Азбука веры Православная библиотека Богословие Апологетика Вышний замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом
Валентин Велчев

Вышний замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом

Источник

Содержание

К русскому читателю

Предисловие переводчика

Введение. Философия науки § 1. Брошенная перчатка § 2. К чему стремится наука? § 3. Если невозможно доказать существование божественного разума, то как тогда подтвердить и наличие человеческого интеллекта? § 4. Возможные причины § 5. Метод аналогии § 6. Применение метода аналогии § 7. Мнение «реакционных» философов и ученых § 8. «Уловляет мудрых в лукавстве их» (1Кор.3:19) § 9. Заключение Часть 1. Столь изящная вселенная Глава 1. Расположил все мерою, числом и весом § 1. Почему в науке нужна эмпирическая проверка § 2. Основной философский вопрос: что первично – материя или сознание? § 3. Диалектический материализм § 4. Теория Большого взрыва § 5. Критический анализ § 6. Рассмотрим теперь эти три предпосылки более подробно § 7. Христианский теизм 7.1. Несколько слов о Боге 7.2. Творение мира § 8. Каким образом в микрокосмосе выражены принципы сознательного творчества? § 9. Возможна ли верификация натуралистического и библейского мировоззрений? § 10. Предсказания эволюционной модели § 11. Предсказания христианской модели § 12. Экспериментальная проверка теорий, относящихся к микрокосмосу Глава 2. Небеса возвещают славу Божию § 1. Краткая история гипотезы Большого взрыва § 2. Современные исследования Вселенной § 3. Что говорят данные наблюдений? § 4. Библейская космологическая модель § 5. Эмпирические следствия § 6. Заключение Глава 3. Вопрос о времени в науке и Библии § 1. Время с точки зрения науки § 2. Время в Библии Часть 2. Таинство жизни Глава 1. Этапы абиогенеза и эволюции организмов § 1. Несовместимость теорий эволюции и сотворения мира § 2. Позиция диалектического материализма Глава 2. Критика гипотез возникновения Земли, абиогенном происхождении жизни и эволюции видов § 1. В начале скажем несколько слов о возникновении планеты земля, ее гидросферы и атмосферы § 2. Каковы наиболее существенные недостатки абиогенной гипотезы? § 3. Возможна ли эволюция организмов? Глава 3. Библейский рассказ о сотворении мира § 1. Взгляды отцов Церкви § 2. Какое толкование библейского рассказа о творении мира может претендовать на наибольшую правильность? § 3. Творение человека § 4. Хотя и вне контекста, скажем несколько слов о грехопадении Глава 4. Согласуются ли научные данные с библейским рассказом о сотворении мира? § 1. Возникновение химических элементов, земной атмосферы, гидросферы и биосферы § 2. Ископаемые § 3. Генетическая информация § 4. Существует ли «древо жизни»? § 5. Происхождение человека § 6. были ли предки у человека? Часть 3. Христианские корни современной науки Глава 1. Идеологи просвещения § 1. Образы войны § 2. Наука с точки зрения позитивизма § 3. История науки как история идей Глава 2. Материализм и познание § 1. Идейное «богатство» материализма § 2. Какие еще философские течения повлияли на натурализм Хокинга и Млодинова? § 3. Обладает ли подлинно научным статусом эволюционное учение Чарльза Дарвина? § 4. Почему мы здесь? Глава 3. Христианское просвещение § 1. Научный вклад древних цивилизаций § 2. Развитие образования в христианской Европе § 3. Теория познания и состояние науки в средние века § 4. Смысл жизни с точки зрения христианства Глава 4. Предпосылки возникновения современной науки § 1. Несколько слов о взаимоотношениях науки и философии § 2. Историческое развитие научной методологии § 3. Библейские принципы научного мышления Глава 5. Взгляды на сотворение мира § 1. Научный креационизм § 2. Теистическая эволюция Заключение. Какой Бог? § 1. Опыт научного доказательства бытия Божия § 2. Библейский ли Бог является Творцом? Терминологические словари Физико-космологический словарь Биологический словарь Богословско-философский словарь Библиография  

 
К русскому читателю

Дорогие братья и сестры!

В прошедшем ХХ веке не только в России, но и в Болгарии марксистская диалектико-материалистическая философия делала непрестанные попытки дискредитировать учение Православной Церкви. С точки зрения этой философии, религия возникла из страха первобытных людей перед стихиями природы и являлась фантастическим отражением действительности в их сознании: боги, мифические герои и события появились в результате усилий непросвещенного человека понять различные природные и общественные явления. Так называемый научный атеизм, развившийся во времена социализма, ставил целью не только подвергнуть критике, но и полностью опровергнуть и отвергнуть религиозные учения и предрассудки (особенно христианские!) с точки зрения того, что он считал научной картиной мира. Упорно и систематически насаждаемое у нас в продолжение почти полувека (а в России даже гораздо дольше!) атеистическое мировоззрение наполнило всё общество глубокой бездуховностью и оставило верующих без необходимого религиозного просвещения.

