игумен Амвросий (Диденко)

Источник

Яко Твое есть царствие, и сила, и слава во веки. Аминь

Святитель Иоанн Златоуст

Напоминанием о враге – в словах: избави нас от лукаваго, – соделавши нас осторожнейшими и пресекши всякую беспечность нашу, он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. Яко Твое есть, говорит Спаситель, Царство, и сила, и слава. Итак, если Его царство, то не должно никого бояться; так как никто ему не сопротивляется и никто с Ним не разделяет власти. Ибо когда Спаситель сказал: Твое есть Царство, то показывает, что и оный враг наш подчинён Богу, хотя, по-видимому, ещё и сопротивляется, по попущению Божию. Ибо и он из числа рабов, хотя и осуждённых и отверженных; посему не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю, ни на одного из рабов? даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока Сам Спаситель не повелел; ни на стада овец и волов (Иовлевых), доколе не получил свыше власти и силы. Итак, хотя бы ты был и весьма немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славные дела. Словом: «и слава» показывается, что сей Царь не только освобождает тебя от угрожающих тебе зол, но еще может делать тебя и славным, и знаменитым; ибо как сила Его велика, так и слава Его неизреченна, и всё сие беспредельно и бесконечно. Видишь ли, как Спаситель отовсюду укрепляет и ободряет подвижника?

Святитель Кирилл Иерусалимский

По совершении молитвы говоришь: Аминь; словом Аминь, которое значит: да будет, запечатлевается изречённое в богопреданной молитве.

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский

Здесь ободряет нас: ибо если Отец наш есть Царь славный и сильный, то при твёрдой вере мы, без сомнения, победим лукаваго и впоследствии прославимся, то есть, когда Он будет воздавать всем по делом.

Святитель Тихон Задонский

Яко Твое есть Царство... Сие слово есть заключение Молитвы Господней, которым означается упование и дерзновение к милосердому небесному Отцу. Ты царствуешь над всеми, Которому власти вся повинуются; Ты сильнейший паче всех, против Которого никто не может стоять; отсюда Имени Твоему да будет слава, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебя. Итак, от сердца возблагодарим Тебя и здесь, а паче в будущей жизни, прославим Имя Твое со избранными Твоими. Дерзновение, говорит св. Златоуст, нам подаёт и восставляет нас, поминая о Царе, Которому подчинены мы, и показывает Его от всех сильнейшего, глаголя: яко Твое есть Царство и проч. Убо, аще Его есть Царство, никого не подобает бояться, понеже никто не может против Его стоять и власти Его противиться. Егда глаголет: Твое есть Царство, показывает, что и противник наш Ему подчинён, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он от числа рабов есть, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнёт ни на кого нападать, аще прежде не приимет позволение свыше, и не токмо ни на какого человека, но ниже на свиней, овец и волов найти не может без попущения Божия. Убо хотя ты, человече, и немощен еси, должен дерзать, толикаго имея Царя, Который всё удобно и чрез тебя может делать.

Святитель Филарет, митрополит Московский

К Молитве Господней присоединено славословие, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его вечном Царстве, силе и славе всё более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в Его власти и относится к Его славе. Слово «аминь» означает «истинно», или «да будет». Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то, что молитва приносится «с верой и без всякого сомнения», как учит апостол Иаков (Иак.1:6).

Святитель Игнатий Брянчанинов

Началом Молитвы Господней, которым дозволено человеку относиться к Богу, как к Отцу, объясняется причина возвышеннейших прошений, составляющих молитву. Сын может просить у Отца всего, что имеет Отец. И мы, в Молитве Господней, просим Бога, чтоб Он даровал нам Себя в неотъемлемое имущество наше, чтоб Он жительствовал в нас, учредил в нас Свое Царство, чтоб мы, чрез это, взаимно жительствовали в Нём, – царствовали, при посредстве Его, над всем. Началу соответствует заключение Молитвы Господней. На бесконечной благости Божией к человечеству основывается необъятность прошений: на всемогуществе Божием утверждается убеждение в услышании и получении прошений. Яко Твоё есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Такими словами веры запечатлевается Молитва Господня! Ими признаётся и исповедуется единая существенная, всеобъемлющая власть: власть Бога. От исповедания её христианин делается свободным, как и Господь объявил слепотствующему Пилату, хвалившемуся своею властью над Ним: «Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано Свыше» (Ин.19:11). Духовная свобода есть достояние совершенных христиан. О ней сказал Апостол: «идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор.3:17). Духовная свобода не имеет никакого отношения к свободе по плоти; на духовную свободу не имеет влияния гражданское рабство, и наоборот, гражданская свобода не препятствует оставаться рабом в духовном значении (1Кор.7:21–23). Когда откроется пред взорами ума, очищенного покаянием и просвещённого благодатью, всемогущество Бога, тогда могущество и Ангелов, и человеков нисходит в ничтожество (Рим.8:35–39); тогда верующий и молящийся исповедует великую истину, яко единому Богу принадлежит Царство, и сила, и слава во веки.

Молитва Господня не устраняет продолжительного пребывания в молитве: пример и продолжительного, и всенощного моления, столько нужного для нас и полезного, подал Сам Господь (Лк.11:1; 9:18; 6:12). Молитва Господня не делает ненужными или излишними прочих молитвословий, принятых и установленных святою Церковью: она составляет собою сущность их; она служит правилом для них, она научает нас, что и в прочих молитвах наших мы должны просить у Бога одних духовных благ. Все молитвы, написанные святыми Отцами, употребляемые в святой Церкви, удовлетворяют этому святому требованию: источник всех их – Святый Дух, преизобильно вещающий в Молитве Господней. Не благоугодно Искупителю нашему, искупившему нас ценою Своей бесценной Крови для блаженной вечности, чтоб мы стужали Ему о чём-либо тленном и временном. Если необходимость заставит приступить к величию Божества с прошением о временной нужде нашей, то совершим это с осторожностью и благоговением, без увлечения и разгорячения, без красноречия, в немногих смиренных словах, заключая молитву предоставлением себя и своего прошения воле Божией. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми одними преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей, заботящихся об одном земном и временном, забывших заботы о вечном. «Молящеся, не лишше глаголите, якоже язычницы, повелел Господь нам, установляя и даруя нам молитву Господню: мнят бо: яко во многоглаголании своем услышаны будут. Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф.6:7–8). «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, той Божественной праведности, которая вводит в него, и сия вся, все потребности земной жизни, приложатся вам» (Мф.6:8). Аминь.

Толковая библия А.П. Лопухина

Славословие принимают Златоуст, Постановления апостольские, Феофилакт, протестанты (в немецком переводе Лютера), английский, а также славянский и русский тексты. Но есть веские основания думать, что оно не было сказано Христом, и поэтому его не было в первоначальном евангельском тексте. На это прежде всего указывают разности в произнесении самих слов, которые можно наблюдать и в наших славянских текстах: «яко Твое есть Царствие, и сила, и слава во веки аминь», – так в Евангелии. Но священник произносит после «Отче наш»: «яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». В греческих текстах, дошедших до нас, подобные разности ещё заметнее, чего не могло бы быть, если бы славословие было заимствовано из подлинного текста. Его нет в древнейших манускриптах и Вульгате (только: аминь), оно не было известно Тертуллиану, Киприану, Оригену, Кириллу Иерусалимскому, Иерониму, Августину, Григорию Нисскому и другим. Евфимий Зигабен прямо говорит, что оно «приложено церковными толкователями». Вывод, который можно сделать из 2Тим.4:18, по словам Альфорда, скорее говорит против славословия, чем в пользу его. Единственное, что можно сказать в его пользу, это то, что оно находится в древнем памятнике «Учение 12 апостолов»(гл. 8) и в сирском переводе Пешито. Но в «Учении 12 апостолов» оно имеется в такой форме: «потому что Твоя есть сила и слава во веки»; а Пешито «не стоит вне подозрений в некоторых интерполяциях и прибавках из лекционариев». Предполагают, что это была богослужебная формула, с течением времени внесенная в текст Молитвы Господней (1Пар.29:10–13). Первоначально было внесено только, может быть, слово «аминь», а затем эта формула была распространена отчасти на основании существовавших богослужебных формул, а отчасти прибавкою произвольных выражений, подобно тому, как распространены в нашей церковной песне «Богородице, Дево, радуйся» евангельские слова, сказанные архангелом Гавриилом. Для толкования евангельского текста славословие не имеет или вовсе значения, или имеет только небольшое.

Епископ Михаил (Лузин)

Твоё царство: Тебе принадлежит владычество над всей вселенной, вообще, и в благодатном Царстве – Церкви Твоей, в особенности. И сила: могущество и власть – исполнить или не исполнить всё, что мы просим в молитве. И слава: Тебе принадлежит слава, – не наша слава, но Твоя, сияющая во всем мире, видимом и невидимом, и имеющая сиять во веки веков. Аминь: еврейское слово, означающее подтверждение чего-либо, – так, действительно, истинно, да будет. Оно было произносимо народом в синагогах после молитв, произносимых кем-либо одним или членами семейства при семейных религиозных торжествах, например в праздники, после молитвословий, произносимых отцом семейства или старшим. Отсюда взошло оно и в христианскую церковь (1Кор.14:16).

Б.И. Гладков

Молитва оканчивается исповеданием веры в Бога, Которому принадлежит Царство, то есть власть над всем миром, Сила всемогущества и Слава во все века.

Аминь – слово еврейское, означающее подтверждение чего-либо: так, действительно, истинно, да будет. Оно было произносимо народом в синагогах после прочтения кем-либо одним молитв. Обычай этот перешел и к христианам.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Здесь мало что нужно объяснять. Господь Иисус Христос подводит основание, как бы фундамент, под все предыдущие прошения в очень кратких словах. Господи Отче! Ты всё содержишь в Своей власти!

Твое Царство! Ты и заботишься о нас. А мы, как Твои рабы, на Тебя и надеемся во всём, как дети на отца своего.

Твоя сила! Ты всё можешь! Тебе всё повинуется – даже и преисподняя. Наше дело только опять просить и опять надеяться на Тебя, потому что сами мы – немощны. Ты же – всесилен.

Твоя слава! Ты всё творишь во славу Твою. И мы этого же и желаем, и исповедуем, и в самом начале просили: «Да святится Имя Твое!» Да прославляешься Ты всегда, везде и во всём! Это – истина! Аминь.

С этого начал молитву Христос, и этим же её и заканчивает. Слава Богу во веки!

Теперь в конечном славословии прибавляются слова: «Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» – то есть обычный конец возгласов. Но когда Господь говорил Свою молитву, тогда Он ещё не мог добавлять этого, потому что не открыл тайну Пресвятой Троицы и Своего равенства со Отцем, как например, при вознесении на небо (Мф.28:19), при исповедании Его Петром(Мф.16:16), в беседе с Никодимом. А после открыл – вот потому и добавляем.

Святитель Николай Сербский

Звёзды и солнце – граждане Твоего Царства, Отче наш. Запиши и нас в Свое сияющее воинство.

Наша планета мала и мрачна, но это Твое дело, Твое творение и Твое вдохновение. Что иное может выйти из Твоих рук, как не великое? Но всё же мы своим ничтожеством и темнотой делаем место своего обитания малым и мрачным. Да, земля мала и мрачна всякий раз, как мы называем её своим царством и когда мы в безумии говорим, что мы её цари.

Смотри, как много среди нас таких, которые были царями на земле и которые сейчас, стоя на развалинах своих престолов, удивляются и спрашивают: «Где все наши царства?» Имеется множество царств, которые не знают, что случилось с их царями. Блажен и счастлив тот человек, который смотрит в заоблачные выси и шепчет слова: Твое есть Царство!

То, что мы называем нашим земным царством, полно червей и мимолётно, как пузыри на глубокой воде, как тучи пыли на крыльях бури! Только Ты имеешь истинное Царство, и только Твое Царство имеет Царя. Сними нас с крыльев бури и возьми к Себе, милостивый Царь! Спаси нас от бури! И сделай нас гражданами Твоего вечного Царства вблизи Твоих звёзд и солнца, среди Твоих ангелов и архангелов, позволь быть рядом с Тобой, Отче наш!

Твоя есть сила, ибо Твое есть Царство. Ложные цари немощны.

Их царская сила кроется лишь в их царских титулах. Они – блуждающий прах, а прах летит туда, куда несёт его ветер. Мы лишь скитальцы, тени и летящий прах. Но даже когда мы блуждаем и скитаемся, мы движемся Твоей силой. Твоей силой мы созданы и Твоей силой будем жить. Если человек делает добро, он делает его Твоей силой, через Тебя, однако если человек совершает зло, он делает это Твоей силой, но через себя. Всё, что делается, делается Твоей силой, употреблённой для добра или зла. Если человек, Отче, употребляет Твою силу по Твоей воле, тогда Твоя сила будет Твоей, но если человек употребляет Твою силу по своей воле, тогда Твоя сила называется его силой и будет злой.

Я думаю, Господи, что когда Ты сам располагаешь Своей силой, тогда она добра, но когда нищие, что одолжили силу у Тебя, гордо распоряжаются ею, как своей, она становится зла. Поэтому существует один Владыка, но есть много злых распорядителей и употребителей Твоей силы, которую Ты милостиво раздаешь на Своей богатой трапезе этим несчастным смертным на земле.

Взгляни на нас, Всемогущий Отче, взгляни на нас и не спеши даровать Свою силу земному праху, пока там не готовы дворцы для неё: добрая воля и смирение. Добрая воля – чтобы употребить на добрые дела полученный божественный дар, и смирение – чтобы вечно помнить, что вся сила во вселенной принадлежит Тебе, великий Податель силы.

Твоя сила свята и мудра. Но в наших руках Твоя сила в опасности осквернения и может стать греховной и безумной.

Отче наш, Сущий на небесах, помоги нам знать и исполнять лишь одно: знать, что вся сила – Твоя, и употреблять Твою силу по Твоей воле. Смотри, мы несчастны, ибо поделили то, что у Тебя нераздельно. Мы отделили силу от святости, и отделили силу от любви, и отделили силу от веры, и наконец (а это первая причина нашего падения) отделили силу от смирения. Отче, молим Тебя, соедини всё то, что твои дети разделили по неразумению.

Молим Тебя, возвысь и защити честь Своей силы, которая была отброшена нами и обесчещена. Прости нас, ибо хотя мы такие, но мы дети Твои.

Твоя слава вечна, как Ты, наш Царь, наш Отец. Она существует в Тебе и не зависит от нас. Это слава не от слов, как слава смертных, но от истинной непреходящей сущности, такой, как Ты. Да, она неотделима от Тебя, как свет неотделим от жаркого солнца. Кто видел центр и ореол Твоей славы? Кто стал славен, не прикоснувшись к Твоей славе?

Твоя блистательная слава окружает нас со всех сторон и смотрит на нас безмолвно, слегка улыбаясь и чуть удивляясь нашим человеческим заботам и брюзжанию. Когда мы замолкаем, кто-то нам тайно шепчет: вы дети славного Отца.

О, как сладок этот тайный шёпот!

Чего же нам желать больше, чем быть детьми Твоей славы? Разве этого недостаточно? Без сомнения, этого достаточно для праведной жизни. Однако люди хотят быть отцами славы. А это начало и апогей их несчастий. Они недовольны, что будут детьми и участниками Твоей славы, но хотят быть отцами и носителями Твоей славы. И всё же только Ты – единственный носитель Своей славы. Есть много таких, что злоупотребляют Твоей славой, много и тех, что впали в самообман. Нет ничего более опасного в руках смертных, чем слава.

Ты являешь Свою славу, а люди спорят о своей. Твоя слава есть факт, а человеческая слава – лишь слово.

Твоя слава вечно радует и утешает, а человеческая слава, отделённая от Тебя, пугает и убивает.

Твоя слава питает несчастных и ведёт кротких, а человеческая слава отделена от Тебя. Она – самое страшное орудие сатаны.

Как смешны люди, когда пытаются создать свою славу, вне Тебя и отдельно от Тебя. Они подобны некоему глупцу, который терпеть не мог солнца и пытался найти место, где нет солнечного света. Он построил себе лачугу без окон и, войдя в неё, стоял во мраке и радовался, что спасся от источника света. Таков глупец и таков обитатель мрака – тот, кто старается создать свою славу вне Тебя и отдельно от Тебя, Бессмертный Источник Славы!

Не существует человеческой славы, как не существует человеческой силы. Твои есть и сила, и слава, Отче наш. Если мы не получим их от Тебя, у нас их не будет, и мы завянем и понесёмся по воле ветра, как сухие листья, упавшие с дерева.

Мы счастливы, что называемся Твоими детьми. Нет большей чести на земле и на небе, чем эта честь.

Возьми от нас наши царства, нашу силу и нашу славу. Все, что мы когда-то называли своим, лежит в развалинах. Возьми у нас то, что с самого начала принадлежало Тебе. Вся история наша была глупой попыткой создать наше царство, нашу силу и нашу славу. Скорей заверши нашу старую историю, где мы боролись, чтобы стать хозяевами в Твоем доме, и начни новую историю, где мы будем стараться стать слугами в доме, который принадлежит Тебе. Поистине лучше и славнее быть слугой в Твоём Царстве, чем самым главным царём в нашем царстве.

Поэтому сделай нас, Отче, слугами Твоего Царства, Твоей силы и Твоей славы во всех поколениях и во веки веков. Аминь!

Святитель Антоний, митрополит Сурожский

В момент, когда мы говорим, что на нас сейчас может напасть бес, нас ломать, нас разрушать, мы кончаем песнью хвалы: Яко Твое есть Царство, Твоя сила; всё у Тебя есть, и мне не страшно, потому что Ты есть. Это – то, как нас Бог посылает в мир; но, с другой стороны, мы можем подумать об этом в других категориях. Мне как- то представилось (и это для меня сыграло большую роль), что вторая часть Молитвы Господней точь-в-точь соответствует рассказу об исходе евреев из Египта.

Евреи пришли в Египет свободной волей, потому что было голодно, а там был хлеб. Мы все идем в рабство, потому что где-то есть хлеб, а нам голодно; мы поддаемся рабству только из-за этого и только таким образом. Приходим мы туда, и, конечно, нас приглашают к столу, но постепенно нас делают рабами: рабами нашего голода, рабами наших хозяев, рабами обстановки. И в какой-то момент мы просто не что иное как рабы. И вместе с этим, если из глубины нашего рабства (как в псалме говорится: Из глубины воззвах к Тебе, Господи) мы можем восклицать: и однако, Твоя есть сила и слава во веки веков; если даже из глубины нашего отчаяния и отчаянного положения мы всё-таки можем вознести Богу торжественную хвалу, потому что, что бы со мной ни было, я могу ликовать о славе Божией, – настанет момент, когда Моисей придёт к нам и скажет: Выходи на свободу, идём.

Мне кажется замечательным в Молитве Господней то, что нам показан совершенный образ в начале, потом весь путь, как туда дойти, и когда мы дошли хоть сколько-то до общения со Христом и слышали Христа говорящего нам: Иди в мир, будь моим глашатаем, будь Моим посланником, – опять ступень за ступенью Он нам показывает, как идти, с каким богатством вступать, на каких условиях начать эту борьбу и с чем, в конечном итоге, нам надо сразиться.

Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

Заключительное славословие: «Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава» – свидетельствует о нашей вере в Бога Троичного в Лицах и в Его несомненное торжество над всяким злом.

Святитель Симеон Солунский

Мы немощны. Сам Ты, Отче, избавь нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь. И кто посмеет напасть и оскорбить тех, над которыми царствуешь Ты, Владыко и Господи, и над Ангелами господствующий? И кто противостанет силе Твоей? – Никто. Ибо Ты как всех создал, так и хранишь всех. Или кто против славы Твоей постоит или дерзнёт умалить её, все концы объемлющую? Ибо ею исполнены небеса и земля: и она была присуща Тебе прежде бытия небес и Ангелов. Ты один присносущ и вечен, и слава Твоя, Отца и Сына и Святого Духа, равно как и Царство, и сила, во веки. Аминь. То есть – истинно, исповедуемо, всенесомненно Ты Царь и сильный, и преславный во веки.

Архимандрит Борис (Холчев)

Истина заключается в том, что Бог является Отцом всего создания и человек призван к тому, чтобы быть чадом Божиим. Но человек является существом падшим, он находится под влиянием тёмных сил. И для того, чтобы выполнить своё призвание, чтобы быть чадом Божиим, для человека необходим подвиг, необходима борьба. О тех препятствиях, которые приходится преодолевать человеку на пути к Богу, говорят последние три прошения. Эти препятствия заключаются в наших грехах, в наших долгах, которые тяготят нашу совесть, в многократных искушениях, скорбях, затем в действиях диавола, направленных против нашего спасения. Всю жизнь христианина можно выразить в двух словах: невидимая брань или невидимая борьба. Действительно, как только человек просыпается от греховного сна, как только начинает трудиться над собой, и до последнего дыхания жизнь его – невидимая борьба. Что является самым опасным в этой борьбе, какая страсть больше, чем другие, может повлечь за собой то, что человек окажется не победителем, а побеждённым?

Среди страстей есть разные: есть страсти грубые, например, страсть винопития, или страсть разврата, или злобы. Если человек подвержен этим страстям, то все это видят, все знают. Кроме грубых страстей, в душе человека живут тонкие страсти, которые во много раз опаснее грубых страстей. Одной из самых тонких страстей является отчаяние, малодушие; подверженный этой страсти человек обречён на то, чтобы быть побеждённым. Невидимая брань, как и всякая борьба, требует со стороны человека мужества, требует сильного, крепкого духа. А если человек падает духом, если малодушествует, теряет самообладание, предается отчаянию, то этим самым он как бы бросает оружие и становится побеждённым. Когда человек старается выполнить своё призвание быть чадом Божиим, когда старается преодолеть трудности и препятствия на этом пути, то он должен обратить сугубое внимание на то, чтобы не поддаваться отчаянию. Какие бы ни были трудные обстоятельства, он должен стараться не поддаваться малодушию, смущению и тревогам. В невидимой брани необходимо хранить спокойствие, дух великодушия, а не малодушия. Среди вечерних молитв есть 24 молитвы святителя Иоанна Златоуста. В одной из молитв мы молимся о том, чтобы Бог даровал нам великодушие. Это и есть состояние, противоположное состоянию отчаяния.

Святитель Иоанн Златоуст в своих толкованиях о Молитве Господней говорит, что заключительные слова молитвы: Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. – направлены к тому, чтобы уврачевать человека от отчаяния, чтобы не допустить человека поддаться отчаянию и малодушию.

Каким образом эти заключительные слова Молитвы Господней могут уврачевать самую опасную страсть, живущую в нашей душе?

Заключительные слова Молитвы Господней обращают наше внимание на то, что Бог является Высшим, Верховным Владыкой всего мира, всех миров и духовных, и видимых, и Его сила является выше всяких сил.

Если мы обратим наше внимание на все создания Божий, то мы увидим как бы иерархию этих созданий, как бы определённый порядок. Прежде всего, мы увидим то, что называют мёртвой, бездушной природой, то, что называют материей. Она имеет свои законы, по которым развивается, по которым действует. Далее перед нами живые существа, организмы – растительные и животные. Затем есть ещё следующая ступень бытия – это человеческая психика, душевная жизнь человека. И замечательно то, что человеческая душа, человеческая воля может управлять законами материи и законами растительных и животных организмов. Человеческая воля может управлять материей и жизнью потому, что является высшей силой по сравнению с материей, растительными и животными организмами.

Есть и ещё более высокие существа – ангельские силы, их дух, их природа являются ещё более высокой силой. А есть совсем особая сила, Сила с большой буквы – это Сила Божия, Божество.

В одном из псалмов есть такое выражение: «Всяческая работна Тебе» (Пс.118:91). Всяческая – это значит всё ступени бытия: и материя, и жизнь, и человеческая душа, и ангельские силы, и все ступени бытия работают на Тебя, то есть работают Богу. Бог является Силой, которая владычествует над всеми низшими силами. Не произвол человеческой силы воли творит то или другое, а всё совершается по воле Творца. Сила Творца является высшей силой. Если мы проникнемся этой мыслью, если мы углубимся в эту жизнь, то поймём, что эта Сила может избавить нас от малодушия, от отчаяния. Отчего происходит наше отчаяние? Оттого, что когда постигает нас какая-нибудь скорбь или несчастье и мы принимаем меры против этого, но они оказываются бесплодными. Нам кажется, что бедствия – это дело слепого случая или дело природы, и мы бессильны перед этим. Это чувство бессилия и вызывает отчаяние. А если мы будем знать, что выше силы природы, выше человеческого произвола существует высшая Сила – Отец Небесный, Творец и Создатель мира, то в нашей душе не может быть отчаяния.

Вспомните одно событие из евангельской истории, вспомните, как Господь предстал на суде у Пилата. Пилат Ему сказал: «Я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя» (Ин.19:10). Эти слова не были ложью. Он действительно был представителем самого могущественного в то время Римского государства. Но Господь Иисус Христос сказал ему в ответ: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»

(Ин.19:11). И человек со своим произволом может делать то, что допустит Бог. И если бы Богу не угодно было, то Пилат ничего бы не сделал. Вот что значат эти слова.

Точно так же эти слова могут относиться не только к жизни Господа Иисуса Христа, но к каждому из нас. В жизни каждого из нас много событий радующих, окрыляющих, вдохновляющих, но есть много скорбей, много таких трудностей, которых мы преодолеть своими силами не можем. Когда нам кажется, что они нас давят, нужно вспомнить, что и природа, и человеческая воля находятся во власти Творца и Отца Небесного.

Все бедствия человеческой жизни являются следствием греха. Но если бы не было верховной Силы, промысляющей о человеке, то что бы было со всей Вселенной? Вся Вселенная обратилась бы в хаос, вся Вселенная представляла бы руины, развалины. А благодаря тому, что Господь владычествует не только над людьми, но и над тёмными силами, Он зло держит в определённых пределах. Зло является следствием греха. Но Бог не допускает злу развиваться во всей полноте. Он направляет зло к торжеству добра. Иногда жизнь человека является слишком сложной. Человеку кажется, что это скопление случайностей. Когда же заканчивается жизнь, когда человек взглянет как бы на целую картину жизни, то поймет, что его жизнь направляется не случаем, а рукой Божией.

