Девятый член Символа веры
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь
Ветхозаветный прообраз Церкви Христовой
Однажды царь вавилонский Навуходоносор видел сон. К утру он забыл его. И тогда царь созвал всех мудрецов страны и потребовал, чтобы они вспомнили и отгадали забытый сон. Но никто не мог исполнить желание царя. Разгневанный Навуходоносор приказал умертвить всех мудрецов, как людей бесполезных. В числе осужденных был и иудей Даниил, исповедовавший веру в Единого Истинного Бога.
Узнав о приказании царя, Даниил обратился с молитвой к Богу, и Господь открыл ему сновидение Навуходоносора.
– Ты видел, – сказал Даниил царю, – огромное и страшное тело, у которого голова золотая, руки и плечи серебряные, стан медный, а ноги частью железные, частью глиняные. Потом невидимой силой отторгшийся от горы камень ударил в глиняные ноги великана, сокрушил его в прах, а сам вырос в великую гору и покрыл всю землю. Твое видение означает четыре великие царства, которые последуют одно за другим. Золотая голова великана изображает собой твое славное могущественное царствование. После тебя будет царство меньшее и слабейшее, это и означают серебряные руки и плечи, а после этого будет царство медное и, наконец, четвертое – железное, могущественное, но непрочное, потому что оно наполовину глиняное. Потом восставит Бог Небесное Царство.
Выслушав это, Навуходоносор сказал Даниилу:
– Поистине ваш Бог есть Бог богов, Господь господей, Царь царей...
После этого он поставил Даниила главным начальником Вавилонской области.
Какие же это царства, о которых предсказал Навуходоносору святой пророк Даниил? События последующих веков показали, что за Вавилонским царством последовало царство Грекомакедонское, уничтоженное четвертым царством – Римским.
Что же это за камень, без помощи рук человеческих отделившийся от горы, и что это за Царство Вечное?
По изъяснению святых отцов и учителей Церкви, камень – это Господь Иисус Христос, а Царство Его – Святая Церковь христианская.
Священник И. Виноградов
Икона «О Тебе радуется...» Церковь Торжествующая14
Сеятель
(Притча)
Шел сеятель с зернами в поле и сеял,
И ветер те зерна по полю развеял:
Одни при дороге упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой.
И птиц, из окрестных степей пролетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли
И вскоре без влаги и корня взошли,
И в пламенный полдень дневное светило
Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терния пало иное зерно –
И в тернии диком заглохло оно.
Напрасно шел дождь и с прохладной зарей
Поля освежились небесной росой:
Один за другими проходят года,
От зерен тех нет и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя,
Как жатвы настанет урочное время,
Готовя стократно умноженный плод,
Высоко, и быстро, и сильно растет,
И блещет красою, и жизнию дышит.
Имеющий уши, чтоб слышать, да слышит15.
А. Жемчужников
Святой корабль не тонет
(Церковь – вечна)
Невозможно переплыть море без корабля. А Святая Христова Церковь в мире – то же, что корабль в море. Господин этого духовного корабля – Сам Всемогущий Бог Отец. Кормчий – Единородный Сын Его; благоприятный ветер – Дух Святой; подчиненные правители этого корабля – Апостолы и преемники их: пастыри и учители церковные. Плывущие на этом корабле – все правоверующие христиане. Дно и основание этого корабля есть правая вера во Святую Троицу; бока корабля, передняя часть его и кормило означают правые догматы веры, заповеди Божии, предания Церкви, правила Апостолов и Вселенских Соборов. Мачта – святой крест Христов, которым в Церкви все скрепляется и утверждается; паруса – любовь; якорь – надежда. Этот духовный корабль – Церковь – из разных стран перевозит через житейское море всех правоверующих и истинных христиан в Небесное Царство и, хотя обуревается многими ветрами и волнами (мучений и гонений), никогда не подвергнется крушению. Сколько врагов и гонителей ни восставало на Святую Церковь, она никогда не была побеждена, потому что утверждается словом Господним: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».
