Тричастие человека
Тело, Душа, Дух.
Тричастие Души.
Словесное, раздражительное, вожделевательное.
Душевные три силы.
Разум, память, воля.
Троичность.
Тело, душа, дух.
Плотское, душевное, духовное.
Противуестественное, естественное, вышеестественное.
Безнравственное, благонравственное, облагодатствованное.
Дом души – тело, дом духа – душа.
Если человек двойствен, т.е. из тела и души, если природа наша состоит не из трех частей, а из двух, то как же приписывается еще и дух, который составляет как бы нечто третье?
Св. Григорий Нисский говорит: надобно знать, что в священном Писании дух человека обыкновенно употребляется двояко: иногда дух употребляется вместо души (как сказано в Евангелии: Отче в руце Твои предаю Дух Мой!), а иногда вместо духовного действия (дух бодр, плоть же немощна).
Священномученик Ириней говорит: человек состоит из троичности: из плоти, души и духа. И какую бы имел Апостол причину молиться о всецелом сохранении в пришествие Господне сей троичности, т. е. тела, души и духа (1Сол.5:23), если б не знал о сохранении и соединении трех, и о едином и том же их спасении. Итак, те совершенны, которые имеют и Духа Божия, пребывающего в них, и душу и тело сохраняют непорочными.
Но выражение: «Духа Божия» не касается троичности человека, потому что человек сам по себе троичен. Дух же Божий пребывает только с достойными, а от грешников не покаявшихся, удаляется.
Составитель.
Св. Иоанн постник писал: приимите псалом (говорит Давид) и дадите тимпан, псалтирь с гусльми: дает одно, а трех просит, потому что из трех частей мы составлены (во образ Святой Троицы). Псалтирь есть дух, душа гусли, а тимпан должен быть сделан из кожи мертвой; итак, умертви тело, чтоб в тимпане и лике славить Бога в Троице славимого.
Троичность природы человеческой может быть несколько понятна, если согласиться с мнением преосвящ. Феофана затворника Вышенского, который в одном из многочисленных своих писем (том 1-й, письмо 106) говорит, что человек вначале создан был живым, как и прочие живые существа, то есть с телом и душой, оживляющей тело, а потом Господь вдунул в лицо его дух Свой, который соединился с душой и вместе с ней сделался бессмертным. Но опять и здесь нельзя грубо понимать, что будто и в самом деле Бог прежде создал человека как животное с душой неразумной, a после уже вдунул в него дух Свой. Это все говорится только для того, чтобы мы могли понять, что, в отношении оживления, питания и возрастания тела, человек имеет такую же силу или душу, как и животные; а в отношении разума и бессмертия имеет Богоподобный дух. Касательно же создания человека, как говорит св. Иоанн Дамаскин, нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, и в сие самое мгновение вдунут (как вдунут – это необъяснимо) Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии – совершенным по душе и телу.
Различие души и духа видно еще из того, что человек, живущий по влечениям чувственной плоти и животной своей силы, иногда ничем не отличается от бессловесных животных, но даже делается хуже их, не зная никаких границ и пределов, тогда как животные не переходят сих границ, довольствуясь лишь необходимым. Таковые люди обыкновенно называются плотскими, душевными. Живущие же по влечениям Богоподобного духа называются духовными.
Итак, правильнее всего понимать, что душа и дух человека не две отдельные сущности, но две стороны одного и того же духа, две части в одном целом. Ибо если допустить, что душа, и дух отдельные сущности, то нужно признать, что, по смерти человека, они должны существовать отдельно друг от друга, или же низшей части нужно уничтожиться, как это бывает с душой животных; но подобная мысль недопустима, потому что и Священное Писание и все св. Отцы Церкви единогласно говорят о существовании и всецелом сохранении за гробом единой души.
Составитель.