Мои интересы как богослова всегда были направлены прежде всего на область апологетики, точнее на критическое осмысление различных теорий о Сотворении. В результате моих многолетних усилий в 2018 году в Болгарии вышла книга «Вышний замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом», опубликованная издательством Софийского университета. Она является ответом на совместный труд Стивена Хокинга и Ленарда Млодинова «Высший замысел», но идет и гораздо дальше, поскольку пытается задать новую универсальную научную парадигму, призванную вытеснить натуралистическую точку зрения на эволюцию Вселенной, живых существ и человека. Рецензентами были профессора биологии и философии, но в ходе работы я консультировался и с представителями других областей науки: физиками, математиками, богословами и т.д. В книге прослеживаются последние научные открытия в физике, астрономии, космологии и биологии по ведущим научным изданиям и журналам. После презентации книги в Софийском университете меня пригласили представить ее и в Болгарской академии наук (БАН), Пловдивском университете, а затем и на двух международных научных конференциях: первая состоялась с участием ученых из Германии, Швейцарии, США и др., а другая – с участием ученых из России, Сербии, Израиля и т.д.

Для меня выход этой книги на русском языке – радостный повод обратиться к русскому православному читателю, чтобы предложить его вниманию мой апологетический, но в то же время и научный труд, которому я отдал почти десять лет жизни! Не будем забывать, что, несмотря на свободу и демократию, христиане в наших странах составляют всего несколько процентов населения. Это так, потому что мы боимся принять бой с материализмом и атеизмом за умы и сердца людей. Из текста книги вам станет ясно, что современная наука призвана в высшей степени выполнять функции христианской апологии, и мы просто обязаны превратить ее знание в наше лучшее оружие, которым можно разрушать твердыни человеческих заблуждений и пленять всякое помышление в послушание Христу (ср. 2Кор.10:4–5)!

Признательный болгарский народ будет всегда помнить подвиг русских братьев, освободивших его от пятивекового османского рабства, поэтому я хочу специально посвятить настоящую монографию РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ!

Валентин Велчев

Предисловие переводчика

Представляя вниманию читателя книгу Валентина Велчева «Вышний Замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом», хотелось бы прежде всего сказать несколько слов о значении христианской апологетики в современном мире.

Хотя тяжеловесная идеологическая обработка и ушла в прошлое, в целом позиции атеизма и материализма в современном обществе сохранились совершенно не поколебленными и сегодня они готовятся к новому наступлению на умы и души людей. Атеизм, неважно – просвещенческого, марксистского или модного нынче «постмодернистского» толка, пустил глубокие корни в образовании, науке, культуре, СМИ, по сути институционализовавшись в них, готовя в каждом новом поколении новые кадры и воспроизводясь в качестве некоей самоочевидной истины, самодостаточной парадигмы, вне которой могут оставаться лишь «фанатики», «маргиналы» и «чудаки». Хотя христиане и вообще верующие в Бога люди формально не преследуются, они вынуждены жить с этой незримой стигмой изгоев культуры и бороться за свою веру, за детей и за молодежь в условиях недоброжелательной идеологической радиации. Школа и университет, будучи формально идеологически нейтральными, штампуют тем не менее определенным образом подготовленные умы, внушают исподволь определенные установки на восприятие мира – и эти установки очень далеки от того детски-теплого доверия к Создателю, Источнику жизни, которое сохраняло тысячелетиями человечество, давало ему возможность жить в мире с Землей и природой и вдохновляло его на взлеты пророков, гениев и мудрецов во всех сферах культуры и миропознания. Сегодня эта связь глубоко нарушена, если не разорвана. Отказавшись от своего божественного происхождения, отвергнув небесного Отца, человек стал сиротой и изгоем в мире – и успешно разрушает этот мир, расчеловечивает самого себя и отнимает будущее у своих детей.

В условиях жесткой, подчас смертельно напряженной борьбы за умы и сердца людей, за душу новых поколений, особенное значение приобретает христианская апологетика. Из отвлеченной академической дисциплины она становится важнейшим практическим оружием в ежедневной борьбе христианина за свои убеждения. Ведь каждый из нас должен уметь защитить свою веру в соответствии со словами Писания: «...будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр.3:15). И поэтому книги, подобные той, которую читатель держит ныне в руках, являются для современного защитника веры бесценным подспорьем в его борьбе с предрассудками и предубеждениями против христианства.

