Источник

Собор 1, собрание 2Собор 1, собрание 4

V. СОБОР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, 2-й, ВСЕЛЕНСКИЙ ПЯТЫЙ

СОБРАНИЕ ТРЕТИЕ

В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в седьмой день майских ид, первого индикта, заседали в судебной палате почтеннейшие епископы сего царствующего города81:

Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима,

Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии,

Домин82, святейший патриарх великого города Феополя83,

Стефан, благоговейнейший епископ рафийский,

Георгий, благоговейнейший епископ тивериадский, и прочие, как выше в первом собрании.

Диодор, архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „на бывшем вчера собрании ваша святость положила собраться вашему святому собору ныне; и мы представляем о сем на благоусмотрение». Святой собор сказал: „для порядка пусть прочитают все, что сделано». Когда это было исполнено, святой собор сказал: „считая обязанностию священников – положить начало находящемуся у нас делу о трех главах, о которых письменно спрашивал нас благочестивейший и миролюбивейший император, и всем объявить о правой вере и о святых отцах и учителях, которые в разные времена сияли в святой Церкви Божией, мы исповедуем пред всеми, что содержим и проповедуем ту веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых соборах; им мы следуем всецело и во всем и приемлем их; приемлем также и четыре святых собора, то есть, триста восемнадцать святых отцов собиравшихся в Никее, и сто пятьдесят собиравшихся в Константинополе, и двести собиравшихся в первый раз в Ефесе, и шесть сот тридцать собиравшихся в Халкидоне, и все, что вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками. При этом мы делаем известным, что хранили и храним все, что, как сказано выше, определено четырьмя вышеупомянутыми святыми соборами относительно правой веры и что, на основании канонов, положено ими относительно церковной практики. Ибо хотя в разные времена созываемы были против появлявшихся еретиков четыре вышеупомянутые святые собора; но они удержали и провозгласили одно и тоже исповедание правой веры, и потому все, согласное с тем, что упомянутыми четырьмя святыми соборами определено относительно правой веры, мы приемлем; а все, что несогласно с определениями тех же четырех святых соборов относительно правой веры и написано с целию нанести оскорбление или сопротивление тем же четырем соборам или одному из них и в защиту еретиков и их нечестивого учения, все это, считая чуждым благочестия, мы осуждаем и анафематствуем. Сверх того мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову, Григорию нисскому, Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу, и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией. Итак, поскольку в святой кафолической и апостольской Церкви Божией должно быть сохраняемо и проповедуемо это правое исповедание; то если кто либо удаляет себя самого от него, удаляющий себя самого от правой веры и вступающий в общение с еретиками, справедливо осуждается и анафематствуется святою Церковию Божиею. А для обсуждения трех глав, – то есть, о Феодоре Мопсуестском и его сочинениях, о послании, которе приписывают Иве и которое написано к Персу Маре, и о сочинениях Феодорита, которые направлены против правой веры и святой памяти Кирилла и против двенадцати его глав, – о которых спросил нас и благочестивейший и миролюбивейший император, мы, при помощи Божией, соберемся в другой день, так как они требуют особенного собрания84.

* * *

81

По другим: в судебной палате почтенной епископии сего царствующего города.

82

По другим: Домн.

83

По другим: Антиохии.

84

Все третье собрание имеется только на латинском языке. Ред.


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при Казанской духовной академии : В 7 том. - Казань : Центральная типография, 1859-. / Том 5. - Изд. 4-е. - 1913. – 320, IV с.

Комментарии для сайта Cackle