Источник

Собор 1, часть 6Собор 1, часть 8

IV. СОБОР ХАЛКИДОНСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ЧЕТВЕРТЫЙ (Окончание)

ДЕЯНИЕ ДЕСЯТОЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА

Подобным образом, в пятый233 день ноябрьских календ, в то же консульство, в святейшей церкви святой мученицы Евфимии заседали те же знатнейшие и славнейшие сановники и тот же святой и вселенский собор, по повелению священнейшего и благочестивейшего государя нашего Маркиана, постоянного августа; вошел преждесказанный почтеннейший Ива и сказал: «прошу вашу знатность и этот святой и вселенский собор. Евтихий оклеветал меня относительно веры; не дозволил мне войти на собор; услал меня за сорок станций чрез переменные учреждения: я переменил 20 или даже более тюрем234, как будто нет тюрьмы в Антиохии235 в областном учреждении; мне говорят, что я осужден. Если заблагорассудится вашей знатности и вашему святому собору отменить то, что́ без суда сделано против меня в мое отсутствие, это в вашей власти. Ибо для этого, как я уже сообщил вам, я пришел к священной и бессмертной верховной власти; и она повелела вашей знатности и святому собору выслушать дело обо мне; и вы узнали из определения, что я ни в чем не оказался виновным». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «так как в предыдущем (собрании) было сделано предложение святейшему собору высказать, что́ (ему) представляется касательно почтеннейшего Ивы, то пусть он объявит свое мнение». Почтеннейшие (епископы) воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Почтеннейший Ива сказал: «прошу вас: я осужден в отсутствии; я не присутствовал; я не имел возможности защищаться; меня не удостоили слова». Почтеннейшие епископы воскликнули: «худо поступили осудившие его вопреки канонам; пусть будет отменено то, что́ сделано против отсутствующего; все мы говорим это; отсутствующего никто не осуждает». Патрикий, почтеннейший епископ тианский, сказал: «в предыдущий раз прочитано было определение тех, которые назначены были тогда посредниками, разумею почтеннейших епископов Фотия и Евстафия; они присудили ему быть иереем. Итак все мы соглашаемся с этим определением и хотим, чтобы он был иереем». Восточные епископы воскликнули: «это правый суд». Некоторые из епископов воскликнули: «возражается. Есть (за дверями обвинители его; пусть велят им войти». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть войдут) желающие обвинить почтеннейшего епископа Иву». И вошли Феофил диакон, и Евфрасий, и Антиох, и Авраамий. Диакон Феофил сказал: «просим прочитать, что было сделано касательно Ивы в Берите, чтобы вы узнали, что он осужден справедливо». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «ты вошел для того, чтобы обвинить почтеннейшего епископа Иву, или, как подвизающийся за веру, добиваешься прочтения деяний»? Диакон Феофил сказал: «обвинители известны, но их здесь нет. Я – диакон, и знаю силу города. И если я стану обвинять, а свидетели не присутствуют, он отвергнет». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «можешь ли ты представить письменные доказательства на что-нибудь»? Диакон Феофил сказал: «я имею документы, составленные касательно него в Берите и в Ефесе. Вот и господин Фалассий, боголюбезнейший епископ, знает; он, принявший донесение, сам присутствует (здесь); пусть он будет спрошен: по какому делу сам он осудил его? И господин Евсевий здесь, и знает». Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «я не принимал донесения, а слышал, когда оно было читано в Ефесе; это многословная бумага И содержит в себе заявления многих человек. Если же у него есть документы, как (бывает) в иске, он должен показать (их); потому что и вместе с толпою был слушателем». Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «мы слушали вместе со всеми». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «присутствовал ли тогда почтеннейший Ива при вашем слушании»? Почтеннейшие епископы Фалассий (Кесарии каппадокийской) и Евсевий (Анкиры галатийской) сказали: «не присутствовал». Почтеннейшие епископы (восточные и понтийские) воскликнули: «отсутствующего никто не осуждает». Диакон Феофил сказал: «пусть истина будет показана на святом соборе. И господин Евстафий говорит, что ввели трех и шесть и двенадцать свидетелей по поводу изречения, которое он высказал, именно: «я не завидую Христу, сделавшемуся Богом». Здесь – епископ Фотий; положите пред ним евангелие». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «почтеннейший епископ Фотий, знающий определение собора, пусть и теперь постарается охранить справедливость, которую он находил в собственном деле, рассказав нам, как происходило дело относительно почтеннейшего Ивы»236. Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «я говорю истину; ибо не следует лгать в каком бы то ни было деле, а тем более в таком и столь важном (деле), которое открыто исследуется вашею властью и вселенским собором. (По поводу какого-то поднятого о том вопроса) пришедшие из Месопотамии пресвитеры и монахи говорили об этом против него; тогда он отвергал. Мы, как посредники, вследствие тяжких ругательств и наглости монахов и пресвитеров, приказали им выйти из Тира; потому что соблазнялся город, который ничего подобного никогда не думал и не слышал. Так как после этого он клялся, что ничего (такого) не говорил: то мы приняли меры, чтобы примирить обе стороны, привести их в общение; присутствовал, думаю, при этом и господин диакон Евлогий из Константинополя; мы сделали их друзьями». Знатнейшие сановники сказали: «итак почтеннейший Ива был ли изобличен своими обвинителями»? Фотий, почтеннейший епископ тирский, сказал: «нет. Он говорил, что быть свидетелями пришли какие-то трое, живущие вместе с теми самыми клириками, которые ругали, бесчестили и поносили его. Мы сказали, что живущих вместе с врагами нельзя принять в свидетели. Итак, мы сделали их друзьями. Наконец, он и пресвитеры вместе приобщились святых даров в епископии». Диакон Феофил сказал: «заклинаю спасением императоров и их победами, пусть будет прочитано то, что сделано относительно его». Знатнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитано, что, говорят, было сделано в Тире относительно почтеннейшего Ивы»237. И когда эти (акты) были поданы, Константин, благоверный магистриан, прочитал:

Памятная записка (по делу Ивы, епископа едесского) Дамасцию, знаменитому трибуну и нотарию преторианскому

«Зная чувства твоего превосходства и сознавая, как усердно предан ты Богу и нашему благочестию, мы заблагорассудили, чтобы ты вместе с Уранием, почтеннейшим епископом города Имерии, отправился в восточные пределы, и, при содействии местных сановников, устроил, чтобы Ива, почтеннейший епископ города Едессы, и Даниил, почтеннейший (епископ каррский, и Иоанн, почтеннейший) епископ феодосиопольский, поспешили в финикийскую область, и чтобы там было исследовано (дело), поднятое против упомянутых благочестивейших епископов почтеннейшими клириками вышесказанных городов, при вышесказанном благочестивейшем Урание, и Фотие, почтеннейшем епископе города Тира, и Евстафие, почтеннейшею епископе города Берита. Итак поспеши, по воле нашего величества, отправиться в восточные пределы и устроить, чтобы вышеупомянутые почтеннейшие епископы прибыли в Финикию, и чтобы там все вопросы, поднятые почтеннейшими клириками едесскими (и каррскими и феодосиопольскими), были тщательно исследованы при упомянутых почтеннейших епископах, и чтобы определение их было приведено в исполнение. Дано в седьмой238 день ноябрьских календ, в Константинополе».