Святитель Иоанн Златоуст
Святая пристань
Что, плакать, о друг мой! Ты слезы отри,
На тихую пристань теперь посмотри.
Пусть ветер бушует, пусть море кипит,
Но в пристани тихой ничто не страшит.
Тут люди спокойны: бедам тем конец,
Которые на море терпит пловец.
А в море житейском, а в жизни земной,
Где тихая пристань? Где людям покой?
Вот тихая пристань – святой Божий храм.
Сюда, несомненно, спешить нужно нам.
Здесь в горе и в нуждах всегда благодать
Готова нам скорую помощь подать.
Гермоген, епископ Псковский
Какую обязанность возлагает на нас единство Церкви
Святитель Григорий Богослов до принятия сана епископа проводил уединенную жизнь. Император Феодосий и множество епископов во главе с Патриархом Антиохийским Мелетием стали призывать его на патриарший престол в Константинополь. Святой Григорий долго отказывался от этого предложения, но, наконец, вынужден был уступить воле царя и епископов.
Вскоре после этого умер святой Мелетий и многие из епископов восстали против святого Григория и стали упрекать его в том, что он будто бы незаконно вступил на патриарший престол. Начались раздоры.
Святой Григорий, узнав, что он служит причиной смуты в Церкви, пришел к недовольным епископам на собрание и сказал: «Пастыри святого стада Христова! Стыдно нам учить других миру и любви, а между собой воздвигать брань... Заклинаю вас Пресвятой Единосущной Троицей: имейте между собой мир и любовь и устройте дела Церкви согласно. Если я один служу причиной вашего раздора, я не лучше пророка Ионы, бросьте меня в море, и утолится между вами буря междоусобий... Хотя я и невиновен, но готов претерпеть все, что вам угодно, только примиритесь и будьте единодушны».
После этого, испросив у всех прощения, он вышел из собрания, получил от императора увольнение от должности и отбыл на свое прежнее место уединения.
Этот пример учит нас тому, как мы должны бояться нарушить мир Церкви и, оставаясь ее детьми, как единой святой Матери нашей, хранить «единение духа в союзе мира».
Благодатная лечебница
Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан духовно-болящих. В госпитале есть лекарь, который посещает больных и лечит, в Святой Церкви врач – Сам Христос, Который посещает и врачует христиан духовно-болящих. В госпитале не выздоравливают те больные, которые не слушаются лекаря и не воздерживаются от того, что он запрещает, так и в Церкви Христовой: те христиане остаются неисцеленными и не получают спасения, которые не слушаются Христа и поступают по своим прихотям, а не по учению Его. В госпитале не от всех болезней вылечиваются, но в Церкви Христовой не так: нет такой душевной и телесной болезни, которой Христос не мог бы исцелить, только бы сам больной желал того и просил Его...
Святитель Тихон Задонский
Исцеление слепорожденного16
Святая Церковь – мать наша
Святая Церковь поистине мать наша. Она молится, как только родится дитя, она молится при его крещении и во всю его жизнь. Если нужны бывают особая небесная помощь, заступление, покровительство, она поет молебные пения. Нужно ли особое освящение, она освящает воду и кропит ею, преподавая благодать Святого Духа верующим. Нужна ли молитва за болящих, и за них молится; нужно ли человеку принести последнее покаяние, она заповедует пастырям Церкви напутствовать Святыми Тайнами болящего на смертном одре. Умирающий испускает последний вздох – и Святая Церковь молится за него «на исходе души». Умер христианин – и Святая Церковь молится о его упокоении.
Так Святая Церковь матерински будет заботиться о чадах своих до скончания века.
Общением в учении, Таинствах и молитвах Святая Православная Церковь объединяет всех своих чад – бедных и богатых, знатных и простых, образованных и неученых, праведников и кающихся грешников, живых и умерших. Святая Церковь – всем мать, все ее дети, за всех приносит она Искупительную Жертву и всех утешает надеждой Вечной Жизни. Живущих на земле она призывает и матерински руководит ко спасению и тем созидает между ними Царство Божие, а с достигшими славы она торжествует в Царстве Небесном.
