2 января
Память святой праведной Иулиании Лазаревской, Муромской
Блж. Иулиания была дочерью одного из придворных сановников царя Иоанна Васильевича Грозного. Ее отец был очень богат, владел многочисленными крестьянами и при этом был человеком благочестивым и нищелюбивым. В шесть лет Иулиания осталась сиротой и воспитывалась бабушкой и теткой. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, ее выдали замуж за дворянина Георгия Осоргина, жившего в своей вотчине в Лазаревском, близ города Мурома.
С детства св. Иулиания отличалась кротостью, послушанием и любовью к молитве. Несмотря на уговоры близких, она избегала игр и мирских развлечений и часто уединялась для молитвы и земных поклонов. После замужества Иулиания смогла продолжать духовное делание, будучи при этом примерной супругой и хозяйкой дома. Она вставала на заре и ложилась последней, отдыхала лишь несколько часов, затем поднималась и до утра продолжала молиться. Когда муж был дома, св. Иулиания вместе с ним совершала по сто земных поклонов каждый вечер. Когда же он надолго уезжал исполнять царские поручения, она проводила все ночи в молитве и труде.
Не имея права распоряжаться имуществом по собственному усмотрению, святая своим трудом добывала деньги для раздачи бедным. Так с помощью одной из служанок она тайно кормила и одевала целые семьи. Когда еще в царствование Ивана Грозного в этих землях случился голод, милосердие св. Иулиании не знало границ. Поскольку денег, заработанных ее трудом, уже не хватало, она нашла другой способ раздавать пищу. Милосердная женщина попросила свекровь распорядиться, чтобы за едой ей подавали двойную порцию, говоря, что после многочисленных родов якобы не может насытиться обычным количеством пищи.
Каждый раз, когда в их деревне кто-то умирал, Иулиания подолгу молилась о спасении его души, и, если это был бедный человек, она хоронила его за свой счет. К слугам святая относилась как к собственным детям, стараясь каждый раз найти какое-нибудь объяснение их ошибкам или промедлениям в работе.
После того как двое из ее сыновей умерли один за другим, св. Иулиания со слезами молила мужа позволить ей удалиться в монастырь. Он отклонил просьбу, говоря, что она должна вырастить других своих маленьких детей, но позволил ей с этих пор вести монашескую жизнь в миру. Она стала еще больше поститься, еще меньше спать, ложась на голую землю и подложив под голову поленья вместо подушек. Целые ночи она проводила в молитве, а на заре приходила в церковь и молилась на утрени и Божественной литургии.
Через десять лет муж Иулиании скончался. Тогда она употребила все свое имущество для дел милосердия. В середине зимы святая одолжила денег у сына, чтобы сшить себе шубу, но и эти средства раздала бедным, а сама ходила в церковь с голыми ногами, в изношенных сапогах. Когда родные упрекали ее в том, что и в старости она истязает свое тело, св. Иулиания отвечала: «Вот и хорошо! Те части моего тела, которые умерщвляются сейчас, потом не будут съедены червями. Какая польза в том, чтобы питать плоть, теряя душу?» И днем и во сне на ее устах непрестанно была Иисусова молитва. Однажды, когда святая молилась в своей часовне, бесы набросились на нее, чтобы убить. Иулиания призвала свт. Николая, который тотчас явился с палкой в руке и прогнал бесов.
В царствование Бориса Годунова на русские земли обрушился страшный голод, опустошавший страну в течение трех лет (1601–1603). Люди, уподобившись зверям, вынуждены были есть человеческую плоть. Св. Иулиания, истощив все свои запасы, продала скот, раздала имущество, а затем освободила своих крестьян. Но многие из них не хотели уходить от нее. Святая сделала все, чтобы спасти их от голодной смерти. Молитвой она смягчила горечь диких трав и сделала из них хлеб.
За все годы испытаний «с ее губ не слетело ни ропота, ни печального слова; напротив, она казалась еще более радостной, чем в предшествующие годы», пишет ее сын и биограф. В 1604 г. в возрасте семидесяти лет, испросив прощения у всех, кто ее окружал, и завещая им творить милостыню и дела милосердия, св. Иулиания отошла ко Господу. Тогда над ее головой видели сияние, подобное нимбам святых на иконах.
Через десять лет тело Иулиании обрели нетленным во гробе, который был наполнен благоуханным миром. С этого времени почитание святой получило широкое распространение и продолжало расти в русском народе, вплоть до официальной канонизации в 1988 г., которую Московская Патриархия приурочила к Тысячелетию Крещения Руси.