Очерки истории русской иконы от Крещения Руси до наших дней
Содержание
Особенности и техника русской иконы Иконопочитание в России Особенности русской иконы Изобразительные средства русских икон и их символика Пространство в русской иконе Свет и цвет в иконе Приемы иконописца Принадлежности иконописца Краски иконописца Очерки истории русской иконы Русская икона в XII–XIV веках Московская икона XV–XVI веков Стоглав: определения об иконах Розыск по делу дьяка Висковатого Московская икона XVII века Русская икона в конце XVII – середине XVIII века Русская икона второй половины XVIII – начала XX века Русская икона ХХ века Школы, направления и основные темы русского иконописания Новгородская иконопись Псковская школа иконописи Тверская школа иконописи Владимиро-суздальское письмо Северные письма (иконопись Северной Руси) Устюжские (вологодские) письма Московская школа иконописания Ярославская школа иконописи Строгановская школа иконописи Годуновская живопись Царские иконописцы Палехские иконы Мстерские иконы Иконопись в селе Холуй Мистико-дидактические иконы Поучительные иконы Фряжское письмо Корсунское письмо Православно-национальное направление в русской живописи «Парижская школа» иконописи Тема Софии Премудрости Божией в русской иконописи Тема Страшного Суда в русской иконописи Основная литература и источники Сокращения названий учреждений и организаций
Русская икона является главным выражением духовности русского народа, отражающим самобытность и величие русской цивилизации, воплощенных в понятии Святая Русь.
В отличие от западной религиозной живописи русская икона не портрет и не картина, а «небесное явление», «подобие Божественного». В ней нет ничего мирского и телесного, ее отвлеченные образы являют тайну невидимого, создают сверхъестественную возможность приближения к Богу.
В книге «Очерки истории русской иконы» собраны самые значительные произведения по истории русской иконы выдающихся ученых и знатоков иконы XIX–XX веков, а также материалы современных исследователей. Многие русские люди до 1917 года знали язык иконы как слова молитвы. В ХХ веке это знание было потеряно. В настоящем издании отражены вопросы богословия, техники и развития иконы от Крещения Руси до наших дней, рассказано об основных школах, направлениях и темах русского иконописания.