Заключение
Заканчивая описание всего вышеизложенного, я, прежде всего, приношу свою искреннюю, сердечную, благодарность Милосердному Господу Богу, призревшему на меня, нечестивого, с высоты своей Божественной праведности и во исполнение Своих великих заветов: насытить алчущего правды, оказать благодушие заблудившейся, но всегда искавшей Его; помогшему мне выбраться из бездны погибели теми мудрыми путями, которые были ведомы только лишь Ему Одному и до последнего момента непонятны мне, и через тех людей, которые, исполняя Его волю, казались мне моими врагами.
Точно также я приношу свою благодарность всем тем, кто стремился отвлечь меня от захватывавшего зла, начиная с представителей родного мне православия и кончая людьми всех инославных христианских исповеданий в России и за границею; затем, тем из моих друзей, которые предупреждали меня о грозившей опасности, и которым я в свое время не внимал.
Считаю своим нравственным долгом еще раз выразить глубокую признательность беспощадным образом бичевавшему меня с моей ересью И.Е.Айвазову, и этими бичеваниями не дававшего покоя моей усыпленной душе до тех пор, пока она не проснулась.
Это были первые мои врачи, которые поставили диагноз моей болезни.
Сердечное и молитвенное спасибо тому смиренному иноку архимандриту, который направил меня в Оптину пустынь и этим указал самое верное лечение моего недуга.
Вечная молитва и смиренная, глубокая благодарность высокоуважаемым старцам:
Анатолию,
Феодосию,
Нектарию и
Герасиму,
произведшим, своими молитвенными назиданиями и трудами самую серьезную и решительную операцию над моей зараженной гангреной греха душою, совершенно не знавши меня.
Наконец, великое спасибо, искреннее спасибо матушке Софии, с любовной бережностью сестры милосердия наложившей на меня последнюю повязку исцеления.
А обителям:
Тихоновой пустыни, Сергиева скита, Оптиной пустыни, Шамординской пустыни, Свято-Троицкой общине и Общине «Отрада и Утешение» – великую благодарность за то, что они непозыблемым, неукоснительным выполнением своего принятого ими на себя тяжелого служения; своим молитвенным отношением к Господу Богу; своим кротким, смиренным и любовным отношением ко всякому, приходящему в их обители; строгим исполнением своего долга, не ради людей и не ради земных наград, а ради Господа нашего Иисуса Христа, создавали и создают ту атмосферу вокруг своих обителей, которая, как яркие лучи восходящего солнца, отогревала мою застывшую душу, размягчала кору, покрывающую мое греховное сердце, и делала его восприимчивым к тем целительным лучам Божественного милосердия, которое Господь ниспосылал на меня через указанных выше работников на ниве Божией, подвижников духа и молитвенников.
Спасибо всем вам!..
Пусть ваши молитвы будут и впредь моим путеводным столпом.
Еще большое спасибо тем из моих бывших товарищей по несчастному увлечению спиритизмом, которые делили со мною и горе, и радость, хотя и зловредных увлечений, за то, что они, проникшись всем пережитым мною по пути возвращения от лжи к правде, от зла к добру, от греха к нормальной жизни, – а в особенности тем из них, которых я совратил сам, – вслед за мной навсегда отказались от греховного увлечения.
Правда, вас немного, но ведь гораздо легче впасть в заблуждение, нежели отпасть от него.
Будем молиться и просить Господа, чтобы Он и Сам по Своему неистощимому милосердию возвратил оставшихся еще там, за порогом правды, и помог бы нам всем поработать в исправлении своих бывших ошибок, ничего не боясь и ничего не страшась.
Превеликое спасибо и вам, милостивые государыни и милостивые государи, за терпеливое отношение к моему настоящему повествованию. Я безмерно благодарю Господа за то, что вы терпеливо и до конца переживали вместе со мной все мучительные и тяжелые моменты этой драмы заблуждавшейся души.
