Источник

Образ и подобие

Образ есмь неизреченныя Твоея

славы, аще и язвы ношу прегрешений.

Человек есть малый мир, состоящий из одних и тех же со вселенною стихий. Но что важного в этом – почитать человека образом и подобием мира?.. В чем же по церковному учению состоит человеческое величие? Не в подобии тварному миру, но в том, чтоб быть по образу естества Сотворшего... Божие слово, в кратком изречении соединив все блага, обозначило их, сказав, что человек создан по образу Божию... Одним из числа всего необходимо есть сие – быть свободным, иметь самовластную решимость, потому что добродетель есть нечто добровольное. Всем людям дарован ум, все имеют способность размышлять, наперед обдумывать; и все прочее, чем изображается Божественное естество в созданном по образу его.

Одинаково имеет сие – и человек при первом устроении мира, и тот, который будет при окончании вселенной: они равно носят в себе образ Божий. Итак, образ Божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе. Бог есть Дух бесплотен, и душу человеческую создал бесплотну, Себе подобну: самовластну, разумну, бессмертну, вечности общницу, и сопряженною плоти.

Однако ж – образ и подобие Создателя Бога – душа человеческая разумная аще и во всех человецех, кождо свою душу имущих, есть едино... обаче не во всех одинаково то образа Божия подобие собою дается. Елицы многими грехами себе окаляша, в тех образ Божий помрачен... и подобие..., разнствует премного от подобия Божия. Елицы же добрыми делы Господу Богу своему благоподобитися и благоугодити тщатся, в тех душевный образ есть светел... и подобен Создателю своему. Елико кто множае в Богоугождении трудится, толико светлейший в том образ Божий и подобнейшее Богови подобие является.

Итак: Образ есмь неизреченныя Твоея славы,

Аще и язвы ношу прегрешений.

Если кто желает изучить, как человек по образу Божию сотворен (говорить св. Григорий Нисский), тот должен рассмотреть состав разумной души своей, должен тщательно, порознь и подробно исследовать все части ее, равно и части частей, причины, способы, постепенное развитие, соединения и разности, ее однообразное состояние и тричастное разделение: каким образом она и одна и усматривается в троичности по образу Божию, – единство в троичности и троичность в единстве.


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle