О.В. Губарева

Источник

Сюжет и почитание

Для многих народов мира рождение Иисуса Христа стало главным событием в человеческой истории, разделившим ее на «до» и «после». Именно с него начинается эра, которую мы привычно называем «нашей». Многие пророки Ветхого Завета предсказывали явление Спасителя, но относительно времени воплощения Сына Божия библейских пророчеств было только два: патриарха Иакова (Быт.49:10) и пророка Даниила (Деян.9:24–27). В этих пророчествах давалось довольно точное указание на исторические обстоятельства, в которых должен появиться на свет Мессия, то есть Спаситель. Это должно было совершиться, «когда скипетр отойдет от Иуды», в период могущественного языческого царства, которое будет крепко, как железо.

Евангелист Матфей. Евангелие Хитрово. Начало XI в. Москва. Российская государственная библиотека, Москва

И вот, Иудея попала под владычество мощной Римской империи, самого могущественного в древней истории языческого царства, власть в ней от царей из колена Иудина перешла к Ироду, идумеянину по происхождению. Настало время родиться Христу. Исторически это событие произошло в иудейском городе Вифлееме в период царствования первого римского императора Октавиана Августа.

Путешествие волхвов

Клеймо иконы «Богоматерь Тихвинская». ХVI в. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник

В Новом Завете события Рождества описаны двумя евангелистами – Матфеем и Лукой. Евангелие от Матфея (Мф.1:1–17) начинается с подробной родословной Христа, но родословная излагается по линии Иосифа Обручника, который не был единокровным отцом Иисуса. Евреи не вели родословные по женской линии. Но по закону мужчина должен был жениться на женщине из того же рода и колена, к которому принадлежал он сам (Чис.36:6–9). Поэтому, рассказывая о родословной праведного Иосифа, евангелист Матфей тем самым говорит, что и Дева Мария принадлежала к этому же роду, и родившийся от Нее Иисус тоже происходит из колена Иудина и рода Давидова.

В Евангелии апостола Матфея описана известная рождественская история о поклонении волхвов – восточных магов, которые занимались изучением звезд, астрологией. «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». (Мф.2:1–2). В Евангелии не сказано точно о происхождении волхвов, о том, сколько их было. Указывается только, что они были многобожниками, язычниками. Сам факт того, что языческие маги пришли на поклон к новорожденному Иисусу, стало предметом размышлений многих толкователей. Это послужило основанием для многочисленных предположений экзегетов (толкователей священных текстов), а также для развития различных легенд, как на Востоке, так и на Западе. Принято считать, что волхвы были персидского или халдейско-вавилонского происхождения1: во-первых, потому, что они пришли с Востока, а во-вторых, потому, что они узнали о рождестве «Царя Иудейского» по появившейся на небе звезде. Религия этих народов была связана с верой в воздействие небесных тел на земной мир и возможность предсказания будущего по их движению и расположению относительно друг друга. Вавилон и Персия поддерживали тесные отношения с иудеями, поэтому волхвы, в силу своего интереса к религиозным проблемам, вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе – Мессии и о ветхозаветном пророчестве Валаама относительно мессианской звезды: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля...» (Чис.24:17). Помимо этого, появление на небе необычной звезды, как в персидском зороастризме, так и в халдейской магии всегда понималось как предзнаменование события, которое способно изменить мир.

