С. Успенский

Источник

Седьмой член Символа веры

И паки грядущаго со славою

судити живым и мертвым,

Егоже Царствию не будет конца

Страшный Суд

О, что за день тогда ужасный встанет,

Когда Архангела труба

Над изумленным миром грянет

И воскресит владыку и раба.

О, как они, смутясь, поникнут долу,

Цари могучие земли,

Когда к Всевышнему престолу

Они предстанут в прахе и пыли.

Дела и мысли строго разбирая,

Воссядет Вечный Судия,

Прочтется книга роковая,

Где вписаны все тайны бытия.

Все, что таилось от людского зренья,

Наружу выплывет со дна,

И не останется без мщенья

Забытая обида ни одна.

И доброго, и вредного посева

Плоды пожнутся все тогда...

То будет день тоски и гнева,

То будет день унынья и стыда.

А. Апухтин

Второе Пришествие Христа на землю

На вершине Елеонской горы приютился масличный сад. Мелкие сучья его деревьев окрашивались в красноватый цвет от заходящего солнца. Между деревьями лежали большие камни. На один из таких камней сел Христос, а возле поместились Его ученики.

Один из них спросил Господа:

– Господи! А когда же настанет кончина мира, о которой Ты говорил нам?

На это не вдруг ответил Господь.

– Когда ветви смоковницы и деревьев становятся гибки, мягки и на них появляются почки, – тихо сказал Он, – то вы знаете, что скоро распустятся листья и что лето уже близко. Точно так же есть много признаков, по которым можно узнать, что близка и кончина мира, но об этом ужасном дне не знает никто, даже Ангелы, окружающие престол Отца Моего Небесного. Прежде всего предупреждаю вас: берегитесь, чтобы кто-нибудь не соблазнил вас, так как в те времена придут многие лжехристы и лжепророки под именем Моим и соблазнят многих. Если вам скажут тогда: «Вот Христос здесь», – не верьте и не идите. Восстанут лжехристы и лжепророки и сотворят много чудес и знамений, чтобы увлечь и погубить даже немногих избранных Господом.

– Я предупреждаю вас об этом: не верьте, – продолжал Христос. – Как молния сверкает от востока до запада, так будет и Второе Пришествие на землю Сына Божия. Вы услышите о войнах, восстанет царство на царство и народ на народ. Начнутся голод, мор, землетрясения во многих местах. Но все это будет только началом великих последующих бедствий. Тогда соблазнятся многие, и будут предавать друг друга, и возненавидят друг друга. Любовь охладеет, потому что увеличатся беззакония. И когда услышите, что всем народам по всей земле проповедано Евангелие, и когда увидите мерзость запустения, о которой говорил еще пророк Даниил, стоящую на святом месте, тогда знайте, что конец уже близок. Тогда тот, кто на кровле, пусть не сходит в дом, чтобы взять что-нибудь, и кто на поле пусть не возвращается в дом, чтобы взять одежды свои. Тогда наступит великая скорбь, какой не бывало еще от начала мира и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслось бы ничто живущее на земле, но ради молитв избранных Господом сократятся те ужасные дни. Появятся знамения на солнце, луне и звездах, а на земле будет уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится. Люди будут умирать от страха в ожидании бедствий, грядущих на вселенную.

В те дни солнце внезапно померкнет, и луна не будет светить, и звезды падут на землю, и все Силы Небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Сына Человеческого. Восплачут тогда все племена земные и увидят Его, Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой и славой великой. И пошлет Он Ангелов Своих с трубой громогласной, и соберут они избранных Его с четырех сторон света, от края и до края небес. Все это сбудется так, как Я говорю вам. И небо, и земля исчезнут, но слова Мои сбудутся. И Последний День застанет людей так же внезапно, как застал их потоп во дни Ноя. Как тогда люди не думали ни о чем: ели, пили, женились и выходили замуж до самого того дня, как Ной вошел в ковчег, – так же будет и при Пришествии Сына Человеческого. Тогда избранные будут отделены от неизбранных. Из двух работающих в поле один будет взят, а другой оставлен, из двух мелющих жерновами одна будет взята, а другая оставлена. И вот почему Я говорю вам всем: «Бодрствуйте, берегите себя, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий».

Когда же придет Он во славе Своей, то и все святые и Ангелы придут с Ним, и сядет Он на престоле славы Своей. И все народы земные предстанут пред Ним на Суд Его. И отделит Он одних от других, как отделяют овец от козлищ. И поставит овец по правую Свою сторону. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; был в темнице, и вы навестили Меня». Тогда праведники скажут Ему: «Господи! Когда же мы накормили, напоили, или одели Тебя, или навестили больного и посетили в тюрьме?» И скажет им Господь: «Все это вы сделали одному из меньших братьев ваших, и все это через них вы сделали Мне».

Тогда Господь обратится к козлищам и скажет им: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не накормили Меня, жаждал, и не напоили Меня, был наг, и не одели Меня; был болен, и не навестили Меня; был в темнице, и не посетили Меня». И пойдут грешники в муку вечную, а праведники в Жизнь Вечную».

И, сказав это, Он поднялся с камня, и встали вместе с Ним все ученики Его.

Солнце село в тяжелую темную тучу, которая, как дым, поднималась от земли, и все небо было как бы в огне, все было освещено кровавым, зловещим светом.

День всеобщего Суда

День Суда и воздаянья

В прах повергнет мирозданье,

То – пророков предвещанье.

Что за трепет в души снидет

В час, как Судия приидет,

Все рассудит, все увидит...

Пробужденный трубным звоном

Бросит мир свой гроб со стоном

И, дрожа, падет пред троном.

Судия восстанет в славе,

Все, что в тайне, станет въяве,

Всем воздаст по Божьей правде.

Участь грешников

Однажды к старцу пришел испытующий и спросил его, почему Бог не хочет простить всех и почему после Страшного Суда некоторые пойдут осужденными. День был солнечный. Старец вывел вопрошавшего на улицу и заставил его взглянуть на солнце. Тот поднял глаза, но тотчас опустил их.

– Отчего же ты не смотришь? – спросил старец. – Разве ты не хочешь видеть солнца?

– Нет, отчего же, очень хотел бы, но больно глазам.

– Вот и ответ, который ты ищешь, – сказал старец. – Нечистой душе больно смотреть, нельзя смотреть на Бога, и если бы она была введена в рай, то ей было бы и там так же мучительно, как за стенами ада, и гораздо мучительней, чем нам сейчас смотреть на солнце, не прикрывая глаз. Таким образом, представляется ясным не только Страшный Суд, но и продолжение этого Суда, то есть наказание грешников, которое должно следовать за всеобщим Судом, – закончил старец.

Притча о десяти девах

(О необходимости жить так, чтобы быть всегда

готовым ко Второму Пришествию Господа12)

Они засветили лампады свои;

Навстречу они Жениху поднялися толпою

На радостный праздник любви.

Их пять было мудрых и пять неразумных.

Уж столько бесчисленных звезд в небесах заблистали!

Но медлил Жених. Долго девы прождали;

Уж сон безмятежный спустился на них,

И дремой смежились усталые очи.

Внезапно в немой тишине полуночи

Послышался крик: «Се Жених

Грядет. Исходите навстречу!» И девы восстали,

Спеша полуночный исполнить обряд.

Елеем пять мудрых лампады свои напитали,

И так неразумные им говорят:

«Мы не взяли, сестры, елея с собою,

Светильников пламень угас,

И ныне мы к вам приступаем с мольбою,

Елея мы просим у вас».

Им мудрые молвят в ответ:

«Хоть помочь мы и рады,

Но только ни вам недостанет, ни нам на лампады;

Купить у торгующих вы бы могли».

И вот к продающим спешат неразумные девы...

Тогда раздалися веселья напевы:

Жених приближался. С Ним вместе вошли

Пять мудрых на свадебный пир со своими

Лампадами. И затворилися двери за ними.

И прочие девы к закрытым дверям

Вернулись. Стеная и плача, они восклицали:

«Отверзи, о Господи, Господи, нам».

И слышат в ответ в неутешной печали

Они Жениха укоризненный глас:

«Аминь, говорю вам, не ведаю вас».

К.Р.

Притча о талантах

Однажды Господь Иисус Христос сказал следующую притчу: «Один человек, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и поручил им свое имение. При этом он дал одному из них пять талантов (вес серебра), другому два, третьему один и остальным – каждому по его силе или способностям. Получивший пять талантов ушел и, употребив их в дело, приобрел еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел и закопал его в землю.

После известного времени приходит господин рабов и требует у них отчета. Получивший пять талантов принес приобретенные им другие пять талантов и сказал: «Господин! Ты дал мне пять талантов, и я приобрел на них еще пять». – «Хорошо ты поступил, мой добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший два таланта и сказал: «Господин! Ты дал мне два таланта, вот и другие два, что я приобрел на них». На это господин ответил: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего»

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знаю тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, я пошел и скрыл твой талант в земле, вот тебе твое». – «Лукавый и ленивый раб! – сказал ему в ответ господин. – Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, поэтому тебе следовало отдать серебро мое торгующим, и я, возвратившись, получил бы прибыль. Поэтому возьмите у него талант и отдайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Негодного же раба выбросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов».

Чему же поучает нас эта притча?

В этой притче под господином, раздавшим таланты, разумеется Бог. Под талантами же – наши способности и благодатные дары, распределяемые Богом каждому человеку при его рождении и крещении. Поэтому притча эта имеет такой смысл: в последний день Суда Бог от каждого человека потребует строгого ответа и отчета в употреблении данных ему сил и способностей. И тех, которые пользовались ими к славе Божией, пользе ближних и своему спасению, сделает участниками Царства Небесного. Тех же, которые этого не сделали, Бог подвергнет строгому осуждению и наказанию.

* * *

12

Окончательно покинув Иерусалимский храм и оплакав участь иудейского народа, так и не принявшего своего Мессии (Спасителя), Господь в беседе с учениками (Мф. 24–25) раскрыл им великую тайну Своего Второго Пришествия. Особое внимание всех Своих последователей Он обратил на внезапность этого события, предостерегая их от беспечности. Господь заповедал бодрствовать духом и быть готовыми с чистым сердцем встретить Его. Для большей убедительности Своих слов Он привел несколько притч – поучений в примерах.

Притчей о десяти девах Господь предупреждает, что недостаточно одного светильника веры. Без добрых дел он угаснет, и уже не будет времени для их совершения. Двери Царства Небесного закроются, и стоящие перед ними с угасшими светильниками услышат голос Христа: «Истинно говорю вам: не знаю вас!» (Мф. 25:12)


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуск 1. Символ веры / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г. 187 с.

Комментарии для сайта Cackle