Я прошу вас только лишь об одном, если какими-либо судьбами будет захватывать вас увлечение спиритизмом или оккультизмом, – вспомните это мое повествование; а если дойдет до вашего слуха, что кто-либо из ваших близких, знакомых или друзей углубляется в полосу этих увлечений, скажите ему о том, что есть такой человек, который отдал было всю душу этому увлечению и чуть не погиб навсегда. И если бы для вящей убедительности их были нужны реальные факты, уясняющие этот «великий мировой обман», – пусть они обратятся к следующей моей лекции: «Спиритизм перед судом религии и науки». Там они найдут все, что может ответить на их вопросы.
И точно также, если вы сами, или кто из близких вам, или родных заболеет каким-либо тяжелым, нудным недугом, который представители современной медицины отнесут к страданиям нервной системы, к неврастении, к истерии и к мучительным припадкам переутомления, – несите это страдание или посоветуйте нести в благодатную тишину указанных выше обителей. И, поверьте, чудная природа, благодатный воздух, благотворная тишина, насыщенная молитвенным настроением истинных подвижников и подвижниц духа, воскресят больную душу и исцелят исстрадавшиеся нервы.
И мало этого, – здесь откроется перед их духовными очами то, чего, быть может, человек не видал и не знал никогда.
Истинный смысл жизни, ее красота, нормальные прерогативы должного нашего служения в ней.
И пути к истинному счастью.
Я кончил этот небольшой и самый первый мой труд в области анти-спиритуалистического христианского направления. Собрал в одну книгу все читанные мною лекции описания иноческих обителей Калужской губернии в связи с моей исповедью, произносимой с кафедр самых разнообразных аудиторий.
Я не сомневаюсь ни на одно мгновение, что этот труд вызовет самое жестокое озлобление в лагере фанатиков- спиритов самых разнообразных фракций этого учения и, в особенности, среди тех, кому оно – это учение – очень выгодно.
Но это вполне понятно.
Я не помню, какой-то иерарх, кажется в Бозе почивший московский митрополит Сергий, говорил, что «самый идеальнейший еврей среди евреев, перед которым преклоняется весь кагал, после, перехода в христианство, а в особенности, почему-то, в православие, оказывался негодяем с самых первых дней рождения»...
Но главная цель этого труда заключается не в том, чтобы реабилитировать себя в глазах спиритов. Так как, как бы не оправдывали люди и мир того или другого возвратившегося на путь правды человека, если этот человек не принес свой грех Господу, эта реабилитация не стоит выеденного яйца.
Передо мной, перед моими глазами этот вопрос находится несколько в ином освещении, которое, именно по-Божески, оценил праведный оптинский старец словами Христа:
«Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Господь».
Мне кажется, что даже самый величайший грешник, если он искренно, беспристрастно оценит перед Господом свой грех, то он сам, с помощью Господа, протянувшего к нему Свою руку, может из горького опыта, данного этим грехом, извлечь добрые плоды для служения своему ближнему.
В данном случае грех является тяжелым уроком, суровою школою, материалом диагноза, прогноза и лечения болезни души.
Ведь всякий грех – заболевание души.
Конечно, явления, причины течения этой страшной болезни могут быть совершенно индивидуальны, субъективны; и, мне кажется, как трудно найти две одинаковые горошины в возу, так же невозможно в мире найти два абсолютно одинаковых греха, по причинам их возникновения, по характеру их роста, и только во всем своем целом, при совокупности всех признаков, его можно назвать или прелюбодеянием, или ложью и т.п.
И вот, если бы каждый, искренно познавший свой грех и, так сказать, отделившийся от него; ставший на некоторое расстояние по отношению к нему, открыто и искренно, с помощью Бога, Которому это должно быть жертвой приятной и благоугодной, ибо она имеет своей конечной целью содействовать Ему, ибо Он – «Бог спасения каждого из нас», – исповедовал свой грех перед людьми; рассказал о своем горьком, тяжелом опыте с ним, то, мне кажется, он сделал бы то, что дает науке жизни каждый больной в клинических наблюдениях причин, происхождения, течения; словом, полной истории своей болезни.
Стыдиться здесь нечего, так же, как мы не стыдимся, если заразились оспой, туберкулезом, тифом, сифилисом, – ведь это, повторяю, такая же болезнь, но... болезнь души.