Маги перед Иродом

Витраж. XV в. Франция

В лице волхвов, следующих за звездой, языческий мир обрел путь к истинной вере. Вместе с тем, такое яркое астрономическое явление, если оно реально происходило, должны были видеть не одни волхвы. Остались ли о нем свидетельства в исторических хрониках? Изучению и истолкованию чудесного явления, описанного в Евангелии от Матфея, посвящено немало трудов. В древней Церкви не существовало единого мнения относительно происхождения звезды. Многие ранние отцы и учителя Церкви считали ее каким-то особенным небесным светилом, явленным специально, чтобы ознаменовать рождение Спасителя. Чуть позже сложилось представление о звезде, как об ангеле, принявшем вид звезды (понятный для волхвов знак), и ведшем волхвов на протяжении их долгого пути. В Новое время среди ученых и богословов утвердилось мнение, что явление звезды не должно противоречить естественным астрономическим законам. До сегодняшнего дня исследуются астрономические события, которые произошли незадолго до рождения Младенца Христа. Многие считают, что волхвы наблюдали слияние планет Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб. В древней астрологии соединения Юпитера и Сатурна связывали с величайшими событиями мировой истории. Юпитер был особо почитаемой звездой римлян, Сатурн – иудеев. В этом видят особый знак, поскольку Иисус Христос родился в завоеванной Римом Иудее. Кроме того, в раннехристианской церкви Христа символически изображали в виде рыбы. На латыни слово рыба – ICHTHYS – расшифровывалось как аббревиатура имени Христа (Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель). Единого мнения о происхождении и природе звезды, которая вела волхвов, в Православной Церкви не существует до сих пор.

Итак, волхвы узнали о рождении Мессии по наблюдениям за звездами, но небесные светила не могли указать точного места, где родился Спаситель. Тогда маги отправились в Иерусалим, самый известный иудейский город, и стали там спрашивать: «Где родившийся Царь Иудейский?» (Мф. 2:2). Эти слова напугали правившего в то время царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных мудрецов.

Ирод слыл в народе тираном и узурпатором, его все ненавидели. В жизни царя было много личных невзгод, к старости он стал подозрительным и по малейшему поводу казнил как мнимых, так и реальных врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и его жена, которую он прежде очень любил. На момент рождения Спасителя Ирод был уже старым больным человеком. Когда он услышал о том, что родился Царь Иудейский, то решил, что новорожденного могут использовать для того, чтобы отнять у него власть.

Ирод и книжники

Фрагмент иконы «Рождество Христово». Середина XVII в. Ярославский художественный музей

Ирод решил узнать, кто этот новый «претендент на престол». Он позвал к себе священников и книжников – тех, кто хорошо знал Ветхий Завет – и спросил их о том, где должно родиться Мессии – Христу. Ему ответили, что в Вифлееме. Ирод позвал волхвов, выведал у них время появления звезды и отправил их в Вифлеем узнать все подробности о рождении Младенца, дабы царь Иудеи тоже мог пойти и поклониться Ему. Естественно, это был обман: на самом деле Ирод хотел с помощью волхвов найти Новорожденного и предать Его смерти.

Ничего не подозревающие волхвы отправились в Вифлеем. Они снова увидели звезду, которая начала двигаться по небу, указывая им путь. "И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф.2:9). Волхвы вошли в дом и узрели Младенца с Матерью Его. Они поклонились Иисусу и преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовонное масло).

Поклонение трех восточных царей

1156 г. Мозаика собора Сан-Марко. Венеция, Италия

В подарках этих видят символическое значение: золото Христу принесли, как Царю – в качестве подати, ладан – как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении, а смирну – как Человеку, который смертен (в те времена умерших помазывали маслами со смирной). То есть эти дары указывают на царское, божественное и человеческое служение Иисуса. Кроме того, смирна понимается как символ предстоящей жертвенной смерти Спасителя (Мк.15:23; Ин.19:39). Поклонившись Младенцу, волхвы уже хотели вернуться к Ироду в Иерусалим, но во сне им явился Ангел, который открыл коварные планы царя Иудеи и повелел вернуться на родину, минуя Иерусалим. Такое же повеление получил во сне и Иосиф: «Когда волхвы отошли, – вот, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода» (Мф.3:13–15). Не дождавшись волхвов, Ирод направил в Вифлеем воинов и приказал перебить там всех первенцев мужского пола до двух лет. Сюжеты, посвященные этим событиям, в иконописи называются «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев» и изображаются как отдельно, так и вместе с Рождеством Христовым.

Избиение младенцев

Конец XIII в. Мозаика Баптистерия Иоанна Крестителя. Флоренция, Италия

Довольно долгое время толкователи Евангелия не могли установить точное количество волхвов, пришедших на поклон к Христу. Выдающийся христианский богослов Ориген († 254) впервые привел число три по числу даров. Впоследствии это число утвердилось. В раннем средневековье в легендах появляются имена волхвов: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Встречаются также и описания их внешнего вида: Каспар – безбородый юноша, Мельхиор – бородатый старец, Бальтазар – темнокожий. Есть предание, что Богородица сохранила священные дары волхвов, которые передала Иерусалимской Церкви. До IV века дары хранились в Иерусалиме, а потом в Константинополе в храме Святой Софии. После падения Константинополя в 1453 году Мария (Мара) Бранкович, вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского деспота Георгия Бранковича, привезла «дары» к святой горе Афон и передала монахам (женщинам нельзя ступать на афонскую землю). «Дары», привезенные Марией, представляют собой три небольших энколпиона (ювелирных ковчежца) с частицами ладана, золота и смирны. Они находятся в афонском монастыре св. Павла и почитаются как подлинная святыня.

По преданию, мощи самих волхвов были найдены царицей Еленой и положены сначала в Константинополе. Оттуда были перенесены в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их главы хранятся и в наши дни. В Средние века возникла легенда о том, что волхвы были тремя восточными царями. В их честь на Западе был установлен праздник, который так и называется: праздник трех царей (6 января). Каспар, Мельхиор и Бальтазар в католической традиции считаются покровителями путешественников.

Богоматерь с младенцем на престоле, Поклонение волхвов

VI в. Византия. 12.4 х 21.7 см. Британский музей, Лондон, Великобритания

В Евангелии апостола Луки излагаются другие события, связанные с Рождеством: это рассказ о вертепе, яслях и поклонении пастухов и ангелов. Евангелие от Луки отличается особой точностью и строгой хронологической последовательностью. Его рассказ о Рождестве начинается с описания исторической обстановки: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Аавидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» (Лк. 2:1–5). Действительно, упоминаемый эдикт о переписи вышел в 746 г. от основания Рима, а в Иудее перепись началась приблизительно в 750 г., в последние годы царствования Ирода. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, причем, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. Потому-то Дева Мария и Иосиф пришли в Вифлеем: их предок, царь Давид, родился именно там. Дата этого события, указываемая историками «от основания Рима», – неточная. В республиканском Риме чаще считали года по именам правивших консулов. Только в правление Октавиана Августа (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), когда республиканская форма государственного устройства стала сменяться на имперскую, началось летоисчисление «ab urbe condita» – «от основания города». Традиционно считается, что Рим был основан в 753 году до н. э. Таким образом, 753 год ab urbe condita стал 1-ым годом от Рождества Христова, или новой эры.

Вифлеем встретил путешественников неласково: им не нашлось места в гостинице, поэтому семейству пришлось устроиться на ночлег в пещере, куда в ненастье загоняли скот. "Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:6–7).Один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия, блж. Феофилакт Болгарский († ок. 1107), писал, что Господь явился в мир в пещере для скота и был положен в кормушку «быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс.48:13–21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь».

Родив Сына, Пресвятая Дева Сама запеленала Его и положила в ясли, то есть кормушку для животных. Этими краткими словами евангелист Лука сообщает, что Богоматерь родила безболезненно, а потому сразу смогла встать, взять на руки и перенести Младенца. Однако, выражение евангелиста Луки «и родила Сына Своего первенца» дает повод думать о том, что раз Иисус был «первенцем», то значит, Мария впоследствии родила и других детей. Тем более, что евангелисты упоминают о «братьях» Христа. Но это мнение является ошибочным. Тогда первенцем назывался всякий перворожденный младенец мужского пола, даже если он был первым и последним. Так называемые в Евангелиях «братья» Иисуса не являлись Его родными братьями. Скорее всего, они были детьми престарелого Иосифа Обручника от первой жены. Все они были гораздо старше Христа и поэтому никак не могли быть детьми Девы Марии, которая родила Господа, согласно апокрифам, примерно в четырнадцать-пятнадцать лет.

Итак, Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях все уже спали. Бодрствовали только пастухи, которые стерегли стадо. Евангелист Лука указывает, что именно они первыми узнали о рождении Спасителя, потому что им явился Ангел. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк.2:10–14). Ангел является пастухам первыми за простоту их нрава и незлобие, пишет блж. Феофилакт: «Ангел не явился в Иерусалим фарисеям2 или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы». Хотя, казалось бы, именно толкователи Священного Писания и священники больше других должны были ждать Спасителя. Но нет, они упоминаются евангелистом Матфеем как советчики царя – Ирода, когда тот принимает ужасное решение об избиении младенцев.

Поклонение пастухов

Миниатюра Хлудовской псалтыри. Ок. 830 г. Византия. Государственный Исторический музей, Москва

Играющий на рожке пастух

Фрагмент иконы «Рождество Христово». XV в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пастухи, не медля, отправились в Вифлеем, нашли ту пещеру и первыми поклонились Младенцу. Они рассказали Марии и Иосифу о явлении, которое привело их к колыбели Христа, «а Мария сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем» (Лк.2:19), т.е. запоминала все услышанное. Пастухи стали и первыми проповедниками Христа. Они «рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Мф.3:18).

Строгие и лаконичные рассказы евангелистов, повествующие о Рождестве Спасителя, уже в древности были дополнены апокрифическими историями, в которых, как бы от лица очевидцев излагались подробности из жизни Христа и Богородицы.

Рождество Христово

1552 г. Византия. Монастырь Великий Метеор, Греция

Это протоевангелие Иакова и евангелие Псевдо-Матфея – религиозные сочинения, которые были очень популярны. В канонических Евангелиях бытовые детали часто опускаются как несущественные. Более подробно объясняются только эпизоды, имеющие богословское, вероучительное значение. Апокрифические же сказания дают множество бытовых подробностей, вводят новых персонажей, рассказывают о чудесах, которые не упоминаются евангелистами. В них много сказочного, чувствуется наивное желание с помощью обилия деталей и свидетельств подтвердить реальность рождения Спасителя. В апокрифах чудо рождения Христа включено в повседневную жизнь, что всегда очень привлекает читателя. Сюжеты апокрифов, как не противоречащие учению Церкви, остались в предании и оказали значительное влияние на средневековое искусство и иконографию праздника.

В апокрифах рассказывается, что когда Дева Мария почувствовала наступление родов, Иосиф оставил Ее в пещере и пошел искать повитуху. Когда он возвратился к пещере с двумя женщинами, Зеломой (Геломой) и Саломией, роды уже закончились. Дева Мария родила чудесным образом, безболезненно, сохранив девство. В пещере сиял такой свет, что пришедшие не могли вынести его. Зелома сразу уверовала в то, что Новорожденный – будущий Спаситель – Мессия, и восславила Бога. Саломия же не могла поверить в чудо и пожелала удостовериться в девственности Богородицы. Едва она коснулась Пресвятой Девы, как ее рука отсохла. По внушению ангела Саломия протянула омертвевшую руку к Младенцу и исцелилась. Женщины, ставшие свидетельницами чудесного рождения, на иконах изображаются омывающими Младенца, хотя нигде – ни в канонических Евангелиях, ни в апокрифических легендах – об этом не сказано.

Омовение Христа

Фрагмент иконы «Рождество Христово». XV в. Византия. Афины, Греция

Пещера, в которой родился Христос, или Святой Вертеп – это величайшая святыня христианства. Она сохраняется до сих пор. Эта пещера находится под амвоном Базилики Рождества Христова в Вифлееме и впервые была упомянута в письменных источниках приблизительно в 150 году. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены, матери равноапостольного императора Константина (IV в.), построившей его на щедрые пожертвования сына. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой; она была позолочена, а также украшена драгоценными камнями. Эта звезда имеет 14 лучей и символизирует Вифлеемскую звезду, внутри по кругу надпись на латыни: «Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est» («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»), Древняя звезда была похищена, скорее всего, турками, в 1847 году. Звезда, которую можно видеть сегодня, в том же году была изготовлена по точному образцу древней и укреплена по приказанию султана Дбдул-Меджида I и на его средства. Современная базилика VI–VII веков – это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода. Он не пострадал, так как место рождения Христа почитается и мусульманами, для которых Иисус Христос – это великий пророк Иса.

Впервые пещеру Рождества на русском языке описал в начале XII века игумен Даниил в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли». Сейчас базилика Рождества в основном находится в ведении Православной Церкви. Католической Церкви принадлежит придел Яслей: маленькая часовня, примерно 2x2 м, где находилась кормушка, в которую был положен Младенец Христос. Внутренняя часть Яслей после захвата Палестины мусульманами была вывезена в Рим и хранится в церкви Санта Мария Маджоре. Это деревянный «вкладыш» для каменного углубления в полу, который называется Sacra culla, Cunambulum или Praesepe.

В воспоминание Рождества по плоти Господа Иисуса Христа Церковью установлен праздник. Но день празднования был определен не сразу. В раннехристианской Церкви единого мнения о дне рождения Христа не существовало. В поместных Церквях Рождество чаще всего праздновалось 6 января вместе с Крещением. Этот объединенный праздник назывался Богоявлением. Повсеместно Рождество Христово стало праздноваться Вселенской Церковью 25 декабря только в IV веке, после прекращения гонений на христиан в 324 году. 25 декабря – самый короткий день в году, после которого день начинает прибывать, побеждая ночь и тьму. Дата глубоко символичная: Христос рождается, и мир озаряется «Светом разума» и «Солнцем Правды» – так тропарь Рождества называет Спасителя. Это естественное астрономическое событие, соединившись с Рождеством Христовым, сделалось мощным противовесом языческим празднованиям этого периода. 6 января (19 января по н.ст.) стали праздновать только Крещение Господне, за которым осталось название «Богоявление».

Поклонение волхвов

XII в. Фреска крипты церкви Св. Лаврентия и Богоматери в Таржилес-Аампьер. Франция

Ученые полагают, что дата празднований Рождества была выбрана условно, в противовес римскому культу солнечного бога Митры. День 25 декабря был праздником восточного культа бога солнца. Римские воины, воевавшие на Востоке, распространили почитание Митры во всех завоеванных Римом землях, в том числе и в столице империи. Кроме того, в Риме с 17 по 23 декабря отмечались Сатурналии, то есть праздник в честь языческого бога Сатурна, или Хроноса. Этот праздник носил довольно мрачный характер и сопровождался гладиаторскими боями. Вслед за этим печальным праздником «бога времени» и следовал радостный праздник Митры. Он назывался «днем непобедимого солнца» и был одним из официальных культов Римской империи. Это было торжество, проходившее после зимнего солнцеворота, в честь нарождающегося солнца и в преддверии нового года. Историк и эксперт в вопросах праздников и календаря В. В. Болотов (1853–1900) писал, что язычество – это не только религия, с которой ведет борьбу Церковь, «но и сложившийся известным образом быт». Новообращенный в христианство человек не всегда имеет возможность порвать житейские отношения со своими соседями язычниками. А праздничные ритуалы у язычников занимали едва ли не главное место в жизни и в быту, поэтому вполне могли служить орудием против распространявшегося христианства. «Установить христианский праздник в день праздника языческого, – говорит В. В. Болотов, – значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках». В России Рождество Христово празднуют по Григорианскому календарю 7 января (с отставанием от дня зимнего солнцестояния на 13 дней). К празднованию православные христиане подходят очень обстоятельно: Рождеству предшествует сорокадневный пост, который

Начинается 28 ноября, в день памяти апостола Филиппа (отсюда популярное название «Филиппов» пост). Канун праздника, 6 января, проводят в строгом посте и молитве. В этот день принято говеть (воздерживаться от еды) «до первой звезды», а потом принимать в пищу лишь «сочиво» – замоченную в воде пшеницу с медом или с изюмом. Поэтому канун Рождества называется Сочельником.

Базилика Рождества

VI–VII вв. Вифлеем, Палестина

Рождество Христово

Фрагмент иконы. XVI в. Москва. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Жертва Митры Солнцу (Пиршество Митры)

Фрагмент рельефа. II–III в. Рим. Лувр, Париж, Франция

Ближе к вечеру в канун Рождества в храмах начинается богослужение, читаются особые, «Царские часы». Часы – это псалмы и молитвы, которые читаются каждый день в определенное время суток. «Царские часы» отличаются от обыкновенных тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику «паримии» (избранные чтения из Ветхого Завета). Также читается Апостол и Евангелие. После часов начинается торжественная Всенощная и Литургия, то есть ночная служба, которая идет до самого утра. Поются каноны со словами пророчества о том, что скоро родится Спаситель, что случится чудо. Ближе к полуночи начинается богослужебное празднование самого чуда, и все поют рождественские тропарь и кондак, где говорится о том, что Христос – это Солнце правды, которое озарило наш мир, что все ликуют, и ангелы, и люди, потому что пришел Спаситель, сбылось пророчество, и все дарят Царю-Спасителю свои дары. И всем христианам следует приходить к Нему не с пустыми руками, а принести то, что ценнее всего – чистое, верующее сердце. Рождество празднуется Церковью шесть дней. Праздничные дни идут вслед за Рождеством до самого Крещенского Сочельника. Дни от Рождества3 до Крещения называются «святками», во время них отменяется пост и коленопреклоненные молитвы.

Рождество Христово

Средник иконы. XIV в. Византия. Музей византийского и христианского искусства, Афины, Греция

Тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе».

Кондак: »Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Служба на Рождество Христово

Фрагмент страницы минеи служебной за ноябрь-декабрь. XVI в. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Обычай украшать дома и храмы к Рождеству наряженными елками появился в России в XVIII веке после соответствующего указа Петра I. Он сохраняется и сейчас. Но многие более древние традиции уже утрачены. Например, в дореволюционной России, особенно в деревнях, после ночной службы с самого утра начинались праздничные гуляния: ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах. В XVII веке от западных славян, из Польши, Белоруссии и Украины, пришла традиция устроения вертепа – кукольного театра в виде ящика, представлявшего пещеру Рождества. В России чаще всего Богородицу и Христа не изображали в виде кукол. Вместо Них помещали икону, к которой приходили сначала пастухи, ведомые ангелом, затем волхвы, ведомые звездою. В сюжет вертепного представления включалась и история избиения младенцев царем Иродом. Вертепы могли быть недвижными кукольными сценками, представлявшими пришедших к колыбели Христа ангелов, пастухов, волхвов, животных, а могли быть и настоящими кукольными театрами. Существовал также вертепный театр, где роли исполняли настоящие актеры. Сценарии для вертепных театров писали часто очень именитые авторы, например, святитель Димитрий Ростовский.

В современном мире Рождество Христово отмечают почти повсеместно, и не только христиане. Праздник превратился в веселую и добрую традицию, когда готовят угощения, украшают дом и дарят подарки. В разных странах он сделался частью светской культуры и часто называется просто «Рождество», воспринимаясь как некий общий «день рожденья». Многие даже не вспоминают, что в этот день на земле родился Сын Божий. А зачем Он пришел в мир, большинство и не задумывается. Между тем, для понимания смысла праздника и икон, с ним связанных, необходимо знать: зачем нужно было рождение на земле Бога? Без ясного ответа на этот вопрос понять язык символов в иконах Рождества Христова невозможно. Поэтому уделим этому немного внимания.

Сотворение Адама

Мозаика. Первая половина XIII в. Византия. Кафедральный собор Монреале, Италия

Сотворение человека

Южная дверь иконостаса. Ава центральных клейма. XVII в. Ярославль. Переславль-Залесский музей-заповедник.

В Ветхом Завете написано, что Бог, слепив человека из праха земного, вдохнул в него дух и сделал его не просто одушевленным, а «душою живою». Именно присутствием духа, согласно христианскому учению, человек отличается от животных. Дух стал той частью человеческого существа, которая свойственна только ему. Таким образом, человек был создан как результат соединения двух миров: временного, земного, материального с вечным, небесным и духовным. Тело человека относится к миру материальному, а дух и душа – к вечному, духовному миру. Когда святых отцов спрашивали о том, что такое дух в человеке, они отвечали: душа души. Призвание тела – стать храмом живущего в нем Духа, о чем напоминает апостол Павел (1Кор.6:19). Дух был дан человеку для духовной жизни, то есть для Богообщения. Общаясь с Богом, первый человек имел в Нем источник вечной жизни. Через человека (и только через него) весь остальной сотворенный мир тоже получал возможность соединяться с Богом. Человеческий дух в соединении с Божественным Духом давал бессмертие и остальному земному миру. Но, поддавшись дьявольскому искушению, Адам и Ева, решили стать «как боги». Проявив непослушание и гордость, они вкусили плод с Древа познания добра и зла, отпали от Бога и стали смертными.

Рождество Христово

XVI в. Россия. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кроме смертности, грехопадение имело еще одно последствие, которое в богословии стало именоваться «первородным грехом». В католическом богословии понятие «первородного греха» под влиянием блаженного Августина появилось уже в IV веке, в Православие оно вошло только в XVII веке, но с другим пониманием. Согласно католическому учению, первородный грех передается из поколения в поколение подобно генетическому заболеванию. Послание православных патриархов 1723 года утверждает, что «бременем и следствием падения мы называем не самый грех, но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное правосудие наказало человека за его преслушание». То есть, с православной точки зрения, не сам грех стал свойством человеческой природы, а склонность к нему.

Но этой склонности оказалось достаточно, чтобы в результате грехопадения душа человеческая, изначально чистая и непорочная, была искажена, а тело стало подвержено болезням и смерти. Грехопадение затронуло весь животный и растительный мир. По слову апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22–23).

Нарушив единственную заповедь Божию (не вкушать плода с древа познания добра и зла), люди погрязли во лжи, злобе, эгоизме и других пороках. Все это не было создано Богом, но явилось следствием отпадения от Него. Человек подчинился злу, которое заполонило мир, и, не смотря на то, что Бог всегда протягивает руку помощи, древние люди почти не слышали Его зов.

Многие тысячелетия грех распространялся по миру, разрушая человеческие души и тела. Убийства, разврат и жесткость становились обыденностью. Миру нужен был врач, который смог бы вылечить его. Необходимо было искупить первородный грех и все то зло, которое накопилось на земле. Перед рождеством Иисуса Христа упование на пришествие Спасителя (Мессии) стало всеобщим. Иудеи ожидали Его на основании пророчеств; язычники – в отчаянии от безверия, всеобщей жестокости и распущенности. Лучшие умы языческого мира ясно сознавали бессилие человека к духовному обновлению. В творениях многих философов видно ожидание какой-то Высшей Силы, которая возвратит на землю Золотой Век и научит людей истине. Таким ожидаемым всеми Спасителем стал Иисус Христос, вочеловечившийся Сын Божий, утверждает христианство.

Во II веке святой Ириней Лионский удивительно точно и афористично сформулировал суть Боговоплогцения, суть христианства: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Сам человек по природе своей слишком слаб, чтобы восстановить разорванную когда- то связь с Богом. Поэтому Бог послал Своего Единородного Сына прожить на земле человеческую жизнь и принести Себя в жертву за грехи всех людей, приняв мучительную смерть на кресте. И эта жертва была настолько велика, что искупила грехи всего человечества. Двери в духовный мир открылись для людей, и все души получили возможность вернуться к Богу.

Однако вернуться к Богу, то есть спастись, по христианскому учению, человек может только по собственной свободной воле, которой его наделил Господь. Спасение зависит от самого человека, его жизни и поступков. Господь дал людям шанс – умалился до состояния человека, воспринял всю его природу, кроме греха, и восстановил связь между Собой и людьми. Каждому человеку предложено сделать ответный шаг.

Именно как осмысление значения Воплощения Сына Божия, как проповедь о жертве, принесенной Богом, как призыв Божий, обращенный к человеку, и развивалась иконография Рождества Христова.

* * *

1

Персы и халдеи – древние народы, обитавшие на территории современных Ирана и Ирака

2

Фарисеи – священники, которые из убеждения или из личных выгод, стояли исключительно за обрядовую религию, включая культ жертвоприношений. Фарисеи требовали соблюдения «буквы, а не духа» закона.

3

Рождество Христово Средник иконы. XIV в. Византия. Музей изантийского и христианского искусства, Афины, Греция


Источник: Рождество Христово / Губарева О.В. - СПб. : Метропресс, 2013. - 76 с.

Комментарии для сайта Cackle