Деяния в Берите относительно Ивы. (Беритский собор, бывший по делу Ивы, епископа едесского, прочитанный в Халкидоне).

“После консульства Флавия Зенона и Постумиана, знатнейших (мужей), в сентябрьские календы, индиктиона второго, в христолюбивой колонии Берите, собрались в новой епископии новой в Берите святейшей церкви боголюбезнейшие епископы Фотий, Евстафий и Ураний, присутствовал и Дамасций, знаменитый трибун и нотарий императорского дворца, и Евлогий, боголюбезнейший диакон святейшей церкви христолюбивого Константинополя, присутствовали боголюбезнейшие епископы Ива, Иоанн, Даниил, и стояли: Самуил, Кир, Евлогий, Мара, Авлавий, Иоанн, Анатолий, Кайюма и Авив. Знаменитый Дамасций сказал: «так как присутствующие (здесь) почтеннейшие клирики, пришедши к благочестивейшему и священнейшему государю нашему, обвинили почтеннейшего епископа Иву и почтеннейшего епископа Иоанна и почтеннейшего епископа Даниила: то его благочестие (император), как показывают благочестивые высочайшие грамоты к вашей святости, повелело, чтобы обвиненные из области озройской прибыли в Финикию для ответа пред вашею святостью на взводимые на них (обвинения). Мне назначено привести их (сюда) и ваше определение привести в исполнение. Здесь находятся обе стороны на (ваше) благоусмотрение». Боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий и Ураний сказали: «да соблаговолит твоя знатность показать высочайшую памятную записку, чтобы нам во всем последовать намерению христолюбивого императора нашего; потому что она должна бросать свет на это дело». Когда это было сделано, Евлогий диакон сказал: «когда почтеннейшие клирики Самуил, Кир, Евлогий, Мара, Авлавий, Иоанн, Анатолий, Кайюма и Авив пришли к нашему боголюбезнейшему и святейшему Флавиану, архиепископу святейшей церкви царствующего Константинополя, нового Рима, и обвинили благочестивейших епископов Иву, Иоанна и Даниила, то его святость определила, чтобы ваше благочестие выслушало это дело, и я принес грамоту об этом и передал вашей святости; и (обе) стороны находятся здесь на (ваше) благоусмотрение». Боголюбезнейшие епископы сказали: «так как мы недоумеваем, как мы должны давать вопросы и ответы представляющим лице обвинителей, то боголюбезнейший епископ Ива пусть сообщит нам, что́ сделано против них на святом и великом соборе, состоявшемся прежде в великом городе Антиохии». Самуил сказал: «просим то, что́ говорили, сказать по-сирски для святейшего епископа Урания; так как он в точности знает, что́ написано об нас боголюбезнейшему и святейшему архиепископу Флавиану боголюбезнейшим и святейшим архиепископом Домном; потому что он был в Константинополе». Боголюбезнейшие епископы воскликнули: «пусть будет один из переводчиков при боголюбезнейшем епископе Урание». (Нотарии сказали: «здесь находится Мара, который может переводить боголюбезнейшему епископу Уранию»). Боголюбезнейшие епископы воскликнули: «мы уже обратились к тебе, боголюбезнейший епископ Ива, с предложением сообщить нам, что́ сделано касательно стоящих (здесь лиц) на святом и великом соборе, созванном прежде в христолюбивой Антиохии, чтобы согласно с тем и нам предлагать им вопросы и ответы». Боголюбезнейший епископ Ива сказал: «эти четверо, стоящие (здесь), подали жалобу благочестивейшему епископу господину Домну; и его святость соблаговолила приказать нам сойтись; а так как была четыредесятница, то он приказал нам сойтись спустя день, написав ко мне, чтобы я снял с них отлучение; потому что они были отлучены мною. Я предоставил все на волю архиепископа; архиепископ ради праздника снял с них отлучение, под тем условием, чтобы они не выходили из Антиохии до тех пор, пока дело не получит решения; если же они выйдут прежде, чем дело получит решение, то подвергнутся большему наказанию. Самуил и Кир, прежде чем мы вступили в город, оставили (его) и ушли в область; а Мара и Евлогий остались. Потом, когда был созван святой собор,– так как там немало было епископов,– он приказал прочитать жалобу. Жалоба была прочитана; в ней значилось четыре имени обвинителей, а на лицо было два (обвинителя). Он спросил этих: где другие из вас239? Они же сказали; не знаем; а как мы слышали, они отправились в Константинополь». Боголюбезнейшие епископы сказали: «твое благочестие, присутствуя в то время (там), должно знать намерение того святого и великого собора,– окончательно ли он осудил (их), или произнес это определение под сомнением. Ибо очевидно, что твоя святость не решится сказать о том, чего не было сделано на том святом соборе, как о сделанном; притом и удобнее воспринять истину». Боголюбезнейший епископ Ива сказал: «я не могу знать сокровенного; я думаю, что (собор) произнес решительное осуждение их. Если же вам кажется на основании их показания, что собор не осудил их, то ваше дело судить». Боголюбезнейшие епископы сказали: («твоя святость имеет ли под руками акты, учиненные на том святом соборе»? Благочестивейший епископ Ива сказал: «имею, и они лежать здесь». Почтеннейшие епископы сказали): «пусть нотарии возьмут и пробегут ту часть (актов), которая (говорит) об удалившихся, чтобы нам знать, что́ сделано». Самуил сказал: «просим вашу святость оказать справедливость, чтобы наша сторона сохранила полное право на подобающее нам защищение против заявления почтеннейшего епископа Ивы и против того, что́ приказано прочитать». Боголюбезнейшие епископы сказали: «мы не для того приказали читать, чтобы наперед осудить тебя». Самуил сказал: «так как то, что́ делается, делается последовательно и часто заставляет нас поднимать другие, а не эти (вопросы): то мы и попросили сохранить нам право оправдания, и поэтому мы вступаем в спор и доказываем, что мы не подлежим ни осуждению, ни отлучению, но то, что́ сделано епископом нашим Ивою, сделано вопреки порядку и канонам». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будет прочитана та часть документов, которая (говорит) об удалившихся от заседания, бывшего в великой Антиохии».

240 “Святой собор сказал: где те, которые вместе с вами подали жалобу? Пресвитеры Мара и Евлогий сказали: узнав об умыслах его, как и мы узнали, они удалились, не знаем – как. Святой собор сказал: где же они теперь? Пресвитер Мара сказал: не знаем наверное; а как мы слышали, они отправились в Константинополь. Мы и писем от них не получали и не знаем наверное. Святейший архиепископ Домн сказал: какие умыслы подозревали они? Когда я написал об этом боголюбезнейшему епископу Иве, то он ответил, что предоставляет все мне. И они вместе с вами освобождены были от наказания отлучения: впрочем, под тем условием (дозволено было) вам иметь общение, (что) если кто из вас удалится прежде окончания дела, то подвергнется церковному наказанию. Итак, они оказались беглецами и презрителями отлучения и этого апостольского престола, и подвергли себя бо́льшему наказанию осуждения».

“Самуил сказал: «прошу прочитать подписи обретавшихся там и подписавших епископов и внести в акты». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут прочитаны подписи боголюбезнейших и святейших епископов, находящихся в этих документах, и пусть они будут присовокуплены».

Подпиcи: «Домн, епископ антиохийский, высказал». «Симеон, епископ амидский, высказал тоже». («Стефан, епископ иерапольский, высказал тоже»). «Константин, епископ (святейшей церкви) бострской, высказал тоже». «Феоктист, епископ веррийский, высказал тоже». «Фома, епископ мопсуестский, высказал тоже». «Планк241, епископ святой церкви герасской, определил тоже». «Еворкий242, епископ зевгматский, высказал тоже». «Даниил, епископ веррийский243, высказал тоже». «Дада, епископ батский, высказал тоже».

“Боголюбезнейшие епископы сказали: «рассуждение боголюбезнейшего и святейшего отца нашего архиепископа Домна известно. Итак, поданная вчера жалоба пусть будет прочитана и присовокуплена к актам».

Жалоба (Самуила и других пресвитеров Едессы к Фотию и к прочим епископам) против Ивы

«Святейшим, всеправеднейшим и боголюбезнейшим епископам Фотию, Евстафию и Уранию прошение от Самуила, Кира, Евлогия и Мары, пресвитеров святейшей церкви едесской».

«Мы старались прожить без тяжб все время своей жизни. Но так как то, что осмелился учинить против нашей церкви и против благочестивой веры отцов наших почтеннейший епископ Ива, и что́ превышает всякую неправду, вынудило нас отправиться с обвинением как его, так и брата его Даниила. епископа каррского: то мы, законно и согласно с канонами, пришедши как на восточный, так и на западный соборы, должны были также обратиться об этом к благочестивейшему и христолюбивому императору нашему. И как святейший архиепископ наш Флавиан с благочестивейшим и христолюбивым императором нашим определили и назначили, чтобы дело наше было исследовано вашею святостью: то мы прибыли готовые предстать (на суд). Итак, посредством этой нашей жалобы мы приступаем с просьбою, чтобы ваша святость приказала начать дело».

«Самуил пресвитер подал жалобу вместе с другими»244.

(«Кир пресвитер подал жалобу вместе с союзниками»).

«Евлогий пресвитер подал жалобу вместе с другими».

«Мара пресвитер подал жалобу вместе с другими».

“Самуил пресвитер сказал: «просим вашу справедливость дозволить нам и то, чтобы тоже самое сказано было по-сирски для боголюбезнейшего и святейшего епископа Урания; потому что он был в Константинополе, когда было читано письмо об этом, писанное архиепископом Домном к архиепископу Флавиану; и опять он был в Антиохии, когда мы намеревались поднять об этом речь. Мы просим его сказать, как он рассуждал с ним об этом, и что́ сказал ему». Боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий сказали: «все, как ты домогался, предстоящий переведет благочестивейшему епископу Уранию на его собственный язык». И (после того как) было переведено (боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий сказали): «пусть теперь и нам скажет почтеннейший Мара, что́ сказал на своем языке благочестивейший епископ Ураний». Мара сказал: «вот что́ он сказал: письмо было прочитано при патрициях; и так как они возмутили собрание, то мы лишили их общения. Впрочем я поставлен судьею и не могу быть свидетелем». Благочестивейший епископ Ива сказал: «господин Домн в письме к святейшему архиепископу Флавиану не упомянул об них, осужденных однажды». Боголюбезнейшие епископы сказали: «мы говорили, (что) рассуждение боголюбезнейшего и святейшего отца нашего и архиепископа Домна известно. Итак, пусть будет опять прочитана жалоба». И когда она была прочитана, боголюбезнейшие епископы воскликнули: «поданная вами жалоба содержит какое-то общее обвинение. Поэтому пусть каждый (из вас) письменно изложит, в чем он имеет обвинить и на каких пунктах хотел настаивать». Самуил сказал: «мы устно выскажем по порядку пункты пред вашею святостью. Начнем с этого пункта»... Боголюбезнейшие епископы сказали: «каждый пусть собственным голосом заявит, настаивает ли он на обвинении по поданным пунктам». Самуил сказал: «я настаиваю». Мара сказал: «я настаиваю». Евлогий сказал: «я настаиваю». Кир сказал: «я настаиваю». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут прочитаны все пункты, и таким образом мы исследуем каждый». Самуил сказал: «просим, чтобы они и в акты были внесены». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут внесены эти пункты».

«1. Когда, для выкупа пленных, город собрал до тысячи пятисот монет245, и у хранителя драгоценностей было до шести тысяч монет, или немного более, кроме доходов, которые получает брат его: он246, имея священного серебра в сосудах до двух сот фунтов247, продал их, и отослал, как мы знаем, разве только тысячу монет, а остальное отнес к себе».

«2. Он не положил между драгоценностями (святой) церкви ту драгоценную усыпанную камнями чашу, которую 11 лет тому назад принес нашей церкви святой человек, и мы не знаем, что сталось с нею».

