Источник

Собор 1, Раздел 4Собор 1, Раздел 6

VI. СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ ШЕСТОЙ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ТРЕТИЙ

ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ШЕСТОГО СОБОРА, БЫВШЕГО В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ПРОТИВ ТЕХ, КОТОРЫЕ НЕЧЕСТИВО УЧИЛИ, ЧТО ГОСПОДЬ НАШ ИИСУС ХРИСТОС, ИСТИННЫЙ БОГ НАШ, ЕДИНЫЙ ОТ СВЯТОЙ И ЕДИНОСУЩНОЙ ТРОИЦЫ, В ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ ВОПЛОЩЕНИЯ ИМЕЕТ ОДНУ ВОЛЮ И ОДНО ДЕЙСТВИЕ

ДЕЯНИЕ ПЕРВОЕ

Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего, в царствование боговенчанных и светлейших государей Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя, постоянного августа и самодержца, в двадцать седьмой год царствования его и в тринадцатый консульства его богомудрой кротости, также богохранимых братьев его, Ираклия и Тиверия, в двадцать второй год, в седьмой день месяца ноября, индиктиона девятого, под председательством сего благочестивейшего и христолюбивого великого императора Константина, в судебной палате императорского дворца, так называемой Трулле (τροῦλλος), и по повелению его богомудрой кротости, присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и магистр императорских оффиций; Феодор, славнейший бывший консул, патриций, начальник императорской свиты и помощник военачальника Фракии; Сергий, славнейший бывший консул, патриций; Павел, славнейший бывший консул, патриций; Юлиан, славнейший бывший консул, патриций и военный логофет; Константин, славнейший бывший консул, патриций и куратор императорского дома Ормизды; Анастасий, славнейший бывший консул, патриций и исправляющий должность начальника императорской стражи; Иоанн, славнейший бывший консул, патриций и квестор; Полиевкт, славнейший бывший консул; Фома, славнейший бывший консул; Павел, славнейший бывший консул и правитель восточных областей; Петр, славнейший бывший консул; Леонтий, славнейший бывший консул и доместик императорского стола.

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Антиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125-ти почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что́ засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камулианский; Антоний, епископ ипэпский; Генессий, епископ анастасиопольский; Платон, епископ киннский; Иоанн, епископ даскилийский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии. – Когда возсели с правой стороны благочестивейшего и христолюбивого императора нашего славнейшие патриции и консулы, а с левой почтеннейшие викарии Агафона, святейшего архиепископа древнего Рима, и боголюбезные епископы, представители римского собора, также пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного Феодора, епископа равеннского, Василий, епископ города Гортины, Григорий пресвитер и инок, апокрисиарий Феодор, почтеннейший местоблюститель иерусалимского престола, и другие епископы из собора святейшего папы древнего Рима Агафона; когда по правую сторону императора подобным же образом возсели Георгий, святейший патриарх Константинополя, нового Рима, Макарий, святейший архиепископ Феополя Антиохии, Петр инок, боголюбезный пресвитер и местоблюститель престола великого города Александрии, Феофан, епископ ефесский, и прочие боголюбезные епископы, как подчиненные престолу святейшего архиепископа константинопольского, так и престолу святейшего архиепископа Феополя Антиохии, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие Христа Бога нашего: тогда боголюбезные пресвитеры Феодор и Георгий и боголюбезный диакон Иоанн, представители святейшего Агафона, папы апостольского престола древнего Рима, также и представители его собора сказали: «всемилостивейший государь, вследствие грамоты, посланной богомудрым мужеством вашим к святейшему папе, мы посланы им к благочестивейшим стопам богохранимой вашей светлости с посланием от него самого и с другим к вашему богохранимому благочестию посланием соборным, которое составлено подчиненными ему почтеннейшими епископами, каковые послания мы и представили вашему боговенчанному могуществу. Так как около 46-ти лет тому назад, бывшие в различное время предстоятелями сего царствующего богохранимого вашего города, то есть, Сергий, Павел, Пирр и Петр, также Кир, бывший некогда предстоятелем александрийским, и Феодор, бывший епископом города, называемого Фаран, и некоторые другие, последовавшие им, ввели некоторые новые выражения, противные православной вере и произвели смуты во вселенской Церкви, исповедуя и уча, что в домостроительстве воплощения единого от святой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, одна воля и одно действие, и много раз верноподанный вам наш апостольский престол отвергал это учение, потом умолял и доселе нисколько не успел отвратить их от такого злословного мнения: то мы просим боговенчанное ваше могущество, пусть представители святейшей константинопольской церкви скажут, откуда явилось это нововведение». – Благочестивейший император Константин сказал: «пусть святейший архиепископ сего богоспасаемого нашего города и Макарий, почтеннейший архиепископ города Антиохии, и подчиненный ему собор, ответят на слышанные ими от лица апостольского престола древнего Рима слова, что они найдут нужным». – Макарий, боголюбезный архиепископ великого города Антиохии, вместе со своим учеником, благочестивым пресвитером и иноком Стефаном, также Петр, боголюбезный митрополит никомидийскийский, и Соломон, боголюбезный епископ кланейский, как от лица престола сей святой великой церкви (константинопольской), так и от лица антиохийского престола, сказали: «мы не делали никаких нововведений в учении, но как приняли от вселенских соборов и святых уважаемых отцов, также от предстоятелей сего святого города Сергия, Павла, Пирра и Петра, также от Гонория, бывшего папы древнего Рима, и Кира, бывшего папы александрийского, то есть, о воле и действии, так и уверовали, веруем и проповедуем, и готовы отстаивать это».

Благочестивейший император Константин сказал: «если вы хотите отстаивать это, то мы не иначе примем вас, как если вы представите доказательства, как сами сказали, из святых вселенских соборов и святых уважаемых отцов».

Макарий, боголюбезнейший архиепископ Антиохии, и бывшие с ним сказали: «благочестивейший государь, повели хартофилаксу сей святой великой Божией церкви принести из досточтимой патриархии книги святых соборов».

Благочестивейший император Константин сказал: «повелеваем хартофилаксу, в ведении которого находятся акты святых вселенских соборов, принести их из досточтимой патриархии сего богохранимого царствующего города и прочитать». – И Георгий, боголюбезнейший диакон и хартофилакс, удалившись на некоторое время и отправившись в библиотеку досточтимой патриархии, принес книги святых вселенских соборов.

Благочестивейший император Константин сказал: «пусть почтеннейший Георгий, диакон и хартофилакс, передаст для прочтения принесенные им книги святых соборов».

Стефан, благочестивейший пресвитер и инок, ученик почтеннейшего епископа антиохийского Макария, взявши первую книгу деяний святого третьего собора, ефесского первого, стал читать. Когда он дошел до увещательного слова, которое написано блаженной памяти Кириллом, предстоятелем великого города Александрии, к блаженной памяти императору Феодосию и начинается словами: «что у людей пользуется уважением», и затем прочитал несколько ниже стоящие слова: «утверждение же непоколебимое сего вашего боголюбивого и благочестивейшего царства есть сам Господь наш Иисус Христос, потому что чрез Него цари царствуют и сильные творят правду, как сказано в Писании, ибо воля его всемогуща», тогда Макарий, святейший архиепископ Антиохии, сказал: «вот, государь, я доказал, что в Христе одна воля». В ответ на это представители апостольского престола древнего Рима, некоторые из епископов константинопольского синода и славнейшие судии, вставши, воскликнули следующее: «Макарий, святейший архиепископ города Антиохии, кажется, преувеличенно и неосновательно утверждает на основании прочитанного сейчас текста, что в двух естествах единого Господа нашего Иисуса Христа, то есть, в божеском и человеческом, одна воля. Святейший Кирилл написал эти слова, имея в виду божественное и вседержительное естество Его, которое у Него общее с Отцом и Святым Духом и всемогущее. Потому-то блаженной памяти Кирилл назвал эту волю всемогущею, а не то, чтобы он считал эту волю одною в численном отношении». – Когда прочитана была вся эта книга, благочестивейший император Константин сказал: «пусть будет прочитана и другая книга третьего собора». – И Соломон, боголюбезный диакон и нотарий святейшей патриархии константинопольской, взяв, прочитал сначала до конца. – Тогда благочестивейший император Константин сказал: «на нынешний день, когда окончены деяния святого третьего собора, ефесского первого, для нас достаточно чтения. В следующий день пусть будут прочитаны нам деяния святого четвертого халкидонского собора».

ДЕЯНИЕ ВТОРОЕ

Во имя Господа и Владыки Иисуса Христа, Бога и Спасителя нашего, в царствование боговенчанных, светлейших государей наших Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя, постоянного августа и самодержца, в 27 год его царствования и в 13 консульства его богомудрой кротости, также богохранимых братьев его, Ираклия и Тиверия, в 22 год в 10 день месяца ноября, индиктиона 9, под председательством того же благочестивейшего и христолюбивого великого императора Константина, в судебной палате императорского дворца, так называемой Трулле, и по повелению его богомудрой светлости, присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и магистр императорских оффиций; Феодор, славнейший бывший консул, патриций, начальник императорской свиты и помощник военачальника Фракии; Сергий, славнейший бывший консул, патриций; Павел, славнейший бывший консул, патриций; Юлиан, славнейший бывший консул, патриций и военный логофет; Константин, славнейший бывший консул, патриций и куратор императорского дома Ормизды; Анастасий, славнейший бывший консул, патриций и исправляющий должность начальника императорской стражи; Иоанн, славнейший бывший консул, патриций и квестор; Полиевкт, славнейший бывший консул; Фома, славнейший бывший консул; Павел, славнейший бывший консул и правитель восточных областей; Петр, славнейший бывший консул; Леонтий, славнейший бывший консул и доместик императорского стола.

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Антиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125 почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фогий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камудианский; Антоний, епископ ипэпский; Платон, епископ киннский: Иоанн, епископ даскилийский; Генесий, епископ анастасиопольский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии. – Когда славнейшие патриции и консулы, также почтеннейшие и боголюбезнейшие епископы воссели по порядку в той судебной палате Трулле, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие: знатнейший Павел, тайный советник и секретарь императорский, сказал: «ваше благочестие и святой вселенский собор ваш помнят, что в предшествующем собрании, по окончании чтения деяний святого третьего собора, ефесского первого, положено было по порядку прочитать и деяния четвертого халкидонского собора, о чем и представляем на ваше благоусмотрение».

Благочестивейший император Константин сказал: «пусть принесены будут деяния упомянутого святого четвертого собора и прочитаны во всеуслышание».

И Антиох, благочестивейший чтец и нотарий святейшего патриарха константинопольского, взявши, стал читать первую книгу упомянутого святого халкидонского собора. Когда он читал содержащееся в ней послание блаженнейшей памяти Льва, папы великого города Рима, и дошел до того места, где написано: «то и другое естество, во взаимном общении, обнаруживают действия, свойственные их природе: Слово действует так, как свойственно Слову, плоть – так, как свойственно плоти; одно из них блистает чудесами, другое подвергается уничижениям»: тогда представители апостольского престола древнего Рима, вставши, воскликнули: «всемилостивейший государь, вот святой отец, слова которого читаются, ясно проповедует в Господе нашем Иисусе Христе два естественные действия, нераздельные и неслиянные. Святой четвертый собор внес это послание, как утверждение православия и осуждение всякой ереси и как согласное с исповеданием верховного апостола Петра, в свои акты. Что благоволят сказать на это почтеннейший Макарий и единомысленные с ним боголюбезные мужи»?

Макарий, почтеннейший архиепископ антиохийский, сказал: «я, государь, не исповедую двух действий и не думаю, чтобы блаженной памяти Лев в этих словах говорил о двух действиях».

Благочестивейший император Константин сказал: «ты полагаешь, что он исповедовал одно действие»? Почтеннейший архиепископ Макарий сказал: «я не говорю о числе, но, следуя святому Дионисию47, называю Его действие богомужным». Благочестивейший император Константин сказал: «как же ты понимаешь богомужное действие»? Почтеннейший архиепископ Макарий сказал: «я не рассуждаю». – Когда первая книга дочитана была до конца, благочестивейший император Константин сказал: «пусть прочитана будет и другая книга святого халкидонского собора». И почтеннейший чтец и нотарий Антиох взял и прочитал эту книгу деяний.

