Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Вопрос 81-й. Об общем состоянии тех, которые воскреснут (В четырех пунктах).

Теперь мы должны рассмотреть общее состояние тех, которые воскреснут, имея перед собой следующие четыре пункта для выяснения: 1) Воскреснут ли все в молодом возрасте? 2) Будут ли они одинакового роста? 3) Будут ли все одинакового пола? 4) Воскреснут ли все и к животной жизни, т.е. к пользованию актами пытающей и порождающей способности?

Раздел 1. Воскреснут ли все в том же самом, а именно в молодом возрасте?

То, что все не воскреснут в том же самом, а именно в молодом возрасте, представляется из следующего:

Возражение 1. Бог не отнимет ничего, относящегося к совершенству человека у тех, которые воскреснут, особенно у праведных. Возраст относится к совершенству человека, так как старый возраст есть требующий почтения. Поэтому старые люди не воскреснут молодыми.

Возражение 2. Возраст исчисляется по длительности прошлого для человека времени, причем невозможно для этого прошлого не пройти, т.е. не быть прошлым. Поэтому для тех, которые имеют более старый возраст, невозможно быть приведенными назад к молодому возрасту.

Возражение 3. То, что принадлежало наиболее к истинности человеческой природы в каждом индивиде, воскреснет в нем особенно. То, что было с более раннего возраста в человеке, то, по-видимому, более принадлежало к истинности человеческой природы, потому что в конце жизни, благодаря ослаблению силы вида, человеческое тело делается подобным, согласно Аристотелю (там же), водянистому вину. Поэтому, если все должны воскреснуть в одинаковом возрасте, то будет более соответствующим, чтобы все воскресли в детском возрасте.

Этому противоречит написанное: «доколе все придем в... мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12). Христос воскрес в молодом возрасте, который начинается около тридцати лет, по словам Августина («О гр. Бож.» ПЛ 41, 777). Поэтому все люди воскреснут также, имея молодой возраст.

Кроме того, человек воскреснет в самое совершенное состояние природы. Человеческая природа находится в самом совершенном состоянии в молодом возрасте. Поэтому все люди воскреснут, имея именно этот возраст.

Человек воскреснет без какого бы то ни было дефекта человеческой природы, потому что как Бог создал человеческую природу без дефекта, так Он и восстановит ее без дефекта. Человеческая природа имеет двоякий дефект: во-первых, в том, что она еще не достигла до своего высшего совершенства, во-вторых, в том, что она уже пошла назад или отступилась от своего высшего совершенства. Первый дефект находится в детях (которые еще не выросли), второй в людях пожилых (которые уже состарились), и, следовательно, в каждом из этих возрастов человеческая природа будет приведена воскресением к состоянию своего высшего совершенства, находящегося в молодом возрасте, в котором движение роста прекращается и от которого начинается движение убывания.

Ответ на возражение 1. Старый возраст привлекает почтение не из-за состояния тела человека находящегося в состоянии какой-то дефектности, но из-за мудрости души, которая считается сама собой разумеющеюся в данном старом человеке благодаря продвижению его по жизни. Поэтому в отношении избранных сохранится почтение, долженствующее старому возрасту, из-за той полноты Божественной мудрости, которая будет в них, а дефектности старого возраста в них не будет.

Ответ на возражение 2. Мы говорим о возрасте не в отношении числа лет, но в отношении того состояния, которое человеческое тело получает от лет. Поэтому об Адаме говорится, что он был создан в возрасте молодости из-за определенного состояния своего тела, каковое состояние он имел в первый же день своего сотворения. Так что данный аргумент не относится к делу.

Ответ на возражение 3. О силе вида говорится как о более совершенной в ребенке, чем в молодом человеке, в отношении способности перерабатывать определенным образом пищу, также как вид является более совершенным в семени, чем во взрослом человеке. Однако в молодости вид является более совершенным в отношении предела своего завершения. Поэтому то, что принадлежало главным образом к истинной человеческой природе, будет приведено при воскресении к тому совершенству, которое она имеет в возрасте молодости, и не к тому совершенству, которое она имеет в детском возрасте, в котором природные влажности еще не достигли своего высшего расположения или состояния.

Раздел 2. Будут ли воскресшие люди одинакового роста?