«3. Еще он берет и за хиротонии».

«4. Некто Авраамий был диаконом нашего клира. Когда схвачен был некоторый чародей Иоанн, которому (Авраамий) был друг и сообщник, последний пред почтеннейшим нашим епископом и всем клиром, собранным выслушать (его) диакона Авраамия, уличен был и признался, что он соучастник (Иоанна), за что и подвергся наказанию отлучения, был презираем всеми и преследуем долгое время. После этого, он, не знаем чем убежденный, так как не удалось никакое оправдание со стороны его (Авраамия), покушался рукоположить его епископом города Батена. Когда же этому воспротивился бывший тогда архидиакон его,– он рассердился; и (таким образом) тому, кто достоин был смерти, сам собою присудил быть епископом, а того, кто указывал на смятение города и говорил, что (это) несправедливо, лишил места, отлучил и изгнал из церкви. А так как ему не удалось (дело) о епископе, то он принужден был сделать его странноприимником. И держит у себя сохранно хартию чародейских заклинаний наш почтеннейший епископ, который должен был представить запрещенное судье области, как следует по законам».

«5. Он рукоположил пресвитером и (сделал) периодевтом некоего Валентия, обесславленного человека, о прелюбодеянии и мужеложстве которого письменно и неписьменно заявляли все (его) односельцы, а заявлявших отдал под стражу и предал судье, хотя они показывали ему грамоты боголюбезнейшего архиепископа Домна».

«6. Он рукоположил племянника своего Даниила епископом языческого города, где надлежало быть святому пастырю, которого дела могли бы вразумить и убедить (язычников) хотя теперь обратиться к познанию истины; (между тем он рукоположил им человека) беспорядочного, молодого и сластолюбивого, который не хотел и не старался когда-либо скрываться, но почти всегда приходил в наш город к одной замужней (женщине) Халлое, уводил ее и, переходя с места на место, предавался с нею разврату».

«7. Все церковные доходы, многочисленные и простирающиеся до несчетного количества, он передает брату своему и своим племянникам. Мы просим, чтобы он дал отчет пред вашею святостью».

«8. Наследства, дары и все, что́ откуда-нибудь приносится и прилагается (в церковь), золотые и серебряные кресты, он собирает и передает брату своему и своим племянникам».

«9. Он тратил на дома своим родственникам и ту часть, которая отделена на содержание тюрем».

«10. Когда совершалась память святых мучеников, то для принесения на святой алтарь, освящения и раздаяния народу дано было только весьма немного вина, и притом дурного, нечистого и (как будто) только что выжатого из винограда; от чего назначенные совершать службу принуждены были купить вина совершенно дурного в лавочке шесть секстариев248, которых (тоже) не достало; поэтому он сделал знак раздававшим святое тело возвратиться, потому что не нашлось крови; тогда как сами они пили и имели, да и всегда имеют, превосходное и удивительное вино. И это делалось тогда, когда имевший власть (распоряжаться) богослужением249 знал (об этом) и извещен был, с тем, чтобы и он известил епископа с откровенностью. А так как он ничего не сделал в то время, то мы принуждены были снова известить самого почтеннейшего епископа. Впрочем, и известившись, он не тронулся, но (все это) презрел, так что многие из нашего города соблазнялись этим».

«11. Он несторианин и блаженного епископа Кирилла называет еретиком».

«12. Епископ Даниил рукоположил в клирики некоторых из тех, которые наиболее (следовали) его невоздержности».

«13. Когда пресвитер Пироз делал завещание, распределяя свое имущество, и вещи, какие имел, предоставлял церквам, не имеющим (никаких) доходов, то огорченный наш епископ Ива сказал, что он имеет обязательство его на три тысячи250 двести монет, и объявил ему это, с намерением опровергнуть волю его и самого его погубить скорбью».

«14. Когда же епископ Даниил сделал завещание и предоставил свое богатое имущество и приобретения от церковных (доходов) внукам своей любовницы и самой Халлое, то он не обнаружил негодования и не упрекнул (его)».

«15. Халлоя, любовница епископа Даниила, прежде ничего не имевшая, злоупотребляя многими находящимися у нее церковными вещами, отдает в рост по двести и по триста монет, так что отсюда ясно становится, откуда собраны эти вещи».

«Мы поспешили вкратце сообщить тебе, твоей светлой мудрости, которая в немногом познает многое, о том, что́ прежде сего и ныне происходило здесь, зная, что это, написанное нами твоему благочестию, старанием твоим сделается известным для всех, там находящихся, и что преданное Богом писание не испытало никакого извращения. Начинаю изложение предмета с тех рассказов, которые и ты сам знаешь. В то самое время, как твое благочестие было здесь, произошел спор между этими двумя человеками, Несторием и Кириллом: они написали один против другого пагубные книги, которые послужили соблазном для слушающих. Ибо Несторий сказал в своих книгах, как и твое благочестие знает, что блаженная Мария не есть Богородица, так что многие думали, что он был (последователь) ереси Павла самосатского, который говорил, что Христос был чистый человек. А Кирилл, желая опровергнуть книги Нестория, погрешил и оказался впавшим в учение Аполлинария. Ибо и он написал подобно ему, что сам Бог Слово сделался человеком, так что не было различия между храмом и обитающим в нем. Он написал двенадцать глав, которые, полагаю, и твое благочестие знает, о том, что естество божества и человечества Господа нашего Иисуса Христа одно, и что, как он говорит, не должно разделять сказанные слова – сказал ли их Господь о Себе, или евангелисты о Нем. Это полно всякого нечестия, как и твоя святость знает – даже прежде, чем мы сказали. Ибо как возможно, чтобы бывшее в начале Слово объято было храмом, родившимся из Марии? или чтобы слова: «умалил еси его малым чим от ангел» (Пс.8:6) сказаны были о божестве Единородного? Церковь говорит так, как и твое благочестие знает и я от начала научен и утвержден божественным учением, из слов блаженных отцов. Два естества, одна сила, одно лицо, которое есть один Сын Господь наш Иисус Христос. Вследствие этого прения, победители и благочестивые императоры повелели первейшим из епископов собраться в город Ефес и сообща рассудить о книгах Нестория и Кирилла. Но прежде чем все епископы, которым повелено было собраться, прибыли в Ефес, этот Кирилл, предупредив, овладел слухом (всех) посредством (какой-то) отравы, ослепляющей очи мудрых. Он нашел вину в ненависти (которую питали) к Несторию. И прежде нежели святейший и боголюбезнейший архиепископ Иоанн прибыл на собор, Нестория без суда и следствия низложили с епископства. А чрез два дня после его осуждения мы прибыли в Ефес. Когда мы узнали, что при осуждении Нестория, учиненном ими, они постановили и утвердили двенадцать глав, написанных Кириллом, которые были противны истинной вере, и согласились с ними, как согласными с истинною верою, то все восточные епископы осудили этого Кирилла и произнесли отлучение на других епископов, которые соглашались с (его) главами. После этого беспорядка каждый возвратился в свой город. Несторий же, так как был ненавидим городом и вельможами, в нем находившимися, не мог возвратиться туда. Восточный собор остался вне общения с теми епископами, которые сообщались с Кириллом. От этого между ними произошла великая скорбь; епископы были во вражде с епископами и народы с народами; и исполнилось на деле написанное, что будут врагами домашние его (Матф. 10, 36). Отсюда произошли многие оскорбления против нас со стороны язычников и еретиков. Никто не смел отправиться из города в город или из области в область; но каждый преследовал ближнего (своего) как врага. Многие же, не имея пред очами страха Божия, под предлогом ревности о церквах, спешили привести в действие вражду, которую скрывали в сердцах своих. Один из таковых есть тиран нашего города, которого и ты знаешь: он под предлогом веры наказывает не только живых, но и тех, которые давно отошли к Богу. Один из сих (последних) есть блаженный Феодор, проповедник истины и учитель Церкви, который не только при жизни своей обращал еретиков к истинной вере своей, но и после смерти в своих сочинениях оставил сынам Церкви духовное оружие, как узнало и твое благочестие, обращавшееся с ним, и убедилось из написанного им. Его-то (Феодора) дерзнул он, на все дерзавший, открыто анафематствовать пред церковью, его, который по ревности Божией не только свой собственный город от заблуждения обратил к истине, но и отдаленные церкви научил своим учением. И о книгах его повсюду произведено было много исследований, не потому, чтобы они были чужды истинной веры, – ибо всегда при жизни его тот сам постоянно хвалил его и читал его книги, – но по причине скрытой вражды, которую тот имел против него за то, что он открыто обличил его на соборе. Между тем как происходило это зло и каждый, по писанию (Суд. 17 и 21), поступал, как хотел, достопоклоняемый Бог наш, всегда пекущийся по своему милосердию о Церкви, возбудил сердце вернейшего и победителя императора послать великого и известного при его дворе мужа, с тем, чтобы он заставил почтеннейшего и святейшего архиепископа востока господина Иоанна примириться с Кириллом; ибо он ими низложен был с епископства. По получении послания императора, он отправил святейшего и боголюбезнейшего Павла, епископа емесского, написав чрез него истинную веру и поручив ему, чтобы он, если Кирилл согласится с этою верою и анафематствует говорящих, что божество страдало, и говорящих, что одно естество божества и человечества, вошел с ними в общение. Бог же, всегда пекущийся о своей Церкви, искупленной собственною Его кровью, восхотел, чтобы и сердце египтянина умягчилось и без затруднения согласилось с (истинною) верою и приняло ее, а всех, верующих не по ней, анафематствовало. Когда же они вошли в общение друг с другом, то распря прекратилась, в Церкви водворился мир; и в ней нет уже раскола, но мир, как (было) прежде. А те слова, которые были написаны святейшим и боголюбезнейшим архиепископом Иоанном, и ответы, какие получил он от Кирилла, – самые послания (их), – я присовокупил к этому (посланию), которое отправил к твоей святости, дабы, читая их, ты знал и всем (любящим мир) возвестил, что распря уже успокоилась и средостение вражды разрушено, и (что) те, кои восставали против живых и мертвых, подверглись стыду – оправдываться в своих преткновениях и учить противоположно прежнему своему учению. Ибо никто не дерзает сказать, что одно естество божества и человечества, но исповедуют и храм и Того, кто обитает в нем и кто есть единый Сын Иисус Христос. Я написал это твоему благочестию по великой любви, которую в тебе имею, зная, что святость твоя ночью и днем упражняется в учении Божием, дабы быть полезною многим».

Ива, почтеннейший епископ, сказал: «пусть прикажет ваше человеколюбие прочитать письмо едесских клириков, дабы вы знали, что я и чужд того, что взведено на меня, и потерпел насилие». Знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть будет прочитано письмо, написанное почтеннейшими клириками едесскими». Когда оно было подано, Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, прочитал:

Представление и прошение к боголюбезнейшим и святейшим епископам Фотию и Евстафию, от всего клира едесской митрополии

«От многих и различных (людей), приходящих к нам из Финикии, мы узнали о (том, что сделано от) восставших против боголюбезнейшего и святейшего епископа (нашего) Ивы, и ужаснулись сказанного; ибо сказанное нам дошло даже до слуха безбожников и неверующих, еретиков, иудеев и язычников, – будто при всех нас этот боголюбезнейший епископ наш говорил: я не завидую Христу, сделавшемуся Богом, потому что и я, если захочу, могу сделаться подобно ему, и будто все мы, как говорят, слышали эти слова. Объявляем пред вашим боголюбием, как пред человеколюбивым Богом, что мы никогда не слыхали таких слов ни от него ни от другого кого либо, и что до слуха нашего никогда не доходило ничто подобное. Да будем мы прокляты и повинны страшной геенне, если мы знаем, что им сказано было что-нибудь такое или нечто иное противное кафолической вере. Если бы после таких слов мы согласились или иметь общение с произнесшим (их), или сослужить ему (в жертвоприношении), то мы были бы повинны высшему осуждению, как сообщники такого осквернения. Итак просим и умоляем вашу мудрость, убедите боголюбезнейшего епископа нашего, чтобы он как можно скорее возвратился к своему стаду, которое находится в опасности быть рассеянным со стороны всех, потому что нет никого, могущего защитить его; и особенно когда наступает спасительный праздник святой пасхи, в который присутствие его нужно и для оглашений и для удостаиваемых святого крещения. Мы просим приобщить это представление наше к деяниям (бывшим) при вашей мудрости, дабы оно ни от кого не было скрыто».

Подписи: «Фекид251 пресвитер составил это представление вместе с другими». «Урсикин пресвитер составил это представление вместе с другими». «Евлогий пресвитер составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Ливаний пресвитер составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». («Родон пресвитер также. Подпись сирская»). «Леонтий пресвитер составил это представление вместе с другими». «Микалл252 пресвитер составил это представление вместе с другими». «Евсевий пресвитер составил это представление вместе с другими». «Василий пресвитер составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Авраамий пресвитер составил это представление вместе с другими». «Патроин пресвитер составил это представление вместе с другими». («Аттик пресвитер также»). «Васс пресвитер составил это представление вместе с другими». «Стратигий пресвитер составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Савватий диакон составил это представление вместе с другими». «Никий диакон составил это представление вместе с другими». «Мартирий диакон составил это представление вместе с другими». «Евлогий диакон составил то представление вместе с другими». «Савва диакон составил это представление вместе с другими». «Иаков диакон составил это представление вместе с другими». «Афримий253 диакон составил это представление вместе с другими». «Патрикий диакон составил это представление вместе с другими». «Акакий диакон составил это представление вместе с другими». «Исаакий254 диакон составил это представление вместе с другими». «Савва диакон, называемый врачом, составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Евсевий диакон составил это представление вместе с другими». «Кирилл255 диакон составил это представление вместе с другими». «Авраамий диакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Анисий диакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Авив диакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Андрей диакон составил это представление вместе с другими». «Арвий диакон подписал, по просьбе, за почтеннейшего диакона Ипатия, который заявил, что он составил это представление вместе с другими». «Дадой диакон составил это представление вместе с другими», «Авив диакон подписал за почтеннейшего диакона Валентина по (его) просьбе, так как (сам) он не мог. Подпись сирская». «Евсевий диакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Евлогий диакон составил это представление вместе с другими и стою за него даже до смерти». «Авраамий диакон составил это представление вместе с другими». «Роман диакон составил это представление вместе с другими». «Павел диакон составил это представление вместе с другими». «Павел диакон подписал за Мару диакона, по (его) просьбе, который составил это представление вместе с другими». «Кирилл диакон составил это представление вместе с другими». «Кесарии диакон составил это представление вместе с другими». «Апеней диакон составил это представление вместе с другими». «Мароний диакон составил это представление вместе с другими». «Фекида диакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Иоанн диакон составил это представление вместе с другими». «Геронтий диакон составил это представление вместе с другими». «Агапий диакон составил это представление вместе с другими». «Аделфий иподиакон256 составил это представление вместе с другими». «Савва диакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Васс иподиакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Реститут иподиакон составил это представление вместе с другими и стою за него даже до смерти», «Кир иподиакон составил это представление вместе с другими». «Реститут иподиакон подписал за Авива иподиакона, по (его) просьбе, который составил это представление вместе с другими». «Фома иподиакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Васс иподиакон подписал за Авива чтеца, по (его) просьбе, который заявил, что он составил это представление вместе с другими». «Аделфий иподиакон составил это представление вместе с другими». «Евфрасий иподиакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Ромул иподиакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Евсевий иподиакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Пимений иподиакон составил это представление вместе с другими. Подпись сирская». «Феофил чтец составил это представление вместе с другими. Подпись сирская».

Диакон Феофил сказал: «прошу вас (исследовать): принесший это самое (представление), – не знаю, как зовется диакон, принесший его, – после того как он был изгнан оттуда, не заявил ли пред всеми, что я изменил то изречение257, чтобы угодить епископу. После того состоялось отношение от всего города; и это изречение внесено в отношение. Прикажите исследовать, не заявил ли диакон, что я изменил изречение. Он послал его из Берита». Знатнейшие (и славнейшие) сановники сказали: «что прочитано, то ясно; но чтобы ничего не недоставало для долженствующих судить право, пусть будет прочтено, что́ сделано в Ефесе окончательно относительно почтеннейшего епископа Ивы»258.

Пасхазин, Луценций и Юлиан, почтеннейшие епископы, и Бонифаций, (почтеннейший) пресвитер апостольского престола, чрез Пасхазина сказали: «не может иметь места собор, на котором читаны были эти беззаконные преткновения; поэтому кажется излишним перечитывать тамошние деяния. Итак, если пред блаженнейшим и апостольским епископом города Рима все тамошние деяния тщетны, то ясно, что и святейший епископ антиохийской церкви (которого блаженнейший епископ принял в свое общение) чужд им. (Поэтому необходимо), чтобы мы обратились к миролюбивейшему и христианнейшему государю, дабы он высочайшим своим законом запретил даже именовать этот собор».

Анатолий, почтеннейший архиепископ Константинополя, нового Рима, сказал: «состоявшиеся недавно в Ефесе деяния тотчас же рушились, как скоро, особенно после того, получили они лучшее и угодное Богу исправление. Итак, я подаю голос, что никакое из деяний этого так называемого собора не имеет силы, кроме (деяния, которое касается) Максима, святейшего епископа великого (города) Антиохии; потому что и святейший епископ римский Лев, приняв его в общение, присудил быть (ему) предстоятелем антиохийской церкви. Последуя этому примеру, согласился (на это) и я сам и весь настоящий святой собор. Мы просим благочестивейшего и христолюбивого нашего императора, чтобы он благочестивым законом повелел: не называть собором тот, который был в Ефесе после первого, и не иметь силы никакому из его деяний».

Ювеналий, почтеннейший епископ Иерусалима, сказал: «что́ угодно относительно этого (дела) благочестивейшему императору нашему, пусть повелит его боголюбезная власть».

Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «и я думаю тоже самое с боголюбезнейшим и святейшим епископом Ювеналием».

Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «и я думаю и говорю об этом деле согласно с святейшим епископом Ювеналием».

Стефан, почтеннейший епископ Ефеса, сказал: «и я полагаю: состоявшееся в ефесской митрополии вопреки канонам отменить, кроме того, что сделано против Домна, епископа (города) Антиохии, потому что хиротония боголюбезнейшего епископа Максима, поставленного вместо его в митрополии антиохийской, принята святейшим архиепископом Львом и настоящим святым и вселенским собором».

Петр, почтеннейший епископ Коринфа, сказал: «я не лишал его (Иву) священства, потому что я не имел общения с ефесским собором; я следую заявлению занимающих место апостольской кафедры и святейшего архиепископа Анатолия».

Диоген, почтеннейший епископ Кизика, сказал: «и я согласен с святейшими архиепископами».

Иоанн, почтеннейший епископ Севастии, сказал: «согласно с мнением боголюбезнейшего и святейшего епископа Ювеналия, и я полагаю: все предоставить власти благочестивейшего и христолюбивого нашего императора».

Константин, почтеннейший епископ бострский, сказал: «и я согласен с тем, что́ высказано отцами».

Феодор, почтеннейший епископ Дамаска, сказал: «и я согласен со всем, что́ праведно и свято постановлено отцами».

Критониан, почтеннейший епископ Афродисиады, сказал: «и я согласен с тем, что́ постановлено отцами».

Роман, почтеннейший епископ мир-ликийский, сказал: «все, что́ благочестивейшими и христолюбивыми нашими императорами постановлено относительно так называемого собора, тогда как это не есть (собор), и мы охотно принимаем».

Евномий, почтеннейший епископ Никомидии, сказал: «что́ угодно святому собору относительно деяний в Ефесе, то и мне угодно».

Кекропий, почтеннейший епископ севастопольский, сказал: «мы не должны и говорить о том соборе».

Все почтеннейшие епископы воскликнули: «все мы говорим тоже самое».

Итак, не перечитывая более деяний, состоявшихся прежде в Ефесе, знатнейшие и славнейшие сановники сказали: «пусть святой собор объявит, что угодно (ему) относительно почтеннейшего (епископа) Ивы»259.

Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и Бонифаций пресвитер, занимавшие место апостольского престола, чрез Пасхазина сказали: «по прочтении хартий, мы узнали из заявления почтеннейших епископов, что почтеннейший Ива оказывается невинным. Прочитавши его послание, мы узнали, что он православен. Поэтому мы определяем: возвратить (ему) и честь епископства и церковь, из которой он незаконно и в отсутствии был изгнан. Относительно же святейшего епископа (Нонна), который незадолго поставлен вместо него, должен рассудит почтеннейший епископ антиохийской церкви, что́ надлежит постановить о нем».

Анатолий, почтеннейший епископ Константинополя, нового Рима, сказал: «вера судивших боголюбезнейших епископов и чтение всего, что воспоследовало, показывают, что почтеннейший Ива невиновен в винах, на него взведенных. Поэтому я теперь же отметаю всякое против него подозрение, потому что он принимает и подписывает определение о вере, ныне данное святым собором, и послание святейшего архиепископа римского Льва; и считаю его достойным иметь епископство и попечение о той церкви, в которой он был прежде. А касательно Нонна, почтеннейшего епископа, даст постановление Максим, почтеннейший епископ антиохийский».

Максим, почтеннейший епископ антиохийский, сказал: «из только что прочитанного стало ясно, что почтеннейший епископ Ива невиновен во всем взведенном на него, а из прочитанного списка послания, принесенного его противником, исповедание его оказалось православным. Поэтому и я полагаю возвратить ему достоинство епископства и его город, как угодно было и святейшим архиепископам, занимающим место святейшего архиепископа Льва, и святейшему архиепископу царствующего (города) Анатолию. Конечно, боголюбезнейший епископ Нонн, поставленный вместо него, остается в том же достоинстве епископства, с тем, чтобы рассудить об нем мне с боголюбезнейшими епископами (моей) епархии».

Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, сказал: «божественное Писание повелевает принимать обращающихся: поэтому мы принимаем и (обращающихся) из еретиков. Посему я нахожу справедливым оказать милосердие почтеннейшему Иве, который притом стар, возвратив ему, как православному, достоинство епископства».

Фалассий, почтеннейший епископ Кесарии каппадокийской, сказал: «так как боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий рассуждали (о деле) против почтеннейшего Ивы и не осудили его: то, разделяя их мнение, и я хочу, чтобы он, согласно мнению святейших предстоятелей, оставался в священном сане, тем более, что в документах он обещал анафематствовать то, что́ обвинители заявили против него письменно».

Евсевий, почтеннейший епископ Анкиры галатийской, сказал: «чтение определения, произнесенного в Тире святейшими епископами Фотием и Евстафием, показало, что почтеннейший Ива на этом суде анафематствовал Нестория и его нечестивое учение и согласился с истинными догматами. Поэтому упомянутые почтеннейшие епископы, приняв это удовлетворение, рассудили, что он должен сохранить епископство. Итак, я желаю, чтобы этот благочестивейший Ива, и в настоящее время анафематствующий Нестория и его нечестивое учение, оставался в священстве».

Стефан, почтеннейший епископ Ефеса, сказал: «и я, как и святые отцы, полагаю: почтеннейшему Иве, анафематствующему Нестория и Евтихия и их нечестивые учения, оставаться в сане епископства».

Диоген, почтеннейший епископ Кизика, сказал: «я рассудил держаться определения о почтеннейшем епископе Иве, произнесенного боголюбезнейшими епископами Фотием и Евстафием, тем более, что и обвинители, налегавшие (на него), собственным подписом согласились с этим определением, изложенным и прочитанным ныне на этом святом и вселенском соборе».

Константин, почтеннейший епископ бострский, сказал: «и я согласен с тем, что́ благоугодно было святому собору относительно боголюбезнейшего епископа Ивы».

Феодор, почтеннейший епископ Дамаска, сказал: «и я согласен с тем, что́ по надлежащему и канонически определено святыми отцами о лице; боголюбезнейшего Ивы».

Мелетий, почтеннейший епископ Лариссы, занимающий место Домна, почтеннейшего епископа Апамеи сирийской, сказал: «и я согласен с тем, что́ благоопределено святейшими отцами относительно почтеннейшего епископа Ивы».

Роман, почтеннейший епископ мирликийский, сказал: «так как верность прочитанного убедила нас: то и я определяю почтеннейшему епископу Иве остаться в священстве, как положили и святые архиепископы, потому что он анафематствует Нестория и Евтихия и нечестивые их мнения».

Евномий, почтеннейший епископ Никомидии, (сказал: «из того, что прочитано, почтеннейший Ива уже оказался невинным. Ибо в чем, казалось, он обвинял блаженнейшего Кирилла и злословил (его), то в последствии времени правым исповеданием он опроверг. Поэтому и я полагаю, что он достоин епископства, потому что он анафематствует Нестория и Евтихия и их нечестивые учения и соглашается с тем, что написано святейшим епископом Львом, и с этим вселенским собором»).