Будем помнить, что главное и высшее в мире – это Божие Царство и Божия Сила, а не случай; не бездушная природа, не человеческий произвол управляет миром. Управляет миром Отец Небесный, Высшей Силой является Божественная Сила.

Если мы проникнемся этой мыслью, будем знать и помнить, что всё направляется Отцом Небесным, ведущим ко спасению, тогда в нашей душе будет возникать не отчаяние, не малодушие, а славословие Богу.

Вот что значат три заключительных слова Молитвы Господней:Яко Твое есть Царство, и сила, и слава.

Кто убежден, что выше всего Божие Царство и Сила, у такого человека из души вырвется славословие Богу. Вот какое значение имеют эти заключительные слова Молитвы Господней. Если обратимся к жизни подвижников, то увидим, что одним из духовных деланий, которым они отличались, было славословие и благодарение Богу.

Святитель Иоанн Златоуст бесконечно много сделал для Церкви.

Мы бесконечно многим обязаны ему. Его жизнь была великим подвигом, и он много претерпел в своей деятельности, но его любимыми словами, которые он повторял всегда, и в час смерти, были: «Слава Богу за всё». Когда ему приходилось с кем-нибудь беседовать, когда ему приходилось решать трудные вопросы, он всегда говорил: «Слава Богу за всё».

Это указывает на то, что в его душе не было отчаяния, малодушия.

А жизнь давала повод к тому, чтобы впасть в малодушие и отчаяние. Но он был выше этого. Он всё время помнил, что Бог есть Владыка мира и Его сила выше всех сил.

И не только Иоанн Златоуст, но и другие подвижники всегда благодарили и благословляли Бога и нам заповедали это духовное делание.

Богослужение в Церкви также исполнено хвалы и славословия Богу. В Богослужении мы встречаемся с многообразными прошениями к Богу. Мы просим о многих наших нуждах, и внешних, и внутренних, – это одна часть содержания нашего богослужения. Вторая часть – это покаяние, покаянные вопли, покаянные чувства. Третью часть нашего Богослужения составляют славословие и хвала Богу. Каждая служба заканчивается словами: «Слава Тебе Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». За Литургией поют: «Благослови, душе моя, Господа» (Пс.102 и «Хвали, душе моя, Господа» (Пс.145). В каждой церковной службе обязательно возносят хвалу Богу, обязательно прославляется Бог. Нам не страшны ни законы природы, ни произвол человека, ни трудности нашей жизни; мы знаем, что мир правится Отцом Небесным и Его сила является высшей силой. При углублении в Молитву Господню мы убедились, что наша жизнь есть невидимая борьба, но будем помнить, что, как бы ни трудна была эта борьба, мы никогда не должны впадать в отчаяние, потому что миром правит Отец Небесный; мы должны быть радостными, бодрыми, всегда наша душа должна изливать славословие и благодарение Богу. Тогда мы будем и на земле славить Бога, и когда перейдём в другой мир, наши славословия будут присоединяться к славословию ангельских сил, непрестанно славословящих нашего Господа Иисуса Христа с его Безначальным Отцом и Святым Духом. Аминь.

Евсевий, епископ Винницкий

Отче небесный! Тебе молимся, Тебя просим и на Тебя уповаем: ибо Ты – Царь неба и земли; Ты – Творец и Вседержитель; Ты,

Всевышний, обитая превыше всех небес, все творения содержишь в деснице Своей, и всеми управляешь. «Сам дая всем живот, и дыхание, и вся» (Деян.17:25); и мы – в Твоем Царстве и члены Твоего Царства. Услыши нас, даруй нам благоугодно ходить пред Тобою, верно пребывать в Царстве Твоей благодати; помилуй и спаси нас!

Отче Небесный! Тебе молимся, Тебя просим и на Тебя уповаем: ибо Ты всё можешь, – речешь и будет, повелишь и сделается; ничего нет для Тебя невозможного, и ничего не может быть без воли Твоей. Всесильный и всемогущий Боже наш! Услыши нас, даруй нам благоугодно ходить пред Тобою, побеждать всех врагов наших и преодолевать все преграды на пути ко спасению; помилуй и спаси нас!

Отче Небесный! Тебе молимся, Тебя просим и на Тебя уповаем: ибо Ты – Царь славы, Тебя славит небо, Тебя славят ангелы и архангелы, херувимы и серафимы, и все чины бесплотных воинств; Тебя славят все святые, от земли прешедшие на небо, апостолы и пророки, мученики, исповедники, святители, преподобные и девственники. Тебя славят все миры небесные; Тебя славят солнце, луна и все звёзды; Тебя славит земля; Тебя славят все стихии земные; Тебя по всей вселенной прославляет святая Церковь; Тебя песнословят и величают сонмы мужей и жён, старцев, и юношей, и детей.

