С. Успенский

Источник

Пятый член Символа веры

И воскресшаго в третий день по Писанием

Воскресение Христово

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жавронок взлетел,

И, в небе синем исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.

Проснитесь горы, долы, реки.

Хвалите Господа с небес.

Побеждена Им смерть вовеки.

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь,

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь».

Е. Горчакова

Явление воскресшего Господа Марии Магдалине

Еще солнце не всходило. Луна не успела исчезнуть на небосклоне и обливала землю слабым потоком своих непостоянных лучей. По улицам Иерусалима спешила женщина по направлению к саду, где был погребен распятый Господь. Это была Мария Магдалина. Она хотела почтить своего усопшего Учителя и Господа и несла к гробу драгоценное миро, намереваясь возлить его на Его Пречистое Тело. Не без робости вступила она в огороженный небольшой стеной сад. Осмотревшись несколько раз кругом, Мария направилась торопливо к гробу по тропинке, обросшей густым кустарником.

Здесь было совершенно темно и стояла такая невозмутимая ничем тишина, что Мария могла слышать биение своего собственного сердца. Но вот она остановилась и внимательно прислушалась: какой-то тихий, таинственный шелест нарушил внезапно торжественную тишину молчаливого сада. Быть может, это был ветерок, пробежавший по листочкам? Но нет!.. Ей как будто слышится тихий взмах ангельских крыльев. Приятное благоухание лилий наполняет воздух, и это благоухание охватывает Марию каким-то священным невольным трепетом. Долго она стоит на одном месте, боясь пошевелиться, едва дыша и напряженно вслушиваясь в таинственные звуки.

Вдруг слабый луч розового света прорезал темноту, и почти в ту же минуту высоко в воздухе раздалась хвалебная песнь жаворонка. С легким восклицанием изумления бросилась Мария вперед. Этому изумлению не было границ, когда она увидела, что камень от входа в гроб был сдвинут с места. Со смущением она заглянула внутрь пещеры...

Гроб оказался пустым. Слезы застилают очи Магдалины. Но любовь святая терпелива, она чего-то ждет, надеется, верит и не остается без ответа. Воскресший Господь в сумраке сада подошел к скорбной: «Жено, что плачешь? Кого ищешь?» Мария принимает Его за садовника, сердце ее, однако, продолжает гореть желанием найти дорогого Учителя: «Если ты взял Его, то скажи, где положил Его. И я возьму Его». Святое желание достигает высшего напряжения, душа расцветает святой красотой в этом желании, в этих поисках Учителя, и Воскресший блеснул в душу любящую лучом Своего воскресения, лучом вечной радости. «Мария!» – слышится Его кроткий, проникающий в душу зов... «Учитель!» – узнает Его Мария и стремительно падает к Его ногам. Радость встречи, свет веры, жажда души благоговейно служить Ему, хвалить Его – все вылилось в восторженном возгласе: «Учитель!..»

Г. Сенкевич. «Сын Каиафы»

Явление Ангела женам-мироносицам

– Кто отвалит нам камень от входа во гроб? Мироносицы остановились и вопросительно посмотрели друг на друга. Они вышли из города еще ранним утром, чтобы посетить священное место.

– Мы сами не в состоянии будем сдвинуть камень: он ведь очень велик и тяжел! – заметила Саломия.

– Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда, тем более, что им известно было наше намерение прийти ко гробу рано и помазать миром тело Учителя... – ответила ей Иоанна.

Между тем, с каждой минутой становилось все светлее. Ночной туман, окутавший поля и нивы, постепенно рассеивался, оставляя на траве и листочках капельки блестящей, как драгоценные камни, росы. Из зелени молодой листвы красиво выделялись белым и розовым цветом миндальные деревья. С веселым щебетанием просыпались птички и порхали с ветки на ветку. Вся природа, казалось, в этот незабвенный день принимала участие в божественной тайне Неба.

Но торжествующая радость светлой зари обновления не находила пока отклика в сердцах опечаленных жен-мироносиц. Мария подняла свои заплаканные глаза к небу, но лишь затем, чтобы снова немедленно опустить их со словами:

– Как это могут птицы, которых Он так любил слушать, веселиться и радоваться сегодня, когда Он... – и она залилась слезами, не докончив фразы.

Другие жены молчали и, опустив головы, медленно двинулись дальше.

Но вот и сад. Они вошли в калитку и, не оглядываясь по сторонам, пошли по направлению к гробу. Приблизившись к пещере, они вдруг заметили, что камень был отвален от гроба и лежал у входа.

Мироносицы вошли внутрь пещеры и в молчаливом изумлении посмотрели друг на друга. Углубление, где было положено тело Господа Иисуса, было пусто. По правую его сторону жены увидели сидящего юношу, от одеяния которого исходил таинственный свет, ярко озарявший темную пещеру, в которой они стояли.

Они в страхе потупили свои взоры, а Ангел сказал им: «Не бойтесь, я знаю, вы ищете Иисуса Назарянина, распятого... Что ищете живого между мертвыми? Нет Его здесь. Он воскрес. Вот место, где положили Его. Но пойдите и скажите ученикам Его и Петру, что Он встретит вас в Галилее; там Его встретите, как Он обещал вам, еще будучи в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть преданному в руки грешников, быть распяту и в третий день воскреснуть». Выйдя поспешно из гроба, мироносицы со страхом и радостью великой побежали возвестить виденное ученикам Христовым.

Г. Сенкевич. «Сын Каиафы»

У гроба воскресшего Господа

Солнце плыло из-за утренней зари,

Мироносицы ко гробу тихо шли.

Скорбь овеяла их облаком седым:

Кто у входа камень тяжкий сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.

Выплывает солнце в медленных лучах,

Озаряет солнце темный, низкий вход.

Камня нет. Отвален камень. Ангел ждет,

Ангел белый над гробницей Божьей встал,

Мироносицам испуганным сказал:

– Не ищите Иисуса: Он воскрес,

Он на Небе и опять сойдет с Небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг

Вестник чуда из сердец всех жен исторг.

Лобызают ткани праздные пелен.

Солнце встало. В небе светлый, вечный звон...

С. Городецкий

Из книги пророка Ионы

(Ветхозаветный прообраз трехдневного пребывания Господа во гробе11)

И повелел киту большому

Господь Иону поглотить

И трое суток невредимо

Его во чреве сохранить.

И стал пророк молиться Богу,

Когда исполнились три дня:

«Воззвал я к Господу в печали,

И вот услышал Он меня.

Я вспомнил Господа, и к Богу

Молитва робкая дошла.

Мой голос, скорбный и молящий,

Проник к Господню алтарю,

И освятилася, как жертва,

Хвала Небесному Царю!..

Забыт Ты, Боже Милосердый,

Чтут люди суетных богов,

А я взываю со слезами:

Мое спасенье – Саваоф!»

И зарыдал пророк, и слезы

Струились с бледного лица...

И кит, по слову Иеговы,

«Изверг на сушу беглеца.

К. Львов

Обычай дарить яйца при христосовании

По вознесении Иисуса Христа на Небо Мария Магдалина пришла с проповедью Евангелия в Рим. Здесь она явилась к императору Тиберию, подарила ему красное яйцо и сказала: «Христос воскрес»!

Христиане, узнав о таком приношении, начали подражать этому. Обычай стал мало-помалу распространяться среди верующих и скоро сделался всеобщим.

В древности у евреев и язычников было обыкновение: являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо в дар. Пример этого можно видеть, между прочим, и в поступке волхвов, пришедших поклониться рожденному Иисусу с подарками. Люди бедные приносили в подобных случаях плоды и яйца.

Такой обычай особенно приличен христианам во дни Святой Пасхи. Своей простотой он выражает взаимную любовь и дружбу христиан. Красный цвет яйца напоминает кровь Спасителя, пролитую за нас, а само яйцо служит знаком победы Христа над смертью или напоминанием о Его Воскресении.

Кроме того, яйцо – это знак и нашего возрождения в будущую жизнь. Из яйца рождается, разрушив скорлупу, цыпленок. Так и мы некогда возродимся и воскреснем для новой жизни.

Особенности пасхального богослужения

Наступает пасхальная полночь. Торжественный благовест возвещает наступление праздника. Сейчас начнется торжественное богослужение, но не в церкви, а перед ее закрытыми дверями, на паперти.

Священнослужители с крестом и иконами обойдут вокруг церкви, встанут перед дверями и, возгласив несколько раз славу Воскресшего, войдут с торжеством в церковь. В этом хождении утру глубоку вне храма нетрудно узнать хождение святых жен-мироносиц и Апостолов в вертоград Иосифов. Служение начато вне церкви, потому что Господь пострадал и погребен вне града, начато перед запертыми вратами, потому что гроб Его был запечатан и Он Сам, уже воскресший, явился Апостолам дверем затворенным.

Но поспешим за священнослужителями в церковь. Что это? Все поют, поют и ничего не прочтут? Куда девались чтения? Где шестопсалмие, Псалтирь? Ничего этого не будет в продолжение 7 дней. Одно пение. Почему? Потому что это торжество из торжеств. В воскресении Господа заложен неиссякаемый источник благодати, поэтому и пение непрерывное. Если Церковь земная приближается к Небесной, торжествующей, то наиболее всего в эти дни.

В конце утрени происходит так называемое христосование. «Простим вся воскресением» – поется во время этого обряда, поэтому в это время надо подойти не только к друзьям, но и к врагам и сказать им: «Христос воскрес!» – и, облобызав их, навсегда прекратить вражду.

На литургии Пасхи главная особенность – это чтение Евангелия. Его читает не только диакон, но и все священнослужители и, таким образом, повторяют несколько раз. Почему же? А потому, что повторяемое содержит великие тайны.

Это как будто несколько евангелистов объясняют одно и то же, в знак взаимного согласия. Кроме того, там, где можно, Евангелие читается не на одном, а на разных языках, в память того, что Апостолы, воодушевленные воскресением Господа, приняв дар языков, возвестили Божество воскресшего всему миру, и в предвестие, что Евангелие Царствия будет проповедано всему миру.

После литургии перед Царскими вратами ставится хлеб с изображением Воскресения, называемый артосом. Его освящают и блюдут в церкви целую седмицу, а потом раздают в субботу после литургии. Хлеб этот служит и в воспоминание Пасхи ветхозаветной, которая праздновалась в память исхода евреев из Египта и составляла трапезу, на которой предлагали священный хлеб, и в воспоминание Пасхи христианской и события в Эммаусе, где был узнан Христос в преломлении хлеба, вкушавший пред Апостолами рыбу печену и от пчел сот, дабы уверить их в действительности Своего явления.

Вечерня Пасхи также имеет отличие: на ней читается Евангелие, чего не бывает на обыкновенной вечерне. Евангелие повествует о явлении Господа Апостолам, когда не было Фомы, что и послужило для него поводом к неверию. Читается оно на пасхальной вечерне потому, что само явление Господа было в этот вечер.

Кроме этих отличий, всю пасхальную неделю Царские двери остаются открытыми и во время служения, и после него, так что предстоящие в церкви могут видеть все, что совершается в алтаре и на престоле. Это значит, что смертью Господа разорвана завеса, скрывавшая «святая святых», куда однажды в год входил только архиерей, что Крестом Господа отверст вход в рай и на Небеса и что воскресением Господа раскрыты тайны Будущего Века.

Во весь пасхальный период до Троицына Дня запрещаются земные поклоны. В другое время Церковь заповедует их, особенно во время поста, а теперь запрещает. Это для того, чтобы изобразить радость о воскресении и чтобы предызобразить будущее наше состояние на Небе где все печали и горе исчезнут.

* * *

11

В Книге пророка Ионы рассказывается о том, как, получив повеление от Бога идти на проповедь в Ниневию, Иона задумал уклониться от этого. Он сел на корабль и отправился в другую страну. Во время плавания на море поднялась буря, грозившая потопить судно. Пророк, увидев в этом знак Божьего гнева, раскаялся в своем непослушании воле Господней и попросил моряков бросить его в бушующее море, чтобы из-за него не погибли невинные люди. Но от смерти в волнах пророк Иона был избавлен чудесным образом: Господь послал кита, который поглотил Иону. Во чреве кита пророк пребывал три дня и три ночи.

Таинственный смысл пребывания пророка Ионы во чреве кита был раскрыт Самим Спасителем (Мф. 12:38–42; Лк. 11:29–32): как Иона на третий день вышел из чрева кита на землю, так и Господь воскрес из гроба на третий день после распятия.


Источник: Катехизис в рассказах. Выпуск 1. Символ веры / С. Успенский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 г. 187 с.

Комментарии для сайта Cackle