сост. А.В. Фомин

Источник

Глава 7. Размышления об Ангелах

Слово об Ангелах

Окинем умственным взором судьбы мира и человека, чтобы видеть служение Ангелов. Когда Господь Бог, во Святой Троице прославляемый, вечно блаженный в Своей жизни, восхотел даровать участие в Своем блаженстве, Он сотворил прежде всего Ангелов, и когда затем творил наш дольний мир, Ангелы Божии уже существовали и были безмолвными зрителями Божественных планов миротворения. Но вот, по слову Господа, заблистало в необъятном пространстве солнце и своими лучами отразилось и в синеве голубого неба, и в зеркальной поверхности воды, и в яркой зелени растений, появилось и светило малое – луна, и мириады звезд – украшение ночи, и Ангелы вышли из безмолвного созерцания величия дел Божиих и гласом великим восхвалили Господа.

Прошли остальные дни творения. По Слову Господа мир населился рыбами водными, птицами небесными, гадами, пресмыкающимися по земле, и зверями и скотами полевыми.

Во главу же мира видимого, как царь твари, поставлен человек. Блаженство телесное и душевное было уделом человека, образа и подобия Божия. Но человек преступает волю Божию, согрешает. И он изгоняется из рая. Кем же? Херувимом с пламенным оружием, по повелению Господа.

Проходят века и тысячелетия. Ангелы являются избранным Божиим и руководят ими в деятельности. Но большинство людей, целые народы падают все ниже и ниже, происходит исполнение времен, настает время явиться в мир Сыну Божию для спасения людей.

Но прострем свой взор далее. Последуем мысленно за тысячами апостолов первых дней распространения христианства, последующих веков, ублажим всех этих тружеников, отошедших к Господу, и благоговейно возблагодарим Господа за подражателей св. апостолам в наши дни, трудящихся над распространением веры Христовой на земле, представим себе уменьшение веры и любви между людьми, распространение пороков и бедствий и ужасы царствования антихриста. Мы в преддверии Нового Царства, на пороге вечности. Восстает народ на народ и царство на царство, происходят глады, моры и землетрясения, солнце меркнет, луна не дает света своего, и звезды падают с неба. Ужас объемлет всю вселенную. На облаках небесных грядет Сын Человеческий во Славе Своей и все святые Ангелы с Ним. «И пошлет Он Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф. 24:31). «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор. 15:52). Тогда произойдет всеобщий Страшный Суд, и Господь речет жнецам – Ангелам: соберите плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13:30). И благо тем из нас, которые окажутся пшеницей, ибо в Царстве Небесном, которое мы наследуем, ожидает нас вечное лицезрение Бога. Вместе со святыми Ангелами.

Так, святые Ангелы являются верными служителями Бога и при начале мира, и в конце его – при устроении спасения праведных и погибели нечестивых.

Каковы отношения святых Ангелов ко всему миру людей, таковы их отношения к каждому отдельному человеку. По учению Слова Божия, у каждого человека есть свой Ангел, которому заповедано сохранять его на всех путях его, есть Ангел у каждой отдельной Церкви, у каждого народа. Ангелы-Хранители человеков суть неумолчные ходатаи за нас пред Богом, лице Которого они видят всегда. Поэтому молишься ли ты, знай, что молитвы твои, подкрепляемые молитвами святых, возносятся пред Бога рукою Ангела (Откр. 8:3). Зло ли держит тебя, прибегай к Ангелу, и он избавит тебя от всех зол. Ты грешен и каешься пред Богом, утешься: у Ангелов Божиих бывает радость и об одном грешнике кающемся. Устроишь ли ты судьбу сына или дочери, не забывай поручить их водительству Ангела, ибо он, как и сыну Товита – Товии, сыщет и жену, устроит и жизнь довольную, излечит недуги старости и научит, что великое дело – милостыня с постом и молитвою.

От этих светлых духов, радеющих о нашем спасении, обратим взоры свои к другой половине тоже ангелов, но злых, воинствующих против Бога и людей, ищущих нашей погибели. Господь говорил Своим ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Эти слова Господа поясняются преданием церковным: сатана, некогда светлейший из всех духов небесных и поэтому названный Люцифером, или светоносным, впал в самолюбие, гордость и злобу и увлек за собою множество других Ангелов. Это те ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд. 6), суть демоны, бесы, слуги диавола, виновники зла в мире и людях, когда они добровольно подчиняются им. Владыка демонов, исконный человекоубийца, диавол, был виновником греха первых человеков, а в них и через них – и всего рода человеческого; он ужалил Сына Божия в пяту, вознесши Его на крест. Он же будет виновником той скорби последних дней мира, каковой, по словам Господа, не было от начала мира и не будет. Будем же помнить то зло, которое причинено роду человеческому духом злобы в прошлом, будем иметь в виду и ту скорбь, которую причинит он праведным в последние дни, но преимущественно обратим взоры свои к настоящему.

Смотрите: вот, жизнь христианская расшатывается в самых ее устоях. Религия и вера объявляются отжившими свой век, на место Бога люди ставят человечество и служением ему хотят заменить служение Богу. Мир духовный объявляется не существующим, и Ангелы добрые и злые, о которых прямо и решительно свидетельствует Святое Писание, признаются только нашими понятиями о добром и злом. Правда, провозглашается такое учение пока робко, не вслух, иногда даже с именем Бога на бестрепетных устах. Тем не менее оно влечет за собою и многие другие отрицания, и прежде всего отрицание семьи, этого зерна, от целости которого зависит целость государства. Брак уже не признается союзом нравственным, заключаемым для обоюдного спасения мужа и жены и христианского воспитания детей, но обращается в простую сделку ради чувственных наслаждений или выгоды. Дети не воспитываются в истинах веры и правилах благочестия; напротив, родители готовы отказаться от них, как от излишней обузы. И если бы не Церковь в союзе с властью, то из многих детей нашего времени воспитались бы прямо безбожники, преступники, опасные для людей.

Но вот и еще более зловещие знамения времени: в современном поколении слышатся хулы на Самого Духа Святого! Народ русский, зачатый православною верою, ею выращен в великий и могучий народ, ею стоит и мужает. И мы еще не дожили до открытого безбожия, до того, чтобы оно проповедовалось публично, как это делается уже в странах, опередивших нас на пути к великой скорби последних дней мира.

И вот мы стоим лицом к лицу с врагом, который чрез наших же пленных греху собратий наносит нам раны. Нам предстоит борьба подлинно не к плоти и крови, но к началам и к властям и к миродержителям тьмы века сего, духам злобы поднебесной. Как же будем вести мы эту неотложную и страшную борьбу, чтобы вырвать из челюстей ада погибающих собратий наших и себя спасти от сетей диавольских?

Будем просить у Господа Бога в помощь себе Ангелов мирных, верных наставников, хранителей душ и телес наших, дабы оградили они нас кровом крыл невещественной своей славы и подкрепили на борьбу со злом.

Но мысленно вознесемся опять к Небесам и поищем наставления для своей земной жизни в небесной жизни святых Ангелов.

Там среди Ангелов всегда полное согласие и единение.

Сам Господь учил нас молиться о том, чтобы воля Божия исполнялась на земле так же совершенно, как исполняется она святыми Ангелами на Небе. «Отче наш! Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли!» последуем же примеру святых Ангелов! Образ небесной жизни осуществляется на земле в Церкви Христовой: в ней живет Господь Своею благодатию; в Церкви с нами соединяются святые Ангелы, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще победную песнь; Церковь сохраняет и проповедует истину; она указывает пути к счастью и побуждает нас на дела благие. Церкви же в лице святых Ангелов Господь дал власть наступать на змей, и скорпионов и на всю силу вражию (Лк. 10:19). Соединимся же все – единением ангельским в любви и преданности Св. Матери нашей, Церкви Православной, и каждый, по положению и силам своим, последуем в жизни примеру святых Ангелов. Пастыри, как Серафимы, попалим терния человеческих согрешений огнем любви Божией, проводниками которой в мире мы должны быть; премудрые и разумные, как Херувимы, ведением и проповедью премудрости Божией, разлитой в мире вещественном и духовном, вернем слабых и простодушных с пути лжи и обмана на путь следования заповедям Божиим; власти и правители, как Господства, Власти и Силы ангельские, укажем подчиненным спасительность истины, хранимой Церковью; все верующие, благочестивые христиане, как добрые Ангелы-Хранители, поможем падающим своею молитвою, советом, наставлением, материальной помощью.

Священник Ф. Орнатский. Слово об Ангелах, произнесенное во время Божественной литургии 8 ноября в Казанском соборе. СПб., 1891

Печаль Ангела-Хранителя о грехах человека

Господь сказал, что на Небесах радость бывает у Ангелов об едином кающемся грешнике более, нежели о девяносто девяти праведниках (Лк. 15:7–10). Напротив, великая скорбь бывает у Ангелов, когда человек грешит. О грешнике скорбят все Ангелы и особенно Ангел-Хранитель. В Житиях Святых об этом находится немало повествований. Так, преподобный Нифонт, однажды идя из церкви св. Анастасии (в Царьграде) в свою хижину, увидел у ворот одного дома Ангела в образе горько плачущего юноши и спросил его о причине плача. Ангел отвечал: «Я приставлен хранить одного человека, который в сем доме теперь проводит время с развратною женщиною и тем весьма огорчает меня, ибо не могу видеть беззаконие, которое он творит, – как же мне не плакать, видя, в какую тьму падает образ Божий?» Преподобный спросил его: «Почему же ты не научишь его отстать от греха?» Ангел Божий отвечал: «Не могу к нему приблизиться: как только стал грешить – он сделался рабом бесов, и я уже не имею над ним власти, ибо Бог сотворил человека свободным, показав ему тесный и пространный путь, каким хочет, тем и идет». (Житие Нифонта, 23 декабря.)

Святой Василий Блаженный, Московский чудотворец, проходя мимо домов, где вели благочестивую беседу, или читали Священное Писание, или в котором совершалась домашняя молитва, улыбался и с выражением радости бросал камни в углы таких домов. Многие дивились этому и спрашивали его, зачем он бросает камни? Блаженный отвечал: «Я радуюсь святости этих домов и благочестию живущих в них, а камнями отгоняю бесов, которые, не имея возможности оставаться в доме, где совершаются дела богоугодные, выходят из него и помещаются вне его на стенах; так вот я отгоняю их и от стен». А когда св. Василий проходил мимо такого дома, в котором пелись нескромные песни, происходили пляски или соблазнительные игры, то он со слезами обнимал углы того дома. Опять спрашивали его, для чего он это делает? Он отвечал: «Неподобающее христианам совершается в этом доме. Спаситель заповедал нам непрестанно молиться, да не внидем в напасть, а не суетными делами утешаться. Святые Ангелы-Хранители наши, приставленные к нам Богом для нашего хранения, не терпя таких не свойственных христианам увеселений, не могут пребывать в том доме и сидят на углах снаружи дома в скорби и унынии: я приветствовал Ангелов и просил их умолить Господа о спасении людей, к которым они приставлены».

Вот еще пример печали Ангела-Хранителя. Преподобный Павел Препростой имел дар прозрения. Придя однажды в некоторый монастырь, он остановился у дверей церковных и стал смотреть, кто в каком состоянии входит в церковь. Была вечерня. Все входили с лицом светлым и душою просвещенною, вместе с каждым из братий входил, радуясь, и его Ангел; одного же брата видел входящего с лицом темным и душою помраченною, окруженного бесами, из которых каждый влек его к себе, а св. Ангел-Хранитель его шел за ним издали, унылый и плачущий. Увидев сие, святой опечалился о погибшем брате; от огорчения не вошел он и в церковь, посидел у церкви и горько плакал. Когда вечерня окончилась, братия выходили такими же, какими и входили, – осененные Божественным светом. Св. Павел увидел и того брата, который был прежде темен, но лицо его теперь было радостное, и благодать Святого Духа осеняла его. Ангел-Хранитель шел рядом с ним и поддерживал его под руку, а бес рыдал и не мог приблизиться. Увидев столь быструю перемену инока, преподобный остановил его и, рассказав пред всеми виденное о нем, спросил причину внезапной его перемены. Тогда инок, видя, что он облечен откровением Божиим, рассказал о себе следующее. «Я, – сказал он, – весьма грешен; много лет прожил в нечистотах. Придя сегодня в церковь, услышал чтение из Книги пророка Исаии, лучше же сказать – слова Самого Бога, говорящего чрез него: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:16–18). Услышав сие, я умилился душою, отверзлись во мне душевные очи, познал я свое окаянство и погибель и, вздохнув, сказал Богу в уме своем: Ты Бог, пришедший в мир спасти грешных, что ныне сказал Ты чрез пророка Своего, то исполнено мне самым делом; вот я обещаю не делать с сего времени, при помощи Твоей, ничего злого, но отвергнусь всякого беззакония и отныне поработаю Тебе, Владыко, чистой совестью, только Ты Сам прими меня кающегося и не отринь припадающего. С сими обещаниями вышел я из церкви и положил в своем сердце больше не грешить перед Богом». Тогда все, слышавшие сие, прославили Бога, приемлющего всякого человека, приходящего к Нему с покаянием. (Житие, 4 октября.)

Все мы во грехах рождаемся и в грехах умираем; никто из нас не бывает свободен от греха.

Ты согрешил, и Ангел-Хранитель твой отступил от тебя и плачет над тобою. Как плачет добрая мать, видя погибель и развращение своего сына, так плачет о тебе и твой Ангел-Хранитель, видя твое падение.

Грех – злое семя; сначала, при младенчестве человека, оно проявляется слабо; с возрастом растет; по мере развития физических и нравственных сил человека развивается все больше и больше, так что, наконец, представляется огромным деревом, корни которого широко и густо раскинуты во все стороны. Другое сравнение: грех сначала бывает незаметным источником, который с течением времени увеличивается и, наконец, представляется быстрой, мутной рекой, которая, истекая из нас самих, в нас же самих мутится и шумит и только по принятии внутрь нас огня Божества Христова, да по молитве – престает от своего возмущения.18

Так, грех, допущенный нами раз, два, при дальнейшем повторении все более и более укореняется в нас, и, наконец, нам уже трудно бывает бороться с ним: он становится как бы нашей привычкой, как бы нашей второй природой.

Если ты так укореняешься во грехе, то Ангел-Хранитель твой уже не может внушить тебе добрых мыслей, чтобы ты возвратился на путь добродетели. Он не может и подступиться к тебе от смрада грехов твоих.

Тогда он отступает от тебя и стоит вдали, плача и терзаясь о твоих же преступлениях.

Но он не забыл тебя. Каждый новый грех твой поражает его как бы ударом, как поражает и ужасает мать твою известие о твоем новом грехопадении.

Он не презирает тебя. Но он не может уже помочь тебе, если ты так упорно предаешься греху. Стоя вдали, он еще более горько плачет.

Но вот усилия Ангела-Хранителя твоего не пропали даром. Ты переживаешь мрачные и тяжелые минуты, которые всегда бывают последствием порока и греха. Ты уже не видишь, что тебя ожидает впереди. Тебе кажется, что и небо для тебя так же мрачно, как мрачен ад. Ты не знаешь, возможно ли тебе еще ждать помощи откуда-либо. Может быть, грехопадения твои достигли крайней меры, превзошли границу долготерпения Божия? Может быть, ты уже погиб навеки? Поистине, какое ужасное состояние переживаешь ты, грешник!

Но в эти-то тяжелые минуты ты видишь вблизи себя опять своего Ангела-Хранителя. Он бестелесен – ты его не видишь своими очами, но ты ясно слышишь его голос и его душеспасительные внушения.

Вот он советует тебе возвратиться на путь добродетели и оставить прежний порочный образ жизни.

Вспомни, что было хорошего в грехах и преступлениях твоих? Разве ты был счастлив? Разве ты был доволен сам собою?

Остановись на этих мыслях: это мысли твоего невидимого наставника и руководителя, который все еще не теряет надежды спасти тебя. Подумай, не правда ли то, что говорит тебе твой Ангел-Хранитель? Но вот лицо твое проясняется. Мрак отчаяния и ужас смерти и погибели вечной оставляют тебя, и в тебе зарождается надежда на спасение.

«Бог настолько милосерд, – думаешь ты,– что он простит меня, если я перестану грешить и буду добродетельным человеком».

«Да, это правда», – подтверждает тебе твой невидимый наставник.

Теперь уже он твердо уверен в твоем спасении. Еще внимательнее он наблюдает за тобой, еще ревнивее оберегает он тебя от искушений врага спасения – и ты становишься опять добродетельным человеком.

Так спасает грешника его Ангел-Хранитель.

Братия православные христиане! Приложим и мы старание никогда не огорчать своими худыми делами, мыслями, желаниями и словами своего Ангела, доброго спутника и неусыпаемого Хранителя жизни нашей; будем жить на радость святых Ангелов. Тогда и в жизни будущей мы будем веселиться вместе с ними, вечно славя Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа.

Печаль Ангела-Хранителя о грехах человека. Курск, 1895

Проницательные замечания об Ангелах-Хранителях

Нередко говорят: «Если бы у меня был друг, который бы находился при мне неотлучно, делил со мной мои радости и мое горе и не покидал меня всю жизнь, я умел бы дорожить таким другом». В лице Ангелов-Хранителей каждый из нас имеет такого друга; но дорожим ли мы этим другом?

Посмотрите, в какой тесной связи и близком отношении к нам представляет Ангелов-Хранителей наших слово Божие. В каких умилительных и трогательных чертах изображает оно то живейшее участие, которое принимают в нашем положении эти небожители, по-видимому, разделенные от нас целым миром.

Как близки Ангелы к святым людям и как они пекутся о них!

Но близки ли они к каждому из нас? Да, они близки и к нам, грешным людям. Непоколебимая уверенность в этом нашей Православной Церкви, праздники, учрежденные ею в честь Небесных Сил, где представляются в самом близком отношении к нам бесплотные духи, различные молитвы Ангелу – человеческой жизни Хранителю, говорят, что и к каждому из нас Ангелы имеют близкое отношение. При каждом из нас есть свой Ангел-Хранитель, который находится при нас в продолжение всей нашей жизни.