То, что все воскресшие люди будут одинакового роста, представляется из следующего:

Возражение 1. Как человек измеряется пространственным размером, так он измеряется и количеством времени. Количество времени при воскресении будет сведено во всех людях к той же самой мере, так как все воскреснут, имея тот же самый возраст, т.е. все будут одинакового возраста. Поэтому и пространственный размер будет сведен к той же самой мере во всех людях, так что все воскреснут, имея одинаковый рост.

Возражение 2. Аристотель говорит, что «все вещи той же самой природы имеют определенный предел в меру размера и роста» («Душа»). Эта лимитация может образоваться только благодаря форме, с которой должно согласоваться количество или размер, также как и другие акциденции. Поскольку все люди имеют ту же самую видовую форму, у них у всех должен быть тот же размер или количество в отношении материи, если только не происходит какая-либо природная ошибка или отклонение. Но ошибка или отклонение природы будет выправлено при всеобщем воскресении. Поэтому все воскреснут, будучи того же самого роста.

Возражение 3. Для воскресающего человека будет невозможным быть в размере, соответствующем той природной силе, которая первоначально сформировала его тело, ибо иначе те, которые не могли быть приведены силой природы к более значительному размеру, никогда не воскреснут в более значительном размере, что неверно. Поэтому этот размер должен быть соответствующим той силе, которая будет восстанавливать человеческое тело воскресением, и той материи, из которой он будет восстановлен. Мы знаем, что та же самая сила, а именно Божественная, будет восстанавливать все человеческие тела, и весь прах, из которого будут восстанавливаться человеческие тела, одинаково расположены воспринять действие этой силы. Поэтому воскресение всех людей приведет их к тому же самому размеру, т.е., иначе говоря, необходимо сделать тот же самый вывод, что и в предыдущем возражении.

Этому противоречит то, что мы знаем, что природный размер образуется от каждой природы индивида, т.е. он является совокупностью индивидуальных природ. В воскресении природа индивида не будет изменена, а поэтому не будет изменен и его природный размер. Люди не имеют одинакового размера, следовательно, они и воскреснут не имея его.

Человеческая природа будет восстановлена воскресением или к славе или к наказанию. В тех, кто воскреснет, не будет того же самого количества славы или наказания, а поэтому в них не будет и того же самого размера роста.

Отвечаю: В воскресении человеческая природа будет восстановлена не только в отношении того же самого вида, и, следовательно, мы должны видеть в воскресении то, что требуется не только для видовой, но и для индивидуальной природы. Видовая природа имеет определенное количество и размер, которые не превышаются и не бывают недостаточными, если не произошла какая-то природная ошибка. И, однако, это количество или размер имеет определенные степени отклонения и не должен быть прикреплен к одной зафиксированной мере. И каждый индивид в человеческом виде стремится к какому-то уровню количества или размера, надлежащему его индивидуальной природе в границах этой шкалы отклонения, и достигает его в конце своего роста, если не было никакой ошибки в действовании природы, выразившейся или в добавлении чего-либо, или в убавлении чего-либо от вышеуказанного количества, мера которого измеряется по правильному соотношению жара, как расширяющего, и влажности, как способной расширяться, в точке отношений которой природные способности индивидов различествуют. Поэтому все воскреснут, имея не одинаковый размер или количество, но каждый воскреснет, имея тот размер или рост, который был бы его в конце его роста, если бы природа не ошиблась, а Божественная сила уменьшит, или добавит то, что оказалось в нем чрезмерным или, наоборот недостающим.

Ответ на возражение 1. Уже было объяснено (п. 1, отв. 2), что о всех имеющих воскреснуть говорится, что они будут одного и того же возраста не в том смысле, что та же самая продолжительность времени была соответственной для каждого, но в том, что тоже самое состояние совершенства будет во всех, каковое состояние безразлично к большому или небольшому размеру или росту.

Ответ на возражение 2. Размер отдельного индивида соответствует не только форме данного вида, но также и природе или материи индивида. Поэтому вывод, сделанный в данном возражении неправильный.

Ответ на возражение 3. Размер тех, которые воскреснут из мертвых, не пропорционален восстановляющей силе, потому что она не принадлежит к силе или способности тела, не принадлежит и к праху в отношении того состояния, в котором он был перед воскресением, но восстановляющая сила пропорциональна силе природы, которую индивид имел первоначально. Однако если созидательная сила из-за какой-либо недостаточности была не способна произвести должный размер, соответствующий виду, то Божественная сила исправит недостаточность при воскресении, как например, в карликах, а также и в тех, который несоразмерной величиной превысил должные границы природы.

