Источник

3. Вожделевательная сила, способности ее

Существо самостоятельное, стремясь к свойственному ему естественному и полному проявлению своей сущности, желает существовать, жить и двигаться согласно с умом и чувством; отсюда в желательной силе души нашей – желания чувственные, но естественные.

В неразумных животных вслед за пожеланием чего-нибудь тотчас бывает и стремление к действию; потому что пожелание в них неразумно, а они водятся пожеланием естественным. Посему пожелания бессловесных животных не называются ни волей, ни хотением; ибо воля есть естественное желание, разумное и свободное. А в людях, как существах разумных, естественное желание не столько управляет, сколько само управляется. Ибо, так как в человеке и познавательные и относящиеся к жизни способности состоят в связи, то он и приводит себя в движение свободно, и ищет свободно, и испытывает и исследует свободно, и советуется сам с собой свободно, и избирает свободно, и стремится к делу свободно, и делает все, что согласно с природой – свободно. Св. Иоанн Дамаскин.

По свидетельству св. Евагрия, разумная душа тогда только действует согласно со своей природой, когда желательная ее часть стремится к добродетели, а раздражительная подвизается за нее, то есть помогает ей; разумная же предается созерцанию сотворенного.

«Таким образом добродетельное направление силы вожделения есть устремление желания к существенно-вожделенному», то есть к деланию добродетелей, которые доставляют душе отраду и утешение.

«Душа сотворена свободною, посему может как преклоняться на доброе, так и отвращаться от доброго. Наша природа, как весы..., нередко склоняется к лукавому, a нередко и к доброму; ибо душа то преклоняется в страсти, то опять увлекается разумом к лучшему».

Нужно заметить, говорит св. Иоанн Дамаскин, что иное есть воля, иное – хотение, иное – предмет воли, иное – лицо, могущее хотеть, и иное – хотящий. Воля есть простая способность хотеть. Хотение есть воля, устремленная к известному предмету. Предмет хотения есть та самая вещь, к которой устремлена воля, или то, чего мы хотим. Так, например, в нас возбуждается желание пищи: само по себе оно есть просто желание; но когда определяется разумом, тогда называется волею. Могущим хотеть называется тот, кто имеет способность воли, как, например, человек; а хотящим тот, кто волю обнаруживает в действительном употреблении.

Должно знать и то, что слово воля иногда означает способность хотения или воли, и тогда под оным разумеется воля прирожденная; а иногда означает предмет воли, и тогда под оным разумеется воля совещательная.


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle