Душа и дух человека, и их взаимодействие
Душа – существо духовное – не есть проявление другой какой силы, как радуга, а есть самостоятельная, особая личность, свободо-разумная, нормальное состояние которой есть жизнь в общении с Богом, почтившим ее в сотворении образом Своим.
В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества – совесть и ничем неудовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лице человека при сотворении. Душа – низшая сила, или часть той же силы, назначенной на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душой животных, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк: одно тянет горе, другое – долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, то есть страхом Божиим водится, и совесть слушает и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Это ему не удается, и он томится, и крушится. Дух тут, как пленник в узах, – находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется, и страсти делает неудовлетворяемыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сей безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу коего создан, и в коем едином благо его.
Так вот видите, что и животные у нас отправления есть, и в самом их движении проявляется нечто совсем животным несвойственное. О чем ни стать рассуждать – всегда придешь к тому заключению, что человек обладает духом, которого истинная жизнь есть жизнь в Боге. Там только он находит покой, там его рай и обетованная земля.
Сборник писем Еп. Феофана, том 1-й, письмо 140.