Иоанн, почтеннейший епископ Севастии, и Селевк, почтеннейший епископ Амасии, и Константин, почтеннейший епископ Мелитины, и Патрикий, почтеннейший епископ Тиан, и Петр, почтеннейший епископ Гангр, и Атарвий, почтеннейший епископ Трапезунта, занимающий место и почтеннейшего епископа Феодора неокесарийского, сказали: «определение почтеннейших епископов Фотия и Евстафия показывает, что почтеннейший епископ Ива невинен; равно и отрицание Ивы склоняет нас к тому, чтобы принять его; притом милосердие всегда любезно Господу Христу. Поэтому и мы, следуя суду святейших предстоятелей и всего святого собора, считаем справедливым, чтобы он опят получил степень епископства, потому что анафематствует Нестория и Евтихия и их нечестивые учения и во всем согласен с этим святым собором».

Франкион, почтеннейший епископ филиппопольский, и Василий, почтеннейший епископ траянопольский, сказали: «мы думаем, что тот, кто (не только) не присутствовал на суде, но и не был вызываем, никоим образом не оскорбляется произнесенным против него решением».

Нунехий, почтеннейший епископ Лаодикии фригийской, сказал: «я согласен с тем, что определено святыми отцами относительно почтеннейшего епископа Ивы».

Флорентий, почтеннейший епископ Сард лидийских, сказал: «и я согласен с тем, что сказано уже о почтеннейшем епископе Иве».

Евсевий, почтеннейший епископ Дорилеи, сказал: «когда столько святых отцов возвратили почтеннейшему Иве епископство, и я согласен».

Все почтеннейшие епископы воскликнули: «все мы говорим тоже самое; только пусть он анафематствует Нестория и Евтихия (и их учение)».

Ива, почтеннейший епископ, сказал: «я уже письменно анафематствовал Нестория и его учение, и ныне анафематствую его десять тысяч раз. Ибо, что однажды сделано в удовлетворение, то́, хотя бы делалось десять тысяч раз, не причиняет скорби. Анафема и самому Несторию и Евтихию и принимающему одно естество. Анафематствую и всякого, кто мудрствует не так, как мудрствует этот святой собор».

Знатнейшие сановники сказали: «рассуждения святого собора о почтеннейшем епископе Иве будут иметь свою собственную силу»260.

Деяние о Домне антиохийском261

(В консульство государя Маркиана, постоянного августа, и того, кто будет объявлен, в шестой день ноябрьских календ, в Халкидоне, по повелению священнейшего и милостивейшего государя нашего императора, собрались в святой церкви святой мученицы Евфимии знатнейший и славнейший военачальник, бывший консул и патриций, Анатолий, и знатнейший и славнейший префект императорской консистории Палладий, и знатнейший и славнейший начальник императорских должностей Винкомал, собрались также почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций и почтеннейший пресвитер Бонифаций, викарии святейшего архиепископа древнего Рима Льва, и почтеннейший архиепископ великоименитого Константинополя Анатолий, и почтеннейший архиепископ Антиохии сирийской Максим, и почтеннейший епископ иерусалимский Ювеналий, и прочий святой собор, созванный по повелению священнейшего императора Маркиана в городе Халкидоне, имена которых означены ниже. И когда все сели пред решеткою святого алтаря, Максим, почтеннейший епископ Антиохии, сказал: «умоляю знатнейших и славнейших сановников и этот святой и вселенский собор, удостойте оказать милость Домну, бывшему епископу Антиохии, и назначить ему известную (сумму на) расходы от управляемой мною церкви». Пасхазин и Луценций, почтеннейшие епископы, и Бонифаций пресвитер, викарии апостольского престола, чрез почтеннейшего епископа Пасхазина сказали: «святой и блаженнейший папа, который утвердил епископство святого ж почтенного Максима, епископа антиохийской церкви, кажется, довольно справедливо оценил его заслугу; ибо упомянутый почтеннейший епископ Максим добровольно захотел предложить Домну уделять ему на расходы от своей церкви, из сожаления, как он думал, чтобы тот, довольный содержанием, успокоился наконец». Это заявление переведено было по-гречески Вероникианом, благоверным мужем, секретарем императорской консистории. Анатолий, почтеннейший епископ константинопольский, сказал: «и я хвалю сострадательность блаженнейшего епископа антиохийского Максима, по которой он добровольно представил такую просьбу, чтобы доставлять на издержки Домну, бывшему епископу управляемой им святой церкви; потому что, кроме этого, он ничего не ищет». Ювеналий, епископ иерусалимский, сказал: «и я уважаю намерение святого епископа антиохийского Максима». Весь святой собор воскликнул: «достохвальна благосклонность архиепископа; все мы хвалим его мысль: эта человеколюбивая мысль его достойна уважения первосвященника». Знатнейшие сановники сказали: «так как святой собор уважает волю благочестивого мужа, епископа антиохийского Максима, которую он изъявил относительно Домна: то и мы также согласны, предоставляя на его волю то, что относится к чествованию Домна». И другою рукою262: «издать это»).

* * *

233

По другим: в шестой.

234

По другим: стражей.

235

как бы я был в тюрьме в Антиохии...

236

На полях: Ρωμαϊςὶ: Latine.

237

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

238

По другим: в шестой.

239

По другим: союзники ваши, принесшие с вами прошение.

240

Отрывок из деяний собора антиохийского 449 г.

241

По другим: Флакилл.

242

Еволтий.

243

По другим: каррский.

244

В латинском везде: “с союзниками».

245

По-гречески стоит: νο’μισμα – монета вообще, а по-латыни: solidus – золотая монета в 25 динариев, около нашего червонца. Ред.

246

Разумеется везде епископ Ива.

247

По-гречески λι’τρα, по-лат. libra, фунт, содерж. 12 унций или 24 лота, а также серебряная монета в 1 23 аттического обола. Ред.

248

Секстарий – шестая часть римской меры жидкостей конгия (congius), содержавшего в себе три пинты или кружки. Ред.

249

Т. е. архидиакон.

250

По другим на одну тысячу...

251

По другим: Федикид.

252

Миакалий.

253

Ефримий, – Афраний.

254

Санктий.

255

Кир.

256

По другим: диакон.

257

Т. е. слова еп. Ивы, приводимые выше: «я не завидую Христу, сделавшемуся Богом». Ред.

258

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

259

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

260

На полях: Ρωμαϊςὶ, ἀνε’γνων, ἀνε’γνωνμεν, ἀνε’γνω: Latine, legi, legimus, legit.

261

Это деяние имеется только на латинском языке. Ред.

262

Разумеется: “приписано».


Источник: Деяния Вселенских соборов изданные в русском переводе при казанской духовной академии. В 7 томах. Издание 3-е. - Казань : Центральная типография. 1908-1909. / Том 4. 1908. - 283 с.

Комментарии для сайта Cackle