Азбука веры Православная библиотека Миссия История миссии Несколько слов о распространении христианства в Персии Месопотамии Средней Азии Монголии и Китае
Н.Ф. Катанов

Несколько слов о распространении христианства в Персии Месопотамии Средней Азии Монголии и Китае

Источник

Речь, предназначенная для произнесения на торжественном годичном собрании Императорской Казанской Духовной Академии 8-го ноября 1916 года ординарным профессором H. В. Катановым

Из Палестины христианство распространилось на юг, восток и север. Известно, что оно было в Абессинии, Аравии, Сирии, Персии, Месопотамии, Армении, Афганистане, Индии, Тибете, Туркестане, Монголии и Китае. He задаваясь целями представить детальную картину распространения христианства по всем перечисленным странам, в настоящем чтении я ограничусь указанием лишь общего хода движения христианства из Сирии в Среднюю и Восточную Азию, чтобы дать несколько поверхностных сведений лицам, интересующимся историей христианства в Азии вообще и обозревающим древнехристианские вещи в музеях нашей Академии и нашего Университета в частности. Под древнехристианскими вещами тут я разумею надмогильные камни со знаком креста, имеющиеся в музее Университета, и снимки с таких же камней, имеющиеся как в названном сейчас музее, так и в музее Академии. Пользуясь настоящим случаем, добавлю, что надмогильные камни со знаком креста имелись когда-то (в 1885 году) также у Преосвященного Неофита (Неводчикова), Епископа Туркестанского и Ташкентского, в Западно-Сибирском Отделе Императорского Русского Географического Общества (в г. Омске), в Обществе Археологии, Истории и Этнографии (при Казанском Университете) и в Императорской Археологической Комиссии (при Зимнем Дворце в Петрограде). По словам профессоров-семитологов Хвольсона и Нёльдеке, все камни со знаком креста оказались памятниками, лежавшими на могилах христиан-несториан. Вот об этих-то христианах-несторианах я и намерен поговорить в настоящей заметке, пользуясь уже готовыми выводами моих предшественников, как названных двух ученых, так и других:      Радлова,      Бартольда, Потье, Саэки, Гайярда, Леонтьевского, Спасского, Гвиди и др.

Свой краткий обзор начну с Персии. Никому определенно неизвестно, кто и когда впервые принес в Персию учение Христово; известно лишь то, что в Персии уже в первой четверти 3-го века существовали христианские общины, средоточием коих служила Селевкия-Ктезифон, по-арабски «Мадаин», столица области «Бет-Арамайе», т. е. «дом арамеев», сирийцев-халдейцев, на берегах р. Тигра. Спустя два столетия, к христианам Персии присоединились родственные им по крови, но отличные от них по исповеданию веры христиане-несториане, последователи жившего в 5 веке константинопольского патриарха Нестория, учившего, что Св. Дева Мария родила не Богочеловека, а обыкновенного человека, Христа, с которым Бог соединился не ипостасно, а нравственно1.

Усерднейшим проповедником еретического учения Нестория, осужденного в 431 году на 3-м вселенском соборе, созванном в г. Ефесе по повелению императора Феодосия Младшего, был начальник Едесской школы, впоследствии епископ, Ива. Главная школа несториан была в Едессе, столице царя Авгара, куда христианство проникло еще раньше прибытия самих несториан. Несторианская культура сосредоточивалась, кроме Едессы, в трех других пунктах: в Нисибине находилась богословская школа, основанная персом Нарзесом, в Джондишапуре была медицинская школа, имевшая, не без некоторого участия персов и индийцев, огромное значение в деле развития медицинских знаний на востоке, одним из культурнейших пунктов был и гор. Мерв. Вследствие преследования православных сирийцев несториане разошлись по разным городам и везде проповедывали свое учение. В 489 г. император Зенон воздвиг гонение на Едесскую школу, и последняя прекратила существование. Персы-сасаниды, воевавшие с греками, стали поддерживать несториан, с помощью военной силы даже способствуя распространению их учения. Персидский царь Хозрой Ануширван в 6-м веке разрешил несторианам рассылать по разным углам его обширных владений миссионеров и основывать, где хотелось, новые общины. Говорят, что персидские государи посылали несториан даже в Византию с дипломатическими поручениями.

