Источник

Собор 1, часть 7Собор 1, часть 9

IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)

ДЕЯНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА

В консульство государя нашего Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в четвертый день ноябрьских календ, по повелению священнейшего и благочестивого государя нашего (императора), собрались в святейшей церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорских преторий Палладий, и знатнейший и славнейший придворный императорский чиновник Винкомал; собрались также почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций, и почтеннейший пресвитер Бонифаций, занимающие место святейшего и блаженнейшего епископа древнего Рима Льва, и Анатолий, почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя, нового Рима, и Максим, почтеннейший епископ Антиохии сирийской, и Квинтилл, почтеннейший епископ Ираклии македонской, занимающий место святейшего епископа фессалоникского Анастасия, и Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, и Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и прочий святой и вселенский собор, созванный, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего, в городе Халкидоне; и когда все сели пред решеткою святого алтаря, почтеннейший Вассиан, прежде бывший епископом ефесской митрополии, вошедши, вместе с почтеннейшим пресвитером Кассианом, сказал: «потерпевши насилие, я ходил к благочестивейшему нашему императору и просил его: и он отправил высочайшую грамоту к святому, великому и вселенскому собору, чтобы он выслушал меня. И так как священная высшая власть повелела, чтобы все, совершающееся на святом соборе, было исследуемо в присутствии вашей знатности: то я прошу вашу власть и святой собор, чтобы прочитана была высочайшая грамота, чтобы выслушали меня и чтобы мне оказана была справедливость». Славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитана высочайшая грамота». Когда она была подана, Вероникиан, благоверный магистриан и секретарь императорской консистории, прочитал:

(Высочайшая грамота)

«Самодержцы кесари, Валентиниан и Маркиан, победители, триумфаторы, святому собору, созванному по высочайшему повелению нашему в Халкидоне».

«Почтеннейший Вассиан, потерпевший много несправедливостей, о которых говорится в его прошении, приложенном к этой высочайшей нашей грамоте, просил, чтобы ваша святость расследовала их. Итак, не угодно ли вашей святости, по получении этой высочайшей грамоты нашей, исследовать дело ж дать зависящее от вас распоряжение».

Славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитано и приложенное прошение». Тот же (Вероникиан) прочитал:

(Просительное послание епископа Вассиана к императорам Валентиниану и Маркиану)

«Государям земли и моря и всех людей (всякого) народа и рода, Флавиям Валентиниану и Маркиану, постоянным августам, прошение и моление от нижайшего и смиренного епископа Вассиана».

«Все спасение (для терпящих насилие), в особенности же для священников Христовых, после Бога – в вашей кротости. Посему и я с этим прошением припадаю к стопам вашим, дабы вы оказали мне милость по нему. Ибо то, что дерзнули сделать против меня, достойно слез и стенаний и нельзя пересказать. Но чтобы вкратце сообщить вашему благочестию, (я скажу, что) некоторые из принадлежащих к священному сословию, и некоторые другие (простолюдины), дерзнули, как сказано, сделать против меня страшные несправедливости, воспрещенные законами, и притом такие, на какие и варвары никогда не дерзали. Презревши страх Божий и силу пречистых таин, которую, по милости Божией, они принимали из рук моего смирения, они, после того как я совершил литургию пречистых таин, неожиданно схватили меня, вытащили из святой церкви, водили и таскали на площади и осыпали меня ударами; а иногда, заключив меня в темницу, подвергали мечу. Когда таким образом я опасался за самую жизнь (свою), они, похитив облачение (паллий) моего священства, беснуясь посадили на престол и на место мое одного из тех, которые дерзнули сделать против меня несправедливости. А потом они отобрали (все), какое было у меня, движимое и недвижимое имущество и разделили между собою, как хотели. (Сверх того) многих из полезных мне людей они различными ударами подвергли смерти, так что некоторые бросали трупы пред дверями святой Божией церкви. Итак, поскольку я – Бог мне свидетель и сильные и почтенные люди – невиноват ни в чем из того, что было говорено и делаемо ими против меня: то умоляю ваше благочестие и повергаюсь к вашим высочайшим и непорочным стопам, да благоволит ваша небесная власть, своим высочайшим предписанием, посланным святому собору, повелеть, чтобы произведено было дознание между мною несчастнейшим и теми, которые действовали так против меня и которые говорят, что они имеют нечто против меня. Кроме того умоляю ваше величество повелеть, чтобы никому не дозволено было делать мне притеснение, пока не приведено будет к окончанию дело между мною и моими противниками, ибо они имеют обыкновение делать это для того, чтобы я не оказался справедливее их; (прошу также), чтобы все, взводимое ими на меня, и сказанное мною при архиереях на святом соборе, доведено было до вашего высочайшего слуха, и чтобы нам назначен был тот, кто должен привести в исполнение определение их. Получив (все) это, я буду непрестанно воссылать к Богу обычные молитвы за вашу вечную державу».

Славнейшие сановники сказали: «пусть почтеннейший Вассиан скажет имена тех, которые обвинены им». Почтеннейший епископ Вассиан сказал: «хотя их много, но руководитель их нынешний епископ Стефан. Ибо он владеет моим престолом и имуществом; я прошу обсудить все, (но) священство необходимее имущества. Пусть будет исследовано, в чем я погрешил когда-нибудь; пусть отцы наши обсудят и решат, как им угодно». Славнейшие сановники сказали: «пусть отвечает на это почтеннейший епископ Стефан». Стефан, почтеннейший епископ, отвечал: «здесь есть епископы азийского округа: пусть они придут, и мы будем вместе стоять за себя. Здесь находится Леонтий магнезийский, Мэоний, епископ нисский, Протерий, епископ мирринский263, и прочие». Славнейшие сановники сказали: «а пока ты отвечай». Стефан, почтеннейший епископ Ефеса, сказал: «он не был хиротонисан в Ефесе; но когда святая церковь была не занята, он, собравши беспорядочную толпу с мечами и других каких-то гладиаторов, ворвался (в церковь) и сел в ней. Если по суду вашей знатности он есть епископ, то дело другое. Изгнавши его на основании канонов и низвергши по надлежащему, сорок азийских епископов, по приговору знатных и выборных (народа), и всего почтеннейшего клира, и всех прочих (жителей) всего города, хиротонисали меня. Ныне пятьдесят лет, (как) я нахожусь в ефесском клире». Почтеннейший Вассиан сказал: «не обходи (не обманывай) меня. Я сделан (епископом) канонически, и доказываю это; (я никем не был низложен) и никем я не был обвинен. Но с юношеского возраста (моего) я жил для бедных, я устроил странноприимный дом, поставил в нем семьдесят кроватей и радушно принимал всех больных и увечных. Мемнон же, бывший епископ Ефеса, завидуя этому, потому что я был всеми любим, сделал все, чтобы меня выгнать из города, и простер руки свои, чтобы хиротонисать меня епископом евазским, и устроил это; а (как) я не принимал, то он от третьего до шестого часа бил меня пред алтарем, (так что) и святое евангелие и алтарь обагрены были кровью. Среди этих обстоятельств я жил так, что не входил в город, и не видел даже города. Пока я жил таким образом, случилось, что самого Мемнона постиг конец жизни. После этого хиротонисан был Василий. Этот (последний), созвавши областной собор и узнавши от него, какое насилие я потерпел, и какие козни были, хиротонисал в том городе другого епископа, а мне возвратил общение и епископское место. Случилось опять, что и этого постиг конец жизни, а меня с большим принуждением и силою посадили на престол в этом же городе Ефесе народ, клир и епископы, из которых один, епископ Олимпий, находится здесь. Узнав об этом, благочестивейший наш император тотчас утвердил это и, утверждая епископство, тотчас же открыто объявил (об этом) памятною запискою. После этого он снова чрез придворного чиновника Евстафия прислал высочайшую (грамоту), утверждавшую епископство. Когда же я прибыл в царствующий Константинополь, то сам государь, приняв нас – меня и бывшего епископа этого царствующего города Прокла, сделал нас друзьями: и я имел общение с ним и со всеми (епископами), бывшими в то время (там). Этот же святейший Прокл, составив соборное (послание), разослал (его) и в город и епископам и клирикам. Таким образом жил я четыре года, и (в это время) рукоположил десять епископов и многих клириков. И когда мы жили в мире, о чем в (своем) донесении заявляли сами святейшие епископы и почтеннейший клир благочестивейшему нашему императору и постоянной августе, их благосклонное благочестие неожиданно сделало предписание мне, святейшим епископам и клирикам, и отправило чрез придворного чиновника. Прочитавши высочайшие строки, все мы прославили Бога за то, что их благочестие так печется о мире церквей. В следующий день мы совершали литургию все вместе; после литургии самовольные (люди) заключили меня (в темницу), насильственно похитили мое священническое облачение (паллий) и все мое имущество, и, взявши одного из среды своей – этого Стефана, сделали его епископом». Почтеннейший Стефан сказал: «пусть ваша власть прикажет придти находящимся здесь епископам, дабы открылась истина пред вашею знатностью». Славнейшие сановники сказали: «зачем зовешь ты почтеннейших епископов»? Почтеннейший Стефан сказал: «затем, чтобы они заявили обо всем, что было, так как он ворвался в святую церковь с мечами, с гладиаторами и с какими-то факелами, и сел на престол. За это он и был изгнан святыми отцами: святейшим царствующего (города) Рима Львом, блаженнейшим святой памяти Флавианом царствующего Константинополя, а также – александрийским и антиохийским; ими он был изгнан, по императорскому264 суду, а мое смирение поставлено. (Об этом) знали все, (с этим) согласны были и святой памяти император Феодосий и весь собор. Для этого святой памяти император Феодосий присылал старшего придворного сановника Евстафия, чтобы он дознал (что было) между ним265, клиром и бедными, которые потерпели от него несправедливости. Блаженной (памяти) Евстафий прибыл в Ефес и провел (здесь) три месяца, производя дознание. Что дознал, он объявил: (Вассиан) и определение, которое сделал блаженной (памяти) Евстафий, принял и признания изложил; это известно и клиру и церкви. Здесь есть епископы; пусть они войдут (и объявят), если я говорю иначе. Пусть ваша знатность прикажет им придти. Неужели вместе с ними был он рукоположен туда? Он ворвался туда за четыре года до сего дня. И римский (епископ) низложил его, и александрийский осудил его. Пусть ваша знатность посмотрит послание, написанное блаженнейшим папою Львом». Славнейшие сановники сказали: «ты признаешь, что почтеннейший Вассиан четыре года обладал святейшею церковью города Ефеса, как епископ»? Почтеннейший Стефан сказал: «как тиран, а не как епископ. Ибо каким образом мог властвовать тот, кто не был рукоположен, но вошел с мечами и сел сам собою? Пусть ваша знатность прикажет войти епископам». Славнейшие сановники сказали: «пусть почтеннейший Вассиан покажет, собором ли почтеннейших епископов и по обычному ли закону хиротонии поставлен он епископом ефесской митрополии»266. Почтеннейший Вассиан сказал: «я никогда не был (епископом) евазским, и не отправлялся (туда), но насильственно был назван епископом. Каноны имеют ясное (содержание). Предосудительно ли быть рукоположенным и не отправляться (в свою епархию), пусть скажут сами отцы; они знают каноны. Я прошу, выслушайте меня: пусть пока объявлена будет та дерзость, что захватившие власть взяли меня и заключили (в темницу); а потом мы исследуем относительно (моего) священства. Пусть исследовано будет насилие». Почтеннейший Стефан сказал: «прошу прочитать каноны, которые говорят, что рукоположенный в один город не может быть поставлен в другой». Славнейшие сановники сказали: «пусть будут прочитаны каноны». Леонтий, почтеннейший епископ магнезийский, прочитал (из кодекса)267 правило девяносто пятое:

«Если какой-нибудь епископ, не имеющий епархии, вторгнется в церковь, не имеющую епископа, и завладеет ее престолом без совершенного собора: такой да будет изгнан, хотя бы его избирал весь народ, которым он овладел. Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует и митрополит»268.

Тот же почтеннейший епископ Леонтий из того же кодекса прочитал правило 96-ое:

«Если какой-нибудь епископ, получив епископскую хиротонию и быв назначен предстоять известной церкви, не примет хиротонии и не согласится отправиться в порученную ему церковь: такой да будет отлучен до тех пор, пока, будучи понужден, не примет служения, или пока не постановит о нем какого-либо определения совершенный собор епископов той области»269.

Славнейшие сановники сказали: «пусть почтеннейший Вассиан объявит, кто поставил его епископом». Почтеннейший Вассиан сказал: «один из тех, которые посадили меня на престол, есть этот Олимпий; других я не знаю; этого припоминаю». Лукиан, почтеннейший епископ бизский, сказал: «его принял имевший право блаженной (памяти) Прокл; его принял и блаженной (памяти) благочестивейший император Феодосий, который, признав их, сделал их друзьями; но за что он изгнан»? Почтеннейший Стефан сказал: «блаженной и святой (памяти) Флавиан изгнал его». Славнейшие сановники сказали: «так как припоминание представило почтеннейшего епископа Олимпия посадившим на престол почтеннейшего Вассиана: то пусть упомянутый почтеннейший Олимпий объявит, так ли это». Олимпий, почтеннейший епископ феодосиопольский, сказал: «по смерти епископа Василия, бывшего тогда в городе, в котором я был рукоположен в епископа феодосиопольского, я жил в нем же. Клирики города Ефеса писали ко мне так: приди сюда, чтобы город получил каноническую хиротонию, потому что бывший епископ блаженной памяти Василий скончался. Получивши это письмо, я пришел, полагая, что и другие почтеннейшие епископы были приглашены. За три дня до того, как он имел ворваться в церковь и сесть на престол, я остановился в одной гостинице и стал ожидать и других почтеннейших епископов, чтобы по обычаю совершилась каноническая хиротония. В гостинице я прожил первый и второй и третий день, но из боголюбезнейших епископов никто другой не являлся; наконец пришли некоторые из почтеннейших клириков и сказали мне: других епископов здесь нет; что же надобно делать? Я сказал: что́ могу сделать я (один)? Распоряжаться в церкви и особенно такой знаменитой митрополии, одному епископу – противно точности канонов. Когда они говорили это со мною, бесчисленная толпа окружила жилище, в котором я находился; и, не знаю как, я очутился и перед такою властью и пред алтарем; некто по имени Олосирик, может быть, комициан270, с обнаженным мечем, пришел сам и вся толпа и, схвативши меня, отвели в церковь; и таким образом двести или триста человек возвели меня и его на престол, и совершилось посаждение на престол. Доселе я знаю, что как было». Вассиан, почтеннейший (епископ), сказал: «он солгал». Славнейшие сановники сказали: «пусть почтеннейший клир святой константинопольской церкви сообщит нам, принял ли почтеннейшего епископа Вассиана и имел ли общение с ним, как с епископом ефесской митрополии, блаженной памяти Прокл, бывший архиепископ (царствующего) Константинополя»271. Феофил, почтеннейший пресвитер святейшей константинопольской церкви, сказал: «(говорю) как пред Богом, (что) блаженной памяти Прокл принял его в общение и, почтив его соборными грамотами, отпустил в Ефес; он внес его имя и в диптихи272 и оно поминалось даже не за долгое время». Все почтеннейшие клирики святейшей константинопольской церкви сказали: «и мы говорим тоже самое: блаженный Прокл принял его и имел с ним общение, и составил соборные грамоты, и внес его в диптихи».

