О вездеприсутственном бытии души в человеке
Как в теле есть принимательные орудия, так и в духе, этом верховном корне всего, именно: сердце – корень для духа, утроба – для крови, селезенка – для желчи, и иное для иного, а все это зависит от мозга. Дух, нисходящий из мозга, чувствительность, что в нервах, не просто подает всем членам, но по соизмеримости каждого... Этот дух, сообщаемый членам от головы, действует, касаясь каждого члена, потому что в нашей голове находятся умственные способности, так как ум, господствуя в голове, всюду созерцает, употребляя способность мышления.
Ум, имеющий в себе нечто Божественное и небесное, и преобладающий не только над телом человека, но и над всею природою, заключен в голове, как бы в какой крепости и оттуда обозревает он всю вселенную. Этот чертог души имеет круглый вид, который совершеннее всех других видов, тут то сей Божественный огонь и заключается как бы в некоем шаре, и скрывается как бы под небесами. Говорят, что владычица, повелевающая телом, должна находиться в самой высшей части, как бы в цитадели8; и что разум должен управлять человеком с высоты головы, подобно как Бог управляет миром с высоты неба. Сверх того органы зрения, слуха и обоняния находятся в голове и снабжены нервами, имеющими отношение к мозгу... Действительно, что может быть приличнее, душу, как царицу тела, поместить в голове и сердце, из коих одно среднее, другая высшая часть, подобно как Бог, Властитель Вселенной, обитает на небе, которое есть высшая страна. В пояснение сего читаем у св. Иоанна Дамаскина, что орган чувственности, или внешних чувств, есть передний желудочек мозга..., органом памяти служит задний желудочек мозга, который называется также мозжечком..., органом способности мышления служит средний желудочек мозга...; таким образом в голове совершается все, что относится к деятельности чувств и силы начальственной, т. е. ума.
Вместе с головой и сердце почитается особенным местопребыванием души, вездеприсутствующей в нашем теле.
Богоподобный дух – замечает Св. Ефрем Сирин – занимает небо – главу, в сердце же дух прохаживается как в своих чертогах. Потому то, неуклонно держащийся предания Святых Отцов Церкви, Собор Патриархов восточных подтвердил мысль православного исповедания, что душа преимущественно занимает место в голове и сердце, хотя присутствует и во всем теле.
Св. Димитрий Ростовский говорит: душа во всем теле вмещается, и ни един уд тела без души. Дух св. действует во всей Церкви; душа действует во всех членах одного тела. И св. Иоанн Дамаскин говорит, что душа соединена со всем телом и не объемлется им (т. е. телом), но объемлет оное, как огонь железо.
В заключение всего этого, св. Григорий Нисский говорит: мы решились показать, что присутствие души в теле непостижимо! Таинственно!.. и что ум не заключается ни в какой известной части нашего тела, то есть он равным образом находится во всех и по всем; и как извне он ничего не содержит, так и внутри он не заключается, но присущ тем способом, который не может быть ни изъясним, ни исчерпаем размышлением.
* * *
Цитадель – высокая крепость, устраиваемая в городе внутри другой крепости.