Очень жаль, что, вследствие противоречивости и неопределенности в показаниях самих несториан об истории их церкви, нельзя точно установить порядка учреждений епископий и митрополий несторианами. Известно только, что за время покровительства персов появились у несториан: в 430 г. в Герате – епископ, в 504 г. в Самарканде – епископ, в 588 г. в Герате – митрополит, и т. д.2

Преобладание несториан в Персии окончилось одновременно с преобладанием в Византии яковитов, т. е. последователей сирийца Иакова Занзалы, который, вопреки определениям 4-го вселенского собора, бывшего в Халкидоне, проповедывал о едином естестве, единой воле и едином действии в Иисусе Христе.

С половины 7-го века, по падении в Персии династии сасанидов, вся страна эта перешла в руки мусульман-арабов. Так как христиане-несториане исправно платили подати и вообще вели мирную жизнь, то арабы относились к ним много добрее, нежели, напр., к огнепоклонникам, или православным сирийцам. С 762 года несториане перенесли резиденцию своего патриарха (католикоса) в столицу Аббасидского халифата, Багдад, и аббасидские халифы долго смотрели на несторианского патриарха, как на главу всех восточных христиан. В первые времена халифата христиане-несториане свободно, т.е. без вмешательства арабов-мусульман, занимались своими общинными делами, справляли свое богослужение, строили церкви и монастыри. Будучи образованнее своих завоевателей-арабов, несториане пользовались у них высоким почетом. Ученые признают, что появление на сцену ислама было пагубно вообще для христианства, но что для несториан, с которыми арабы познакомились раньше, чем с православными, появление ислама было весьма благоприятно. По несторианскому преданию Мухаммед, основатель религии ислама, имея при себе в качестве советника несторианского монаха Сергия, был расположен к несторианству, и потому даровал приверженцам этой секты не только полную свободу исповедания и богослужения, но и много других преимуществ.

Преемники Мухаммеда, халифы, продолжали поддерживать последователей учения Нестория. Из христиан-несториан времени халифата встречались: врачи, юристы, богословы, философы, грамматики, поэты и др.; они нередко заправляли и высокими государственными делами. Почти в течение 3 веков (6-го, 7-го и 8-го) христиане-несториане были почти единственными передатчиками греческой образованности на восток, в халифат. Своими переводами и комментариями они и позже продолжали содействовать ознакомлению мухаммедан с греческой наукой. Современные нам мухаммедане совершенно напрасно гордятся древне-арабскою образованностью, как будто она была целиком самобытная. Арабские халифы посылали христиан-несториан в Константинополь, Сирию, Армению и Египет разыскивать древние манускрипты. Халиф Мансур основал в Багдаде новую школу для христиан и приказывал переводить на арабский язык сочинения писателей греческих, сирийских и др.: Аристотеля, Гиппократа, Галена, Эвклида и мн. др. (по философии, медицине, математике, астрономии, риторике и др. наукам). История несторианства сохранила нам предание о том, что в течение более двух веков выдающееся положение в халифате занимали, между прочим, члены несторианского рода Бохтьешу. Тесные сношения между мухаммеданами и христианами-несторианами не могли не подействовать друг на друга: на исламе сказалось много христианского влияния, а на христианстве восточных народов, несториан, – много магометанского, Доказательством этого служат, напр., многие легенды об Иисусе Христе и христианских святых, легенды, циркулирующие поныне среди народов Ср. Азии. Взаимодействие ислама и христианства продолжалось и далее, даже во времена усиления мухаммеданского владычества в Аравии, Персии, и Ср. Азии.