Благочестивейший император Константин сказал: «достаточно и ныне настоящего чтения. В следующее заседание пусть принесена будет книга деяний святого пятого собора».

ДЕЯНИЕ ТРЕТЬЕ

Во имя Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в царствование боговенчанных, светлейших государей наших Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя, постоянного августа и самодержца, в двадцать седьмой год его царствования и консульства его богомудрой кротости в тринадцатый, и богохранимых братьев его Ираклия и Тиверия в двадцать второй год, в тринадцатый день месяца ноября, индиктиона девятого, под председательством того же благочестивейшего и христолюбивого великого императора Константина и по повелению его богомудрой светлости, в судебной палате императорского дворца, так называемой Трулле, присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и магистр императорских оффиций; Феодор, славнейший бывший консул, патриций, начальник императорской свиты и помощник военачальника Фракии; Сергий, славнейший бывший консул, патриций; Павел, славнейший, бывший консул, патриций; Юлиан, славнейший бывший консул, патриций и военный логофет; Константин, славнейший бывший консул, патриций и куратор императорского дома Ормизды; Анастасий, славнейший бывший консул, патриций и исправляющий должность начальника императорской стражи: Иоанн, славнейший бывший консул, патриций и квестор; Полиевкт славнейший бывший консул; Фома, славнейший бывший консул; Павел, славнейший бывший консул и правитель восточных областей; Петр, славнейший бывший консул; Леонтий, славнейший бывший консул и доместик императорского стола.

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Антиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абундаций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125-ти почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в их послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитенский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камулианский; Антоний, епископ ипэпский; Генесий, епископ анастасиопольский; Платон, епископ киннский; Иоанн, епископ даскилийский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан, епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии. – Когда славнейшие патриции и консулы и все почтеннейшие и боголюбезные митрополиты и епископы возсели по порядку в той судебной палате Трулле, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие: знатнейший Павел, тайный советник и секретарь императорский, сказал: «во исполнение слов вашего богомудрого благочестия, сказанных в предшествовавшем заседании, вот книги святого пятого вселенского собора; о чем и представляем на ваше благоусмотрение».

Благочестивейший император Константин сказал: «пусть присутствующий здесь благочестивейший чтец и нотарий Антиох возьмет и читает книгу». Взявши и открывши книгу, Антиох стал читать начало ее, имеющее такое заглавие: «слово блаженной памяти Мины, архиепископа константинопольского, к Вигилию, блаженнейшему папе римскому, о том, что во Христе одна воля». Представители апостольского римского престола, вставши, воскликнули: «благочестивейший государь, это подложная книга пятого собора. Пусть не читается так называемое слово Мины к Вигилию, потому что оно есть подделка. Повели тщательно перелистовать книгу, и ваша благочестивейшая власть убедится, что так называемое слово Мины к Вигилию приложено в начале книги не в то время, когда были деяния святого пятого собора, а недавно. Блаженной памяти Мина скончался в двадцать первом году Юстинианова царствования, пятый же собор был созван в двадцать седьмом году его царствования, когда епископом сего царствующего города был блаженной памяти Евтихий». И благочестивейший император, вместе с славнейшими судьями и с некоторыми из боголюбезных епископов святого собора, после тщательного осмотра, перелистования и исследования, нашли, что три четвертки в начале книги прибавлены после и не имеют чисел, обыкновенно выставляемых на каждой четвертке, но число первое стоит на четвертой четвертке, на следующей за нею – второе, затем третье и т. д. по порядку же. Кроме того нашли, что письмо этих вставленных в начале четверток, на которых содержится так называемое слово Мины к Вигилию, не похоже на то, которым первоначально писана была книга. – Благочестивейший император сказал: «пусть не читается это слово. Пусть начнется чтение, как водится, с предисловия к деяниям святого пятого собора». И прочитана была первая книга. – Благочестивейший император Константин сказал: «пусть начато будет по порядку чтение и второй книги деяний того же святого пятого собора». Благочестивейший диакон и нотарий святейшей константинопольской патриархии Павел, взявши книгу, стал читать. Во время чтения седьмого деяния в нем оказались две статьи как бы от имени блаженной памяти Вигилия, одна к блаженной памяти Юстиниану, бывшему императору, другая к блаженной памяти Феодоре, бывшей августе. В них содержалось следующее: «анафематствуем и Феодора, бывшего епископа мопсуестского, как бывшего всегда чуждым Церкви и противником святых отцов, который не исповедует, что воплотившийся Бог Слово, т. е. Христос, имеет одно естество, одно лицо и одно действие». И встали опять легаты апостольского престола древнего Рима, с бывшими с ними боголюбезными мужами, и воскликнули: «государь, да не попустит сего Бог; Вигилий не исповедовал одного действия. Эти статьи не принадлежат Вигилию. Эта книга подложная, как и начало первой книги пятого собора. Ибо, государь, если бы Вигилий учил об одном действии и принят был собором, то каким образом в определении самого святого пятого собора ничего нет об одном действии? Пусть прочитано будет снова это определение, благочестивейший государь, и ты увидишь истинность наших слов». – Когда вслед за тем прочитана была та же книга по порядку до определения, и самое определение прочитано было вновь до конца, то в нем не найдено было ничего об одном действии.

Почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего папы древнего Рима, сказали: «просим богомудрую вашу светлость подвергнуть заблаговременно эту книгу исследованию, чтобы обнаружить сделанные в ней подлоги».

Благочестивейший император Константин сказал: «требование исполнено будет в следующем заседании. Теперь пусть книга будет прочитана до конца». И она была прочитана.

Благочестивейший император Константин сказал: «узнавши теперь содержание прочитанных соборных книг, пусть скажут святой собор и славнейшие судьи: есть ли какое-либо, сделанное этими соборами, определение, доказывающее, что в домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа одна воля и одно действие, как обещали почтеннейший архиепископ антиохийский Макарий и единомысленные с ним благочестивейшие мужи»?

Святой собор и славнейшие судьи сказали: «в прочитанных святых соборах, как вам известно, благочестивейшие, мы совершенно не нашли учения о том, что в домостроительстве воплощения единого от святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа одна воля и одно действие». – Благочестивейший император Константин сказал: «пусть почтеннейший архиепископ Макарий и находящиеся с ним продолжают, и, если они готовы, по своему обещанию, представить свидетельства святых уважаемых отцов в доказательство (как было обещано) учения, что в домостроительстве воплощения Господа нашего Иисуса Христа одна воля и одно действие, то пусть представляют».

Почтеннейший архиепископ антиохийский Макарий и находящиеся с ним сказали: «если, по повелению вашему, дана будет отсрочка, то мы представим обещанные нами свидетельства святых уважаемых отцов». Благочестивейший император Константин сказал: «пусть почтеннейший архиепископ Макарий и находящиеся с ним исполнят это в следующем заседании». – Святейший архиепископ константинопольский Георгий и находящийся под его властию синод сказали: «благочестивейший государь, просим ваше спокойствие дозволить нам услышать послания к вашему богомудрому мужеству как от святейшего папы апостольского престола древнего Рима, так и от его собора, дабы узнать нам и понять всю заключающуюся в них силу». Благочестивейший император Константин сказал: «просьба ваша будет исполнена в следующее заседание».

ДЕЯНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Во имя Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в царствование боговенчанных, светлейших наших государей Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя, постоянного августа и самодержца, в 27-й год его царствования и консульства его богомудрой кротости в 13-й, и богохранимых братьев его Ираклия и Тиверия в 22-й год, в 14-й день месяца ноября, индиктиона 9, под председательством того же благочестивейшего и христолюбивого, великого императора Константина и по повелению его богомудрой светлости, в судебной палате императорского дворца, так называемой Трулле, присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и магистр императорских оффиций; Феодор, славнейший бывший консул, патриций, начальник императорской свиты и помощник военачальника Фракии; Сергий, славнейший бывший консул, патриций; Павел, славнейший бывший консул, патриций; Юлиан, славнейший бывший консул, патриций и военный логофет; Константин, славнейший бывший консул, патриций и куратор императорского дома Ормизды; Анастасий, славнейший бывший консул, патриций и исправляющий должность начальника императорской стражи; Иоанн, славнейший бывший консул, патриций и квестор; Полиевкт, славнейший бывший консул; Фома, славнейший бывший консул; Павел, славнейший бывший консул и правитель восточных областей; Петр, славнейший бывший консул; Леонтий, славнейший бывший консул и доместик императорского стола.

Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем городе, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители святейшего и блаженнейшего Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима; боголюбезный пресвитер и инок Петр, местоблюститель престола великого города Александрии; Макарий, почтеннейший архиепископ Феополя Антиохии; благочестивый пресвитер и инок Георгий; почтеннейший апокрисиарий Феодор, местоблюститель иерусалимского престола; Иоанн, епископ города Порта, Абунданций, епископ города Патерна, Иоанн, епископ города Ригия, представители 125-ти почтеннейших епископов святого собора древнего Рима, что́ засвидетельствовано собственноручными подписями епископов в послании к благочестивейшему императору Константину; благочестивый пресвитер Феодор, местоблюститель боголюбезного архиепископа равеннского Феодора; Василий, епископ города Гортины критской; Феодор, епископ ефесский; Сисинний, епископ Ираклии фракийской; Георгий, епископ кизический; Петр, епископ никомидийский; Фотий, епископ никейский; Иоанн, епископ халкидонский; Феодор, епископ мелитинский; Сисинний, епископ Иераполя фригийского; Макровий, епископ Селевкии исаврийской; Георгий, епископ Визии фракийской; Григорий, епископ митиленский; Сергий, епископ силимврийский; Андрей, епископ мефимнский; Феогний, епископ кийский; Георгий, епископ камулианский; Антоний, епископ ипэпский; Иоанн, епископ даскилийский; Генесий, епископ анастасиопольский; Платон, епископ киннский; Феодор, епископ Юстинианополя гордского; Феодор, епископ верисский; Стефан епископ Ираклии понтской; Лонгин, епископ тиосский; Дометий, епископ прусиадский; Соломон, епископ кланейский; Георгий, епископ косский; Иоанн, епископ миндский; Григорий, епископ кантанский; Иоанн, епископ Лаппы; Евлалий, епископ зенонопольский; Константин, епископ далисандский; Феодор, епископ олвийский; Феофан, пресвитер и игумен досточтимой обители сицилийской, именуемой Байя; Георгий, пресвитер и инок находящейся в древнем Риме обители Рената; Конон и Стефан, пресвитеры и иноки находящейся в том же древнем Риме обители, именуемой Арсикийский дом; Анастасий, пресвитер и инок оратории досточтимой константинопольской патриархии; Стефан, пресвитер и инок, ученик почтеннейшего Макария, архиепископа Феополя Антиохии.

Когда славнейшие патриции и консулы и все почтеннейшие и боголюбезные епископы воссели в той судебной палате Трулле, и когда на средину положено было святое и неповрежденное евангелие: знатнейший Павел, тайный советник и секретарь императорский, сказал: «ваше богомудрое благочестие помнит, что в предшествовавшем собрании, по прочтении деяний святого пятого собора, святейший архиепископ сего богохранимого города Георгий, с подчиненным ему синодом, просил ваше благочестивейшее мужество прочитать, в присутствии вашего благочестия и в присутствии сего святого вселенского собора, послания как святейшего папы древнего Рима Агафона, так и подчиненного ему собора; о чем и представляем на ваше благоусмотрение». – Благочестивейший император Константин сказал: «пусть будут прочтены». – И представлен был греческий перевод упомянутых посланий знаменитейшим Диогеном, тайным советником и секретарем императорским, и прочитан был этот перевод, содержащий буквально следующее:

* * *

*

Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».

47

Dionys. epist. IV ad Cajum.


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при Казанской духовной академии : В 7-и том. - Изд. 3-е. - Казань : Центральная типография, 1889-. / Т. 6. - 1908. - 307 с.

Комментарии для сайта Cackle