А.М. Смулов

Источник

1. Принципы, формы и методы православной миссии: сущность и определения

Для начала, дадим определения понятиям «принцип», «форма» и «метод», применительно к миссионерской деятельности православной Церкви.

Философский энциклопедический словарь [42] понятие «принцип» определено, в частности, следующим образом: «(от лат. principium – основа, начало) 1) в субъективном смысле – основное положение, предпосылка (принцип мышления); в объективном смысле – исходный пункт, первооснова, самое первое (… принцип бытия). … 3) основополагающая этическая норма …», которая является субъективно направляющей волю или объективно руководящей волей разумного индивида.

Автор Суворов О.В. в Новой философской энциклопедии [59] указывает, что «принцип» есть «… 2) внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (… заповедь)».

Сходное определение дает Ефремова Т.Ф. [14]: «1. Основное исходное положение какой-либо научной системы, теории … 2. Внутренняя убежденность в чем-либо, норма или правило поведения».

По Ожегову С.И. и Шведовой Н.Ю. [46] понятие принцип формулируется как: «1. Основное, исходное положение какого-нибудь … учения, мировоззрения¸… 2. Убеждение, взгляд на вещи. …».

Наибольший интерес, в нашем случае, представляет определение, данное в Национальной педагогической энциклопедии [45]: «основное, исходное положение какого-нибудь … учения, мировоззрения, … программы; общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах». А именно: не поочередность, но постоянство.

В учебном пособии «Миссиология» [29, с. 133] приводятся следующие определения термину «принцип». В традиционном понимании: «основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям». В логике: «центральное понятие системы, представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все явления области». В этике: «внутреннее убеждение, максима, задающая общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности».

Таким образом, ни в одном источнике не дается определение понятию «принцип» с позиции миссионерского делания.

Обратим внимание, что миссионерская деятельность содержит в себе две составляющие: константную (неименную во времени) и вариативную (изменяющуюся в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств).

Константная часть миссии, являя собой ее принципы, определяется неизменностью и всяческим охранением догматических основ, изложенных в Св Писании и являющихся Богооткровенной Истиной.

В апостольских посланиях не раз встречается забота о сохранении Христова учения в его целостности и полной сохранности.

Апостол Павел неоднократно указывает:

«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры…» (1Тим. 6:20–21),

«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11:2) … «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, …» (ст. 23),

«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8),

«… братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15),

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (3:6),

«Ты же говори то, что сообразно с здравым учением» (Тит. 2:1).

Апостол Петр отмечает: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет. 2:21) … «чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (3:2).

В книге Откровение апостол и евангелист Иоанн приводит укор от Господа Сардийской церкви: «… Ангелу Сардийской церкви напиши: … Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. …» (Откр. 3:1и3).

Обратим внимание на то, что слово «принцип» исходит от латинского значения: «начало, основа, происхождение, первопричина» [см. 29, с. 133] и обратимся к тексту Св Писания Ветхого и Нового Заветов.

Первый же стих книги Бытия звучит таким образом: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), то есть Бог стоял у «начала» бытия и в Своей Премудрости был его «основой» и «первопричиной». В книге Притчей читаем: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Прит. 8:22–23). В этих двух ветхозаветных стихах также дважды упоминается понятие «начала».

С этого же слова начинается и первый стих Новозаветного Евангелия от Иоанна, слово «начало» еще трижды встречается во втором, третьем и десятом стихах первой главы: «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1–3) и «… мир чрез Него начал быть …» (Ин.1:10). К понятию «принципа = начала» апостол Иоанн возвращается и в своем послании: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. … Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца» (1Ин.2:13).

Таким образом, допустимо сделать вывод о том, что «принципом» как «первопричиной», «основой» и «началом» всего был Бог, в лице Господа Иисуса Христа.

Исходя из сказанного выше, сформулируем понятие «принципы миссии» как «совокупность общих руководящих положений, в различных сферах миссионерского церковного мировоззрения и практики, в их постоянстве при различных условиях и обстоятельствах жизни в миру, позволяющих, под Божественным началом в лице Господа Иисуса Христа, достичь просвещения, крещения и воцерковления человека на его пути к Богу».

Как уже отмечалось выше, формы и методы являются вариативной (изменяющейся) частью миссии, определяемой конкретными историческими условиями.

Рассмотрим понятие «форма». В энциклопедии «Философия: Энциклопедический словарь» [62] термин «форма» определяется, в частности, как: «… образ, … план, модель …; … употребляется для обозначения внутренней организации содержания и коррелирует … с понятием структуры».

«Форма» по Философскому энциклопедическому словарю [43] может быть задана как: «… внешнее выражение какого-либо содержания …, а также и внутреннее строение, структура … определенный и определяющий порядок … протекания процесса».

Философская энциклопедия [63] дает следующее, на наш взгляд, наиболее полное определение: «форма – способ организации и способ существования предмета, процесса, явления».

Современная «Концепция миссионерской деятельности РПЦ» [22] выделяет пять основных форм миссионерских деяний, присущих православной миссии как во всей истории Церкви, так и в период конца XIX в. – 30-х гг. XX в.

Перечислим эти соборно признанные формы: 1. Воспитательная миссия (воцерковление); 2. Апологетическая миссия; 3. Информационная миссия; 4. Внешняя миссия; 5. Миссия примирения.

Воцерковление предполагает подготовку ищущих Бога к Св Крещению, но в большей степени миссионерскую работу с христианами, уже принявшими крещение и находящимися в ограде Церкви. Важную роль при этом может сыграть социальное церковное служение. И все же, центром воспитательной миссии, безусловно, является литургическое богослужение, сердцевиной которого является Евхаристия в ее христоцентричности и причастии верующего Христу.

Обратим внимание на то, что содержание данной формы в большей части совпадает с содержанием понятия «внутренняя миссия». Последнее раскрывается Церковью в документе [33] и определяет, что «внутренняя миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещен, но недостаточно просвещен в православной вере, не имеет опыта участия в тáинственной жизни Церкви, и служит духовному возрастанию ее членов».

Долгое время данное понятие предполагало другой смысл, именно – просвещение нехристианских народов на территории Российской Империи, без выхода за ее пределы.

Изменение сути понятия «внутренняя миссия» было внесено прп. Макарием (Глухаревым, †1847), что хронологически относится в периоду миссионерской деятельности, который непосредственно предшествовал исследуемому. Новое представление о содержании внутренней миссии было развито и претворено в жизнь свт. Иннокентием (Поповым-Вениаминовым, †1879).

Апологетическая миссия, в период конца XIX – начала XX вв., была весьма активной. Ее наполнение предполагало самые разнообразные методы, целью которых являлось свидетельство Истины Православия и защита ее от самых разнообразных еретических и сектантских нападок, искажения в нехристианских религиях и даже в иных христианских конфессиях. Данная форма миссии содержала и контрпрозелитские деяния, направленные на уменьшение негативных последствий от прозелитской деятельности всех к ней причастных.

Такая форма, как «информационная миссия», в исследуемый период, предполагала информирование верующего населения о важнейших церковных и государственных событиях не только с амвона, но и всеми иными доступными средствами (беседами-проповедями, листками, брошюрами и пр.). Это был период расцвета миссионерских библиотек и издания специальной миссионерской литературы (примерно до 1918 г.).

Внешняя миссия служила совершению православного свидетельства нехристианским народам, пребывающим за границей Российской Империи в разнообразных культурно-исторических и этногеографических условиях, имеющих различные неправославные религиозные воззрения. К внешней миссии возможно отнести и деяния про просвещению светом Христовым, на территории православного государства, различных мигрантов, например, из Кореи, Китая и др. стран.

В соответствии с изменившимися, в период конца XIX в., представлениями о содержании внешней миссии, можно привести определение из [33]: «Внешняя миссия обращена к тем, кто находится вне Церкви». При этом адресность миссии определялась не только принадлежностью просвещаемых к иным религиозным вероисповеданиям, но и к нерелигиозным явлениям и движениям, в частности, к светским объединениям, антирелигиозным, анархическим и социалистическим революционно настроенным течениям. Главным результатом внешней миссии Церковью признается ее рост путем «приобщения новых членов», создания новых церковных общин или расширения общин, уже существующих [33].

Миссия примирения реализовывалась, главным образом, как примирение Церкви с раскольниками-староверами ряда толков, прекращением полицейских мер против такого рода заблуждающихся и упорствующих, созданием единоверческих храмов и присоединением христиан, ранее отпавших, но вернувшихся к истинному представлению о Православии.

Соборный документ «О современной внешней миссии РПЦ» [33] дополняет формы миссии еще одним ее видом: «миссией присутствия», которая, в свою очередь, имеет несколько разновидностей своих форм1: 1. Культурная, 2. Социальная, 3. Личная.

В случаях, когда проповедь, как главный метод православной Церкви, оказывается неуместной или невозможной (например, ввиду законодательной угрозы смерти проповедникам), вступает в силу миссия присутствия, когда Евангелие свидетельствуется опосредовано, через общественные, культурные или личные сферы жизни общества. Церковный документ дает следующие формулировки таким формам миссии:

«Культурная – участие официальных представителей Церкви, а также отдельных священнослужителей и мирян в культурной деятельности с целью осуществления православного свидетельства.

Социальная – свидетельство о Христе через доброделание, социальное служение, дела милосердия, помощь бедным и обездоленным, …

Личная – свидетельство православных христиан словом и делом о своей вере, своем духовном опыте и христианских ценностях» [33], которые в зависимости от культурно-исторических и законодательных особенностей той или иной страны могут использоваться в разных комбинациях.

Миссия примирения ведется, как правило, как миссия диалога понимания, сопереживания и любви, который дает возможность преображать умы внимающих на личном, семейном и даже общественном уровнях мировоззрения.

В перечисленных формах миссии, особое место занимает «личная миссия», которая, в силу обстоятельств непреодолимой силы, зачастую становится единственным способом несения Евангельских истин непросвещенным людям.

Понятно, что раздельное рассмотрение форм миссии носит характер научно-методического приема, более даже приема разъяснительного, в то время как в реальных условиях большинство или все формы находятся в тесном переплетении и духовном единстве.

Определим понятие «форма», применительно к миссионерскому служению Православной Церкви, как «условное деление образов, методов и планов миссионерской работы, позволяющее определить способы реализации миссионерской деятельности, применительно к типам ее организации и существования».

Рассмотрим некоторые из определений понятия «метод» (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение). Ключевым словом здесь является слово «путь».

Современная энциклопедия [41] трактует термин «метод» как «способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического (познания) действительности». Ключевое слово «познание».

По Ефремовой Т.Ф. [13] «метод» есть: «1. Способ познания, подход к изучению явлений … общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-либо области деятельности». Ключевые слова: «познание» и «система приемов».

Наиболее интересным, для настоящего исследования, является наиболее общее определение, даваемое в Оксфордском толковом словаре по психологии [цит. по 27]: «метод – способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме». Ключевой является фраза «работа с фактами и концепциями в систематическом режиме».

Учебное пособие «Миссиология» [29, с. 133] приводит следующее определение термина «метод»: «систематизированная совокупность шагов, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенную задачу или достичь определенной цели, способ постижения истины».

Обратим внимание на некоторые важные моменты, следующие из текста новозаветного Св. Писания и вносящие парадокс неизменности (константности) также в категорию «метод», применительно к развитию понятий «православие» и «православная миссия».

Миссионеры являются исполнителями воли Божией и сами по себе призвать человека к Богу возможности не имеют. Это подтверждается следующими словами ап. Павла: «… мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, …» (1Кор.3:9) и ап. Иоанна, приводящим высказывание Господа Иисуса Христа: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; …» (Ин.6:44).

Евангелист Иоанн приводит и другие слова Богочеловека Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Из этого Библейского стиха следует, что будучи Путем, именно Христос и составляет Собой «метод православия», и никто не может прийти к Богу, минуя Христа. Вместе с тем, путь каждого человека к Богу неповторим и имеет, непредсказуемые и непредвиденные миссионером, индивидуальные особенности, даже в случае твердого следования образцу жития какого-либо Святого Угодника Божия.

Целью Богопознания является именно приход к Богу, обретение обожения через Божественную благодать. Таким образом, оказывается, что не только методом познания, но и целью познания является Христос. Это следует, в частности, из следующих стихов: «И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лк.10:22), «… будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). При том, что: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33), миссионер может никогда не узнать, как его слово отзовется в слушающем.

Развивая мысль прп. Симеона Нового Богослова о том, что добро сделанное не добрым образом не является добром, митр. Амфилохий (Радович), Черногорский и Приморский (Сербская Православная Церковь) констатирует, что подход прп. Симеона определяет главный принцип жизни Православной Церкви и неизменность ее позиции в реализации присущей Церкви исторической миссии [1].

Митрополит Амфилохий указывает на константные свойства методов Православия в просвещении народов светом Христовым, а именно:

1. христоцентричность, христообразность и христоносность всех, и любого, метода, используемого Церковью в миссионерской деятельности;

2. соборность, как следование за Христом и угодниками Божиими;

3. преемственность в многовековом опыте святых Божиих, пребывающих в лоне Церкви и использующих миссионерские методы для проповедования и свидетельства Истины. Именно Церковная «практика открывает (вводит в) теорию (богопознание, боговидение)»;

4. наличие у миссии литургического характера, как «живого дыхания Церкви», имеющего в своем центре Таинство Евхаристии – как факт «присутствия живого Христа в жизни человека и мира», как начало и окончание любого миссионерского деяния. Владыко отмечает: «Эпиклезо-благодатный метод позволяет увидеть, отличить церковную методику от методов сего мира, рукотворных методов, которые неизбежно приводят к постепенному обмирщению Церкви и превращению ее в одну из многочисленных общественно-идеологических организаций, непроницаемых для вечной Истины и ее чудесного света»;

5. наличие мистагогической и иконической (символическо-типологической) составляющих в церковно-христианском просвещении народов [1].

Сказанное выше подтверждает феномен наличия неизменности и в понятии «метод», применительно к церковно-миссионерской деятельности.

Из сказанного возможно вывести некоторое миссионерское определение понятию «метод» – «совокупность систематизированных, но индивидуализированных в отношении просвещаемого человека, действий миссионера, предполагающих наличие приемов познания, с целью достижения внимающим воцерковления, богопознания и обожения, которые неизменным фундаментом, путем и целью имеют Самого Господа Иисуса Христа».

В итоге приходим к выводу о том, что «начало» = «принцип», «путь» = «метод», в разных формах, а также и цель в достижении богопознания, воцерковления и обожения являет собой в единстве Господь Иисус Христос, миссионеру же неизвестны пути Господни, но он всецело должен находиться в соработе с Богом.

* * *

1

Информационную форму миссии, указанную в документе, здесь не приводим, поскольку ее содержание практически полностью совпадает с ранее изложенным, за исключением, разве что, перечисления современных видов СМИ.


Источник: Кирилло-Мефодиевская миссионерская традиция: принципы, формы и методы православной миссии (Научное издание) / А.М. Смулов. - Москва: Изд. «Перо», 2018. - 125 с.: ил., табл.

Комментарии для сайта Cackle