Славнейшие сановники сказали: «теперь пусть почтеннейший епископ Стефан скажет, каким образом он узнал, что почтеннейший (епископ) Вассиан устранен от епископства, и рукоположен ли сам он собором». Почтеннейший Стефан сказал: «от епископа города Александрии, в ответ на письмо туда святой памяти императора Феодосия, и от блаженнейшего папы, святейшего епископа римского, присланы были грамоты, что он не должен быть епископом, и грамоты эти известны. Прикажите придти нотариям, для объяснения того, каким образом он устранен, и каким образом он извержен, и каким образом поставлен я. Мы пришли ради веры. Неужели я знал, что это возникнет? Дело один раз уже было кончено. Туда приходил силенциарий, и три месяца производил дознание между ним и клириками. Известно, что определено». Почтеннейший Вассиан сказал: «Стефан был моим пресвитером: четыре года он совершал со мною богослужение, был в общении со мною, и имел общение от меня, как от епископа. В тот день, когда они заключили меня, я претерпел и это, – клянусь силами Божиими: – я просил воды, и не дали мне. В течение трех месяцев держали меня в заключении. Когда я был в заключении, рукоположенные мною епископы сами рукоположили его епископом. Если я не епископ, то и рукоположенные мною не должны быть ни епископами, ни клириками». Пресвитер Кассиан, бывший с почтеннейшим Вассианом, сказал: «почтеннейший епископ Стефан и Мэоний среди недели принудили нас войти в крещальню, подали мне евангелие, заклинали меня и сказали мне: поди сюда, клянись не отступать от него, но жить с ним и умереть с ним, и не изменять ему. Я сказал: ныне 25 лет, как я нахожусь в общении, занимаясь делами в Константинополе; и знает Бог, что я никогда никому не клялся, а ныне, когда я пресвитер, вы принуждаете меня клясться. Взявши святое евангелие, они дали мне, и я поклялся им. В пятый день святой пасхи они и его взяли и заключили (в темницу), а меня избили и изувечили ногами. Затем привели трех иподиаконов, и под вечер подняли и отнесли меня в мой дом, положили едва живого и пустили мне кровь. Итак, чтобы не нарушить клятву, ныне четыре года, как я брожу и нищенствую в Константинополе, чтобы не нарушить клятву пред именем Сына Божия». Лукиан, почтеннейший епископ бизский, вышедши на средину, сказал: «прочие епископы, сидящие с нами, обязали нас, чтобы каждый сказал, что знает он истинного и относящегося к благочестию. И хотя бы нам самим хорошо было сделать это; однако мы говорим, что он четыре года действовал на престоле бесспорно, без возражений, и рукоположил десять епископов и многих клириков, с ним имел общение нынешний епископ Стефан, бывший его пресвитер, и все прочие клирики. Как же можно изгнать Вассиана теперь, вопреки канонам, и в особенности после того, как с ним имел общение и епископство его утвердил соборною грамотою блаженнейший архиепископ царствующего Константинополя Прокл»? Мелифтонг, почтеннейший епископ Илиополя, вышедши на средину, сказал: «того, кто четыре года бесспорно владел епископством, следовало бы или обвинить, или не отвергать так бессудно. Так как и я уполномочен сидящими подле (меня) епископами выйти на средину и сказать о том, что занимает всех: то, ставши устами прочих, подле меня находящихся, епископов, я от лица всех объявляю святому собору и вашей власти то же, что́ сказал почтеннейший епископ Лукиан». Почтеннейший (епископ) Стефан сказал: «святейший архиепископ римский Лев низложил его, потому что он поставлен был вопреки канонам». Кекропий, почтеннейший епископ Севастополя, сказал: «господин Стефан, (не забывай), какую силу имеют Флавиан и император даже после смерти». Все почтеннейшие епископы и клирики константинопольские сказали: «истинно так; все мы говорим то же самое. Вечная память Флавиану; вечная память православному! Вот отмщение; вот истина! Флавиан жив после смерти; пусть он, мученик, молится за нас! Флавиан изложил веру после смерти. Флавиан здесь; православный здесь! Многая лета императору! Флавиан судил вместе с нами».

Славнейшие сановники сказали: «так как все дело о почтеннейших Вассиане и Стефане рассмотрено, и прочитаны также каноны, то пусть сам святой собор скажет, что думает он о епископах Ефеса». Почтеннейшие епископы воскликнули: «справедливость говорит за Вассиана; пусть каноны имеют силу». Славнейшие сановники сказали: «нам кажется, что епископом города Ефеса недостоин быть ни почтеннейший Вассиан, потому что он насильственным вторжением присвоил себе епископство, ни почтеннейший Стефан, который заговорами и такими происками добыл себе епископство; но справедливее избрать другого, который и веру знает в точности и отличается хорошею жизнью, (каков) должен быть епископ. Впрочем, все предоставляем святому собору; пусть он даст по этому делу решение, какое ему угодно». Святой собор воскликнул: «это правый суд; это Божий суд; Христос судил в этом деле: Бог чрез вас судит; это решение Божие! Вы охраняете каноны и законы. Многая лета императорам; многая лета сановникам; многая лета собору»!

Почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций, занимающие место апостольского престола древнего Рима, сказали: «сказанное всем собором ясно; что угодно (ему) относительно этого дела или лиц, остается нам и им утвердить решение».

