иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Платона, игумена Саккудийского монастыря

В 747 г. эпидемия чумы опустошила Константинополь и его окрестности. Умерли и родители прп. Платона. Оставшись сиротой, мальчик был вверен попечению своего дяди, великого казначея империи. Он получил блестящее образование и проявил выдающиеся способности в делах, так что знакомства с ним искали и знатные люди. Однако юноша, не испытывая ничего, кроме отвращения, к мирской суете и легкомысленному образу жизни двора, при любой возможности скрывался от всех, чтобы помолиться в храме или в монастыре.

Когда любовь к Богу окончательно восторжествовала в его душе над тягой к мирским удовольствиям, он отпустил на свободу своих рабов, раздал огромное имение нищим, выделил приданое двум сестрам и удалился на гору Олимп в Вифинии в сопровождении одного лишь слуги. Когда они добрались до одной из пещер, он попросил слугу остричь ему волосы и обменялся с ним своей богатой одеждой и в таком смиренном обличье явился в монастырь Символов. Игумен и основатель монастыря Феоктист спросил его, кто он, какого рода и зачем пришел. Получив благоговейные ответы на все вопросы, игумен вначале с недоверием отнесся к аристократу, привыкшему к утонченной жизни. Но вскоре ему пришлось отказаться от первоначального мнения: он с восхищением наблюдал за успехами молодого монаха.

Прилагая к полному отвержению мира всецелую покорность духовному отцу, прп. Платон исполнял по его благословению самые тяжелые работы в монастыре. С радостью неся свой крест, желая умереть в подражание Христу, он каждый день все более преуспевал в умерщвлении плоти, в ночных бдениях, в сердечном сокрушении и особенно в смирении – основе всякой добродетели. Огражденный от сетей дьявольских исповеданием всех помышлений, он горячо желал в совершенстве подражать смирению Христа, поэтому с радостью оставлял любимое занятие – переписывание рукописей и становился слугой братии. При этом прп. Платон исполнял, если его просили, самую грязную работу, например, возил навоз и растирал зерно. Чтобы испытать Платона, Феоктист иногда незаслуженно бранил его перед чужими людьми и сурово осуждал за прегрешения, в которых тот не был виновен. Платон, считая оскорбления и унижения пользой и славой для себя, склонял голову и со слезами просил прощения, не пытаясь оправдываться.

Этими добродетелями святой снискал любовь духовного отца и всех богобоязненных людей, так что по смерти Феоктиста он вынужден был против своей воли стать его преемником (770). Возведение в игуменский сан стало для Платона причиной еще больших духовных достижений. Поселившись за пределами монастыря415, он всю неделю питался одними сырыми овощами, разделяя трапезу с братией лишь по воскресеньям. Он проявлял также большое воздержание в питье и употреблял воду не чаще чем раз в три дня, иногда даже два раза в неделю. Так он управлял общиной, будучи самым усердным в молитве и далее других монахов продвинувшись на пути к высотам созерцания.

Время, не занятое молитвой, прп. Платон посвящал переписыванию сочинений святых отцов красивым изысканным почерком416. Таким образом он приобрел глубокие познания в церковном Предании и явился вдохновителем монашеской реформы, которая стала необходимой из-за неурядиц, вызванных иконоборчеством.

Во время гонений Константина V Копронима (780) он отправился в Константинополь, где близкие приняли его с таким радушием, будто он воскрес из мертвых. Его подвижнический облик, его мягкосердечие, благодать его слов, исполненных евангельской сладости, сделали Платона центром притяжения для всей столицы. Словно новый апостол, сделавшись всем для всех (см.: 1Кор. 9:22), он вразумлял тех, кто уклонялся в ересь, убеждал супругов в необходимости воздержания, призывал девушек сохранять девство, утешал обремененных, мирил ссорящихся. Исцеляя души и давая советы властям предержащим, он всем внушал стремление к совершенству. Платон убедил свою сестру Феоктисту принять постриг вместе с супругом Фотином, тремя их сыновьями: Феодором [11 нояб.], Иосифом [14 июля] и Евфимием, а также их дочерью, привел к иночеству всех братьев Фотина и многих его друзей.

Святой отказался от управления столичным монастырем и от возведения в сан митрополита Никомидийского. Вместо этого он удалился с близкими в наследственное владение под названием Саккудий, которое они превратили в общежительный монастырь. Созданная на прочном основании святоотеческих преданий, обитель вскоре насчитывала около ста монахов и сделалась образцом для многих монастырей того времени. Братия в монастыре были так же тесно связаны с игуменом, как члены тела с головой.