О преславный Царю и Боже наш! Услыши нас, подкрепи нашу немощь силою Твоей благодати, даруй и нам, вместе с горними и дольними ликами, выну славословящими Тебя, всегда благоугодно и свято ходить пред Тобою, всегда повиноваться Тебе и верно исполнять святую волю Твою; всегда любить Тебя всем сердцем и всею душою, поклоняться Тебе, уповать на Тебя, молить Тебя, благодарить Тебя! Яви богатую милость Твою и даруй нам всё благопотребное для сей жизни; прости нам все грехи наши; избави нас от искушений; спаси нас от всякого зла.

О преблагий Боже и Отче наш! Сподоби нас всегда прославлять Тебя и телом и душою, вместе с Единородным Твоим Сыном и всесвятым, благим и животворящим Твоим Духом, ныне и во веки. Аминь.

Епископ Виссарион (Нечаев)

Слова: Отца и Сына и Св. Духа – внесены в текст заключительных слов Молитвы Господней Церковию с той целью, чтобы мы, относя её к Богу Отцу, в то же время помышляли о Его Сыне и Св. Духе, ибо все Лица св. Троицы, будучи единосущны, принимают нераздельно участие в попечении о людях.

Уповаем, Отец Небесный, что Ты услышишь нашу молитву и можешь исполнить наши, выраженные в ней, желания, потому что Тебе принадлежит Царство – владычество над всем, и, следственно, всё в Твоей власти; Ты обладаешь всемогущею силою исполнить всё, что Тебе благоугодно. И самая слава Твоего имени требует Твоего благосклонного внимания к нашей молитве.

Архимандрит Георгий, игумен Афонский

Разумеется, не прошением об избавлении от лукавого, а прославлением Бога завершается молитва. За Всемогущим Богом, Царём царствующих и Господом господствующих, последнее слово, а вовсе не за дьяволом, который пытается, Божиим попущением, колебать струны истории. Он может внести некоторый беспорядок, может со своими полчищами временно возобладать над миром, но не может помешать Божией воле в конце концов совершиться.

Власть антихриста временна. Христос – Царь и Господь вовеки.

Един свят, Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь.

Поэтому и только поэтому слава полностью принадлежит Богу- Троице.

К.Е. Скурат

В этих последних словах содержится великое утешение и твёрдая надежда на получение просимого. Не напрасны наши молитвенные слёзы и воздыхания, не бессмысленна наша вера и любовь к Богу, не бесцельна борьба со злом: «Господь – Царь всего, имеет вечную державу, может сделать всё».

Произносимое в конце молитвы слово «аминь» служит выражением того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит апостол Иаков: «Да просит же верою, ничто же сумняся» (Иак.1:6).

Православное исповедание. Две части имеет сие славословие. Во-первых, подобно тому, как призывание (то есть Отче наш...), даёт наперёд удостоверение, что несомненно получим то, о чём просим, потому что просим от Отца нашего, – и славословие сие удостоверяет, что получим то, о чём молились, потому что весь мир Отца нашего есть, и Он над ним царствует, и всякое создание Ему покорствует. Его есть сила и слава, которой ничто противиться не может, ни на небесах, ни на земле, почему Он силён сотворить всё, о чём молили мы Его с верою и надеждою; и не ради другого чего, а ради присносущныя славы Своея, как показывают слова: слава во веки. Вторую часть славословия составляет одно слово: Аминь. Сим и умоляем, да будет так всё, о чём помолились с верою и надеждою, и свидетельствуем удостоверение, что несомненно будет нам всё, о чём молились по воле Господа, как говорит Апостол: «и сие есть дерзновение, еже имамы к Нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает нас: и аще вемы, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него» (1Ин.5:14–15).

Пространный катехизис. Сие славословие присоединено к Молитве Господней, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе от Отца Небеснаго милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых для того, чтобы мыслию о Его вечном царстве, силе и славе более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое потому, что сие в Его власти и относится к Его славе. Слово же: Аминь, означающее: истинно, или да будет, прилагается к славословию в показание того, что молитва приносится с верою и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков: «да просит с верою, ничтоже сумняся» (Иак.1:6).


Источник: Отче Наш : Молитва Господня / Сост., предисл., филологический коммент. и послесл. игум. Амвросия (Диденко). - Краснодар : Периодика Кубани, 2008. - 493, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle