С. Успенский

Источник

Шестой член Символа веры

И возшедшаго на небеса,

и седяща одесную Отца

Вознесение Господне

Клубясь и сверкая на воздухе чистом,

Из области горних чудес

Все ниже и ниже в движеньи волнистом

Спускается облак с небес.

Как светлою ризой мгновенно одело

Спасителя с ног до главы,

Когда отделялось Пречистое тело

От свежей нагорной травы.

И медленно, плавно, все выше и выше

Подъемлется облак с Христом;

А он осеняет Апостолов свыше

Последним, прощальным крестом.

Все выше и выше... в дали лучезарной

Становится облик бледней...

И вот исчезает... И лик светозарный

Сокрылся из глаз рыбарей...

Вознесение Иисуса Христа на Небо

Уже сорок дней прошло с тех пор, как воскрес телом Господь, и в эти дни Он являлся многим из учеников Своих, и все убедились, что Он действительно воскрес.

По прошествии же сорока дней Он явился им в последний раз. Все они, по Его указанию, собрались в Иерусалиме на любимую Им Елеонскую гору, собрались вечером, на закате солнца, и тихо беседовали. И вдруг снова среди них явился Иисус и сказал им: «Мир вам». Все обрадовались Его появлению, и всех Он поучал, как прежде, правде и достижению Царства Божия и, наконец, сказал им: «Смотрите, оставайтесь в Иерусалиме и ждите несколько дней обещанного Отцом Моим Утешителя, о Котором Я уже говорил вам. Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».

Тогда некоторые из стоявших спросили Его: «Господи, не в это ли время Ты восстановишь царство Израиля?» Но Господь строго остановил их: «Не ваше дело, – сказал Он, – знать времена, или сроки, которые Отец Мой положил в Своей власти. Вы же получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете свидетельствовать обо Мне и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и даже во всех краях земли». И, сказав это, Он встал, благословил всех и тихо начал подниматься от земли все выше и выше, и, наконец, светлое облако скрыло Его. С умилением и грустью смотрели собравшиеся, как возносился Господь. Все они долго и пристально смотрели туда, в вышину неба, где скрылся их любимый Учитель и Господь.

И вдруг явились перед ними два Ангела в белой сияющей одежде. «Мужи галилейские! – сказали Ангелы. – Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся теперь на глазах ваших, таким же образом снизойдет с Небес на землю, когда придет время Его Второго Пришествия».

И Ангелы исчезли.

И все пошли, славя Бога, в Иерусалим с твердой верой, что все, что они попросят во имя их любимого Господа, будет исполнено, ибо так сказал им Он, Господь Иисус Христос.

Мысли в день Вознесения Господня

(Вознесение Господа по человечеству)

Вот настал праздник Вознесения. Окончилось пение «Христос воскресе». Теперь о снегах нет и помина, реки улеглись в берегах, трава пошла в рост, листья украсили деревья и дают густую тень...

И невольно вспоминается, как все эти сорок дней по воскресении Своем Христос постоянно был с учениками. Он часто являлся им, преломлял хлеб в Эммаусе, приходил к ним под покровом ночи, по зыблющимся волнам озера, проникал к ним через закрытую дверь. Все эти сорок дней пронизаны Его присутствием на земле, Его близостью к нам...

И вот теперь все это, с Его вознесением, как будто бы окончилось!.. Мы с детских лет ощущаем какую-то глубокую грусть в душе, когда вспоминаем о том, как стояли ученики, провожая глазами возносившегося на Небо Господа, с каким чувством они, осиротелые, оставленные, пошли домой. Вместе с учениками чувствуем какое-то духовное сиротство и мы.

Но так ли это? Действительно ли мы оставлены Господом?

О нет! Мы должны проникнуться истиной слов, которые в утешение оставленным ученикам и всем будущим христианским поколениям сказал Христос перед Своим вознесением: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века».

Неужели, веруя в Бога Вездесущего, мы нуждаемся в том, чтобы видеть Его глазами, а иначе не можем чувствовать Его близость к себе? Неужели мы не понимаем, что с невидимым, но всюду сущим Божеством наша душа соединена, что Он видит малейшие ее движения прежде слов, слагающихся к Нему, слышит вопль души нашей, предугадывает наши желания и нужды.

Мы Его не видим, но если мы сами не слепы душой, не окаменели сердцем, мы можем чувствовать всякую минуту, как Он ведет нас к Себе, как заботится о нас.

Нам кажется, что Его с нами нет здесь. А вот в церквах ежедневно пресуществляется Его Пречистое Тело и Кровь на литургии, и Он зовет нас, желая напитать нас Своим Телом и Своей Кровью для единения с нами, для того, чтобы облагородить, очистить нас.

«Его с нами нет, Он вознесся на Небо, отлетел от нас», – говорит нам искушающий помысл.

Нет. Не то, не так! Он вознесся Своим Человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на Небесах и с нами. Только бы мы думали о Нем, только бы не отгоняли Его от себя; Он с нами, вокруг нас, в нас...

Е. Поселянин

Христос с тобой

Ты здесь не одинок, верь глубоко душой,

Что Тот, Кто обещал: «Я с вами до конца» –

Кому открыто все: и тайны, и сердца, –

Всегда с тобой.

Когда ты к ближнему любовию горишь,

И с помощью идешь к страдающему брату

Не из корысти, не за плату;

Когда бестрепетно о правде говоришь,

Не помнишь зла, к врагу не дышишь местью

И не возносишься кичливо пред толпой;

Когда в союз ты не вступаешь с лестью,

То знай и верь: Христос с тобой.

Когда глядишь на мир неомраченным оком,

Когда безгрешна мысль и речь твоя чиста,

Не миришься угодливо с пороком,

Не оскверняются хулой твои уста;

Когда твоей душе печаль других доступна

И не завидуешь ты радости чужой,

Далек всему, что злобно и преступно,

То знай и верь: Христос с тобой.

Когда, охваченный житейскими страстями,

Их голосу в безвольи подчинись,

Отдашься ты греху и делом, и мечтами,

Не думай, что уже порвал ты с Небом связь.

В сознании вины, с раскаяньем к подножью

Креста склонись покорной головой –

И выйдешь на борьбу опять с греховной ложью:

Христос останется с тобой.

Когда отчаянье всего тебя объемлет,

В душе царит глухая ночь;

Когда никто твоим рыданиям не внемлет,

Не хочет друг и брат тебе помочь,

Не оскорбляй небес сомненьем и укором,

Но обратись к Тому с горячею мольбой,

Кто на тебя глядит благим и кротким взором

И кто всегда, везде с тобой.

А. Круглов

Духовный смысл выражения «Седяща одесную Отца»

Из священной истории мы знаем, как высоко чтил фараон Иосифа. Он снял со своей руки перстень и надел его на руку Иосифа, одел его в царские одежды, возложил на шею золотую цепь, велел везти его на одной из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Преклоняйтесь». Такие почести воздавались в Египте только царям. Но фараон одарил Иосифа не только царскими почестями, но и царской властью, ибо он сказал ему: «Без тебя никто не двинет ни рукой своей, ни ногой во всей земле египетской», – так что все египтяне должны были повиноваться ему.

Если бы мы пожелали теперь кратко и образно выразить эти царственные почести, которые фараон воздал Иосифу, то должны были бы сказать, что фараон посадил Иосифа одесную себя, или – по правую свою сторону. Но фараон был земным царем, а потому и Иосифу мог даровать только земную власть и славу. Но Бог есть Высочайший Царь, власть и слава Которого беспредельны. Вот почему если в слове Божием говорится, что Он посадил Иисуса Христа одесную Себя, то этим выражается, что Он даровал Иисусу Христу Божественное могущество и Божественную славу, какие имел Сам.

Правда, по Своей Божеской природе, Сын Божий от вечности уже имел у Бога равные с Ним могущество и славу, но теперь Он воспринял это могущество и эту славу вместе с человечеством Своим как Богочеловек.

Эту истину мы и выражаем, когда исповедуем в 6-м члене Символа веры, что Иисус Христос воссел одесную Бога Отца.

А. Цареве кий. «Уроки по Закону Божию»


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуск 1. Символ веры / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г. 187 с.

Комментарии для сайта Cackle