Для меня является особенным удовольствием представить читателям ее автора. Валентин Велчев – болгарский ученый, богослов, православный публицист и апологет. Родился 25 января 1963 г. в Оряхово. В 1981 г. окончил математическую гимназию во Враце с отличием. Выигрывал первые места на национальных олимпиадах по математике и физике. По его собственным словам, первоначально он собирался изучать астрономию, но впоследствии изменил свое решение и выбрал биологию и химию. В 1989 г. окончил Высший институт зооинженерии и ветеринарной медицины (ВИЗВМ) в Старой Загоре. В 1995 г. окончил биологический и химический факультеты Софийского университета. В 2012 г. окончил православный богословский факультет Великотырновского университета со степенью магистра богословия. Работал два года зооинженером в аграрно-промышленном комплексе, затем 25 лет преподавателем биологии и химии. Живет в Софии.

Валентин Велчев – автор нескольких книг на богословские, философские и апологетические темы и множества статей и публикаций в болгарской, российской и англоязычной научной периодике и в Интернете. Предлагаемая ныне вниманию российского читателя книга вышла впервые в 2018 г. в издательстве Софийского университета и вызвала большой интерес в научных кругах Болгарии. Книга задумана как опыт всесторонней полемики с материалистической концепцией мироздания и философией науки Ст. Хокинга и Л. Млодинова, изложенными в их известном труде «Высший Замысел» (The Grand Design). На огромном фактическом материале из биологии и генетики, физики, астрономии, космологии и других наук рассмотрены темы эволюции, происхождения Вселенной и «разумного замысла». Автора приглашали представить свой труд в Софийском университете, в Болгарской академии наук (БАН) и в Союзе пловдивских ученых. С докладами по нему он выступил на двух научных конференциях с международным участием.

Счастливо сочетая безусловную убежденность в истине христианской веры, талант писателя и публициста и энциклопедические познания во многих ключевых областях современной науки, В. Велчев успешно, я бы даже сказал блестяще, развенчивает многие предрассудки и мифы, укоренившиеся в головах наших современников, в том числе главный из них – что наука и вера противоположны, что современное знание о мире уводит от Бога, а не приводит к Нему. Какой же это парадокс, какой абсурд: вместо того, чтобы порождать благоговение перед удивительной мудростью Создателя, современные знания человечества о природе, доходящие в некоторых науках до невероятной красоты и глубины, используются в наше время для пропаганды самого пошлого и вульгарного безбожия! На самом же деле все те удивительные картины тончайшей красоты и высочайшего порядка на всех уровнях мироздания, которые разворачивает перед нашим ошеломленным взором современное научное знание, свидетельствуют с огромной убедительностью и настойчивостью именно о существовании великого Художника, премудрого Мастера и Творца. И под микроскопом, и под мощнейшими космическими телескопами Вселенная вопиет к нам, вопиет к человеку о своем несомненном разумном происхождении. От чудесного, художественно изваянного строения атома до судьбы звезд и галактик – все несет на себе печать вечного Разума, все «возвещает славу Божию» (Пс.18:2). Было бы невероятной глупостью, даже подлинным мракобесием проходить мимо очевидных фактов и отвергать их. И В. Велчев помогает нашему разуму бежать из плена глупости и абсурда. Он бросает беспощадный свет на множество укоренившихся заблуждений, разрушает с легкостью идолы, которые навязывались нам в качестве непогрешимых еще со времен нашего детства, – и делает это на базе множества фактов, огромной собранной информации, включающей открытия, сделанные в последние годы и даже месяцы и неизвестные большинству людей; книга работает с самыми последними, самыми свежими достижениями науки. Эрудиция автора впечатляет. И весь этот огромный материал он сумел подать легко, остроумно, ненавязчиво, не переутомляя читателя, словно ведя его за руку сквозь извилистые лабиринты бесчисленных научных идей, теорий, гипотез и очаровывая ясностью ума и слога.

Подзаголовок книги – «Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом». Как уже было сказано выше, книга задумана как всесторонняя полемика со взглядами известного британского ученого, к сожалению ныне покойного. Со своими атеистическими убеждениями и большой научной славой Хокинг сделался чем-то вроде знамени для современных атеистов наряду с другими такими известными «апостолами атеизма» как Дэниел Деннет, Ричард Докинз, Сэм Харрис, Кристофер Хитченс. Сегодня они продолжают дело знаменитых богоборцев прошлого – Маркса, Ницше, Ленина и других. Наш автор успешно полемизирует с ними и это, разумеется, заслуга не только его личного таланта и мастерского пера, – сама объективная истина на его стороне. Впрочем, пусть читатель сам судит о том, кто побеждает в этом споре атеистов и христиан, и вручит венок своего признания более сильным и подготовленным.

Выход на русском языке интересной и заставляющей задуматься книги современного христианского ученого и апологета – радостный факт, и пусть он не останется одиночным! Желаем книге и ее автору успеха. Поле, на котором он выступил, огромно, неразработано и ждет делателей. Дай Бог, чтобы они появились. В добрый путь!

Андрей Романов

Памяти Стивена Хокинга

В тот самый день, когда я закончил эту книгу, СМИ распространили весть о смерти Стивена Хокинга. Должен признаться, что мне стало больно! Хокинг был частью моего мира вместе с Битлз, Перпл и Роллинг Стоунс. Мира, который все уходит и все никак не уйдет!

Я всегда восхищался им – лишь один крохотный мускул на его щеке работал, а он непрерывно формулировал теории, писал книги, преподавал студентам, участвовал в фильмах и... всего не перечислишь. Его имя связывали с новейшими и самыми свежими идеями, которые выходили еще горячими из лабораторий и кабинетов исследователей. Его жизнь была непрестанным мученичеством во имя науки. Мученичеством, которое в то же время делало его счастливым!

Может быть, наиболее сильно и точно прозвучали слова женщины-астронома Уэнди Фридман: «Никто другой после Эйнштейна не вызывал такого интереса у широкой публики. Он, обладатель ума, которым не наделены простые смертные, превратился в икону. Люди не всегда понимают его идеи, но знают, что он блистателен. Человеческий элемент в его борьбе тоже привлекает массовое внимание»1.

Несмотря на его замечательные открытия, связанные прежде всего с радиацией черных дыр, объединившие квантовую теорию, общую теорию относительности и термодинамику, Хокинг так и не был удостоен Нобелевской премии. Как сказал в интервью шведскому радио профессор Стокгольмского университета Эдуард Мертсель: «Главное препятствие состоит в том, что пока никто не смог подтвердить наблюдениями истинность замечательных открытий всемирно известного ученого»2.

Хотя он и обладал целой дюжиной наград самых престижных научных обществ, я считаю, что Британское Королевское общество без всякого колебания могло бы учредить звание «Героя науки» и присудить ему его посмертно! Хокинг – далеко не единственный, кто должен получить такое признание, но он, несомненно, один из тех, кто заслужил его в наибольшей степени!

Помню, что в 2010 г. бестселлер «Высший замысел» сильно возбудил умы. Верующие были скандализованы, ибо, на первый взгляд, авторы как будто не оставляли места для религиозного объяснения мира, а атеисты ликовали – наконец-то Хокинг перешел открыто в их лагерь! Журналисты, разумеется, немедленно воспользовались начавшимся переполохом, подливая дополнительно масла в огонь заглавиями вроде: « Стивен Хокинг захлопнул дверь под носом у Бога», «И сказал Хокинг: нет Бога», «Космологи доказали, что Господь не создал Вселенную» и т. д.

Незадолго до того и я опубликовал книгу, которая трактовала те же проблемы, но с диаметрально противоположной точки зрения. Впрочем, расскажу в двух словах, как я дошел до своего собственного «просветления». Я закончил гимназию с физико-математическим уклоном. Первоначально я собирался изучать астрономию, но из-за некоторых обстоятельств освоил биологию, а позднее и богословие.

Я был совершенно убежден в правоте дарвиновского учения и даже после того, как из атеиста сделался христианином, не собирался подвергать его сомнению. Для меня было неважно, как именно Бог создал мир, ведь у Него неограниченные возможности – даже такие, которых мы не можем себе представить. Вот почему я решил исследовать, каковы принципы, лежащие в основе человеческой творческой деятельности, и проверить, не содержатся ли они также и в устройстве Вселенной и живых существ.

Однако в ходе работы я наткнулся на несколько занимательных научно-популярных книжек, которые описывали весьма существенные проблемы, стоящие перед космологией. Они были написаны еще во времена социализма учеными, работавшими в бывшем Советском Союзе, которых никто не мог бы упрекнуть в нелояльности к идеям диалектико-материалистической философии. Это заставило меня изучить данные вопросы подробнее. Я прочитал все книги и учебники, затрагивающие новейшие достижения и модели в физике и космологии. (В связи с этой темой я не пользовался креационистской литературой, так как не нашел ничего подходящего. Все же я просмотрел несколько подобных произведений, но они были связаны только со спорами вокруг биологической эволюции.)

В какой-то момент я пришел к выводам, которые словно выкристаллизовались сами из современной научной картины мира и были весьма неожиданны даже для меня самого. Я внимательно доразработал, обобщил и систематизировал их в книге «Вера и наука», вышедшей в свет в середине июня 2010 г., то есть всего за несколько месяцев до «Высшего замысла». Но после знакомства с содержанием произведения Хокинга и Млодинова я решил переработать ее содержание с тем, чтобы она превратилась в полемику с положениями, которые защищали эти авторы. Для этой цели мне пришлось сократить некоторые части книги, переделать другие, а также дополнить ее новыми главами, вследствие чего «Вышний замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом» может с полным основанием считаться совершенно новым трудом. Читатель должен помнить, однако, что перед ним не трактат по физике, астрономии, космологии, биологии и т. д., что здесь рассматриваются единственно отдельные аспекты философии природных наук, связанные с мировоззренческой функцией познания.

Вот вкратце основные проблемы, на которых я остановился:

1) Действителен ли аргумент о Мультивселенной в качестве объяснения антропного принципа?

2) Должна ли наука искать единственно материальные причины или же ее задача – отыскать объективную истину о явлениях природы?

3) В противовес дарвиновской теории сформулированы три принципа, которые запрещают эволюцию в мертвой и живой природе.

4) Ищется ответ на вопрос, мучивший еще Эйнштейна: «Был ли у Бога выбор при сотворении Вселенной?»

5) Рассмотрено, к каким эмпирическим следствиям ведут библейская и эволюционная модели, чтобы в дальнейшем можно было проследить, какая из них на самом деле подтверждается новейшими открытиями в физике, космологии и биологии.

6) Препятствовало ли христианство прогрессу человеческого познания? Или почему современная наука развилась в христианской Европе, а не в какой-либо из древних цивилизаций – Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Греции?

7) Можно ли доказать существование иудео-христианского Бога?

Начиная изучать богословие Православной Церкви, я был впечатлен тем, что святые отцы выступали с позиций хорошо сбалансированной модели учения о творении мира, в которой они избегали крайностей, наблюдаемых нами сегодня: с одной стороны, протестантского научного креационизма, а с другой – так называемой теистической эволюции, воспринятой напоследок католицизмом. По этой причине могу уверенно заявить, что я строил свои утверждения исключительно на основе, заложенной в веках виднейшими учителями и апологетами христианской Церкви!

Хокинг всегда был озабочен судьбами человечества – он непрерывно призывал нас защитить планету от климатических изменений, перенаселенности, эпидемических болезней и исчезновения биологических видов, предупреждал об опасности, исходящей от искусственного интеллекта, и о тысячах вызовов, которые будущее поставит перед нами. С христианской точки зрения, если кто-либо действительно любит людей, то это значит, что он любит и Бога, ибо мы созданы по Его образу и подобию (1Ин.4:20).

Никто не безгрешен, но любовь прокладывает нам дорогу в небо!

Известно, что Лейбниц написал ответ Джону Локку, выступавшему против спекулятивного философского рационализма (особенно декартовского). В своем труде «Новые опыты о человеческом разуме» Лейбниц критиковал Локка за то, что он неправильно понимает геометризированный рационалистический метод Бенедикта Спинозы. Книга была завершена в 1704 г., когда Локк умер, и Лейбниц отказался публиковать ее. Видимо, он считал, что некому будет защищать идеи Локка, и дискуссия не сможет осуществиться.

Хотя случай весьма похож, я далек от мысли, что Хокинг не имеет единомышленников, которые выступили бы энергично против любой критики его натурализма, поэтому я без всякого колебания отправил в печать эту книгу. Битва еще не закончена! Как пели «Queen», the show must go on!

* * *

1

Читателям достаточно написать в Google только заголовки статей, книг и т. д., указанных в примечаниях, чтобы найти их в Интернете. Гиперссылки даны, чтобы ориентировать, на каком именно сайте расположена цитированная публикация, поскольку часто на разных интернет-страницах имеются известные различия в содержании одних и тех же материалов.

2

Защо Хокинг така и не е получил Нобелова награда? Рус. пер.: Почему Хокинг так и не получил Нобелевскую премию? / ред. В. Величкова. // DARIK NEWS URL: https://dariknews.bg/novini/sviat/zashto-hoking-taka-i- ne-e-poiuchii-nobeiova-nagrada-208463l.


Источник: Вышний замысел. Заочная дискуссия со Стивеном Хокингом / Валентин Велчев. - Сергиев Посад : Изд. Московской духовной академии, 2021. - 589 с.

Комментарии для сайта Cackle