Источник

Способность души человеческой созерцать сновидения

Всякий знает, что такое сновидение и всякий имел их. Но нельзя думать, что эта способность души незначительна. Правда, есть сны пустые, являющиеся только повторением или отголоском того, что проходило во время дня. Но есть и вещие сновидения. Под именем вещих снов, в тесном смысле этого слова, разумеются сны с предвещанием или предсказанием будущего, а в широком смысле – все необыкновенные правдивые или имеющие смысл и значение сны в отличие от обыкновенных, как пустой игры воображения.

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: «каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Другой языческий мудрец (Ксенофан) утверждал, что все сны пусты и обманчивы, и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устраивает по ним свои дела. Истины нужно искать в середине, т. е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание и, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых, – говорим, – не на все сны надобно обращать внимание, Сам Бог увещевает людей через Моисея «не гадать по снам» (Лев.19:26). «Безрассудные люди, – говорит Сирах, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами; кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гонящемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале» (Сир.34:1–3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает – это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам, и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел, и вскоре умер и, таким образом, не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел.

Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые или просто ничего не значат, или же бывают по действию бесовскому для прельщения нашего, а посему на таковые сны не надобно обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас, и на которые надобно обращать внимание. Укажем для примера сон Иосифа одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени, Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался владыкою Египта и приехавшие в Египет братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно также сбылся и пророческий сон фараона, царя Египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал бы больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных, то он горько раскаивался бы; жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодной смертью.

И многие из людей, а, может быть и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и беззаботную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа, – «если не слушают закона, то не по послушают и того, кто бы воскрес из мертвых», – юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой то день постигнет его смерть, он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам, и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозой, полученной во сне. Именно на тот же день, в который во сне отец угрожал сыну смертью, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития внезапно поражает сына апоплексический удар и он чрез несколько минут умирает.

Из приведенных здесь рассказов мы видим, что не все сны обманчивы и пусты, есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Приведем теперь несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям.

Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду. Вот как об этом говорится в одной книге свящ. Писания: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает свое наставление, чтобы отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (Иов.33:14–18).

«Когда увидишь во сне образ креста, – учит преп. Варсонофий, – знай, что этот сон истинен и от Бога, но постарайся от святых (живущих богоугодно) получить истолкование значения его, а не верь своему помыслу».

Если же вы уверены, или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности, если сон касается неважных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устраивать по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог своею благодатию, т.е. от диавола.

(Из книги «Дивные свойства души человека»).


Источник: Душа человеческая. Положительное учение Правосл. Церкви и святых отцов. Выписки из разных духовных книг. Издание подготовлено Свято-Троицким Ново-Голутвиным женским монастырем

Комментарии для сайта Cackle