Священник П. Смирнов
Чудо от мощей святого Димитрия-царевича
(Рассказ Патриарха)
В вечерний час ко мне пришел однажды
Простой пастух, уже маститый старец,
И чудную поведал он мне тайну.
«В младых летах, – сказал он, – я ослеп,
И с той поры не знал ни дня ни ночи
До старости. Напрасно я лечился
И зелием, и тайным нашептаньем –
Не посылал Господь мне исцеленья.
Вот, наконец, утратил я надежду
И к тьме своей привык, и даже сны
Мне виденных вещей уж не являли,
А снилися мне только звуки. Раз,
В глубоком сне, я слышу детский голос
Мне говорит: «Встань, дедушка, поди
Ты в Углич-град, в собор Преображенья,
Там помолись ты над моей могилой,
Бог милостив – и я тебя прощу».
– Но кто же ты? – спросил я детский голос.
«Царевич я, Димитрий. Царь Небесный
Приял меня в лик Ангелов Своих.
И я теперь – великий чудотворец».
Вот Углича достиг я; прихожу
В святой собор и слушаю обедню,
И, разгорясь душой усердной, плачу
Так сладостно, как будто слепота
Из глаз моих слезами вытекала.
Когда народ стал выходить, я внуку
Сказал: «Иван, веди меня на гроб
Царевича Димитрия». И мальчик
Повел меня, и только перед гробом
Я тихую молитву сотворил17,
Глаза мои прозрели: я увидел
И Божий свет, и внука, и могилку».
А. Пушкин
Общение Церкви земной и Небесной
Жития святых сохранили нам бесчисленные примеры того, что святые, отшедшие от земли, не прекращают духовного общения с нами, но слышат наши молитвы и помогают нам в нуждах.
Рассказывают, что однажды на царя Алексея Михайловича, когда он охотился вблизи Сторожевской обители около Звенигорода, устремился выбежавший из леса медведь. Царь ожидал смерти, но вдруг явился старец в монашеском одеянии, и медведь убежал. Царь спросил старца: «Кто ты?» Тот ответил: «Я Савва, инок Сторожевской обители». Прибыв в монастырь, царь стал расспрашивать и разыскивать инока, но такого монаха не оказалось. Наконец Алексей Михайлович, увидав образ преподобного Саввы, узнал в нем старца, явившегося ему в лесу. Отслужив в обители молебен преподобному, благочестивый царь всегда потом питал к нему особенное благоговение. Как преподобный Савва спас от смертной опасности царя Алексея Михайловича, несомненно, обращавшегося к нему за молитвенной помощью, так и другие святые спасают нас от разных бед и несчастий силой своих молитв перед Богом. Кому из вас неизвестно, каким обилием чудес ознаменовано было открытие святых мощей преподобного Серафима Саровского. Слепые прозирали, немые получали дар слова, расслабленные, бесноватые мгновенно исцелялись. Чудеса эти творились всенародно, на глазах у всех. Не будем же охладевать в наших молитвах перед угодниками Божиими. «Много может молитва праведного споспешествуема».
Святая помощь
В городе Равенне когда-то жил святой Вассиан, ставший потом епископом Лавдийским. Однажды пришел царский указ, по которому некий чиновник Вифимний, оклеветанный врагами, был осужден на смерть. Несчастный немедленно был приведен на место казни. Не зная за собой никакой вины, Вифимний вспомнил святого Вассиана и сказал: «Раб Божий, Вассиан! Благодатью, данной тебе от Бога, будь мне ныне помощником». С этими словами он смиренно преклонил под меч свою голову. Но едва палач поднял орудие над невинным Вифимнием, как оно выпало из его рук. Исполнитель смертного приговора снова поднял меч, но он опять упал на землю. Так случилось и в третий раз.
Градоначальник сменил палача, думая, что здесь кроется умысел, но и новый исполнитель царской воли трижды напрасно заносил меч над Вифимнием. Тогда народ громко потребовал отмены казни, а градоначальник донес о всем императору Валентиниану. Удивленный император пересмотрел дело Вифимния и даровал ему жизнь.
А Вифимний всенародно прославил угодника Божия Вассиана и со слезами благодарил его за оказанную помощь. Память этого святого Церковь празднует 10 июня.
Четьи-Минеи
Призывание святых в молитвах
Если ты обездолен людьми и судьбой,
Если горе к тебе залетело,
Если тяжкий недуг, присосавшись змеей,
Как огнем, иссушил твое тело,
Если нет тебе сна от тоски по ночам,
Если труд твой в руках не спорится,
Приходи в монастырь приложиться к мощам,
Приходи в монастырь помолиться.
Любит Божий угодник рабочий народ,
И видна наша немощь святому:
Как рукой с тебя снимет он бремя забот,
Как туман, с тебя свеет истому,
Словно камень свалит с облегченной груди,
И следа нет кручины постылой...
С.Надсон
Почему Церковь называется Апостольской
(Об Апостоле Андрее Первозванном)
Святой Апостол Андрей был первым из учеников Иисуса Христа, а потому именуется Первозванным. После сошествия Святого Духа святой Андрей, подобно другим Апостолам, отправился из Иерусалима проповедовать слово Божие в странах, прилегающих к Черному морю. Оттуда он направился к северу, в нынешнюю Россию, населенную в то время грубым и суровым народом, известным под именем скифы. Предание рассказывает, что Апостол Андрей по Днепру доплыл до того места, где потом был основан город Киев. Поднявшись на гору, Апостол водрузил крест и сказал своим спутникам: «На этом месте воссияет благодать Божия, воздвигнутся храмы Богу, и свет истинный изыдет отсюда на всю страну».
После этого трудного путешествия Апостол Андрей продолжал свою проповедь по берегам Черного моря и основал Церковь Христову в городе Византии, который впоследствии был назван Константинополем. Обходя Грецию, святой Андрей уже в преклонных летах достиг города Патры и здесь принял мученическую кончину за веру Христову.
В этом городе проповедь Апостола Андрея обратила ко Христу язычников – в том числе жену самого правителя области. Правитель, узнав об этом, велел заключить святого Апостола в тюрьму, но верующие приходили и сюда для молитвы и слушания слова Божия. Тогда правитель призвал святого Андрея к себе, увещевал его отречься от Христа и затем осудил его на смерть через распятие на кресте. Крест, на котором был распят святой Андрей Первозванный, имел вид буквы X. В течение двух дней поучал святой Андрей с креста толпившийся около него народ. Он говорил о любви к ближним, о прощении обид, о Вечной Жизни. На третий день Апостол скончался.
Из проповеди Апостола Петра в Риме
...Гонимые христиане собрались тайно от римского правительства в подземных пещерах послушать проповедь апостольскую. Апостол Петр начал говорить и сначала говорил, как отец, который наставляет детей и учит их, как они должны жить. Он призывал, чтоб они отреклись от излишеств и роскоши, любили бы нужду, чистые обычаи, правду, терпеливо бы сносили несправедливость и преследования, слушались старших и властей, остерегались измены, обмана и осуждения и давали бы примеры жизни не только друг другу, но и язычникам.
Старец говорил заслушавшимся людям, что они должны быть добры, тихи, справедливы, убоги и чисты не для того, чтобы пользоваться покоем при жизни, а для того, чтобы после смерти вечно жить во Христе – в таком веселье, в такой славе, расцвете и радости, до которых никто на земле не доходил. Апостол говорил дальше, что добродетель и правду нужно любить ради них самих, потому что Бог – это наивысшее Предвечное Добро, и кто любит добродетель и правду, тот любит Бога и благодаря этому становится Его возлюбленным чадом.
Потом Петр начал поучать, что Бог – это наивысшая любовь, и кто любит людей, тот исполняет Его главную заповедь. Но недостаточно любить людей своего круга, ибо Богочеловек пролил Свою Кровь за всех и среди язычников также нашел Своих избранников, как сотник Корнилий. И недостаточно любить тех, которые делают нам добро, ибо Христос простил и евреям, которые предали Его на смерть, и римским солдатам, которые пригвоздили Его к кресту. Значит, людям, которые проявляют по отношению к нам несправедливость, не только нужно прощать, но и любить их, и платить им добром за зло; и недостаточно любить добрых, нужно любить и злых, потому что только любовью можно изгнать из них злобу...
Упомянув о смерти Христа, Апостол начал говорить лишь о Нем. Все затаили дыхание в груди, и тишина сделалась еще более глубокой, так что почти можно было слышать биение сердец. Этот человек видел и рассказывал, как рассказывает тот, в памяти которого так запечатлелась каждая минута, что достаточно ему закрыть глаза, чтобы видеть Христа. Он говорит, как, возвратившись от креста, они с Иоанном Богословом просидели два дня без пищи, без сна, в удручении, горе и тревоге, обхватив голову руками и обмениваясь мыслями о том, что Он умер. Ой, ах, как было тяжко, как тяжко! Уже проснулся третий день, и свет озарил стены, а они с Иоанном все сидели без помощи и надежды. Только сон овладевал ими (потому что ночь перед страданиями они провели без сна), как они снова просыпались и начинали горевать. Но едва взошло солнце, как прибежала Мария Магдалина, задыхающаяся, с распустившимися волосами и с криком: «Господа взяли!» Они, услыхав это, вскочили и побежали. Иоанн – он моложе – прибежал первый, увидел пустую могилу и не смел войти. Лишь только когда к входу собрались все, он, говорящий это, вошел, увидал на камне пелены, но тела не нашел: Христос воскрес. Воспоминание об этих страшных минутах еще и теперь выжало две слезы из очей старца, и при блеске огня было хорошо видно, как они стекали по седой бороде. Старая голова Апостола, лишенная волос, затряслась, и голос замер в его груди. Он рассказал все вплоть до Вознесения Господа. И когда Петр начал говорить, как в минуту Вознесения Господа на Небо облака начинали спускаться под ноги Спасителя, облекать Его, скрывать от очей Апостолов, головы слушателей невольно поднялись к небу, и наступила минута ожидания, как будто бы эти люди надеялись увидеть Его, надеялись, что Он снова снизойдет с Неба, чтобы посмотреть, как старый Апостол пасет порученных ему овец, и благословит его и его стадо – Церковь Апостольскую.
И в эту минуту для собравшейся Церкви не было Рима, не было безумного Цезаря, языческих богов, был только Христос – Бог, Который наполнял землю, море, небо, весь мир и все это общество верующих. Тем временем христиане начали молиться и петь, а великий Апостол Петр стал крестить в фонтане тех, которых пресвитеры подводили к нему как подготовленных к принятию Крещения.
Г. Сенкевич. «Камо грядеши»
Избрание Апостолов
И выбрал Он из множества людей,
Ему внимать пришедших отовсюду,
Немногих лишь, и в этот сонм мужей
Включил Петра и допустил Иуду.
И вслед Он им сказал: «Идите звать на пир
Свободы, и любви, и правды темный мир».
Но подвиг тот избранников смутил.
Они рекли: «Учитель, мы готовы;
Но кто нам даст и крепости, и сил
Воздвигнуть мир, снять с падшего оковы
И зло сразить в его опорах вековых?
Кто нас послушает, безвестных и простых?»
И молвил Бог: «Вас правда поведет,
Дух Бога сил, во истине живущий.
И голос ваш над миром не пройдет
Вотще, как глас, в пустыне вопиющий.
Один вам Мой завет: прощенье и любовь...
И правда ваших дел – в опору правды слов.
Падете вы, но истины завет
Осилит все гоненья и напасти,
И души умирит, и разуму даст свет,
И в мире нет могущества и власти,
Которые б могли сдержать, остановить
Чему пришла пора, чему приспело быть»...
Святой равноапостольный император Константин Великий и святая царица Елена
Гонения на христиан продолжались около двух с половиной столетий и прекратились только при императоре Константине Великом, который сам принял христианскую веру.
Константин Великий с детства был воспитан своей матерью царицей Еленой в уважении к христианам. При вступлении на императорский престол ему пришлось выдержать упорную борьбу с двумя соперниками – Максентием и Ликинием, относившимися враждебно к христианам. Перед решительной битвой с Максентием Константин и его воины увидели на небе сияющий крест, как бы составленный из звезд, и над ним надпись: «Сим побеждай». Константин недоумевал, что означает это видение, но Господь явился ему во сне, повелел сделать знамя, подобное виденному, и обещал победу над противником. Константин исполнил повеление Господа: он поставил на своих знаменах изображение креста и одержал полную победу над Максентием. Утвердившись на императорском престоле, Константин перенес столицу государства из Рима в Византию, которая стала называться в честь его Константинополем.
Константин Великий не только позволил христианам открыто исповедовать свою веру и строить храмы, но и много заботился о распространении христианства в своем государстве. Он приказал во всей империи праздновать воскресные дни и другие христианские праздники и отменить смертную казнь через распятие.
Вместе с Константином Великим на пользу христианской Церкви много потрудилась и его мать – благочестивая царица Елена.
Святые равноапостольные братья Мефодий и Кирилл
Просветителями славянских народов, к которым принадлежим и мы, русские, были святые братья Мефодий и Кирилл.
Они были родом из города Солуни, населенного греками и славянами, и с детства знали славянский язык. Святые братья были известны своими дарованиями и благочестивой жизнью, поэтому когда в Константинополь прибыли послы от моравского князя с просьбой прислать в Моравию проповедников христианской веры, император и Патриарх избрали для этого великого дела Мефодия и Кирилла.
Прежде чем отравиться на проповедь, святые братья составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык избранные места из Священного Писания и нужнейшие богослужебные книги. Моравы с радостью встретили Мефодия и Кирилла, проповедовавших и совершавших богослужение на их родном языке, и во множестве принимали крещение. Но святым Мефодию и Кириллу пришлось много перенести неприятностей и даже преследований от немецких проповедников, завидовавших успеху святых братьев. Среди апостольских трудов и скорбей святой Кирилл скончался в Риме, куда святые братья были вызваны на суд римского епископа. Святой же Мефодий, возведенный в сан епископа, еще 15 лет проповедовал Евангелие славянским народам.
Крещение Руси
Наше Отечество Россия было просвещено Христовым учением почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. Великий князь Киевский Владимир, не желая больше оставаться в язычестве, послал десять мужей к разным народам, чтобы испытать, чья вера лучше. Посланные, возвратившись, больше всего хвалили христианскую веру греков и говорили: «Когда мы были у них в церкви, то не знали, на земле мы находимся или на небе».
Вскоре после этого Владимир пошел на греков войной, взял их город Корсунь и потребовал от греческих императоров Василия и Константина, чтобы они выдали за него свою сестру Анну. Императоры ответили, что они не могут выдать сестру свою за язычника. Тогда Владимир объявил о своем желании принять христианскую веру. Царевна согласилась на брак и отправилась в Корсунь с греческими священниками. Между тем, еще до прибытия Анны, у Владимира разболелись глаза, так что он перестал видеть, но как только окрестился, получил исцеление от болезни.
По возвращении в Киев, Владимир велел всем жителям прийти в назначенный день на реку Днепр, и здесь над ними было совершено крещение. Это было в 988 году. Из Киева христианская вера распространилась по всей Русской земле.
Сила епископской власти
Один епископ отлучил подчиненного ему священника от службы Божией. Случилось, что вскоре запрещенный пастырь по дороге в другую область был схвачен язычниками. Они стали принуждать его принести жертву идолам, но священник отказался от жертвоприношения и был замучен.
Тело убитого досталось христианам и было перенесено в ближайший город. Скоро у мощей мученика стали во множестве совершаться чудеса. Тогда начальник города соорудил раку и положил в нее честное тело, а затем скоро выстроил храм и посреди него поставил гробницу с мощами нового мученика.
Наступил день освящения храма. Но едва только началось всенощное бдение, как рака двинулась с места и вышла из церкви. Все пришли в ужас и раку снова внесли в церковь. Но как только опять началась служба, рака сама собой снова вышла из храма. Все недоумевали, чем объяснить такое чудо, и разошлись по домам. Наступила ночь, и святой мученик сам явился во сне местному епископу со словами: «Не скорби, – сказал он, – что не остаюсь с вами в храме Господнем; я умоляю тебя, сходи в такой-то город к архиерею и упроси его разрешить меня от запрещения. Я отлучен от службы Божией и потому не могу оставаться с вами в церкви, хотя и принял мученический венец. Я не вижу лица Христова, как недостойный совершитель Святых Таинств Его. Сам ты не приступай к разрешению: кто связал, тот пусть и разрешит». Сказав это, мученик стал невидим.
Наутро епископ отправился к указанному епископу и рассказал о случившемся. Архиерей немедленно отправился к чудотворным мощам мученика и, придя ко гробу, воскликнул: «Христос, связавый тебя через меня, смиренного раба Своего, да разрешит тебя ныне за пролитие крови твоей во славу имени Его. Вниди в храм Господень и пребуди с нами!»
После этого раку святого с подобающей честью внесли в церковь и отслужили всенощную, а наутро – литургию. Мощи остались на своем месте и стали снова источать чудотворения.
* * *
Икона «О Тебе радуется...» в Православной Церкви является изображением Церкви Небесной, или Торжествующей. Пределы Церкви не ограничены людьми, живущими на земле. Кроме Церкви земной, которую составляют все православные христиане, есть еще Церковь Небесная. К ней принадлежат наши заступники и молитвенники перед Господом: Пресвятая Богородица и Приснодева Мария, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Ангелы, апостолы, пророки, мученики, преподобные и множество других святых. Церковь Небесная едина с Церковью земной и участвует в ее жизни.
Свои поучения к народу Господь Иисус Христос излагал так, чтобы дать возможность слушателям легко запомнить слышанное и потом вдуматься в его смысл. Поэтому Он поучал народ притчами. Под Сеятелем в этой притче следует понимать прежде всего Самого Господа, а под семенем – Его учение.
Люди воспринимают и хранят в своей душе слово Божие по-разному. На проезжую дорогу похожи сердца тех, кто даже не стремится понять слово Божие. Как бы на каменистом месте сеется оно в тех, кто принимает его лишь умом, а не душой, кто неотзывчив к добру, не изменяет греховного образа жизни
оказывается малодушным в борьбе со злом. Заботы повседневной жизни, удовольствия и стремление к ним похожи на сорняки (терния), которые заглушают в душе человека ростки стремления к Жизни Вечной. Поистине добрая земля – это сердца тех, кто хранит слово Божие в чистоте и приносит обильный плод исполнения заповедей Господних.
Во время Своей земной жизни Спаситель совершил множество чудес. Они свидетельствуют о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. В чудесах проявились любовь и милосердие Божие к Своему созданию. Господь исцелял больных, возвращал зрение, слух, очищал прокаженных, изгонял бесов из одержимых, воскрешал мертвых, насыщал голодных. Возвращая здоровье людям, Спаситель избавлял их от грехов, последствиями которых и являются болезни. Господь никогда не совершал чудес, лишь поражавших воображение, но не ведущих к спасению душ человеческих.
Многих святых, посвятивших всю свою жизнь исполнению заповедей Божиих, Господу было угодно прославить особыми благодатными дарами, в том числе – даром исцелений. Православные христиане в случае болезни особенно часто обращаются в молитвах к помощи великомученика Пантелеймона, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской и многих других. Эта помощь подается людям по их вере, зависит от их усердия к спасению души и свидетельствует о милости Божией.