Почему же у нас говорят, – заметьте, часто говорят, – в обществе, в салонах, в гостиных о той или другой болезни тела, и считают это делом нормальным, естественным; а о болезни души, о грехе говорить стыдятся?
Хотя все с начала, с сотворения мира, знают, что только «Один Бог без греха», и хотя не только каждый честный, но даже и самый бесчестный до nec plus ultra человек не скажет вам, что он безгрешен.
Это – общий стыд.
Это – общий позор.
Это – общее несчастье.
Но теперь уже не безнадежное.
Тысячу девятьсот тринадцать лет назад пришел на землю Некто, Великий, Необъятный, Мощный, Сын Творца вселенной, Господь Наш Иисус Христос, искупил нас от греха Своею драгоценною кровью и дал нам ясное, точное и определенное указание, как исцеляться и впредь от этой страшной во всех, решительно, случаях смертельной болезни души.
Почему же, если мы встречаем каким-то особым способом, почти чудом, исцелившегося от туберкулеза человека, и со сгнившими, но затем зарубцевавшимися легкими; страдавшего раком и уже почти всего охваченного распадом, разложением тканей, но теперь здорового человека, – мы окружаем таких людей со страшно любопытными лицами, с вполне понятным вниманием расспрашиваем их, переспрашиваем, где, как и чем они вылечились.
Интересуемся даже тогда, когда и лично мы сами, и близкие нам люди не охвачены этой болезнью. Записываем рецепты, запоминаем места излечения и особенно, кажется навсегда, стараемся отметить в своем сердце те пункты, те жизненные условия, которые способствуют возникновению и росту той или другой ужасной болезни.
И совершенно игнорируем болезнь души – грех?
А, между прочим, я свидетельствую личным опытом, что проповедь о грехе, о всяком грехе с самыми тонкими и сокровенными его изгибами и нюансами и о методах излечения от него может иметь самые неожиданные и самые благотворные результаты для очень многих несчастных, зараженных этим грехом.
Я знаю это из целого ряда личных наблюдений.
Когда я в некоторых городах России весною настоящего (1913) года после лекции против спиритизма читал лекцию: «Наболевшие вопросы современной жизни», – в которой, касаясь исследования причин и нестроений современного общества, отмечал некоторые въедающиеся в плоть и кровь современной семьи, современного общества порочности и грехи, ярко изображая картину их возникновения, роста, ужасных последствий и гибели охваченных ими, – ко мне, после лекции в Петербурге, в Курске, в Новочеркасске, на рудниках Донецкого бассейна и в других местах, неизменно приходили для интимной беседы люди самых разных общественных положений, охваченные неудержимой силой этих пороков, которые, именно, как безнадежно пораженные туберкулезом или раком страдальцы, со слезами расспрашивали, что им сделать, как освободиться от гнетущего их недуга.
И я знаю, что Господь к некоторым из них пришел уже на помощь, идя, по свойственному Ему милосердию, к каждому ищущему этой помощи.
Говорю это на основании отчасти полученных от них мною писем, а затем на основании личных сообщений при встречах с некоторыми из них в обителях Калужской губернии.
И вот я, дни которого, по словам одного из вышеназванных старцев, коротки – да и не мудрено, я старик – твердо решил открыто, искренно и без утайки рассказывать про этот когда-то страшно охвативший меня своими когтями, грех; про этот туберкулез души, про этот сифилис сердца, про этот рак мозга, про эту гангрену больной воли.
Про «спиритизм».
И мало этого, я глубоко убежден, что, чудесным образом исцелившись от этого недуга, обязан это сделать, так как только лишь этим я выражу свою благодарность Исцелившему меня, иначе я буду ничем не лучше тех неблагодарных, исцеленных, очищенных Господом Нашим Иисусом Христом десяти прокаженных, из которых только лишь один, самарянин, возвратился к Господу, благодарил Его, и которому Господь сказал слова, как бы окончательно установившие его исцеление: «иди, вера твоя спасла тебя»144.
А я то особенно обязан это делать, потому что я не только болел сам этим грехом, но и усиленно заражал им других.
Вот главная цель издания, если благословит меня Господь, целого ряда читанных и имеющихся читать мною лекций этого направления.
И поэтому я особенно прошу каждого именем Всемогущего Бога, в доказательство того, что вы, дорогой читатель, снисходите ко мне, прощаете мой подробно изложенный здесь грех, по возможности, прочитавши эту книжку, дать ей самое широкое распространение в кругу ваших знакомых.
Пусть ее прочитает каждый, кто заражен ядом спиритизма и кто не заражен им.
Первый, быть может, обругает меня, но я уверен, – Господь поможет ему чем-нибудь да зацепиться к изложенному в этой книге.
А второй, быть может, отметит в своей памяти то место, те условия, при которых можно заразиться прямым путем ведущим к смерти болезненным грехом, и будет бегать от них, как от чумы.
Особенно же умоляю давать ее для прочтения самым, как говорится, заядлым спиритам, и просить их взглянуть и добросовестно прочесть хотя то, что говорят о спиритизме старцы.
Не смущайтесь тем, что эти спириты будут всячески поносить меня, ругать, свидетельствовать о принесенном мною, якобы, вреде; взводить на меня всевозможные были и небылицы; уверьте их, что я все это охотно принимаю и допускаю, что все это, может быть, и было, но... порицающие меня будут, безусловно, правы передо мною даже и в том случае, если из того, о чем они вам сообщат, решительно никогда со мной ничего не было, так как все это могло быть, если бы я хотя на одно мгновение задержался на этом страшном, гибельном этапе моей жизни.
И скажите им, что я уверяю, что все то, что я сам говорю о себе и что говорят обо мне другие, может быть со всяким спиритом, и в этой книжке я указываю, как я с помощью служителей церкви и милосердия Господа Бога, пришедшего на землю спасти каждого несчастного грешника, – вовремя спасся от этого.
И тогда вы исполните великий закон Христа о любви к врагам вашим и тогда вы, уверяю вас не я, а сам апостол Иаков, обративши грешника от ложного пути, спасете душу, от смерти и покроете множество грехов145.
Кроме того, приобретая эти мои издания, вы дадите мне полную возможность, как человеку, сразу лишившемуся всех средств, читать лекции, как обличающие спиритизм и оккультизм, – которые проникают в самые разнообразные слои общества и, особенно в недостаточное население и среди рабочих, что я утверждаю, как бывший редактор-издатель самых распространенных спиритических журналов в России, так и по другим вопросам христианской этики, – если не бесплатно, то при самых минимальных ценах, доступных решительно каждому.
Но, – моя мечта, читать их совершенно бесплатно.
Вот с какой просьбой хотел я обратиться в заключительных словах этой книжки к уважаемым читателям.
Еще раз повторяю и умоляю:
Берегитесь спиритизма!
Очень часто мне приходится слышать от поколебавшихся в своем доверии к нему: «мы ведь никаких особенных феноменов не вызываем; допускаем говорить у нас на сеансах только лишь Евангельские истины»... или: «мы, ведь, решительно ему не верим, но так... для забавы».
О, какой это опасный путь!
В следующей моей лекции: «Спиритизм перед судом религии и науки» вы увидите массу приведенных мною живых, реальных фактов, где начавшие с выслушивания речей от духов на Евангельские темы, делались жертвами ужасного разврата, разрушали свои собственные семьи; а начавшие устраивать спиритические сеансы для забавы, для развлечения, кончали полным разрушением своего собственного здоровья употреблением наркотиков и почти сумасшествием.
Зачем подвергать себя риску, становясь у вершины высокой башни на скользящую плоскость наклонной крыши?
Кроме того, трудно найти такого человека, который ради забавы, потехи считал бы нормальным понемножку глотать продукты, лежавшие вместе с мышьяком, с цианистым калием, с курарэ (яд змеи Кобры) и т.п.
Не пытайтесь этого делать и со спиритизмом.
Это самый ужасный, смертельный яд для души.
Есть чудные слова в 29 главе, 29 стихе Второзакония: «Сокровенное принадлежит Господу, Богу Нашему».
И храни вас Господь покушаться на страшную, преступную татьбу (воровство) того, что принадлежит не вам, а Господу.
Это деяние неминуемо влечет за собою все ужасы проклятия.
* * *