Однако прп. Платон горел желанием уединенной жизни. Видя исключительные достоинства своего племянника, св. Феодора, он должным образом подготовил его к возведению в сан и передал ему управление монастырем под предлогом своей болезни, а сам удалился в затвор (794). Феодор, исполняя обязанности игумена, т. е. самое тяжелое послушание для монаха, оставался во всем покорным и послушным духовному отцу и всегда, даже после смерти последнего, обращался со словом назидания к своим ученикам от его имени и испрашивая его молитв.

Мирная жизнь монастыря была потревожена возмущением, которое вызвал прелюбодейный брак Константина VI с Феодосией, придворной его матери и близкой родственницей Платона и Феодора417. Отбросив человеческий страх, святые возмутились против притязаний государя поставить себя выше церковных канонов. Император призвал Платона в Константинополь и попытался заставить его уступить. Но дерзновенный исповедник, словно новый Иоанн Креститель, сказал в лицо императору: « Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18). Немедля закованный в цепи, прп. Платон был заключен по приказу императора в тесную темницу. Пищу святому давали через маленькое окошечко в двери. Община Саккудия рассеялась, монастырь был разграблен, а св. Феодор вместе с одиннадцатью монахами монастыря был сослан в Фессалонику.

Некоторое время спустя Константин VI был свергнут в результате дворцового заговора. Императрица Ирина, правившая теперь единолично, освободила Платона, возвратила Феодора из ссылки, насельники монастыря смогли вернуться в Саккудий (797). Однако из-за угрозы арабских набегов они были вынуждены искать спасения в Константинополе. Императрица отдала им Студийский монастырь, разоренный во время иконоборческих гонений. Платон поручил управление обителью Феодору, а сам жил затворником в келье со свинцовой кровлей. Зимой в ней было невыносимо холодно, а летом она раскалялась, как печь вавилонская.

Эта полутемная келья стала местом сильнейшей духовной брани святого. Его ноги притягивала к земле тяжелая цепь – дух же возносился к высотам созерцания. Затворник, тем не менее, никогда не пренебрегал общением с братиями. Он всегда был готов принять их у себя, чтобы утешить в испытаниях и воодушевить на духовную брань и терпение или наставить в учении святых отцов.

Словно Моисей и Аарон, управляли Платон и Феодор в законе Божием избранным народом студийских монахов. Они ревностно почитали святые предания Церкви, и именно поэтому воспротивились, во имя святых канонов, а не из личной вражды, возведению на патриарший престол св. Никифора [2 июня], который был мирянином (806). Тогда они были силой изгнаны из монастыря воинами императора и страдали от жестоких преследований целый год. Затем Платон был осужден лжесобором епископов, стремившихся угодить государю, и передан злонравным монахам, которые с бесчестьем доставили его на о. Оксия в архипелаге Принцевых островов. Там преподобного заточили в тюрьму и лишили необходимого врачебного ухода, невзирая на его пошатнувшееся здоровье.

Когда император Никифор I узнал, что святой на пороге смерти, он хотел отменить приговор, но, не успев распорядиться о возвращении студийских монахов, был убит в битве с болгарами (29 июля 811). По приказу нового императора Михаила I, изгнанникам разрешили подвизаться в Студийском монастыре. Однако Платон не возобновил затворничества. С большой неохотой он согласился несколько облегчить страдания своего тела, истощенного множеством испытаний. Прикованный к постели, он, молясь и беспрестанно размышляя в сердце, укреплял общину монастыря советами.

Во время Великого поста 814 г. св. Платон тяжело заболел. Он попросил перенести его к могиле, для него приготовленной, и с облегчением воскликнул: «Здесь место моего упокоения!» Многие знатные люди посетили его. Среди них был и патриарх Никифор, с которым прп. Платон великодушно примирился. Затем святой простил своих гонителей по примеру Христа и сказал Феодору и братии, что у него не осталось ничего своего, ибо он все отдал им. Преподобный отошел ко Господу в Лазареву субботу, воспевая хвалебную песнь: «Воскреснут мертвии и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются»418. После отпевания, которое совершил патриарх при большом стечении народа, св. Феодор Студит произнес надгробное слово святому аскету – живое свидетельство любви, которую питал ученик к духовному отцу419.

* * *

415

Монастырь Символов, как большинство Олимпийских монастырей того времени, действовал отчасти в качестве лавры.

416

Многие исследователи связывают именно с ним становление византийского минускула.

417

Об этих событиях и продолжении конфликта студийских монахов с императорской властью см. также в статье о прп. Феодоре Студите под 11 ноября.

418

Ирмос пятой песни канона Великой Субботы.

419

PG 99, 803–850.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle