5 апреля
Память преподобного Марка Афинского
Блж. Марк был по происхождению афинянин. и вначале занимался изучением философии. Осененный благодатью Божией, он принял христианство и был крещен. По смерти родителей, размышляя о суете человеческой жизни, он решил оставить мир и вверить себя Промыслу Божию. Марк расстался со всем, даже со своими одеждами, и сел на доску, плывущую по морю. Тогда Ангел, нисшедший с неба, препроводил его до горы Тармака, на границе Египта и Эфиопии414.
Многие годы спустя два Ангела явились во сне некоему монаху по имени Серапион, который жил в монастыре, расположенном в двенадцати днях пути от Александрии. Посланники Божии возвестили ему, что он должен поспешить на гору Тармака, чтобы присутствовать при последних мгновениях жизни старца Марка и предать его достойному погребению. Утром Серапион открыл видение игумену, который, распознав в нем знамение Божие, преподал монаху благословение на путешествие.
Серапион, на крыльях святого желания, за пять дней прибыл в Александрию, где разузнал о пути, ведущем на таинственную гору, и отправился на юг, в бесплодную пустыню. Через двадцать дней пути, в течение которых он не встретил ни единого живого существа, Серапион пал на землю, томимый усталостью и жаждой, и был готов умереть. Но в этот момент ему явились два Ангела, утолили его жажду и сопровождали до конца пути. Семь дней спустя они наконец пришли к горе Тармака, высокой, лишенной растительности, вершина которой, казалось, теряется в небесах.
Серапион без труда нашел пещеру святого, ибо Ангелы пели гимны около нее. Приблизившись, Серапион услышал голос старца: Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! (Пс. 102:1). Внезапно подвижник прервался и предстал перед Серапионом, чтобы приветствовать его. Когда посетитель простерся у его ног, святой старец поднял его и нежно обнял, а затем посадил рядом с собой в темной пещере. На нетерпеливые вопросы Серапиона он ответил: «Вот уже восемьдесят пять лет, дитя мое, я не видел ни человека, ни зверя в этой пещере и не вкушал пищи, приготовленной рукой человека». Он рассказал Серапиону всю свою историю и добавил, что первые три года отшельничества вел жестокую и непрестанную брань против голода и жажды, против стихий и суровости климата, но особенно – против бесов, которые набрасывались на него, чтобы изгнать из прибежища, служившего им со времен сотворения мира. Тем не менее отшельник выдержал, и по окончании периода искушений благодать Божия посетила его и доставила совершенное бесстрастие, которое сделало его неуязвимым для суровости стихий и нападений бесовских.
Когда рассвело, Серапион разглядел лицо святого и ужаснулся – оно было покрыто шерстью, как у животного. Марк поведал ему, что шерсть дарована ему от Господа, чтобы предохранить от страшного ночного холода. Далее они продолжали беседовать много часов. Марк в свой черед расспрашивал о новостях из мира и оплакивал оскудение веры среди христиан. Затем он предложил гостю стол, покрытый незатейливыми, но очень вкусными блюдами, которых не сыщешь нигде в мире, и сказал, что с тех пор, как благодать посетила его, он всегда находит такую трапезу, когда имеет в ней нужду, так что ему нет необходимости заботиться ни о пище, ни о питье.
Как только трапеза завершилась, старец с великой радостью возвестил Серапиону, что ему пришло время расстаться с тленным телом и достигнуть обители праведных, чтобы обрести там вечный покой. При этих словах блистание света наполнило пещеру, распространяя свои отблески повсюду окрест горы. Св. Марк вознес пламенную молитву о спасении всех тех, кто ради любви ко Христу заключен в темницах или живет в подвиге, во глубине пустынь или в монастырях. Взяв с Серапиона обещание не сохранять ни частицы его тела для почитания, он по-отечески обнял монаха, помолился о его спасении и пригласил преклонить колена вместе с ним. В это мгновение Ангел с высоты небес призвал иное бестелесное существо принять в объятия душу блаженного. Тогда Серапион увидел Небеса широко отверстыми и душу св. Марка, всю облеченную в белое, с торжеством проходящую полки бесов, которые тщетно пытались воспрепятствовать ее восхождению.
Как только это дивное видение исчезло, Серапион тщательно заложил вход в пещеру, ставшую гробницей св. Марка. Два Небесных существа помогали монаху на обратном пути, и он за один день достиг своего монастыря. Все отцы обители вознесли хвалу Богу, услышав рассказ Серапиона.
* * *
Согласно восточным версиям этой истории. Греческое «Житие» говорит о некой «Фракийской горе». Ни та ни другая не упоминаются в иных источниках.