Тричастие души, мыслительное, раздражительное, вожделевательное.
У святого Димитрия Ростовского читаем: человек есть Божие создание, в его же естество три вещества суть насаждены: разумное, похотное и яростное. Разумом доброе и злое разумевает; похотью иногда добрые, иногда злые вещи желает; гневом и яростью естественно отмщения обидетелю ищет. А потому – применивый бессловесие на познание и просвещение разума, ярость и гнев претворивый на кротость, сласть и похоть плотскую, бессловесную – на Божественное желание и любовь, – тричастное души во глубине бесстрастия и просвещения разума видевши..., воспевает, духом радуяся Господеви..., a дотоле не может быти без скорби.
И долг высокого христианского подвижничества требует всегда возбуждать «раздражительную силу» ко вступлению в брань внутреннюю и к самоосуждению «мыслительную силу» – к строгому и непрерывному трезвению и духовному созерцанию; «вожделевательную силу» – в любовь к Богу и добродетели.
Душа имеет три природные свойства: разум, чтобы различать; сердце, чтобы отвращаться пороков, и волю, чтобы желать добродетели.
Врачующие добродетели:
Милостыня исцеляет раздражительность; пост увядает похоть; молитва очищает ум и направляет его к созерцанию Бога.
«Из всего вышесказанного видно, что человек, созданный по образу и подобию Триипостасного Бога, во всех своих составлениях и способностях носит отпечаток сей Троичности, чего не видно ни в ком ином из всех тварей, а только в одном человеке».
Составитель.