Из пределов Персии, еще прежде появления на свет ислама, христианство направилось на восток. Уже в 334 году упоминается первый епископ Мерва, а в первой четверти 5-го века Мерв был резиденцией митрополита. Далее, начиная с конца 5-го века, в Туркестане встречаем только христиан-несториан. Подобно тому, как христиане-несториане занимались науками, преимущественно богословскими (толкованиями Св. Писания, изучением толкований), и литературой в пределах Персии и Аравии, они продолжали интересоваться ими и в Ср. Азии. Так, говорят, живший в 6-м веке епископ Феодор написал целый ряд богословских сочинений, а живший позднее его Илия, наряду с высоко-ценившейся в свое время всемирной историей и др. трудами, написал и комментарии к книгам Библии. В начале 6-го века Самарканд стал резиденцией митрополита. Христианство-несторианство пошло еще далее Самарканда, на север, за правый берег р. Сыр-Дарьи. Тут оно было привито к тюркским племенам, имена которых будут указаны после и из среды которых происходили те тюрки-пленные, которые, будучи посланы в 581 г. Нарзесом (Narses) к императору Маврикию, на вопрос о том, что означают кресты, вытатуированные у них на лбах черными точками, сказали, что во время чумы соплеменники их, перешедшие в христианство, советовали этим знаком предохранять своих детей от заболевания. Из этого свидетельства, передаваемого историками Феофилактом и Феофаном, видно, что среди восточных тюрков были христиане еще в 6-м веке, христианство же могло быть к ним занесено только последователями Нестория. Среди народов Ср. Азии христианство особенно сильно распространялось при патриархе несториан Тимофее (Timothy I, 780–825), при котором миссионер Субхальешу (Sabhr-isho) посетил сначала прикаспийские области, потом пошел на восток и дошел даже до Китая. По показаниям несториан-сирийцев, он получил письма от одного из тюркских ханов и от др. правителей Ср. Азии.      

Предполагают, что христианство было проповедано в вв. 8-м и 9-м тюркским племенам, жившим в пределах нынешних стран – Русского Туркестана, Китайского Туркестана и Монголии, именно: уйгурам(кангли), бурутам (кыргыз), меркитам, найманам, гузам и др. Из этих народов одни лишь уйгуры приняли сирийско-несторианскую письменность3. От уйгуров эта сирийская грамота перешла сначала к монголам, а от последних к маньчжурам и калмыкам. Только благодаря этому у названных народов и могла образоваться литература. О несторианской письменности у тюркских племен Ср. Азии упоминают, между прочим, китайские писатели, называя ее «су-ли», т. е. сирийское письмо, а также арабы. Около 930 года к западу от оз. Балхаш, в нынешней южной киргизской степи, на службе у одного из тюркских ханов состоял, еще до принятия христианства, туркменский князь Сельджук, сын Дукака, происходивший из тюркского племени гузов и основавший впоследствии династию сельджукидов. Один из сыновей Сельджука, отец Тогрул-бека и Давида Чагры, носил христианское имя Михаил. Гузы были христианами и по свидетельству арабского писателя Казвини. Однако думают, что просвещали гузов не несториане, а православные миссионеры из Византии, которые действовали перед этим среди волжских хазар. Хорезмийцы в своем составе тоже имели христиан, но не несториан, причем эти христиане подчинялись антиохийскому патриарху, след., это были или яковиты, или иные сектанты. Но на юг, восток и северо-восток от Хорезма (нынешней Хивы) с 9-го века встречаем только несториан.

В пределах нынешних уездов Семиречен. обл. – Токмакского и Пишпекского – H. Н. Пантусовым и Ф. В. Поярковым в 80-х годах 19-го в. были открыты кладбища, на которых оказались камни со знаком креста, числом до нескольких сот4. На камнях кроме креста выгравированы и надписи, которые удалось прочесть проф. Д. А. Хвольсону5. Все надписи оказались сирийско-несторианскими. Отдельные слова, и нарицательные и собственные, указывают на то, что покоящиеся под камнями-памятниками христиане были главным образом тюркского происхождения. Судя по надписям, эти тюрки носили по 2 имени: тюркское и христианское. Наиболее ранний христианский памятник относится к 858г. по Р. Хр., а наиболее поздний – к 1373 году. Летосчисление приведено также двоякое: одно – древнетюркское, по именам 12 животных, сохранившееся доныне у персов, монголов и киргизов, и другое – селевкидское, начавшееся за 311 лет до Р. Хр. В более древних памятниках – дата сирийская, в более поздних по-сирийски и тюркски, в редких случаях только по-тюркски. Многие из похороненных тут духовных лиц также носят чисто тюркские имена: «священник Иоли-Кутлук», «периодевт Пацермангу», «священник Кутлуг» и т. п. Среди похороненных встречаются: хорепископы, периодевты, надзиратели, архидиаконы, священники, учителя, церковные старосты, проповедники и др. лица. На некоторых надписях восхваляется деятельность похороненного, полезная общине или всему народу; напр., на одном памятнике значится: «Год 1627 (=1316), это – год затмения, по-тюркски луу (дракон). Это – могила Шелиха, славного экзегета и проповедника, который просветил все монастыри светом, сына экзегета Петра. Был он прославлен мудростью, его голос был громок, как труба. Господь наш да соединит его просветленный дух с праведниками и отцами! Да достанется ему всякий блеск!» Приведенное здесь доказывает, что в пределах нынешнего Туркестана несторианство держалось крепко и имело уже сильно развитую общинную жизнь. Однако западно-европейские (католические) миссионеры 13-го века считали встречавшихся им несториан людьми невежественными, дикими. По словам арабского писателя Абу-Долефы христианство из пределов нынешнего Семиречья перешло и в Китайский Туркестан, где тоже были епископы, напр., в г. Бае. Сохранилось также предание, что патриарх Илия III (Elijah, 1176–1190) учредил в г. Кашгаре несторианскую митрополию, с подчинением ей и церквей Семиречья, обслуживавших религиозные нужды тюркских племен6.

Два века спустя, после принятия тюрками Семиречья христианства от несториан, последние дошли с проповедью своего учения и до тюркского царства, простиравшегося от северных границ Тибета до pp. Селейги и Орхона, до царства кераитов в Сев.-Вост. Монголии, павшего под ударами Чингиз-хана: несторианский митрополит гор. Мерва Эбедиешу (Abhd-isho) чрез своих купцов около 1007 года обратил в христианство царя (хана) кераитов, а за царем и большую часть его подчиненных, и затем отправил к ним священников. О славе и могуществе этого христианского повелителя в средние века на западе, да и у нас в России, ходили столь чудесные рассказы, что в 1177 году папа Александр III отправил к кераитскому хану особое посольство с письмом, в котором папа называет хана «возлюбленным во Христе сыном, прославленным и могущественным царем индийцев, святейшим из священников». Папа отправил это посольство после того, как слух об этом «святейшем из священников» впервые, именно в 1145 году, проник в Европу, будто «пресвитер Иоанн теснит с востока мусульман». Каким образом могло зародиться в умах европейцев представление о том, будто этот христианский царь в одно и то же время царь и пресвитер, и почему его, как и его преемников, называли пресвитером Иоанном и попом Иваном (Jean-pretre), и доныне еще не разъяснено никем. По рассказам китайцев несторианство долее всего держалось на юге Семиречья, а также на Тянь-шане и Куэнь-луне, т. е. по окраинам долины озера Лоб-нор. Лоб-норское христианское царство в устах старых русских людей обратилось в Оп-поньское или Опонское царство, а так как проезд к этому царству лежал через гор. Аксу (Ак – «белая» и су – «вода»), то это царство по-русски стало называться также Беловодским. Вполне правильна поэтому догадка нашего писателя Мельникова-Печерского, что под Опонским царством надо разуметь Лоб-норскую котловину, лежащую между Тянь-шанем и Куэнь-лунем, между тем как наши старообрядцы думают найти древнюю веру не на Лоб-норе, а в Японии7. Западно-сибирские старообрядцы до 1892 года, а может быть, и после путешествовали в «Опонию» и наслаждались лицезрением древних несторианских монастырей, лежащих ныне в виде руин на горах Тянь-шань и Куэнь-лунь.

Надежды папы Александра III привлечь кераитского царя на сторону римской церкви не оправдались. Папа, называя его «царем индийцев», думал видеть в нем последователя апостола Фомы, проповедывавшего евангелие в Индии. В 1202 году Чингиз-хан завоевал могущественное царство кераитов, но, создав обширное государство, не преследовал иноверцев, в частности христиан-несториан. Чингиз-хан, говорят, взял себе в жены одну из христианских-кераитских принцесс (Ясунь-соень-беги). Точно так же и двое из его сыновей, из которых один и сам был будто бы христианином: по преданию от брака Чингиз-хана на христианке произошел хан Угедей (Октай), а другой сын Чингиз-хана, по имени Чагатай, и сам во многом походил на христианина. Очень благоволил к несторианам и сын Угедея Куюк (Гуюк), который держал при себе епископов и священников несторианских. Мать хана Хубилая, принцесса Сорхахтани, вышедшая замуж за Чингиз-ханова сына Тулуя (Тули), тоже была христианка. Как монгольские ханы относились к иноверцам, видно из слов хана Хубилая: «Я уважаю и почитаю всех четырех (Иисуса, Магомета, Моисея, Будду) и прошу того из них, который действительно выше других, помочь мне»8. И среди последующих монгольских повелителей и князей многие близко стояли к христианству, а некоторые даже открыто исповедывали его. С наибольшим успехом защищали церковь христианские принцессы, которых мужья-язычники сопровождали иногда даже в христианские церкви. Христианство не могло, конечно, не иметь влияния и на дела управления, и на нравы дикарей, а также на отношение и к самим христианам. Миролюбивое отношение монгольских ханов к российскому духовенству может быть объяснено, между прочим, и влиянием на ханов христианства, ибо мы знаем, что и в бытность в России они женились на христианках – русских и гречанках. Когда в 1253 году посол Людовика IX Святого Рёисбрук (Рубруквис) подошел к столице Каракорум, несториане торжественным шествием вышли ему навстречу, проводили его в город и привели в свою красивую церковь, где он искренно наслаждался их торжественным богослужением. При таком положении дел христианство могло, конечно, проникнуть и дальше, что так и случилось. В монгольской степи и теперь еще находят кресты, свидетельствующие о христианском прошлом. Тамга нынешнего племени керай (кирей), обитающего в Дзунгарии, и Крымских ханов династии Гирей произошли из знака креста и указывают на происхождение Керай и Гирей от христиан кераитов. Думают, что христианство было также в Тангуте и Ханбалыке (Тангут –Сев. Тибет, а Ханбалык – Хан балгасун, т. е. Пекин). По словам католических миссионеров, каждому несторианскому митрополиту было подчинено от 6 до 12 епископов. С течением времени, когда сирийцев несториан стало уже мало, так как они ассимилировались с тюрками, в разные города и области были назначаемы епископы и из лиц тюркского происхождения.

Переносясь на юг от Русского Туркестана, видим, что и Герат в 6-м веке был резиденцией несторианского митрополита, а на востоке от этого города, в пределах Сев. Тибета, видим, что князья этой страны поддерживали тесные сношения со своими северными соседями-христианами, именно кераитами. В 13-м веке в Сев. Тибете у христиан было уже много церквей.

