Восьмой член Символа веры
И в Духа Святого, Господа, Животворящаго,
Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном
спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки
Сошествие Святого Духа на Апостолов
Святых Апостолов семья
В молитве тихой пребывает
И, веру чистую тая,
К Христу с надеждою взывает.
Исполнен каждый светлых дум,
Молитвой тихой вдохновлялся...
Внезапно точно ветра шум
По тихой храмине раздался.
То, в виде светлых языков,
Сходил к ним Дух Святой, сияя,
И на главах учеников
Почил, их светом осеняя13.
И шум пронесшийся затих,
Едва коснувшися их слуха,
И сонм Апостолов святых
Исполнился Святаго Духа.
Оставив храмину, пошли
И, ставши пред учениками,
Им поучения вели.
Толпа внимающих людей
Теснится молчаливым строем,
И взор скрывает иудей
Под низко спущенным повоем.
И. Рыскин
Второй Вселенский Собор
Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 году против лжеучения жившего в этом же городе арианского епископа Македония. Этот еретик нечестиво учил о третьем лице Пресвятой Троицы – Святом Духе, а именно: называл Его не Богом, а только силой Божией, служебной и подчиненной Отцу и Сыну. На этом Соборе Никейский Символ веры был дополнен 5-ю членами.
В 8-м члене, против лжеучения Македония, утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Протоиерей П. Смирнов
Главнейшие дары Святого Духа
Дар страха Божия
В одной приходской церкви священник говорил поучение на слова Апостола Павла: кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (1Кор. 16:22).
В числе слушателей был один молодой человек, не отличавшийся благочестием. Поучение, хотя и произвело на него впечатление, но быстро испарилось.
Прошло немало лет. После долгих скитаний молодой человек повел упорядоченную жизнь: женился, сделался отцом и был весьма доволен своим положением. Так прожил он до преклонных лет, но всегда чувствовал, что его что-то тайно мучает и ему чего-то недостает. Как-то сидит он около своего дома и перебирает в памяти все, что случилось с ним в его жизни. Вспоминает он родину, товарищей, свой приходской храм, в котором тут же живо рисуется ему образ старого священника и его памятная проповедь: «Кто не любит Господа Иисуса, да будет проклят». «Это было около пятидесяти лет назад, – вспоминает он, – а с тех пор я ни разу не был в церкви, не слыхал никаких проповедей, не причащался и не каялся!..» Призадумался грешник и тихо начал читать: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... Прииди и вселися в мя, и очисти от всякия скверны»...
Дух Святой коснулся его сердца и напомнил ему слова молитвы. Семя Божественного слова под влиянием благодати Святого Духа зажгло в нем сознание своей греховности. Старик задрожал и залился слезами раскаяния. С той поры он точно переродился и стал истинным христианином. Библия стала его настольной книгой, а молитва – любимым занятием. Обновленный духом страха Божия, он прожил еще шестнадцать лет и умер в мире с Богом и своей совестью.
Протоиерей Г. Дьяченко
Дар познания
Преподобный Антоний Великий в юности не получил никакого научного образования, но богоугодная жизнь сообщила ему столько духовной мудрости, что к нему отовсюду притекали жаждавшие назидания. Некоторые, приходя. к нему за духовным наставлением и не видя у него книг, спрашивали старца, откуда он черпает столько мудрости?
– У меня одна книга, – обычно отвечал он, – по которой я учусь, – это небо и земля, дела рук Творца. Эту книгу я читаю ежедневно и нахожу в ней все, что нужно для спасения.
Дар силы
Духовное мужество
Несколько столетий тому назад, в царствование римского императора Диоклетиана, в Италии жил мальчик Вит. Отец его был язычник и пользовался большим уважением среди своих знакомых. Мальчик был тайным христианином. Об этом прослышал начальник города. Он вызвал отца Вита и строго сказал ему: «Отговори от безумной веры своего сына, если хочешь, чтобы он остался жив». Отец испугался угрозы и начал убеждать сына отказаться от Христовой веры.
– Я не могу, папа, отказаться от моего Спасителя, – ответил маленький Вит.
Такой ответ мальчика был передан и самому императору Диоклетиану.
Император вызвал к себе Вита и, не убедив его словами отказаться от Христа, решил силой заставить сделать это.
– Если до завтра этот маленький упрямец не откажется от своего упорства, то приказываю предать его лютым мучениям, – объявил жестокий император.
На следующий день Вита, а с ним и других христиан, привели в особое здание на растерзание диким зверям. На христиан выпустили голодного льва. Вит и другие мученики стояли и молились. Но вот голодный лев увидал их... Дикой радостью блеснули его глаза; извиваясь, он стал приближаться к христианам и готовился уже к страшному прыжку. Вит увидел зверя и перекрестился. Лев смиренно подполз к нему, лег у его ног и стал лизать их...
Тогда по приказанию императора принесли раскаленные железные прутья и стали дразнить ими страшного зверя, но все было напрасно. Раздраженный лев бросался на своих мучителей, а потом снова смиренно ложился у ног святого мальчика. Необычайный ужас объял присутствовавших. Многие из них тут же уверовали во Христа и сказали: «Бог маленького Вита есть Единый и Истинный Бог!»
Но рассвирепевший император повелел придумать новые мучения для Вита и его товарищей. И ни одна жалоба не сорвалась с языка тех, кто переносил мучения ради Христа. Они лишь славили Бога и молились за своих мучителей. И среди этих молитв они предали свои чистые души Богу. Так велико оказалось духовное мужество маленького христианина.
Старец Зосима. (Дар совета)
К старцу Зосиме пришла мещанка, пораженная отчаянием: у нее умер последний сын, малолетний Алеша.
На ее жалобы «муж совета» сказал ей следующее:
– Вот что, мать, однажды древний великий святой увидел в храме такую же, как и ты, плачущую мать и тоже по младенце своем, по единственном, которого тоже призвал Господь... «Или не знаешь ты, – сказал святой, – сколь эти младенцы пред Господом дерзновенны? Даже и нет никого дерзновеннее их в Царстве Небесном. «Ты, Господи, даровал нам жизнь, – говорят они Богу, – и только лишь мы узрели ее, как Ты у нас и взял ее назад!» И столь дерзновенно просят и упрашивают, что Господь дает им немедленно ангельский чин. А посему, молвил святой, и ты радуйся, жено, а не плачь, и твой младенец теперь у Господа в сонме Ангелов Его пребывает». Вот что сказал святой плачущей жене в древние времена.
Был же он великий святой и неправды ей поведать не мог. Посему и ты, мать, знай, что и твой младенец наверно теперь предстоит пред престолом Господним, и радуется, и веселится, и о тебе Бога молит. А потому и ты теперь не плачь, а радуйся.
– И хотя бы я только взглянула на него лишь разочек, – ответила женщина, – только один разочек мне на него бы опять поглядеть, и не подошла бы к нему, не промолвила, в углу бы притаилась, только минуточку одну повидать, послыхать его, как он играет на дворе. Придет, бывало, крикнет своим голосочком: «Мамка, где ты?» Только бы услыхать-то мне, как он по комнате своими ножками пройдет разик, ножками-то своими тук-тук, да так часто-часто. Помню, как, бывало, вбежит ко мне, кричит да смеется. Да нет его, батюшка, нет, и не услышу его никогда. Вот его поясочек, а его-то нет, и никогда-то мне теперь не увидать, не услыхать его!
Она вынула из-за пазухи позументный поясочек своего мальчика и только лишь взглянула на него, так и затряслась от рыданий, закрыв пальцами глаза свои, сквозь которые потекли вдруг брызнувшие ручьем слезы.
– А это, – проговорил старец, – это древняя Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет, и таковой вам, матерям, предел на земле положен. И не утешайся, и не надо тебе утешаться, не утешайся и плачь, только каждый раз, как плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой есть единый от Ангелов Божиих, откуда на тебя смотрит и видит тебя, и на твои слезы радуется, и на них Господу Богу указывает. И надолго тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного утешения, от грехов спасающего. А младенчика твоего помяну за упокой. Как звали-то?
– Алексеем, батюшка.
– Имя-то милое – Алексея, человека Божия?
– Божия, батюшка, Божия, Алексея, человека Божия.
– Помяну, мать, помяну, и печаль твою на молитве вспомяну, и супруга твоего за здравие помяну. Только тебе грех оставлять его. Ступай к мужу и береги его. Увидит оттуда твой мальчик, что бросила ты его отца, и заплачет по вас.
Утешенная женщина благодарит старца за совет и радостная уходит домой. Таков дар совета почивал на старце Зосиме.
Ф. Достоевский
Дар разумения
(Из детства Преподобного Сергия)
Раннее майское утро. Едва начинает светать. Повеял холодок и разбудил мальчика, спавшего на опушке рощицы.
Мальчика звали Варфоломей. Отец послал его разыскивать коней. Всю ночь пробродил мальчуган по лугам и лесам, но лошадей не нашел и к утру забылся сном. Когда он проснулся, то увидел, что недалеко от него молится инок.
Варфоломей остановился и решил подождать конца его молитвы, чтобы спросить старца: не видал ли он пропавших коней? Старец молился долго и усердно.
«Вероятно, это праведный человек и Бог слушает его молитвы», – подумал Варфоломей, и в душе его промелькнула мысль: не попросить ли у старца молитв и помощи в его горе?
А горе у мальчика было большое. Два года уже учился Варфоломей грамоте, но грамота не давалась ему. Далеко он отстал от своих сверстников, с большим трудом, по складам, едва-едва разбирал он по Часослову, ошибаясь чуть ли не на каждом слове. Родители горевали, товарищи смеялись, мальчик старался изо всех сил, но толку не было.
Старец окончил молитву и взглянул на Варфоломея.
– Что тебе надобно, чадо? – спросил он.
– Я учусь грамоте, но не успеваю в ней, – со слезами отвечал мальчик, – помолись за меня Богу, чтобы Он послал мне дар разумения.
Старец воздел руки к небу, опустился на колени и снова стал молиться. Потом, обратившись к мальчику, сказал: «Да подастся тебе в знамение благодати Божией и грамота, и разумение Святого Писания». Теперь мальчик упал на колени и стал просить старца посетить дом его родителей. Старец согласился.
Родители будущего Преподобного Сергия Радонежского – то был он – с честью приняли неизвестного инока, который, войдя в дом, прежде всего велел Варфоломею читать по книге псалом. Варфоломей отказывался, ссылаясь на неумение, но старец настаивал. С трепетом раскрыл мальчик Псалтирь и, удивленный, стал читать без малейших ошибок.
Вкусив пищи, старец покинул дом родителей Варфоломея и внезапно стал невидим.
Так благодать Святого Духа осенила даром разумения будущего великого подвижника Земли Русской.
Н. Смоленский
* * *
Обещание о ниспослании Святого Духа было дано Спасителем перед Его Вознесением на Небо. Господь сказал при этом: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями... даже до края земли» (Деян. 1:8). После Вознесения Господня апостолы вместе с Богородицей пребывали в Иерусалиме, непрестанно молясь. На десятый день в девятом часу утра, когда весь дом наполнился как бы шумом ветра, а на учениках почили языки, подобные огненным, все они исполнились Святого Духа. Ученики Спасителя (около 120 человек) получили способность понимать и говорить на иных языках, а также пророчествовать. Увидев это, жители и гости Иерусалима пришли в изумление, а после проповеди Апостола Петра многие (около трех тысяч человек) уверовали во Христа Иисуса и крестились. С того дня было положено основание Церкви Христовой на земле.