Тот, кто обращает внимательный свой взор на происшествия жизни своей, тот видит в ней вспомоществующую нам руку друга нашего Ангела-Хранителя.

Сколько раз случается нам быть в самом печальном расположении духа, когда ничто, по-видимому, не может ни развлечь, ни успокоить, ни утешить нас, и вдруг что-то невидимое озаряет наш дух тихой небесной радостью; сколько раз несчастья, неразлучные с жизнью смертного человека, и трудности в делах или болезни отнимали у нас всякую бодрость, и вдруг некая тайная сила прикасается к душе нашей и вдыхает в нее мужество, когда оно совершенно оставляло нас. Иногда возникают в душе нашей намерения, которые могли бы причинить крайнюю гибель ей, и в это время как бы невидимая рука отводит нас от нашего намерения, изгоняет из сердца нашего преступные мысли. Эта невидимая тайная сила, этот незримый помощник наш – не кто другой, как тот, кому благость Божия заповедала ополчаться окрест нас, хранить нас во всех путях нашей жизни и блюсти, да не когда преткнется о камень несчастий или соблазна нога наша. Кто же другой это мог быть, как не наш верный друг – Ангел-Хранитель?

Но умеем ли мы дорожить таким драгоценным другом нашим? Соответствует ли наша готовность жить свято его пламенному желанию нам счастья, его усердию о нашем спасении? Когда что-нибудь мыслим, говорим или делаем, помним ли, что невидимо стоящий при нас чистейший Ангел все знает, что мы мыслим, все слышит, что мы говорим, все видит, что мы делаем? И искореняем ли поэтому из сердца своего худые мысли, воздерживаемся ли от порочных слов, убегаем ли от преступных дел, чтобы не оскорблять нашего Ангела-Хранителя?

У нас так много грехов, что храм души нашей, колеблемый нашими беззакониями, так часто готов разрушиться. Обращаемся ли мы к нашим Ангелам-Хранителям со слезной просьбой о помощи? Занимаемся ли когда-нибудь мыслью о благодетельном их попечении о нас? Стараемся ли познавать их, подражать им и радовать их своей доброй жизнью? Слушаем ли их внушения?

О, как часто бывает совсем наоборот!

При нас невидимо находится святейший Ангел, а мы питаем злые помыслы, носим в сердце злобу, коварство, ненависть, зависть, вражду к своим собратиям; при нас находится Ангел, а мы так часто говорим о том, о чем следовало бы молчать, произносим такие слова, которые могут оскорбить слух и всякого благочестивого человека; при нас Ангел – существо невинное и доброе, а гортань наша часто бывает «гроб отверстый», руки и персты наши заняты исчислением чужих грехов, ноги наши «быстры на пролитие крови». И этим-то мы платим своим Ангелам-Хранителям за то живейшее участие, какое они принимают в нас! Так-то мы дорожим своими наилучшими друзьями, дарованными нам Богом и Святой Церковью!

Итак, у нас есть Ангелы-Хранители. Какая утешительная мысль! Не одни еще мы живем на этой бедной земле, и земля наша, при всей своей бедности, не есть еще такая юдоль, которую определено населять только осужденным Богом преслушникам воли Божией. С нами Ангелы-Хранители. Правда то, что человек согрешил пред Богом, и вместе с человеком было проклято Богом и жилище его; но падение наше не успело еще разорвать всех нитей, которыми земля соединялась, так сказать, с Небом, а человек – с Ангелами. Благодатью Божией и вечным ходатайством пред Богом Агнца, закланного прежде сложения мира, как солнце никогда не переставало светить земле нашей, так и Ангелы Божии никогда не переставали являться людям, вразумлять их и направлять стопы их на путь спасения. И теперь Небо не заключено для земли; и теперь среди царства благодати Ангелы по воле Божией не перестают сходить к людям, живут между нами и служат, как слуги и други верные, всякому, «хотящему наследовать спасения». Отрадно встретить на чужой стороне человека из страны родной. Мы влечемся к нему и любим его без всяких условий, кроме того одного, что он родился и вырос там же, где родились и росли мы, и видел таких же людей и природу, с которыми свыклись мы. Беседа его как бы переносит нас в незабвенную родину, и в обществе его, на чужой стороне, мы начинаем жить как на родине. Не так же ли утешительно для нас и то наше верование, что с нами и между нами живут небесные Ангелы? С нами Ангелы-Хранители наши. Итак, и на земле есть уже для нас отчасти Небо, и на земле нам можно отчасти жить так же, как на Небе.

С нами Ангелы-Хранители. И что может отнять у нас это утешительное верование, которое дарует нам само слово Божие? Кто может затворить двери Неба, которые отверзла на землю сама любовь Божия к нам? Но не излишни ли будут о нас попечения Ангелов, когда есть о нас промышление Божие? Нет, Промысл Божий хранит и младенцев, требующих помощи своей матери, и отроков, требующих руководства старших, и старцев, нуждающихся в опоре близких им людей, и сироту, ищущего помощи людей добрых.

Промысл Божий поддерживает и сохраняет природу видимую; но Промысл же Божий повелевает и солнцу восходить для освещения и дождевой влаге нисходить для орошения земли нашей. Бог произращает древо плодовитое в садах наших и растения и плоды в полях наших; но Бог же не препятствует и человеку трудиться для улучшения садового дерева или удобрять землю для обильнейшей жатвы. Во всей видимой природе Бог действует, употребляя высшее к поддержанию низшего. Не то же ли самое должно быть и в мире невидимом? Промысл Божий о младенце не исключает заботы о нем матери; точно так же тот же самый Промысл Божий о нас, слабых людях, не исключает и попечения о нас крепких силою Ангелов.

Могут сказать еще, что служение чистых и безгрешных Ангелов людям недостойно этих светлых духов, что сам человек, погруженный в грех и суету мира, не стоит этого великого служения.

Но служение людям Ангелов потому достойно их, что, руководя людей к Богу, кому другому служат Ангелы, как не самому Богу? Не на то посылаются они, чтобы удовлетворять человеческим прихотям, а на то, чтобы распространять всюду любовь ко всему доброму и святому. Может ли быть занятие, более достойное столь чистых и боголюбивых существ, каковыми являются Ангелы? Ангелы выше нас по своей природе; но они же выше нас и по нравственной чистоте и святости. Только нас, грешных, надмевают и разделяют наши внешние преимущества, а на Небе не так – там свято исполняются слова Спасителя: «Больший из вас, да будет вам слуга» (Мф. 23:11).

Итак, есть с нами Ангелы-Хранители. Ничто не может поколебать нашей веры в них. Напротив, все утверждает ее в нас. И само Царство Божие и Царство Христово мы представляем себе такое, что между сынами Царствия должны быть и есть Ангелы-Хранители их и помощники им в деле их спасения.

В самом деле, что такое вселенная, как не дом и семейство Божие, в котором разумные твари должны жить, как чада Божии, слабейшие под руководством более крепких, а все – под водительством единого Отца Ангелов и человеков? До падения прародителя нашего так и было. Тогда земля не была в разрыве с Небом, и явление на ней небожителей не было чудом. Тогда и Бог беседовал с человеком лицом к лицу, наставляя его на всякую истину и правду. Только грех прародительский отторг землю от Неба и положил преграду между человеком и Ангелами. Но преграда эта разрушена нашим Спасителем. Бог-Сын сошел на землю, чтобы беседовать с человеком лицом к лицу, жил на ней, пролил на ней кровь Свою, как очищение грехов всего мира, и таким образом соединил снова землю с Небом. Теперь нет препятствий снова Ангелам сходить к людям и жить между ними, как было до падения.

Если мы не можем представить себе и самого Царства Небесного на земле без пребывания на ней небожителей, то еще менее мы можем представить, чтобы Ангелы Божии не содействовали к распространению этого Царства. Брань с духами злобы все еще продолжается, и враги Бога и Христа Его все еще враждуют против Его Святой Церкви. Кому же приличнее стать против диавола, как не воинству Божию; кому приличнее предводить сынами Света в такой важной брани против тьмы, как не Ангелам Божиим, крепким и силой, и мудростью, и любовью к Богу? Если есть на земле невидимые поборники царства тьмы, то должны быть на ней и невидимые поборники царства Света; и если у сатаны достает клевретов на каждую неутвержденную в добре душу человеческую, то не тем ли более достанет Ангелов на всякую душу у Господа?

Итак, неоспоримо, есть с нами Ангелы-Хранители. Возгревай же в себе веру сию и радуйся, сирый я, беспомощный, ибо хотя и оставили тебя твои мать и отец, но Бог восприял тебя и поручил твое земное воспитание Своему Ангелу, надзирающему тебя на всех путях твоих и неуклонно ведущему тебя к Отцу всяческих. Радуйся, бедный и уничиженный, ибо хотя ты и уничижен между людьми, но не уничижен у Бога и имеешь Друга от Того, Который служит тебе вернее самых верных земных друзей и пробудет верным тебе, хотя бы все люди отвергли тебя. Радуйся и богатый, ибо и в то время, когда вместе с богатством изменят тебе и друзья твои, тебе не изменит Ангел-Хранитель твой, который сохранит душу твою от уныния и исполнит ее преданностью к Богу, всех благ Подателю. Радуйся, всякая душа христианская, но вместе не забудь исполнить и свои обязанности по отношению к Богу, посылающему тебе Ангела-Хранителя, и по отношению к Ангелу, сохраняющему тебя от всякого зла. Благодари Бога не словом, но лучше делом и истиной; не огорчай и своего Ангела грехами, ибо и Ангел отступит от тебя, когда ты всецело предашься диаволу и совершенно забудешь вечное спасение твое.

В деле промышления Божия о людях и по требованию разума должны быть посредники между людьми и Богом из мира духовного, так как люди занимают середину между миром духовным и материальным, – посредники, которые и руководят нас к горнему царству, именно Ангелы. У Господа во всех делах изумительная постепенность и порядок; везде у Него низшие руководствуются высшими; вот в этом заключается необходимость Ангелов-Хранителей для христиан, искупленных кровью Господа.

Кроме того, Ангелы сами исполнены любви к нам и радуются об обращении одного грешника; а любовь деятельна, и этой их благородной и полезной деятельности Господь и дал всю свободу, как мы видим из слова Божия.

Ангелы-Хранители необходимы для людей по причине коварства злых духов над людьми: люди их не видят сами. Люди очень немощны для духовной жизни. Кроме благодати Божией, нужно еще лицо, исполненное этой благодати, мудрое, крепкое по своей природе; а таковы суть Ангелы. Кроме того, по исходе из жизни должны быть свидетели о делах человеческих против бесов.

Присутствие при каждом христианине Ангела-Хранителя необходимо и потому уже, что телеса христиан есть, по свидетельству слова Божия, храмы Духа Святаго, и сами христиане – члены тела Христова, освященные Его крестными страданиями и смертью, запечатлеваемые Его таинствами, в которых сообщается нам благодать Духа Святаго; особенно же потому, что мы причащаемся самого Тела и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии. Достоинство человека-христианина как члена Тела Христова и храма Духа Святаго непременно требует нахождения при нем Ангела-Хранителя, как старшего собрата нашего и друга, который руководит нас к общему всех Владыке в царство света и блаженства.

Если радость бывает на небеси «у Ангелов Божиих и об едином грешнике кающемся» (Лк. 15:10), то можно судить, какое сильное участие принимают в нашем спасении Ангелы Господни.

Как в вещественном мире Господь благотворит нам через солнце, освещая и согревая нас и землю со всем, что наполняет ее – через воздух, воду, растения, животных, – так и в духовном мире Господь, благотворя нас непосредственно, просвещая умы и сердца наши, заступая, спасая, милуя и сохраняя нас Своей благодатью, благотворит нам больше посредством слуг Своих – Ангелов, посредством святых Своих и в особенности посредством Пречистой Матери Своей, через патриархов, пророков-апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и всех святых. Эти святые существа, и в особенности наши Ангелы-Хранители, – слуги Божии, даруемые нам для нашего спасения вечного.

Ангелы-Хранители наши – светозарные, умные лучи вечного Солнца правды – Бога.

Как же нам не призывать в помощь и предстательство о себе эти благие существа, от Самого Господа получившие благодать – служить нашему спасению?

Как остаться нам без должного благоговения и признательности к ним?

Сообразно ли это с законами даже человеческого общежития и приличия?

Да, это понятно само собою. В ком мы нуждаемся, кого считаем полезным для себя человеком, с тем мы как можно чаще и входим в общение. Как же не входить нам в общение с нашими Ангелами-Хранителями, которые так важны и необходимы для нас? Не было бы у нас этих заступников и охранителей от врага нашего опасения – мы были бы самыми несчастнейшими созданиями Божиими, тогда нам было бы еще более трудно бороться с врагами нашего спасения – диаволом, плотью и миром.

Хочешь ли ты найти мудрость, которая научит тебя, как поступать в жизни? Если хочешь, то обратись к твоему Ангелу-Хранителю, внимай его спасительным советам, и ты будешь поступать в жизни, как самый мудрый человек.

Не ослепляйся блеском человеческой мудрости; путеводителем твоим пусть будет твой Ангел-Хранитель.

Будешь ли ты сомневаться в его спасительном руководстве? Ты знаешь, что его внушения мудры, верны, спасительны и святы.

Если ты прибегнешь к его совету, он тебе укажет путь Господень и в то же время поможет тебе проходить этот путь, путь действительно очень трудный и тернистый.

Ты еще слаб нравственно, несмотря на все твои усилия в добре. Искушения постоянно одолевают тебя, и ты похож на ребенка, который не только не знает еще дороги, но и не имеет довольно силы, чтобы пройти несколько шагов без помощи своей матери.

Ты подобен слепому, который, будучи предоставлен самому себе, не может идти и постоянно падает.

И ты постоянно падаешь на тернистом пути жизни.

Тебе нужны советы, которые бы просвещали тебя; тебе нужны силы, которые бы поддержали тебя на этом трудном пути спасения.

Эти советы и силы даст тебе твой добрый Ангел-Хранитель. Твой Ангел-Хранитель озарит твой ум лучом Божественного Света и воспламенит сердце твое искрой той любви, которой сам пламенеет. Поэтому беседуй чаще, как можно чаще, с твоим Ангелом-Хранителем, как можно чаще и внимательнее следуй его советам и внушениям.

Ты скажешь: как можно беседовать с Ангелом, когда невозможно слышать его голоса? Но эта таинственная беседа заключается не в вещественных звуках человеческой речи, но во внутреннем голосе сердца, проникнутого верою в невидимое присутствие Ангела-Хранителя, в его благость и мудрость.

Эта беседа требует чистоты сердца, обращенного к нему со смирением и молитвою в своих недоумениях и с безмолвием ожидающего решений его.

Когда голос Ангела проникнет в твое сердце, ты услышишь его беседу: он будет говорить тебе о правде, о чистоте душевной, о целомудрии, о благотворительности, о милосердии, о любви к ближнему, о благочестии; сердце твое исполнится умиления и насладится душевным миром.

Злобный враг твоего спасения станет, напротив того, возмущать твое спокойствие, станет прельщать ум твой богатством, роскошью, почестями; но ты не внимай обольщениям его, а последуй советам доброго твоего Ангела-Хранителя.

Будучи вестником повелений Всевышнего, он сообщит их тебе, когда увидит в сердце твоем искреннее желание узнать их и исполнить.

Хочешь знать, каким образом он сделает это? Он вдохнет в тебя мысль, подобную лучу света, которая рассеет твои недоразумения; он направит волю твою на путь истины и возбудит в сердце твоем желания, сообразные с законом Божиим.

Эти благодатные внушения, свыше сообщаемые душе нашей, есть неоцененные дары милосердия Божия.

Это глагол Божий, возвещенный тебе твоим Ангелом-Хранителем.

Христианин! Когда в минуты гнетущих тебя мрачных мыслей и тоски ты мгновенно озаришься светлой мыслью, успокаивающей твою душу, знай, что эту мысль посылает тебе Ангел, твой верный наставник.

Когда в сердце твоем, холодном ко всему святому и доброму, вдруг возгорится любовь к Богу и добру, помни, что это действие твоего Ангела-Хранителя, и спеши выполнить тогда свое благое желание.

И во всех других случаях, когда тебя как бы внезапно озаряет какая-либо добрая мысль или доброе желание, остановись на этой мысли и на этом желании: исполни его, это – внушение твоего друга и покровителя, твоего Ангела-Хранителя, ревниво оберегающего душевное спасение твое.

Твой Ангел-Хранитель чист и свят, невинен и безгрешен. Постарайся и ты приобрести себе чистоту сердечную. А для этого заглядывай как можно чаще в свое сердце; приведи в ясность сознания все то, что есть в нем худого, очисти сердце твое от всего злого, греховного, что было в нем, горькими слезами раскаяния выведи наружу все то зло, какое было в сердце твоем.

Но посмотрите, как многие остаются беспечными в отношении к сердцу своему: они не хотят заглянуть в него и тщательно рассмотреть, что в нем накопилось худого.

Очень много теряют такие люди и для своего благосостояния временного, но особенно для своего спасения.

Главное занятие христианина в этой жизни должно быть очищение сердца своего, чтобы очищенное сердце его способно было в будущей жизни узреть Бога, так как только чистые сердцем, по слову Господа, Бога узрят. Без очищенного сердца невозможно лицезрение Бога и соединение с Ним в вечности. Все мерзкое, нечистое, греховное не может войти в Царствие Божие.

К очищению сердца направлены почти все таинства или вся благодать Духа Святаго, присущая таинствам: Крещение – это баня сердца или второй жизни человека; Таинство Миропомазания утверждает чистоту сердечную, дарованную благодатиею Божией в крещении; Покаяние – вторая баня сердечная после Крещения; Причащение соединяет христианина через очищенное сердце с Пречистым Христом; брак освящает и очищает отношения полов, т. е. имеет в виду также чистоту сердца в брачном сожитии, чтобы брак был о Господе, а не по страсти; Елеосвящение опять исцеляет тело через очищение сердца или души от грехов, отпущение которых подается в этом таинстве.

Так важно для христианина заботиться об очищении своего грешного сердца.

Важно и в обыкновенной жизни то или другое состояние нашего сердца: чистота или нечистота его, его страстное или спокойное, бесстрастное состояние. Когда оно не чисто, подвержено страсти, тогда не ждите от человека, у которого такое сердце, хороших поступков: он невольник живущей в его сердце страсти; если же сердце его спокойно, чисто, тогда все у него идет тихо и благополучно, и вся деятельность его – благородная, добросовестная деятельность.19

Потому мы должны всеми силами заботиться о приобретении этой сердечной чистоты. И заботы эти должны быть постоянными, должны простираться на всю нашу жизнь.

Как земледелец не может признать надежным плод свой, доколе он находится на поле, и не знает, что может с ним случиться до того времени, как он сложит его в кладовые свои, так и всякий человек не должен складывать рук своих в борьбе с нечистотой сердца своего до конца своей жизни.

До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем, и он всегда может быть побежден ими, если предастся рассеянности и беспечности; потому он никогда не должен оставлять бдительного наблюдения над собою и своим сердцем.

Если мы, при всей нечистоте и греховности своей, избегаем общения с людьми порочными или гордыми, своенравными, надменными; тем более невозможно такое общение для Ангелов как существ чистейших и святых. Поэтому-то и Псалмопевец говорит, что Ангелы Господни ополчаются окрест боящихся Его, т. е. окрест тех, которые, имея всегда в сердце своем страх Божий, уклоняются от всего преступного и богопротивного, и всем существом своим обращены к небесному, вечному, святому.

Какое блаженство иметь в жизни спутниками и хранителями Ангелов Божиих. Даже подобострастные над нами люди, сделавшись нашими друзьями, подавая нам разумные советы во всех случайностях жизни, так дороги нам, так милы нашему сердцу. Как же должен быть дорог каждому из нас его Ангел-Хранитель, наставляющий его на истину, руководящий ко спасению, споспешествующий человеку в самом главном, столь важном для него деле – в деле его спасения. Не замедлим же воспользоваться этим дружественным общением с Ангелом-Хранителем.

Будем слушаться его советов: обратим сердце наше и ум наш от видимого к невидимому, от чувственного к духовному, будем жить истинно христианской жизнью, и тогда Ангелы небесные подадут нам, как братьям своим, руку помощи во всех трудных обстоятельствах нашей жизни, тогда они будут нашими постоянными спутниками и руководителями к Царству Небесному.

Как рад бывает заблудившийся человек, когда он встречает путника, знающего местность и указывающего ему дорогу. Заблудившийся человек – это каждый из нас, заблудившийся в этом мире суеты и тления. И вот этот заблудившийся человек встречает доброго руководителя, который выводит его на настоящую дорогу и ведет его к верной цели – отечеству Небесному. Как дорого, как приятно нашему сердцу должно быть это небесное руководство.

Святая Православная Церковь учит нас веровать, что святые Ангелы есть наши невидимые друзья, защитники и покровители, что они охраняют нас от всякого зла видимого и невидимого и всегда готовы оказать нам то или другое благодеяние.

Ангелы-Хранители наши не оставляют нас во время страданий, какие выпадают на долю каждого из нас.

Итак, несомненно для нас, что наш Ангел-Хранитель не отступит от нас в тяжелые минуты нашей жизни.

А как часты бывают эти тяжелые минуты! Как часто нам приходится в жизни подвергаться разного рода бедам и злоключениям!

Нет человека на земле, который бы не испытал ничего болезненного, который бы никогда не страдал. Сама жизнь человека начинается плачем и слезами; продолжается тоже часто в плаче и слезах и оканчивается томлением души и предсмертным страхом.

Хорошо обозначает мимолетность земных благ выражение: «Ему счастье улыбнулось». Оно только улыбается каждому из нас. Выразительно замечает св. Григорий Богослов: «Больше можно доверять ветру или писанному на воде, нежели прочности благоденствия человеческого».

Злополучие грозит нам на каждом шагу. Один имеет достаток, но утратил любимых сердцу или несчастлив в семье; другой доволен семьей своей, но сам терпит бедность, болезни, неудачи в предприятиях; третий мог бы назвать себя счастливым, но вдруг подвергается клеветам, оскорблениям, обидам.

Подумайте, сколько еще, кроме этих, так сказать, домашних, обыденных бедствий, еще может быть бедствий общественных.

Неурожаи, заразные болезни, губительные действия огня и воды. Войны часто целую страну одевают в печальный вид, облекают ее покровом мрака и печали.

Но скорби вовсе не что-либо случайное, не имеющее смысла и цели. Нет, скорби посылаются нам Провидением Божиим, и они необходимы для нашего спасения.

Бог хотел вести человека на Небо райским путем; но человек преступил волю Божию, возмечтал идти против Бога и за то был осужден Богом на страдания.

Тернии, волчцы, труд, пот, печали, воздыхания посеялись на его пути; а на конце пути этого явилась смерть временная и вечная. По закону рождения мы все наследуем грех от первого прародителя нашего, а вместе с тем наследуем и возмездие за грех; кроме того, мы сами умножаем наследие это своими новыми грехами произвольными.

Затем, скорби в руке Провидения Божия часто бывают средством врачевания душ наших.

Грех есть болезнь, внедряющаяся в существо человека. Греховное впечатление и порочное услаждение оставляют, частью в душе, частью в теле след, который становится все глубже и глубже при повторении греховных действий и мало-помалу образует в нас наклонность к греховному действию, как бы жажду греха. Поэтому как иногда телесный врач внедряющуюся в тело больного и заражающую его язву болезненно выжигает или отделяет от тела, причиняя ему этим боль, но желая уврачевать его недуг; так и Врач душ и телес наших употребляет орудие скорбей, чтобы исторгнуть корни и изгладить следы греха, и огнем страдания выжигает заразу наклонности к греховным услаждениям.

Наконец, скорби употребляют провидение Божие для верующих и спасаемых как средство испытания и приготовления их к высшей добродетели, к высшему совершенству и блаженству.

Испытание это, конечно, не нужно для Бога сердцеведца; но оно нужно для самого человека.

Скорби – лествица, возводящая нас на Небо, туда иного пути, кроме крестного, не было, нет и не будет.

Господь, Пречистая Его Матерь, возлюбленные ученики и все святые шествовали скорбным путем, который заповедал Господь и всем верующим в Него. Как обетования Божии велики, неизглаголанны и неисповедимы, так необходимы нам и великие труды, и великие подвиги, и долговременное испытание нашей верности Христу.

Со Христом желаем мы царствовать бесконечные века: неужели не решимся с усердием в продолжение кратковременной жизни нашей терпеть труды и искушение?

Да, скорби необходимы человеку, и особенно христианину. И вот в этих-то скорбях наши Ангелы-Хранители будут нашими друзьями и утешителями.

Как приятно, как легко бывает человеку, когда он, будучи одержим какой-либо болезнью или впав в какую-либо беду, слышит голос друга своего, идущего утешить его! Он рад ему, как человеку, с которым можно поговорить по душам, которому можно высказать все свое горе.

Таким другом, таким утешителем для каждого из нас является наш Ангел-Хранитель. Он вблизи каждого из нас и всегда готов духовно беседовать с нами.

Только тогда, когда мы начинаем выражать свое недовольство жизнью, говорим, что мы обижены «судьбой», что другие люди живут лучше нас, – он отступает от нас.

Но когда первой мыслью нашей в болезни или несчастье бывает мысль о Боге, когда мы спокойно относимся к своему несчастью, сознавая, что мы уже давно его заслужили грехами своими, когда прежде всего мы обращаемся за помощью к Богу – наш Ангел-Хранитель вблизи нас. Он слышит наши вздохи, видит наши искренние слезы, облегчает наши страдания.

Человек, застигнутый какой-либо болезнью и ропщущий на Бога, разве что-нибудь приобретает от этого? Напротив, он становится все более и более мрачным, его болезнь благодаря мрачному настроению его духа усиливается еще более, и только смерть прекращает его страдания. Человек же, переносящий все спокойно, с верой и надеждой на Бога и благодарностью к Нему за Его Промышление о нас, спасает этим свою душу, что важнее всего, и, кроме того, бывает весел и радостен и в болезни своей. Ропща на судьбу, считая себя как бы обиженными Провидением, мы тем самым отгоняем от себя нашего Ангела-Хранителя. И наоборот, спокойное перенесение бед и несчастий привлекают его к нам.

Вот перед вами постель больного, изможденного страданиями человека. Отчего же он так счастлив? Смотрите, улыбка радости играет на лице его, а уста его непрестанно славословят Бога. Кто же делит с ним его страдания, слушает его воздыхания и утешает его? Это его Ангел-Хранитель, который неотступно стоит у изголовья его, потому что он безропотно несет крест свой, хваля Бога в страданиях и скорбях своих.

Поистине, неизреченно милосердие Создателя нашего, даровавшего нам в лице Небесных Сил столь могущественных и скорых заступников и помощников!

И кто из нас не ощущал в сердце своем и не усматривал в своей жизни этой невидимой благодатной помощи Ангелов-Хранителей? В тяжкой скорби среди жизненных невзгод, в искушениях и соблазнах греховных, в неожиданных несчастьях, треволнениях и превратностях судьбы нашей единственное верное успокоение, защиту и спасение мы получаем от своего Ангела-Хранителя, если только сами не огорчаем его и не отдаляем от себя своим неверием, нерадением и упорством в грехах.

Истинно слово св. апостола Иоанна Богослова: «Весь мир во зле лежит». Отовсюду мы окружены кознями врага спасения нашего – диавола, который то в виде змия-обольстителя из-под обманчивого покрова мирских прелестей и удовольствий чувственных подкрадывается к нам, чтобы уязвить нас жалом греховного соблазна; то нападает прямо и открыто, как лев рыкающий, ищущий, кого поглотить. Перед этим врагом мы были бы беззащитны, если бы, по Божию повелению, козням вражьим не противодействовали Силы Небесные, охраняющие нас, споспешествующие нашему преуспеванию в добрых подвигах и отвращающие от человека силу зла. Все в руках Божиих. Все общественные бедствия, как то: пожары, наводнения, землетрясения, международные войны и тому подобные несчастья попускаются нам Самим Богом и в неисповедимых намерениях Его Божественной премудрости имеют всегда благую для нас цель.

Между тем враг спасения нашего – диавол, как мы видим из истории страданий праведнаго Иова, со злобной радостью всегда готов обратить эти бедственные испытания в погибель человека, стараясь возбудить в нем ропот на Самого Бога и привести к отчаянию.

При невидимом содействии Ангела-Хранителя человек легко переживает время напастей, остается непоколебим в вере и уповании на Бога, не падает духом – от того, по миновании беды, скоро поправляется, восстановляя с помощью Божией в лучшем виде свое потрясенное благосостояние.

Как сочувствуют нам святые Ангелы-Хранители наши и как радуются, когда мы творим волю Божию на земле! Как защищают и спасают нас от искушений демонских! С какой радостью ходатайствуют за нас пред Богом!

Будем же в единомыслии с Ангелами, да и при кончине нашей будут они нам помощниками и заступниками нашими.

Священник Георгий Орлов. Ангел-Хранитель. М., 1905

* * *

18

Из сочинения о. Иоанна Кронштадтского «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта». С. 73. СПб., 1900.

19

Из сочинения о. Иоанна Кронштадтского «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта». С. 103–104. СПб., 1900.


Источник: Невидимый мир ангелов : чудесные явления ангелов людям, участие ангелов-хранителей в жизни человека, явления и чудотворения святых архангелов / [сост. Фомин А. В.]. - Москва : Новая мысль, 2011. - 478 с. ISBN 978-5-902716-21-1

Комментарии для сайта Cackle