа останется на нашей стороне, то благо нам; если же в конце концов останемся мы побежденными, то горе нам; ибо тогда участь наша будет самая печальная. Составитель.