Анатолий, почтеннейший архиепископ Константинополя, нового Рима, сказал: «тех, которые противозаконно обручились с невестою Христовою, то есть, с святейшею ефесскою церковью, она совершенно законно изгнала от себя. Посему, как почтеннейший епископ Вассиан, который вскочил на престол, так и почтеннейший епископ Стефан, который после него неправильно посадил себя самого, пусть останутся в покое, перестав управлять этою церковью. Ефесской же митрополии будет дан епископ, указанный Богом, избранный к рукоположению (в епископы) этой церкви всеми будущими его пасомыми, право проповедующий слово истины; а упомянутые (епископы) пусть имеют только достоинство епископское и общение, и получают приличное вспомоществование от этой святейшей церкви».

Святой собор сказал: «это мнение справедливо; этот суд справедлив».

Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «вторжение почтеннейшего Вассиана есть извращение канонов, и хиротония Стефана совершена была неправильно. Поэтому, если угодно, обоих должно отставить от епископства в ефесской митрополии, а рукоположить в сказанную митрополию, по канонам, епископа, отличающегося жизнью и верою». Почтеннейшие епископы азийские, повергшись пред святейшим собором отцов, сказали: «сжальтесь над нами; мы умоляем святой собор сжалиться над нашими детьми, чтобы они не погибли за нас и за наши грехи, оказать им человеколюбие и для отвращения зла дать нам хотя Вассиана; потому что, если кто-либо рукоположен будет здесь, то и дети наши умрут и город погибнет». Славнейшие сановники сказали: «так как по отзывам святого собора ни Вассиан, ни Стефан почтеннейшие не достойны быть епископами города Ефеса, а епископы азийские, находящиеся здесь, говорят, что если другой епископ будет рукоположен здесь, в городе Ефесе произойдет возмущение: то пусть святой собор скажет, где рукоположить епископа для святейшей церкви ефесской повелевают каноны». Почтеннейшие епископы сказали: «в области»273. Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «обычай позволяет здесь. Если епископ был поставляем от Константинополя, то этого274 не случалось. Там275 рукополагают конфектчиков276; от того и бывают возмущения». Леонтий, почтеннейший епископ Магнезии, сказал: «от святого Тимофея до ныне поставлено было 27 епископов: все они рукоположены были в Ефесе. Один Василий насильственно поставлен был здесь, и произошли убийства». Филипп, почтеннейший пресвитер святой великой константинопольской церкви, сказал: «святой (памяти) епископ константинопольский Иоанн, отправившись в Азию, низложил 15 епископов, и на место их рукоположил других; здесь же утвержден был и Мемнон». Аэтий, архидиакон константинопольский, сказал: «здесь рукоположен был и Кастин; Ираклид и другие рукоположены были с согласия здешнего архиепископа; подобным образом и Василия рукоположил блаженной (памяти) Прокл, и такому рукоположению содействовал блаженной (памяти) император Феодосий и блаженный Кирилл, епископ александрийский». Почтеннейшие епископы воскликнули: «пусть каноны имеют силу! Голоса к императору»! Клирики константинопольские воскликнули: «пусть имеют силу постановления 150 отцов! Пусть не нарушаются преимущества Константинополя! Пусть рукоположение совершается по обычаю тамошним архиепископом». Славнейшие сановники сказали: «мы усматриваем, что святому собору необходимо рассудить о рукоположении на ефесское епископство; поэтому, если угодно, пусть завтра это будет определено окончательно»277.

* * *

263

По другим: смирнский.

264

По другим: церковному.

265

Т. е. Вассианом.

266

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

267

Разумеется древнее собрание правил, в котором они стояли под известными номерами. Примеч. Лаббе.

268

Антиохийск. собора правило 16-е.

269

Антиохийск. собора правило 17-е.

270

Комицианы (comitiani) были чиновники или должностные люди (officiales) министра двора (См. Justinian. novell. 30, с. 1 et 2). Ред.

271

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

272

Диптихи то же, что у нас в церквах синодики. Ред.

273

Т. е. в областном городе, Ефесе. Ред.

274

Т. е. возмущения. Ред.

275

Т. е. в Ефесе. Ред.

276

В подл.: σαλγαμαρι’ους, salgamarios. Salgamarius значит – тот, который делает и продает конфекты, кондитер. Ред.

277

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. 1908-1909. / Том 4. 1908. - 283 с.

Комментарии для сайта Cackle