IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)
ДЕЯНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА
Подобным образом, в третий день ноябрьских календ, в то же консульство, в той же святейшей церкви, когда заседали прежде означенные знатнейшие и славнейшие сановники и тот же святой и вселенский собор, славнейшие сановники сказали: «необходимая забота об общественных делах государства оставлена, потому что высочайшею властью нам повелено на святом соборе постоянно заниматься верою. А так как нам невозможно надолго отвлекаться от необходимых дел государства: то, заботясь о скорейшем решении вопросов, просим святой собор прежде всего сказать, придумал ли он что лучшее о святейшей церкви ефесской, иного ли нужно рукоположить ей епископа, почтеннейшему ли Вассиану снова принять епископство, или почтеннейшему Стефану быть епископом? Ибо все, что их касается, как известно самому святому собору, вчерашнего дня достаточно было рассмотрено».
Анатолий, почтеннейший архиепископ константинопольский, сказал: «мне думается, если угодно и святому собору, что ни тот ни другой из них не может быть епископом этого города, но должно рукоположить другого, потому что они завладели епископством вопреки канонам; а они будут иметь только епископское достоинство и содержание от этой церкви».
Пасхазин, почтеннейший епископ, занимающий место апостольского престола, сказал: «епископы Вассиан и Стефан, как показало дознание, оба нехорошим порядком овладели церковью ефесскою. Поэтому, если согласен весь святейший собор, по устранении их, пусть поставлен будет другой по канонам».
Луценций, почтеннейший епископ, занимающий место апостольского престола, сказал: «незаконно обоим им оставаться».
Юлиан, почтеннейший епископ косский, также местоблюститель, вместе с римскими, апостольского престола, сказал: «нет; оба они должны быть низложены».
Славнейшие сановники сказали: «так как на неоднократные наши просьбы и требования – произнести мнение об епископстве святейшей церкви ефесской – решительного ответа от всех не дано, то пусть вынесено будет на средину святое и честное евангелие». После того как святое евангелие вынесено было (на средину), славнейшие сановники сказали: «мы снова предлагаем святому собору подобную просьбу, пред лицом достопоклоняемого евангелия, и просим вас – не оскорбить ни кого-либо из двоих, если кто из них достоин опять получит епископство, ни упомянутую церковь, если и тот и другой недостоин, но постановить определение, угодное Богу и достойное, приличное и полезное этой святейшей церкви».
Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «я сказал уже, что по-моему, если это угодно и святейшему собору, ни один из них не может быть епископом города Ефеса, но для управления епископством должен быть избран всеми пасомыми другой, потому что оба они овладели епископством вопреки канонам; а им иметь епископское достоинство и общение, и получать содержание от этой святейшей церкви».
Пасхазин, почтеннейший епископ, занимающий место апостольского престола древнего Рима, сказал: «что́ заявил я прежде, тоже повторяю и теперь: и тот и другой из упомянутых неправильно овладели церковью ефесскою; и поэтому весь собор должен согласиться, по устранении их, поставить другого по канонам».
Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, сказал: «оба они, как видно из вчерашнего дознания, вопреки канонам овладели епископством. А кто из них достоин оставаться в городе, по человеколюбию, должны сказать боголюбезнейшие епископы той области».
Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «как усматривает святой собор, содержание получать они должны от церкви ефесской, а другой должен быть рукоположен по канонам».
Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «я согласен с рассуждениями святейших и боголюбезнейших отцов».
Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «я согласен с тем, что́ высказано отцами».
Юлиан, почтеннейший епископ косский и местоблюститель апостольского престола, сказал: «по канонам хотя ни один не должен быть, а по человеколюбию – пусть собор азийский изберет, кто должен быть».
Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «поверь, что оба они поставились вопреки канонам».
Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «каков каждый из них, лучше знают боголюбезнейшие епископы той области. Итак, пусть они скажут по свойственному им благоговению в страхе Божием, кто должен управлять ефесскою церковью, чтобы не было в городе возмущения».
Роман, почтеннейший епископ мир-ликийский, сказал: «я согласен с определением святых отцов».
Евномий, почтеннейший епископ Никомидии, сказал: «и я согласен с тем, что́ определено прежде меня святыми отцами».
Мариан, почтеннейший епископ синнадский, сказал: «по канонам ни один из них не должен быть».
Елевферий, почтеннейший епископ халкидонский, сказал: «дознание, произведенное относительно епископов, показало нам, что ни один из них не получил канонически епископства святейшей церкви ефесской».
Славнейшие сановники сказали: «святому собору угодно рассуждение боголюбезнейшего архиепископа Анатолия и боголюбезнейшего епископа Пасхазина, занимающего место римского апостольского престола, выражающее, что оба, как поставленные вопреки канонам, должны быть устранены, а должен быть рукоположен другой; упомянутые же будут иметь епископское достоинство и получать содержание от святейшей церкви ефесской».
Святой собор воскликнул: «это рассуждение благочестиво; оно согласно с канонами».
Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «оно лучше других». Все воскликнули: «этот суд справедлив; с ним согласны все. Оба они поставлены были вопреки канонам; пусть же имеют силу над ними каноны».
Славнейшие сановники сказали: «так как всем угодно рассуждение боголюбезнейшего архиепископа царствующего Константинополя Анатолия и почтеннейшего епископа Пасхазина, занимающего место боголюбезнейшего архиепископа древнего Рима Льва, требующее, чтобы ни один из них не назывался (епископом) и не управлял святейшею церковью ефесскою, потому что оба они поставлены были неканонически, и так как весь святой собор узнал, что они поставлены были вопреки канонам, и согласен с рассуждениями почтеннейших епископов: то почтеннейшие Вассиан и Стефан будут устранены от святой церкви ефесской, а будут иметь епископское достоинство и, для содержания и утешения себя, получат из доходов упомянутой святейшей церкви каждый год по двести золотых (монет); для этой же святейшей церкви будет рукоположен другой епископ по канонам».
Весь святой собор воскликнул: «этот суд справедлив; это благочестивое решение; это хорошо».
Вассиан, почтеннейший епископ, сказал: «что́ у меня отнято, велите возвратить».
Славнейшие сановники сказали: «если у почтеннейшего епископа Вассиана отнято что-либо из принадлежащих ему вещей или почтеннейшим епископом Стефаном, или какими-нибудь другими лицами, это, после судебных объяснений со стороны тех, которые отняли или были причиною ущерба, пусть будет возвращено»278.
* * *
На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.