Раздел 3. Все ли люди воскреснут, имея мужской пол?

То, что все люди воскреснут, имея мужской пол, представляется из следующего:

Возражение 1. Написано, что все мы «придем в... мужа совершенного» (Еф. 4:13). Поэтому тогда будет только мужской пол.

Возражение 2. В будущем мира прекратится «всякое превосходство», как замечает церковное толкование на 1Кор. 15:24 (ПЛ 191, 1679; Августин «83 вопр.» ПЛ 40, 76). В природном порядке женщина подчинена мужчине. Поэтому женщины воскреснут не в женском, но в мужском поле.

Возражение 3. То, что произведено акцидентально и вне замысла природы, – не воскреснет, так как в воскресении все ошибки или отклонения будут устранены. Женский пол произведен или зарождается вне замысла или намерения природы благодаря дефекту в созидательной силе семени, которое оказалось не способным привести материю утробного плода к мужской форме. Поэтому Аристотель сказал, что женщина это «незаконнорожденный мужчина» («Зарождение и Разрушение»). Следовательно, женский пол не воскреснет.

Этому противоречит то, что Августин сказал: «По-видимому, те мудрее, которые не сомневаются, что воскреснут оба пола» («О гр. Бож.» ПЛ 41, 778).

Отвечаю: И далее мы знаем, что в воскресении Бог восстановит человека к тому состоянию, в котором Он создал его при творении мира. Он создал женщину из ребра мужа (Быт. 2:22), а поэтому Он воссоздаст женский пол при воскресении.

Так же как, имея в виду природу индивида, различным людям надлежит различный размер, так, имея в виду эту же природу, различным людям надлежит и различный пол. Кроме того, это же самое различие приличествует и совершенству вида, различные качества которого наполнены этим самым различием пола и размера. Поэтому также как люди воскреснут, имея различный рост, так они воскреснут, имея и различный пол. И хотя продолжится различие пола, тогда не будет чувства стыда при лицезрении друг друга, так как тогда не будет похоти, приглашающей к постыдным делам, которые являются причиной стыда.

Ответ на возражение 1. Слова о том, что мы «придем в мужа совершенного» относятся не к мужскому полу, но к силе души, которая тогда будет во всех, и в мужчинах и в женщинах.

Ответ на возражение 2. Женщина является подчиненной мужчине из-за хрупкости или слабости природы, в отношении и силы души и силы тела. Однако после воскресения различие в этом будет не за счет различия пола, но по причине различия заслуг. Поэтому возражение делает неправильный вывод.

Ответ на возражение 3. Хотя зарождение женщины происходит вне замысла или намерения отдельной природы, оно находится в замысле общей природы, которая требует, чтобы существовали оба пола для совершенствования человеческого вида. Что касается какой-либо недостаточности, то она не будет результатом пола, как объяснено (отв. 2).

Раздел 4. Воскреснут ли все к животной жизни, т.е. к пользованию актами питающей и порождающей способности?

То, что воскреснут к животной жизни, т.е. иначе говоря, к пользованию актами питающей и порождающей способности или силы, представляется из следующего:

Возражение 1. Наше воскресение будет сообразно воскресению Христа. О Христе сказано, что после воскресения Он вкусил пищу (Ин. 21; Лк. 24). Поэтому после воскресения люди будут есть, а также рождать.

Возражение 2. Различие полов направлено к процессу зарождения. Подобным образом орудия, которые служат питательной силе, направлены к процессу еды. Человек воскреснет, имея все это, а поэтому он будет совершать акты зарождающей и питающей силы.

Возражение 3. Целостный человек получит тогда блаженство и в душе и в теле. Блаженство, согласно Аристотелю («Этика»), состоит в совершенном действовании. Поэтому так должно быть, чтобы все силы души и все члены тела имели бы свои соответствующие акты после воскресения. Таким образом, надо сделать тот же самый вывод.

Возражение 4. После воскресения у блаженных будет совершенная радость. Такая радость включает в себя все наслаждения, так как блаженство есть состояние, сделанное совершенным через аккумуляцию или накопление всех благ, а совершенное есть то, что ни в чем не имеет недостатка. Так как есть много наслаждения в актах и зарождающей и питающей способности или силы, то представляется, что такие акты, относящиеся к животной жизни, будут у блаженных после воскресения, а тем более у других, которые будут иметь менее духовные тела.

