Еще о бессмертии души10
В нынешнем веке истина бессмертия весьма много страдает от споров людей. А потому надобно обратить на нее внимание. Вечная жизнь – бессмертие для многих остается предметом темной веры. Почему истина сия темна? Что поставляет ее в таком мраке? Жизнь вечная затемняется для нас: 1) потому, что она принадлежит вещам будущим и, следовательно, противоположна жизни настоящей, которая принадлежит вещам настоящим. Это несходство жизни будущей с настоящей и производит то, что первая потемняется в глазах наших; притом все будущее само по себе для нас темно; 2) потому, что в человеке соединено смертное с бессмертным, тело с духом. Эта двойственность человека причиною того, что чувство наше всегда двоится между смертностию и бессмертием. Чувство смертности часто берет перевес низшей стороной – телесной. И поскольку эта временная сторона более развивается в нем, то весьма естественно более развиваться и господствовать в человеке чувству смертности. Соединение души с телом есть великая тайна. С одной стороны, душа разительно отличается от тела; но, с другой, она так тесно соединена с ним, что трудно различить их. Возьмем для примера вещь грубую, но выражающую нашу мысль. Сравним дух со спиртом: что в массе химический спирт, то в теле дух. Спирт в известной массе весьма трудно отличить от нее самой; это можно сделать только посредством сильного химического анализа (разложения). Так и дух можно отличить от тела только посредством сильного углубления. Вот две главные причины, потемняющие истину бессмертия! Для чего допущено это потемнение? Нравственная цель сего замечена давно уже. Она состоит в том, что неясность вечной жизни делает добродетель бескорыстнее. При ясном представлении ее человек стремился бы не к Богу, а к наградам. Добродетель собственно состоит в самоотвержении; но тогда она состояла бы в самолюбии: человек жертвовал бы собою не для Бога, а для себя же. Это цель более общая, но есть еще другая, по моему мнению, более решительная. Вечная жизнь, без сомнения, много содержит прекрасного – привлекательного. Поэтому, если бы она раскрылась для нас, то многие стремглав устремились бы к ней, и самоубийство (быть может) сделалось бы всеобщим. Мрак же сей, отталкивая нас от жизни будущей, дает правильный ход жизни настоящей. Не будь его – тогда добродетель, нравственный порядок и гражданское бытие много бы должны потерпеть. Вот и цели, для которых допущен мрак, заслоняющий для нас свет вечной жизни!
Посмотрим теперь на самую истину бессмертия. Истина сия имеет две стороны: 1) мрачную, которую производят изложенные нами причины и которая состоит из сомнений, и 2) светлую, в которой сияет свет доказательств.
1) Главные пункты сомнения суть следующие: a) происхождение души, как бы материальное, и развитие ее временное, подобно развитию тела; б) ежедневное затмение души во сне, в котором нет разумной деятельности и который составляет половину человеческой жизни; в) ослабление способности души, как то: памяти и воображения, происходящее от ослабления сил физических, и г) расстройство души в некоторых болезнях.
Не останавливаясь на выяснении сих темных пунктов, чтобы не весьма распространить слово, посмотрим на светлую сторону бессмертия. Сторона сия состоит из доказательств, основанных на умозаключениях. Доказательства эти суть следующие. Есть способ перевесть бессмертие из предмета веры в предмет сознания. Но как это может быть? Этот способ был известен более всего аскетам и даже некоторым философам, а именно: Сократу и Платону. Он состоит в нравственном самосознании. Мнение, бывшее даже у некоторых богословов, что душа бессмертна по благодати, показывает или незнание души, или излишнее требование от благодати. Бессмертие есть существенное свойство души. Следовательно, сознавая чисто душу, мы не можем не сознавать и бессмертия, этого неотъемлемого качества. Если нет сознания бессмертия, то нет и полного сознания духа. В плотских людях тело и душа соединены весьма тесно и почти составляют одно; напротив, в аскетах (монахах-подвижниках) союз сей тонее и раздельнее. Потому они скорее доходят до бытия души, нежели до бытия тела. С другой стороны, нравственное сознание в таковых людях усиливается. У людей светских ум наполняется мыслями о предметах телесных, временных, воля стремится к делам плотским, тленным, чувство занято вещественным, смертным; а аскеты мыслят о духовном, вечном и живут духовным, нетленным. Таким образом, вечная жизнь входит в их сознание, они живо сознают свою духовность, а с нею и вечность. Силою сего самосознания можно объяснить то, отчего аскеты жертвовали всем и самою жизнью для будущности. Такого рода люди не только ощущают тот невидимый нравственный порядок, который предполагают философы, но даже живут им, живя, по выражению апостола, в невидимом. Они имеют свой образ мыслей, свои правила и живут жизнью противоположной жизни обыкновенной, потому что управляются сознанием высшим. Не зная доказательств бессмертия, они живо чувствуют эту истину, и никакие возражения не в силах поколебать их. Этот путь к утверждению себя в вере в бессмертие есть самый лучший. Он мало известен в школе, но в жизни давно уже знают его.
Прежде душу совершенно подчиняли телу и говорили, что без известных частей тела она не может обойтись. Новейшие физиологи доказали противное. Самый мозг не безусловно необходим для ее действования. Она может сознавать себя правильно и при поврежденном мозге. Следовательно, возражение, что с потерею мозга теряется сознание души, не справедливо. Думают, что сумасшествие происходит от повреждения некоторых членов тела. Правда, это бывает; но видим и противное сему: находят сумасшедших, у которых телесные члены целы и здоровы. Из всего этого видно, что если в теперешнем бедном состоянии душа может отделяться от зависимости тела и существовать сама собою, то тем более она может существовать тогда, когда состояние зависимости ее от тела прекратится.
Во сне пространство и время для души почти не существуют. Потому она в это время соединяет в одну, так сказать, точку прошедшее, настоящее и отчасти будущее, и живет жизнью, превышающею жизнь обыкновенную. Она в то время чувствует себя свободною от пространства и времени; видит прошедшее; заглядывает в будущее, проникает в дела других. Имеет ли эта деятельность свои законы? Она подчинена премудрейшим законам. Долго не знали, или, лучше, не обращали на это внимания; но в новейшие времена начали собирать сонники и наблюдать над сновидениями. Труд этот произвел систему снов, в которой показано, что сны у всех народов, как Нового, так и Старого света, подчинены одним законам, что проникновение в будущее есть во всех снах, что во сне душа более знает. Правда, в познаниях ее в то время приметна некоторая летучесть; но этой летучести у св. людей не бывает: они во сне беседуют ясно, определенно. Таким образом, душа человеческая еще в сей жизни живет в мире общем, божественном. Второго рода проявление будущей жизни бывает в болезнях. Здесь более, нежели во сне, проявляется другая жизнь души. Сны важные бывают очень редко; а потому необыкновенная деятельность души не всегда в них бывает заметна. Болезни, в которых проявляется будущая жизнь души, все суть нервные. Душа человеческая ограждена нервною сетью, и потому, когда сеть сия ослабевает, тогда она начинает действовать свободно. Особенно это заметно в лунатизме. В этом состоянии, по причине крайнего ослабления нервной системы, душа освобождается от влияния внешних предметов и возвышается над законами природы. Они в то время для нее не существуют, ибо душа силою своею носит тогда тело, не смотря на то, что оно подлежит главному закону природы – тяжести. То же бывает в сумасшествии, которое также происходит от ослабления нервов. В этом состоянии душа предугадывает будущее, необыкновенным образом припоминает прошедшее и проникает в дела других. Таковое же явление происходит в состоянии так называемых смертных обмороков. Здесь, также как и во сне, остается сознание, но нет чувства. Посему то не без причины утверждают, что в это время человек бывает или в раю, или в аду; действительно, душа наша переносится тогда в какой то другой мир. Для сего стоит прочитать статью в «Вестнике Европы» за 1830 год, где представляется человек, который в сильном обмороке сознавал, как его погребали, но не мог двинуть ни одним членом тела11. Вот как в болезненном состоянии проявляется другая жизнь души! Новейшие подвели это под искусство и посредством магнетизма заставили, так сказать, душу, производить подобные явления. Искусство это сделалось предметом шарлатанства и потому запрещается; впрочем, об нем много написано в книге, так называемой «Ясновидящей», и оно служит доказательством того, что душа в этом состоянии имеет проницательность. Опыты произвели весьма поучительные действия. Не зная их, мы не могли бы понять, как душа без мозга будет мыслить и сознавать. Из них мы узнали также важнейшую истину ту, что в душе есть две стороны и два сознания: низшее, обыкновенное, логическое и высшее, необыкновенное. Сообразно сим двум сторонам души, и в теле есть две системы: мозговая и желудочная. Душа может переходить из одной системы в другую. Поскольку системы эти различны и не смешаны между собою, то душа, переходя из одной в другую, начинает иначе понимать и иначе действовать. Напр., лунатик иначе сознает в лунатизме своем, и иначе освободившись от него; в лунатизме забывает состояние естественное, а в естественном – лунатическое. Каждое из сих двух состояний имеет свое вчера и завтра, и одно с другим никогда не смешивается. Состояние сие есть предвестие будущей жизни. Это видно преимущественно из того, что человек в подобном состоянии возвышается над силами природы. Притом такое состояние души соединяется с некоторою злостью, показывающею, что душа с нетерпением желает, так сказать, вырваться из оков тела и перейти в мир свободы.
Эта необыкновенная жизнь души проявляется и естественным образом у людей святых. Что в других производит болезни, то у аскетов происходит натуральным образом. Рассказы о чудесах, произведенных ими, имеют всю истину. И действительно, достигнуть силы чудотворения можно посредством богомыслия. Спаситель, обещая дар чудес, не положил предел, но сказал: «верующий в Меня сделает, что Я делаю, и более сего сделает». В святых людях это не свыше только происходит, но (при содействии благодати12) достигается и посредством полного развития духовной природы человеческой и ослабления природы телесной.
Итак, никто да не сомневается в истине бессмертия души. Сознавая же сию истину, и жить нужно так, чтобы по смерти всем нам не наследовать вечное мучение адское, a наследовать вечное блаженство на небеси.
Составитель.
* * *
Из сочин. Иннокентия, арх. Херсон. и Тавр.
Подобное сему есть в листке «Живой мертвец», издание Пантелеимонова монастыря.
Вноска составителя.