О нескончаемости бытия души человеческой, т. е. о бессмертии
Покланяютися, Боже Отче, яко дал
ми ecи душу бессмертную и святой
благодати причастную.
(Стих св. Димитрия Ростовского).
Определив всему временному начало, говорит св. Софроний Иерусалимский, Бог чувственным вещам назначил и конец временный, а существа разумные Он почтил достоинством бо́льшим против тех, то есть временных: они никогда не умирают и не разрушаются, подобно чувственным вещам, которые текут и проходят.
Трояких жизненных духов сотворил Бог: одного, который не покрывается плотию; другого, который покрывается плотию, но не умирает с плотию.
Дух, непокрываемый плотию, есть дух Ангельский. Дух покрываемый плотию, но с плотию неумирающий, есть дух человеческий. Дух, покрываемый плотию, и с плотию умирающий, есть дух скотов и всех неразумных животных.
Потому человек ниже Ангела и выше скота, – так что он имеет нечто общее с высшим и низшим, т. е. бессмертие духа с Ангелом, а смерть плоти со скотом до тех пор, пока и самая смертность плоти не поглотится славою воскресения.
Бессмертная душа не будет воскресать так, как тело, а только возвратится в оное (Блажен. Феодорит).
Целый мир неравноценен душе: мир преходит, а душа нетленна, и пребудет нетленною, говорит св. Иоанн Лествичник.
Мы научены – говорит св. муч. Иустин, – что обессмертиваются только одни приблизившиеся к Богу по святости и добродетели, и веруем, что жившие неправедно и не переменившиеся наказываются в вечном огне, конечно, продолжая свое и существование и сознание.
Смерть разрешения от одежды мертвых кож и касается души: ибо не как может разрушиться то, что несложно; а как это, послушай:
Из существующего ничто не разрушается само собою, иначе оно не составлялось бы и сначала; ибо что разрушается, то разрушается противным, поэтому разрушающееся таково, что оно может разрушиться. А что может разрушиться, то сложно; сложное многочастно; слагающееся из различных частей слагается; различное не то же самое: следовательно, душа, будучи простою, не состоящею из различных частей, несложною и неразрешимою, по тому самому будет нетленна и бессмертна, И еще: не душа умирает, но тело, как скоро разлучается с душой. Итак, ежели бы душа была приводима в движение телом, то следовало бы ей, по удалении сего двигателя, умереть: но если душа движет телом, то тем более она может приводить в движение себя самую; а когда она имеет силу действовать сама собою, то несомненно будет жить и по смерти тела.
Но говоря собственно о бессмертии души, нельзя с строгою необходимостью доказать бессмертие ее. Ибо Тот, Кто даровал душе несложность и простоту, может и совсем уничтожить душу, и это не будет противоречить простоте ее; равным образом, Кто сообщил ей силу самодвижности, Тот же может и остановить эту силу. Следовательно, настоящее доказательство бессмертия души надобно искать не в самой сущности ее природы, а в свойствах Премудрого и Правосудного Творца ее, давшего ей природу бессмертную. Поэтому и Отцы Церкви утверждали, что душа наша бессмертна по благодати Божией. Знай – говорит Св. Кирилл Иерусалимский, – что ты имеешь душу свободную, творение Божие прекраснейшее, сотворенное по образу Создателя, бессмертное по благодати Бога9.
Вопрос: Какому же Божию свойству мы обязаны сим даром – «бессмертия»?
Ответ: Божией Премудрости и Правосудию. Премудрость Божия бессмертна и создательница бессмертия... Премудрость Божия, хотя изъявити разуму человеческому свое бессмертие, аки бы так глаголет: виждь, о человек!.. Мене знай быти вечну и бессмертну; не точию же Мене, но и душу твою от мене созданную веждь вечну быти и бессмертну.
Не было бы в душе человеческой ни мысли о Боге, ни о самом бесстрастии и бессмертии, не были бы таковы, как теперь, и произведения ее мыслей, если бы наделившая нашу душу такими силами Премудрость Божия не даровала в удел ей (т. е. душе) жизнь в нескончаемые веки.
В то время, когда тело лежит на постели – без движения, и спит как бы смертным сном, она (т. е. душа), действуя собственною силою, бодрствует и находится совершенно в ином состоянии, нежели в каком тело; и, как бы вышедши из тела, но в самом деле пребывая в нем, воображает и созерцает то, что превыше земли; ежели душа не редко, оставляя область земного, возносится к св. Ангелам и, ободряясь чистотою своего ума, приближается к ним, то не яснейшее ли она получит познание о бессмертии тогда, когда разрешится от тела, потому то она и мыслит и рассуждает о бессмертии и вечности, что сама она бессмертна и вечно жива. Поэтому же самому душа имеет понятие о Боге, сама для себя есть путь, из себя самой, а не извне получает познание о Слове Божием.
* * *
Но правильнее понимать, что душа, по воле создавшего ее Творца, бессмертна по естеству, а не по благодати, потому что осужденные на вечное мучение грешники не имеют благодати, а между тем бессмертие не отнято от них.
Составитель.