А.М. Смулов

Источник

Введение

В многочисленных словарно-энциклопедических, философских, в иных научных и учебно-методических источниках достаточно широко приводится анализ понятий «принцип», «форма», «метод» и формулируются определения этих терминов, применительно к тем или иным рассматриваемым сферам и изучаемым случаям.

Вместе с тем, до настоящего времени практически отсутствуют системные исследования, посвященные выявлению сути терминов «принцип», «форма» и «метод» православной миссии, нет четких определений этих понятий, применительно к миссионерской деятельности Церкви. Недостаточно четко демонстрируется существенное и принципиальное отличие этих ключевых определений, при их использовании в сферах естественнонаучного познания и при описании христианского православного подхода к такого рода терминологии.

Для уточнения и разграничения понятий в настоящем издании предлагается укрупненная классификация миссионерских принципов по их содержанию. Проводится анализ целого ряда исторических источников и современных тематических публикаций, позволяющих сформулировать принципы православной миссии и дать им развернутые формулировки, в рамках предложенной классификации.

Кирилло-Мефодиевская традиция, именно как традиция миссионерская, впервые была определена проф. Ефимовым А.Б. в 2007 г. в его исследовании «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви» [11], где были сформулированы некоторые принципиальные моменты, характеризующие ее составляющие элементы. В последующее время вопрос более глубокого исследования затронутого понятия и его содержания был незаслуженно опущен в специальной литературе.

В предлагаемой работе, тема Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции исследуется более глубоко: показываются укрупненные этапы ее практической реализации в IX-X вв., приводится важнейшее содержание этих этапов, рассматриваются многочисленные и многообразные методы миссионерской деятельности в их развитии от истока и в последующие века.

В настоящем исследовании использовались книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, творения Святых отцов, опубликованные исторические и архивные источники, современная тематическая литература. Были изучены беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелия от Иоанна Богослова [51] и от Матфея [52]. В качестве первого анализируемого источника русского происхождения был избран труд свт. Илариона, митрополита Киевского и всея Руси, «Слово и Законе и Благодати» [17], затем творение прп. Иосифа Волоцкого «Просветитель» [48] и сопутствующие ему в последующем работы Казанского П.С. – 1847 г. издания [21], Булгакова Н.А. – 1865 [6], Хрущова И. – 1868 [64] и др. Значительное место уделено проведенному, одним из современных авторов, анализу ряда работ свт. Филарета (Дроздова), изданных в 1885–1888 гг. [30,55]. Важными источниками были творения прп. Макария (Глухарева), архимандрита, первоапостола Алтая: «Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе» [26] и «Мысли об улучшении воспитания общественнаго в духовном звании» [приводится впервые в 12]. Рассматривались и последующие исследования, посвященные житию преподобного. Нельзя было не остановиться на избранных работах и проповедях свт. Иннокентия (Попова-Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Западной Сибири и Америки [15,16,18]. Привлекалась к пояснению принципов миссии книга св прав Иоанна (Сергиева) Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» ([53], издания 1894 г.).

Важными источниками, послужили документы Российского государственного исторического архива (РГИА), содержащие предписания свт. Николая (Касаткина) Японского, первоапостола Японии: «Инструкция для начальника Российской Духовной Миссии в Японии» [49] и «Проэкт инструкции Российской Духовной Миссии в Японии» [50].

Востребованными оказались один из докладов свщмч протоиерея Иоанна Восторгова, сделанный им на IV Всероссийском миссионерском съезде в Киеве [7] и статья «Методы и задачи «внутренней миссии» пастырей Церкви в современном русском обществе», опубликованная в «Московских Церковных ведомостях» в январе 1906 г. [28].

Опирался автор настоящего издания на документы, принятые в последнее время Священным Синодом РПЦ: «Концепцию миссионерской деятельности РПЦ» [22] и «О современной внешней миссии РПЦ» [33]. Была принята во внимание тематическая публикация «Основные принципы миссионерской деятельности» [36], расположенная на официальном сайте Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

Значимым оказался материал, привлеченный от братских православных Церквей. О методах (методиках) миссии Церкви писал митрополит Амфилохий (Радович), Черногорский и Приморский [1] (Сербская Православная Церковь), изучению принципов миссии с опорой на книгу Ионы (СПВЗ) была посвящена диссертационная работа митрополита Николая (Пачуашвили), Ахалкалакского и Кумурдойского [32] (Грузинская Православная Церковь).

В части изучения Кирилло-Мефодиевской миссионерской традиции серьезной опорой послужила книга известного современного греческого богослова и историка, исследователя Афона, проф. Антония-Эмиля Н. Тахиаоса (†2018) «Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян» [60].

Использовались публикации ряда других современных авторов.

Некоторые особенности изложения и неясные слова в архивных источниках, сохранены в старом (возможном) прочтении.

Настоящее издание может быть использовано в качестве дополнительного материала для самостоятельной и научной работы студентов по специальностям «Религиоведение» и «Теология», а также слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям «Теология» и «Миссиология» как в церковных, так и в светских высших учебных заведениях.


Источник: Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция: принципы, формы и методы православной миссии (Научное издание) / А.М. Смулов. - Москва: Изд. «Перо», 2018. - 125 с.: ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle