В чем душа подобна Богу13
1. Бог троичен в лицах, подобно и душа наша есть трояка в своих силах: она имеет разум, память, волю, которые, хотя суть три различные способности, однако составляют одну душу.
2. Бог Сам в себе есть без всякого сложения, вещества и очертания, подобным образом и душа наша есть сама в себе, не будучи из каких-либо частей сложена, ничего вещественного и никакого очертания14 не имеет, только зависит от Бога единственно, яко от Него происходящая.
3. Бог есть бессмертен, и душа наша также бессмертна и в том сходствует с Богом, что бессмертно, говорить блаженный Августин.
4. Господь Бог невидим: Бога никтоже виде нигдеже, говорит святой Иоанн Богослов (Ин.1:18); невидим потому, что Он есть Дух (Ин.4:24); и душа наша равным образом невидима, потому что и она есть дух, и сим уподобляется Богу.
5. Бог есть на каждом месте, во всем мире управляя и приводя в движение все действия: подобным образом и душа находится во всем нашем теле, которое малым миром называется, во всех частях, жилах и составах оного она есть, и везде присутствует, управляя им и приводя его члены, суставы и кровь в движение.
6. Бог знает все вещи и все, что только быть может, или будет; душа наша также имеет способность рассуждать и разумеет неким образом нескончаемость свою, чем, по учению св. Иоанна Дамаскина, и уподобляется Богу.
7. Бог имеет полную во всем волю: и душе нашей Он благоволил дать полную же над собою волю, так что она свободна!
8. Бог владеет всем миром и всею природою: и человеку благоволил дать полную власть над всеми живущими на земле, да обладает рыбами морскими, и птицами небесными (и зверьми), и скотами и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт.1:26).
9. Бог всемогущ; человек же, хотя не все, однако очень много может; и предоставляет неким образом в себе сию Божественную силу, от которой он могущество свое заимствует, имея способность производить такие действия, которых прочие животные не только сделать не могут, но и понять не в состоянии.
10. Бог Сам в Себе блажен есть: и душа наша предназначена Богом для вечного с Ним блаженства, если только она сама сего восхощет и не удалится от Него греховными делами своими.
Вси удаляющиися от Бога погибнут (Пс.72:27); погибнут не в смысле совершенного уничтожения, но в смысле лишения вечного блаженства и наследования вечной муки.
* * *
Выписки с небольшим изменением из книги «Путь ко спасению» сочин. Феодора Эмина 1890 г.
Душа, как дух, очертания не имеет, но так как она тесно соединена с телом, то и по выходе из тела принимает вид тела со всеми подробными его очертаниями.
Состав.