IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)
ДЕЯНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА
В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в третий день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, собрались в святейшей церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный чиновник Винкомал; собрались также почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место святейшего архиепископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший епископ великоименитого Константинополя, и Максим, почтеннейший архиепископ Антиохии сирийской, и Ювеналий, почтеннейший архиепископ иерусалимский, и прочий святой и вселенский собор, созванный но повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего в городе Халкидоне; и когда все сели пред решеткою святого алтаря, Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «я подал прошение благочестивейшему государю вселенной, которым просил, чтобы преимущества никомидийской митрополии, издревле усвоенные ей канонами и обычаями, сохранялись; и он повелел вашей знатности вместе с святым собором выслушать и дать решение этому делу. Итак, прошу прочитать мое прошение, выслушать это дело и сохранить мне эти права». Славнейшие сановники сказали: «пусть прочитано будет прошение». Вероникиан, благоверный (магистриан) и секретарь императорской консистории, прочитал:
Государям земли и моря и людей всякого народа и рода, Флавиям Валентиниану и Маркиану, постоянным августам, прошение и моление от епископа Евномия и всего клира святой Божией кафолической церкви митрополии никомидийской
«Бог праведно даровал вам царство и власть над всеми для благоденствия вселенной и для мира святых церквей. Поэтому, благочестивейшие и христолюбивые императоры, прежде всего и вместе со всем вы заботитесь о догматах православной и спасительной веры, то прекращая рыкания еретиков, то выводя на свет права благочестивых догматов. Посему мы повергаемся к стопам вашего величества, дабы вы повелели воспретить несправедливость, которую причиняет нам почтеннейший епископ никейский Анастасий, чтобы мы могли, пользуясь свойственным христианам миром, спокойно совершать службу Божию. Ибо упоминаемый почтеннейший Анастасий, не имея ни страха Божия пред глазами, ни уважения к законам вашего благочестия, старается перемешать и перепутать в вифинской области все церковные и императорские узаконения, которые (доселе) имели силу в церквах, – он отнимает у нас права, которые усвоены нам законами вашего благочестия и церковными постановлениями и которых ни один из бывших прежде него епископов не дозволял себе нарушать или отменять. Один только этот начал нас утеснять и беспокоить, почитая славою – превозмогать во зле, так что по этой причине мы подали прошение и святому вселенскому собору. Но так как заслушание отсрочено и мы опасаемся, чтобы, по распущении собора, как-нибудь не уничтожились наши права: то просим, дабы повелением вашего величества заслушание совершилось безотлагательно. Получив то, чего просим, мы будем воссылать Господу Христу обычные молитвы за ваше вечное владычество».
Славнейшие сановники сказали: «что́ скажет на это почтеннейший епископ Анастасий»? Анастасий, епископ города Никеи, сказал: «он обвинил меня в том, будто бы я ввел какие-то новизны или произвел насилие; пусть докажет хоть одно из того, что́ он сказал. Я же намерен доказать противное, – что он отнял у меня приходы и сделал против меня много такого, что несвойственно делать епископу Никомидии; я терпел со всех сторон неприятности, и просил архиепископа исследовать мои права по старине и по канонам; большего я ничего не ищу». Славнейшие сановники сказали: «пусть боголюбезнейший епископ никомидийский Евномий точно покажет, в чем терпел он несправедливость со стороны почтеннейшего епископа Анастасия». Евномий никомидийский сказал: «по обычаю, которого держались мои и его предшественники, я имею подчиненные мне церкви в вифинской области; почтеннейший же епископ Анастасий отлучил от общения клириков подчиненной мне василинопольской церкви, что́ воспрещено канонами». Анастасий, почтеннейший епископ Никеи, сказал: «пусть сначала он докажет, что Василинополь подчинен ему и что я отлучил от общения клириков; пусть докажет эти два (пункта). А я докажу, что Василинополь всегда был подчинен Никее, ибо он был пригородком ее; об этом знает сенат; пусть он скажет, кому подчинен был Василинополь, если он не был пригородком Никеи». Славнейшие сановники сказали: «каким образом святейшая церковь Василинополя подчинена была Никее, как обещаешься ты доказать, по канонам, или по какому-либо обычаю»? Анастасий почтеннейший епископ Никеи, сказал: «как Таттаий и Дориса суть пригородки, подчиненные Никее, так и Василинополь прежде этого был подчинен Никее. Который-то император, Юлиан, или кто прежде него, не знаю, сделал его городом и, взяв из Никеи куриалов, поставил там; а обычай с тех пор хранит это доныне. Если в Василинополе не достает куриала, то он посылается туда из Никеи, и опять из Василинополя перемещается в Никею. Он был сперва пригородком, а городом сделался после. Из этого видно, что никейский епископ рукополагал там и в том и в другом случае. Есть письма блаженного Иоанна, епископа константинопольского, к никейскому епископу о том, чтобы он отправился устроить ту церковь, как подчиненную ему. У меня есть грамоты к блаженному Проклу. Я могу доказать, сколько (человек) рукоположено от Никеи; пусть же и он докажет, сколько рукоположено от Никомидии». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «совершивший рукоположение не может доказывать; если же он сделал это один раз по предвосхищению (права), то не может по канонам обвинить меня». Почтеннейший епископ Анастасий сказал: «не я это сделал, но мой предшественник». Почтеннейший епископ Евномий сказал: «однажды он сделал, как говоришь ты, или часто (делал)? Если однажды сделал по предвосхищению (права), или по тому случаю, что митрополия никомидийская не имела тогда епископа и должна была относиться к никейскому, то по канонам тут нет обвинения против меня. Ибо я могу доказать, что многие рукоположены от Никомидии; а ты, не знаю, можешь ли доказать хоть об одном». Почтеннейший Анастасий сказал: «когда Василинополь сделался городом, кто первый рукополагал»? Почтеннейший Евномий сказал: «я могу доказать, что он отлучил подчиненных мне клириков Василинополя. Призываю в свидетели святейшего архиепископа великого города (Константинополя), который принял их и возвратил им общение». Почтеннейший епископ Анастасий сказал: «неправду говоришь». Почтеннейший епископ Евномий сказал: «дай послание господина архиепископа, в котором он возвратил им общение и в котором он писал тебе, что ты поступил против канонов. Я покажу определения жителей Василинополя, которыми они просили об епископе. А ты покажи, где они просили никеян дать им епископа». Почтеннейший епископ Анастасий сказал: «позвольте мне сообщить немногое. Я подал челобитную бывшему архиепископу, прося его вызвать господина епископа Евномия и выслушать о наших правах. Он дал мне и ему грамоты, в которых писал обоим, чтобы никто из нас не вводил ничего нового, но держался древнего. А я знаю, как я должен почитать митрополии. Такие грамоты есть и у меня и у него. Я получил, как сказал, такие грамоты. Об этом знают и нотарии, скажут и другие. Приходят ко мне василинопольские клирики пожаловаться на своего епископа. Исполняя приказания архиепископа, я говорю: я не принимаю вас; ступайте к архиепископу; и если он прикажет мне, я выслушаю. Они, минуя меня и его, приходят к его святости господину Евномию; подают ему жалобу на своего епископа; он тотчас посылает за епископом василинопольским; епископ василинопольский прибегает ко мне». Славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны каноны». Вероникиан, благоверный секретарь, прочитал из кодекса, поданного почтеннейшим Евномием:
Глава 6.279
«Епископа поставлять наиболее прилично всем епископам той области. Если же это будет неудобно, или по настоятельной нужде, или по дальности пути, то по крайней мере три да соберутся для этого вместе, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот, и тогда совершать рукоположение. А утверждать такие действия в каждой области принадлежит митрополиту».
Анастасий, почтеннейший епископ никейский, сказал: «я согласен с каноном; если я не митрополит, то и не имею власти там». Славнейшие сановники сказали: «покажи, каким образом ты имеешь права митрополита». Почтеннейший Анастасий сказал: «прошу прочитать закон». Славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитан». И когда почтеннейший епископ Анастасий подал его, Константин, благоверный секретарь императорской консистории и магистриан, прочитал:
Изложение закона:
«Самодержцы кесари, Флавии Валентиниан и Валент, благополучные, благочестивые, августы, постоянные победители, никеянам высказывают (желание здравствовать)».
«Хотя наша заботливость для всех сделалась ясною и очевидною с тех пор, как мы, по воле Всевышнего, приняли верховную власть в государстве и кормило народного правления; но при этом мы поставили во главу самого благополучия то, что ваш город, прежде всех наполнившийся (радостью) и прославившийся под властью нашего благополучия, сделался причиною радости и удовольствия для всего народа. Посему, так как он назван митрополией в древности и об этом есть в древних законах: то он не может иметь никакого сомнения в том, что те же самые (права), какие получили никомидияне по нашему законоположению, (и для него) останутся ненарушимыми и твердыми и впоследствии еще умножатся. И затем мы постановили, этот увенчанный нами (закон) обнародовать в вашем городе. Пусть навсегда сохраняется этот обычай, – пусть город ваш будет митрополией, с сохранением и того обычая, по которому правитель Вифинии предшествует (в процессиях). Ибо никто не должен отнимать чего-либо у других. По воле Всевышнего, да умножится достоинство вашего города. Итак, в радости, удвойте молитвы и будьте довольны тем, что вам дается такая честь, отложивши затем всякое сомнение, и вместе видя, как вы пользуетесь постоянною благосклонностью и заботливостью по нашим постановлениям».
Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «прошу вашу знатность, прикажите прочитать закон, предоставленный после того никомидиянам». Славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитан». И когда почтеннейший епископ Евномий подал его, Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, прочитал:
«Валентиниан, благочестивый, благополучный, август, никомидиянам (желает) здравствовать».
«Относительно издревле приобретенных привилегий вашего города пусть сохраняется древний обычай. Вашему праву не может повредит увеличение чести города Никеи, так как достоинство Никомидии еще увеличивается, если она, занимая второе место, называется именем митрополии».
Славнейшие сановники сказали: «ни одна высочайшая грамота не говорит об епископе; та и другая предоставляют честь митрополии. А высочайшая грамота священной памяти Валентиниана и Валента, предоставившая тогда (городу) Никее право митрополии, прямо повелевает не отнимать ничего у других городов. И канон святых отцов изрекает об одном митрополите в каждой области. Итак, что́ думает святой собор об этом»? Святой собор воскликнул: «пусть имеют силу каноны; пусть будет по канонам». Аттик, почтеннейший епископ Никополя в древнем Епире, сказал: «канон изрекает так, чтобы в каждой области власть имел митрополит и чтобы он поставлял всех епископов, находящихся в той области. Таков смысл канона. Епископу Никомидии, так как она с древнего времени есть митрополия, надлежит рукополагать всех епископов, находящихся в его области». Святой собор сказал: «этого все мы желаем: об этом все мы просим; пусть соблюдается это везде; это всем угодно». Иоанн, Константин, Патрикий и прочие почтеннейшие епископы понтийского округа сказали: «каноны имеют в виду одного только старейшего митрополита. И очевидно, что право рукоположения предоставляется боголюбезнейшему епископу никомидийскому; потому что законоположения, как видела и ваша знатность, почтили Никею одним только именем митрополии, а от прочих епископов области отличается (епископ никейский) одною только честью». Святой собор сказал: «они правильно объяснили, хорошо объяснили; все мы говорим то же».
Аэтий, архидиакон великоименитого Константинополя, сказал: «припадаем к вашей знатности с просьбою, чтобы высказанное святейшим епископом города Никомидии Евномием и боголюбезнейшим епископом никейским Анастасием, или постановленное касательно их, не служило каким-либо нареканием святейшему престолу константинопольскому; потому что святейший престол константинопольский или сам совершает рукоположение в Василинополе с прочими, или позволяет совершать, как могут показать и посылаемые грамоты или многократно посланные. Просим предложить послания». Святой собор сказал: «пусть имеют силу каноны; пусть будет по канонам». Славнейшие сановники сказали: «власть митрополита в вифинских церквах будет иметь почтеннейший епископ никомидийский, потому что никейский имеет одну только честь митрополита и по примеру других епископов области подчиняется никомидийскому. Так угодно и святому собору. А что принадлежит престолу святейшей церкви великоименитого Константинополя, касательно рукоположения в областях, об этом своим порядком будет рассмотрено на святом соборе». Евномий, почтеннейший епископ никомидийский, сказал: «благодарю вашу знатность за справедливый суд, и питаю любовь к архиепископу великоименитого Константинополя, потому что имеют силу каноны». Славнейшие сановники сказали: «что ты сказал, записано»280.
* * *
Должно быть: глава 4; потому что это никейского собора правило четвертое, а следовательно четвертое же и в полном церковном кодексе правил, которым пользовались отцы этого собора. Примеч. Лаббе.
На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.