Что же касается Китая, то христианство проникло в него, уже в 7-м веке. Вот как рассказывает об этом история несторианства: первым христианским миссионером в Срединной Империи был несторианец, пришедший сюда в 635 году и называвшийся у китайцев Олобянь (Олапуен, Альбень, Арабень)9. Его прислал католикос (патриарх) Багдадский Езубад (Isho-yabh II, 628–644), снабдив книгами Св. Писания и иконами для поднесения императору. По китайским источникам первым городом Китая, где было проповедано христианство, был Чан-ань Ch’ang-an), столица Китая (в Тиэн-зи). Миссионеру Олобяню удалось добиться милости императора Чжен-гуаня (Cheng-kuan), из династии Тан (T’ang). Закон, изданный им в 638 году, дозволял чужеземцам обращать в свою веру всех, кого они хотели, и строить для них церкви. Привезенные Олобянем священные книги с разрешения императора были переведены по-китайски; кроме того Олобяню была разрешена публичная проповедь. По многим местам были построены и монастыри, между прочим, и в гор. Си-ань-фу (в Шаньси). Хотя буддийские монахи и добились в 699 году гнева императора на христиан, однако вскоре же новый император вновь стал благосклонно относиться к христианам, и в Китае вновь появились миссионеры. Христианам удалось учредить митрополию, а священникам их стали давать в империи даже высокие должности. К 781 году относится снабженная крестом мраморная надгробная плита, открытая в 1625 году иезуитами вблизи Сиан-фу (Hsi-an-fu), подлинность которой теперь всеми признана и которая описана русскими и иностранными учеными:      Григ. Спасским10, Захар. Леонтьевским11, G. Pauthier12, Louis Gaillard13 и P. Y. Saeki14, из которых последний, проф. университета в Токио, дал самое полное историческое описание памятника в частности и христианства в Китае вообще. Надпись упоминает о несторианском патриархе Ханан-Ишу II (774–780) и рассказывает, что с начала христианской проповеди в Китае перебывало до 70 миссионеров, имена которых перечислены у P. Y. Saeki в его ценной книге, на стр. 176–180, а также у других авторов: Спасского и Потье. Надпись памятника заключает в себе символ веры по учению несториан, историю проповеди сего учения в Китае и перечень миссионеров. Про Господа Иисуса Христа говорится: 1) по переводу Леонтьевского (стр. 7), «Одно Лице нашей Троицы, досточтимый нами Святейший Мессия (Миши-хо), сокрыв Свое истинное величие, явился в мире в образе человека, – и духи неба возвестили радость воплощения Его от Пренепорочной Девы в Палестине (Да-цин)» и 2) по переводу Saeki (стр. 163), «Whereupon one Person of our Trinity, the Messiah, who is the Luminous Lord of the Universe, veiling His true Majesty, appeared upon earth as a man. Angels proclaimed the Glad Tidings. A virgin-gave birth to the Holy One in Ta-ch’in». Далее, между прочим, говорится о том, что «Божественный Посланник среди полудня вознесся на небо пред учениками Своими, которые оставили нам 27 священ. книг, содержащих в себе всю премудрость, всякое совершенство разума» и что «Им установлено таинство Крещения для очищения тела и духа». Потом разъясняется значение крестного знамени, звона колокольчика, обращения к востоку, отращивания бороды, стрижения головы, ежедневной 7-кратной молитвы, и пр. Падение династии Тан, снисходительно относившейся к христианам, навлекло на последних ужасные преследования. Когда 20 лет спустя патриарх Эбедьешу (Abhd-isho) послал в Китай двух монахов, чтобы осведомиться о состоянии своей церкви и паствы, он едва нашел слабые следы той и другой. Только на севере, в пределах Монголии, еще около столетия существовали христиане. Спасителями их в Китае явились монголы. По завоевании ими Китая в 13-м веке, в Китае вновь появились толпы христианских миссионеров, и патриарх Данха (Dench, 1265–1281) вновь мог назначать митрополитов для Китая. Католические миссионеры, пришедшие в то время в Китай, нашли повсюду в Татарии, т. е. Монголии, в Сев. Китае и особенно в Пекине большое количество христиан несториан и много церквей. Из описания, сделанного по приказу папы Иоанна XXII (1410–1415), мы узнаем, что общее количество несториан в одном Сев. Китае превышало 30 тысяч, что они были очень богаты и пользовались, как хорошие люди, большими привилегиями. Каким высоким почетом пользовались христиане у монгольских ханов, показывают уже следующие примеры: два губернатора Кун-чана, между Пекином и Тангутом, зятья Хубилая, были христиане. Губернатором Мосула был христианский священник. Христианин-губернатор Чян-су выстроил 7 церквей и выписал ученого, который и был назначен епископом. В начале 14-го века несторианская церковь достигла наивысшего своего развития: патриарху были подведомы не менее 25 митрополитов и 150–200 епископов, причем эта церковь простирала свое влияние от границ нынешней Сибири до Цейлона и от Персидского залива до Великого Океана. Затем, в том же 14-м веке, несторианство пошло к упадку: по проискам францисканцев несториане были вовсе изгнаны из Китая, как еретики и враги государства; но несториане не уцелели, и в Ср. Азии, так как там они столкнулись с полчищами Тамерлана – фанатиками ислама. Лишь незначительная часть скрылась в горных твердынях Тянь-шаня да Куэнь-луня.

Несториане, соседившие с Тангутом, проникли и в Индостан, где смешались с христианами, предки которых были просвещены еще апостолом Фомой, a потом главой Александрийского огласительного училища Пантеном. Христиане-несториане, придя в Индию, не прерывали духовной связи ни с несторианами Персии, ни с несторианами Ср. Азии. Католические миссионеры, приезжавшие в Индию в конце 16-го века, находили в некоторых местах остатки христианской общины. Последователи апостола Фомы и еретика Нестория, по свидетельству путешественника Кл. Буканана, держались в Индии до 19-го века15.

Падение христианства-несторианства в Ср. Азии началось с переходом монгольских князей в 14-м веке в ислам, хотя первые исповедники этой религии (среди тюрков) начали появляться много раньше. Падению несторианства много способствовала и эпидемия чумы, свирепствовавшая в Ср. Азии во второй четверти 14-го века и оттуда перешедшая в Европу и даже Африку. На несторианских камнях Семиречья значится, что в 1338-м и 1339-м годах была чума. Эта эпидемия, «черная смерть», началась в Китае, а в 1347–1350 годах она гуляла уже на западе. Арабский писатель из Сирии Бедруддин Аль-Айни (1361–1451) описывает подробно, как свирепствовала чума в Сирии, Египте и Европе в 1348 и 1349 гг., а другой араб. писатель Зейнуддин Ибнульварди описывает ход названной эпидемии, начавшейся в 1346-м году, в Золотой Орде и отсюда перешедшей в Крым и Грецию16. С уменьшением количества несториан окончательно распалась и их церковь, тем более что и Тамерлан (1337–1405), в конце 14-го века, завладев Персией и соседними с нею странами, избил великое множество христиан, как врагов ислама. Благодаря фанатикам-мухаммеданам была окончательно подорвана связь как между митрополиями и миссиями, так и последних между собою. Сильно ослабевшие численно и осиротевшие без иерархии несторианские общины с течением времени и вовсе почти погибли. И в Китае низвержение монгольского владычества династией Мин во второй половине 14-го века привело к полному падению христианства, которое на два столетия совершенно исчезает из Китая.

Позднее католическая церковь, начавшая свою деятельность в Китае еще с конца 13-го века, с исчезновением со сцены несторианства, вновь принялась за оставленную работу17, с начала же 19-го века и протестантские миссионеры начинают работать на этом же поприще. Упомянутая здесь католическая церковь распростерла свои объятия и в сторону Индии. В восточной Индии она неоднократно пыталась присоединить к себе последователей апостола Фомы, а также последователей Иакова Занзалы, т. е. якобитов. Среди возникших вследствие притязаний и искательств католиков, религиозных смут якобитам-cиpийцaм в третьей четверти 17-го века удалось укрепиться на Малабарском берегу и привлечь мало-помалу на сторону своей церкви христиан этой области: фомитов и несториан.

Несторианство продолжало держаться и держится до сих пор в одной Персии, но и тут бывали смуты религиозного характера. Когда в 1551 г. у персидских несториан возник спор о замещении патриаршего престола, одна партия, желая дать избранному ею монаху Симеону, или Иоанну, преимущество перед противником, послала его к папе Юлию III в Рим, чтобы он там был рукоположен в патриархи (католикосы), и он в 1553 году был утвержден; другая же партия избрала племянника прежнего патриарха, с именем Илии. Илия утвердился в Багдаде, бывшем доселе кафедрою католикоса, а Симеон перешел в Курдистан и стал называться Урмийским католикосом. Ныне несторианская церковная община распадается на две ветви: на соединившихся с Римом «халдейских христиан», патриарх которых теперь проживает в Мосуле, и на собственно несториан, патриарх коих имеет резиденцию в горах Курдистана. За всем тем, говорят исследователи, внутренняя жизнь и церковные установления тех и других несториан остаются почти одинаковые. Касательно жизни и церкви современных нам несториан представили великолепные очерки священник Л.Петров18 и преосвященный Софония (Сокольский), епископ Туркестанский и Ташкентский19.

В настоящее время общее число халдейских христиан доходит, говорят, до 48 тысяч д. об. п., а число собственно несториан, лет 60 тому назад, доходило до 70 тысяч д. об. п. В 1898 году часть несториан урмийских, приблизительно до 9 тысяч чел., принята в лоно нашей православной церкви. Можно думать, что, вследствие враждебного отношения турок-мухаммедан к православным во время настоящей войны, после войны число несториан окажется другое.

Этим мы и заканчиваем свой краткий очерк истории распространения христианства последователями ересиарха Нестория на востоке; желающие же детальнее ознакомиться со всем прошлым и настоящим несторианства могут обратиться как к сочинениям, указываемым нами в настоящем очерке, так и к другим сочинениям, указанным в них20.

* * *

1

Свящ. Л.Петров «Восточные христианские общества. Спб., 1869». Стр.23.

2

Критическую обработку материалов по истории сиро-персидской церкви, как иностранных, так и русских, дал, проф. В.В. Болотов в «Христианском Чтении» за1898–1901 годы, стр. 95–121, 323–349, 535–547, 789–804, 1004–1031, 1182–1421: 65–112, 441–454; 439–462, 499–515, 937–965. Сочинение проф. В.В. Болотова вышло и отдельной книгой, под заглавием: «Из истории церкви сиро-персидской. Спб., 1901». – Кроме того есть работа H.А.Ригана, на которую любезно указал нам Преосвященнейший Ректор нашей Академии Епископ Анатолий: «Из истории христианства в Персии (1281–1317)», в журн. «Христианское Чтение» за апрель, июнь и июль 1909 г. (Спб.), стр. 603–622 и 982–1014.

3

Памятником уйгурского письма служит манускрипт «Кудатку Билик», написанный в 1439 г. no Р. Хр. Юсуфом из г. Баласагуна в нынешнем Семиречье или Или и изданный учеными А. Вамбери и В. Радловым.

4

См. стр. 74–83 «Записок Восточ. Отделения И. Рус. Археол.о-ва», т.I – 1886 г.

5

См. стр. 84–109, 217–221 и 303–308 «Записок Восточ. Отделения И. Рус. Археол. О-ва», т. I – 1886.

6

О христианах Ср.Азии много сведений дают и арабские писатели. В.В. Бартольд: «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» в т. VIII «Записок Вост.Отд. И.Р. Арх. О-ва» за 1893 г. Спб.

7

«Записки И. Рус. Георграф. О-ва по отделению этнографии», том 28-й, вып. 1. «Путешествие уральских казаков в Беловодское царство», Г.Т.Хохлова, с предислов. В.Г.Короленко. Спб., 1903.

8

Н.Ф.Красносельцев «Западные миссии против татар-язычников и т.д.». Казань, 1872. Стр. 100.

9

Об этом миссионере см. подробности у P. Y. Saeki в его «The Nestorian Monument in China. London, 1916» (указываемом пoдробно ниже). Стран. 204–207: «A-lo-pen».

10

«Описание древнего христианского памятника, открытого в Китае 1625 года, с присовокуплением гравированного изображения высеченной на оном Китайско-Сирийской надписи. Спб.,1826».

11

«Памятник христианской веры в Китае, переведенный с китайского языка. Спб., 1834».

12

«L’inscription Syro-Chinoise de Si-ngan-fou, monument nestorien élevé en Chine l‘an 781 de notre ère, et découvert en 1625. Paris, 1858».

13

«Croix et swastika en Chine. 2-e édition. Chang-hai, 1904», pages 134–139.

14

«The Nestorian Monument in China. With an Introductory Note by L. William Gascoyne-Cecil and a Preface by the Ргоf. А.H. Sayce. London,1916».

15

«Христианские изыскания в Азии, с известиями о переводе Свящ.Писания на восточные языки. Спб, 1815».

16

В. Г. Тизенгаузен «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Спб., 1884», стр. 498, 529 и 530.

17

Подробности см. у иеромонаха Н.А. Адорацкого в журнале «Православ. Собеседник» за 1885 г. в статье «Исторический очерк католической пропаганды в Китае».

18

«Восточные христианские общества. Краткий очерк их минувшей судьбы и нынешнего состояния. Опыт историко-статистический. Спб., 1869». Стран. 23–36.

19

«Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии. Спб., 1876». Стран. 143–382.      »

20

О несторианах см. также статью А. (кажется, проф. И.Д. Андреева) в 28-м томе «Нового Энциклопедического Словаря» (Петроград) стр. 384–386.


Источник: Несколько слов о распространении христианства в Персии, Месопотамии, Средней Азии, Монголии и Китае : Речь, предназнач. для произнесения на торжеств. годич. собр. Имп. Казан. духов. акад. 8 нояб. 1916 г. орд. проф. Н.Ф. Катановым. - Казань : Центр. тип., 1916. - 20 с.

Комментарии для сайта Cackle