Этому противоречит написанное: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж» (Мф. 22:30).

Отвечаю: Зарождение направлено к тому, чтобы восполнить недостаток, образующийся благодаря смерти, чтобы совершалось увеличение человеческого рода, а процесс питания направлен к восстановлению потерь организма и к увеличению телесного размера. Но в состоянии после воскресения человеческий род будет уже иметь число людей, предназначенное Богом, поскольку зарождение их будет продолжаться до конца истории. Подобно этому и каждый человек воскреснет в должном размере, и смерти уже не будет тогда, и не будет каких-либо потерь в частях тела, требующих восстановления. Поэтому акты зарождающей и питающей силы будут тогда лишены цели.

Воскресение не будет необходимо для человека из-за его первоначального совершенства, которое состоит в целостности и полноте того, что присуще его природе, так как человек может достичь этого и в своей теперешней земной жизни действием природно-естественных причин. Но необходимость воскресения связана с достижением верховного совершенства человека, которое состоит в достижении его верховной цели. Поэтому те природные действия, которые направлены к тому, чтобы вызвать или сохранить первоначальное совершенство человеческой природы, не будут существовать в будущей жизни. Таковыми являются действия в человеке животной жизни, действия друг на друга элементов или стихий, и движение небес. Поэтому все они прекратятся в воскресении. А так как есть, пить, спать, рождать относится к животной жизни, будучи направлено к первоначальному совершенству природы, то отсюда следует, что в воскресении ничего этого не будет.

Ответ на возражение 1. Когда Христос вкусил этой пищи, Его вкушение было актом не необходимости (как если бы человеческая природа нуждалась в пище после воскресения), но силы, так, чтобы показать и доказать, что Он возобновил после смерти истинную человеческую природу, которую Он имел в том состоянии, в котором Он ел и пил со Своими учениками. При всеобщем воскресении не будет нужды в таком доказательстве, так как все будет ясно для всех. Поэтому о Христе в связи с этим случаем говорится, что Он вкусил пищи по-особому промышлению и милости, в том смысле, в каком юристы говорят, что «милость есть послабление общего закона», потому что Христос сделал исключение из того, что будет общим для тех, кто воскреснет (т.е. не вкушать пищи) по вышеуказанной причине. Потому приведенный аргумент не доказателен.

Ответ на возражение 2. Различие полов и членов тела будет в жизни воскресших людей для восстановления совершенства человеческой природы, и в видовом разрезе и в индивидуальном. Поэтому нельзя сделать вывод, что они будут бесцельны, хотя они (пол и члены тела) не будут иметь животных действований.

Ответ на возражение 3. Эти действования тела не присущи человеку как именно человеку, как также сказал Аристотель («Этика»), и поэтому счастье человеческого тела состоит не в них. Но человеческое тело будет прославлено излиянием, идущим от разума, благодаря которому человек есть человек, поскольку тело будет подчинено разуму.

Ответ на возражение 4. Как говорит Аристотель («Этика»), наслаждения тела являются целебными потому, что они отстраняют от человека утомление или упадок сил. Или, еще, не могут быть вредными, поскольку человек потворствует себе в этих наслаждениях незаконно и неправильно, как если бы они были истинными наслаждениями, также как человек, вкус которого испорчен, наслаждается в таких вещах, которые не привлекательны для здорового. Поэтому нельзя сделать вывод, что те наслаждения, о которых говорится в Возражении, относятся к совершенству наслаждения, хотя это и утверждается иудеями, турками и некоторыми еретиками, известными под именем «хилиастов» («или тысячелетиков», особенно Керинфом. См. Евсевий, «Церк. Ист.» ПГ 20, 273 и ПГ 10, 25; Епифаний «Прот. ересей» ПГ 42, 696; Августин «О гр. Бож.» ПЛ 41, 667; «О ерес.» ПЛ 42, 27), которые, кроме того, имеют то, что Аристотель называл нездоровыми стремлениями, так как по его учению («Этика»), никакие наслаждения не являются наслаждениями в абсолютном смысле, кроме наслаждений духовных, т.е. такими, которых надо домогаться ради них самих. Поэтому только эти духовные наслаждения необходимы для блаженства будущей жизни.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle