Н. Василиадис

Источник

Попечение о покойнике после кончины

Приготовление, поставление и вынос покойника

Наша Святая Церковь заботится не только о том, чтобы предусмотреть все необходимое в этом тленном мире на нашем пути ко Христу. Ее любовь сияет нам в час нашего отшествия и продолжается после нашего ухода из мира. Все это выражается в глубоко волнующем Последовании погребения, панихидах и вообще в молитвах об упокоении души усопшего. Но прежде чем говорить об этом, скажем кратко и о последних заботах, отдаваемых нашим умершим братьям и сестрам перед погребением. Эти труды сострадания сопряжены с душевными потребностями человека и отражают древнюю церковную традицию. Они означают уважение к освященности тела, даже если оно мертво. В этом духе выдержано письмо Василия Великого правителю Севастии.763 В Севастии скончался некий воин, и его родственникам сообщено было об этом в Александрию с тем, чтобы они приехали и перевезли его туда для погребения. Святитель одобряет предстоящее верующим далекое и опасное путешествие, полагая эти действия правильными и необходимыми. Поэтому он ходатайствует перед правителем, чтобы перенесение тела для погребения в Александрии было осуществлено за счет «общественного иждивения»!

Святитель Григорий Богослов, этот боговдохновенный иерарх с чуткой душой, любящий уединение, «кормящий старость Божьей милостью и упованием на Небо»764 , говоря о последних о себе заботах, которых он желал бы после смерти, вопрошает: «Кто положит перст на мои померкшие очи?».765 Вопрос этот напоминает нам слова нашей народной молитвы: «Да удостоит меня Бог, чтобы друг закрыл очи мои». Желание Григория Богослова не чуждо духу Церкви Христовой. Сам Бог, убеждая в Вирсавии (у колодца клятвы) старого Иакова идти в Египет встретить Иосифа, говорил ему среди прочего: «Иосиф, любимый сын твой от возлюбленной твоей Рахили, закроет глаза твои» (Быт.46:4). Таково было Божье благословение Патриарху. Во времена Григория Богослова этот обычай выполнялся неукоснительно и благоговейно. Заслуживает внимания свидетельство о последнем часе святой Макрины, сестры Василия Великого, окончившей свою жизнь в монастыре и завещавшей, чтобы глаза ей закрыл брат ее, епископ Григорий Нисский. Святой «приложил ослабевшую от печали руку к святому лику для того только, чтобы не показать, что пренебрегает завещанием ее, потому что глаза ее не нуждались в совершении сего дела, они благолепно были закрыты веками, как бывает во сне, уста прилично сомкнуты, руки благообразно сложены на груди, да и само тело, благовидно лежащее, не имело никакой нужды в руке поправляющего». Известно при этом, что святая незадолго перед тем как испустить дух, почти совершенно истощила себя горячей молитвою.766 Святитель Иоанн Златоуст, восхваляя самопожертвование епископа Антиохии Флавиана, который отправился в Константинополь, чтобы заступиться за жителей своего города перед императором, и оставил находящуюся при смерти сестру, о которой некому было позаботиться, писал: «Она каждодневно молила нас и закрыть ей глаза, и сложить и сомкнуть уста, и позаботиться обо всем прочем, что нужно к погребению...». Но Флавиан не поддался слабости, «предпочтя страх Божий всякому родству».767

Последние заботы о покойных с самого начала считались у христиан столь святым делом, что они стремились печься даже об умерших от заразных болезней. Вот что пишет историк Евсевий: «Они (т.е. христиане) принимали тела святых на распростертые руки и прижимали их к груди, отерев глаза и закрыв рот, несли на своих плечах и не могли от них оторваться, обнимая; омыв, заворачивали в красивые покровы, а вскоре им уделяли те же заботы: оставшиеся в живых всегда следовали за теми, кто скончался до них». Напротив, язычники, узнав, что человек поражен заразной болезнью, тотчас оставляв его, причем покидали даже своих близких.768 Из Жития святого Маркиана Константинопольского (V в.; память 10 января.) мы узнаем, что блаженный бродил ночами по площадям и улицам города, отыскивая непогребенных по бедности покойников. Если удавалось найти такого, он радовался ему, словно бесценному сокровищу. Он принимал на себя попечение о покойном, обращаясь к нему, как к живому: «Встань, брат, поцелуемся!». И вслед за этим призывом святого Бог, вознаграждая любовь раба Своего, позволял умершему на мгновение воскреснуть и приветствовать «усердного угодника Божьего». Тотчас после этого он «снова опочивал».769

Приготовление тела покойного к погребению означало придание ему благообразного вида. Святые, чья кончина была тихой, мирной и спокойной, совершали эти последние приготовления сами. Святая Макрина перед смертью сама закрыла глаза, сомкнула уста и благоговейно скрестила на груди руки, а тело ее само естественным образом приняло подобающее положение, так что не требовалось более ничьей помощи.770 Точно так же преподобный Николай Исповедник, игумен знаменитого Студийского монастыря, будучи 75-летним, помолившись и мысленно уже перенесшись из настоящего мира в Царство Небесное, простер ноги и, осенив себя крестным знамением, смело предал свою душу святым Ангелам.771 То же известно об исходе преподобной Мелании († 439 г.; память 31 декабря), а также святой императрицы Феодоры († 867 г.; память 11 февраля), восстановившей почитание святых икон. Когда спустя годы были обретены ее всечестные мощи, руки ее так и оставались скрещенными.

Таковы проявления любви и заботы, с которой члены воинствующей Церкви приготовляют тело своего брата (или сестры) к перенесению в Церковь Торжествующую. Эти попечения служат утешением родственникам, провожающим своих близких. Божественный Златоуст, желая утешить отца, потерявшего сына, говорит: «Блаженный Иов не удостоился ни глаза, ни уста закрыть своим детям, ни другие члены их привести в порядок. Ты, человек, по крайней мере, находился при больном сыне, видел его лежащим на одре, слышал последние слова его, присутствовал при последнем вздохе, закрыл глаза и заключил уста. Он же не присутствовал при своих детях, когда они испускали дух».772

Умащение покойника благовониями и облачение его в погребальные одежды – еще одно выражение нашей любви к отходящему ближнему.773 Отцы постоянно упоминают об этих обычаях, отнюдь не осуждая, но одобряя их. Часто им уделяется специальное внимание в житиях святых.

Например, из Жития святого великомученика Артемия († 362 г.; память 20 октября) мы узнаем, что диаконисса Ариста, приняв его всечестное тело, помазала его смирной и благовонным миром, после чего похоронила.774 А благочестивая христианка Клеопатра ночью взяла вместе с другими телами и тело мученика Уара († ок. 307 г.; память 19 октября), умастила драгоценными благовониями, одела в светлые одежды, и так как тогда еще не прекратились гонения на христиан, она погребла его с великим благоговением дома, под своим ложем, возжигала неугасимую лампаду, кадила фимиамом и т.п.775 Другой благочестивый христианин Клавдий, обретя мощи святой мученицы Харитины († 304 г.; память 5 октября), вынесенные на берег морскими волнами, позаботился о них с должным благочестием, умастил и приготовил к погребению во временной могиле (поскольку тогда шли гонения на христиан), но все же в месте, достойном мученицы.776 Святитель Григорий Нисский рассказывает, что тело епископа Антиохийского Мелетия († 381 г.; память 12 февраля) умастили благовониями, завернули в чистую плащаницу и шелковые ткани и похоронили со всей благопристойностью и почтением.777 То же самое говорит он и о своей сестре Макрине. Благородная Ветиана обрядила чистое и непорочное тело святой в светлое льняное полотно. Когда же надели на нее черное погребальное платье, то и в нем святая подвижница сияла, поскольку Божья сила даровала и эту благодать ее телу.778 Известно также, что Домна, которая впоследствии умерла мученической смертью, оказала достойные почести телам мученика Индиса и его сподвижников († 302 г.; память 3 сентября). Она омыла покойников чистой водой, омочив их прежде своими слезами, умастила миром, вместе с помощником-моряком одела в белые одежды, завернула тела в новые льняные покрывала, воскурила ароматный ладан, а затем погребла с великим благоговением.779

Правда, в последних почестях покойному часто проглядывают человеческое тщеславие и хвастовство родственников усопшего, в особенности если тот был богат. Эти склонности всегда осуждала Церковь, обличали самыми суровыми словами богоносные отцы. Божественный Златоуст называет эти обильные благовония, роскошные одежды, в которых хоронили покойников, не иначе как тщеславием и прекрасным поводом для ограбления могил. Он говорит, обращаясь к верующему: «И ты, когда слышишь, что Христос воскрес нагим, перестань безумно тратиться на погребение. Что, в самом деле, значат эти излишние и бесполезные издержки? Погребающим они причиняют большие убытки, а умершему не приносят никакой пользы, и если сказать правду, даже вредны. Роскошные похороны неоднократно бывали причиной ограбления могил... но тщеславие – какую великую власть обнаруживает оно посреди самого плача».780 "Христос, – говорит в другом месте Златоуст, – требовал от нас не иметь ничего сверх меры. Ты украшаешь свое тело с такой роскошью в то время, когда бедняки страждут? Все это вызывает только издевательства и насмешки, ибо умерший, лежащий на ложе, несет на себе знаки своего звания и богатства, когда он одет в блестящую одежду».781 "Всем этим мы только готовим обильнейшую трапезу червям»782 , – продолжает святитель – и, чтобы предупредить возможное недоумение, добавляет: – Я говорю это не с тем, чтобы истребить обычай погребения, но чтобы пресечь роскошь и неуместное великолепие, которое идет не от скорби и сострадания к умершему, а от тщеславия».783

По этой же причине многие благочестивые люди специально наказывали перед смертью не обряжать их в роскошные одежды. Так, преподобный Ефрем Сирин перед смертью (379 г.) просил окружавших его «не погребать тела его в драгоценной одежде, но то самое, что было назначено на его погребение, отдать нищим».784 Божественный Златоуст, восхваляя святую мученицу Пелагию, говорит: «Это тело лежало не на ложе, а на земле; но, лежа на земле, оно не стало бесчестным, а напротив, самая земля сделалась достопочитаемой, потому что приняла тело, облеченное такой славой... Так она лежала, имея великий погребальный покров – мученичество, украшаясь красотой исповедания, облекшись одеждой драгоценнейшей всякой царской багряницы, всякой драгоценной порфиры, и притом двоякой одеждой – девства и мученичества, с этими покровами она и предстанет к Престолу Христову. Будем же и мы стараться и при жизни, и по смерти облекаться в подобную одежду, зная, что иной, украсивший свое тело золотыми одеждами, не получает никакой пользы, но еще навлекает на себя осуждение многих как не оставивший тщеславия и при смерти».785

Святой Антоний Великий осуждал принятый у египтян его времени обычай: при совершении чина погребения «над телами скончавшихся уважаемых ими людей и особенно святых мучеников обвивать их пеленами, но не предавать земле, а возлагать на ложах и хоронить у себя в домах, думая, что этим воздают чествование отшедшим. «Антоний, – пишет Афанасий Великий, – многократно просил епископов запретить сие мирянам, также и сам убеждал мирян и делал выговоры женщинам, говоря, что незаконно это и вовсе не благочестиво, ибо тела патриархов и пророков доныне хранятся в гробницах, и самое тело Господне положено было во гроб, и приваленный камень скрывал оное, пока не воскресло в третий день».786

Святые отцы осуждали роскошные похороны и богатые гробницы. Вот что пишет святитель Василий Великий: ["Может быть, домашние твои... скажут:] «Глупо наряжать мертвого и с большими издержками хоронить ничего уже не чувствующего. Не лучше ли оставшимся наряжаться в блистательную одежду, нежели вместе с мертвецом гноить многие одеяния. Какая польза в великолепном памятнике, в богатом погребении и в бесплодных издержках? Оставшееся надо употребить на необходимое для жизни... [Вот что скажут, чтоб и тебе отмстить...] Предварительно соверши над собой погребение – благочестие. Отойди отсюда, облекшись во все, обрати богатство в собственное свое украшение, имей его при себе».787

Божественный Златоуст также замечает: «Многие часто строят гробницы великолепнее домов. Они трудятся и беспокоятся или для врагов, или для червей праха, расточая имущество без всякой пользы. Таков образ мысли у тех, которые ни на что не надеются в будущем... А ты, человек, знающий о жизни будущей, о тамошних неизреченных благах... какое можешь получить прощение? Какое можешь иметь оправдание? Какому же подвергнешься справедливому наказанию, когда все расточаешь здесь на прах, на пепел, на памятники, на противников, на врагов?... Если ты, человек, хочешь оставить по себе; добрую память, старайся быть добродетельным. Ничто так не делает имени человека бессмертным, как добродетель... Что же касается украшения могил, то эти самые памятники не только не делают тебя славным, но делают даже смешным, раскрывая против тебя уста всех».788

Именно скромные почести покойникам, лишенные тщеславия и хвастовства, близки человеколюбивому духу Святой Церкви Христовой. Ветхий Завет, между прочим, советует: «Над умершим пролей слезы и, как бы подвергшийся жестокому несчастию, начни плач; прилично облеки тело его и не пренебреги погребением его; горький да будет плач и рыдание теплое, и продолжи сетование о нем, по достоинству его, день или два, для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (Сир.38:16–17). Почести покойным имеют корни в Евангелии, в особенности в повествованиях о погребении многострадального тела Спасителя Христа (Мф.27:59–60; Мк.15:46; Лк.23:53; Ин.19:40). Святой Епифаний, епископ Кипрский, обращаясь в одном из своих слов к праведному Иосифу Аримафейскому, который вместе с Никодимом удостоился чести совершить погребение тела Христова, говорит: «Разве не трепетал ты, прикасаясь к Тому, перед Кем трепещут даже Херувимы, держащие Его на своих руках? И с каким же страхом ты вообще осмелился снять льняные пелены с этого Божественного тела? Не опускал ли благоговейно глаз? Не трепетал ли, взирая на открывшееся тебе естество тела Божьего, которое превыше всякого естества? Скажи мне, о Иосиф, как погребал ты Того Покойника, обратив к востоку лицо Его, Того, Кто Сам есть Восток Востоков? Не закрыл ли своими перстами очи Иисуса, Который пречистыми перстами Своими отверз зрение слепцу? Не сомкнул ли уста Тому, Кто отверз уста глухонемому? Не скрестил ли ты руки Тому, Кто исцелял отнявшиеся руки? И сложил ли ты, как принято при погребении, ноги Того, Кто даровал недвижным ногам способность ходить? Не возлил ли ты миро на Того, Кто Сам есть небесное Миро и Кто излил Себя и освятил мир? Не омыл ли ты водой тело Господа, Который всех омыл и всем даровал очищение? И какие же свечи возжег ты Тому, Кто есть Свет Истинный, просвещающий всякого человека? И, наконец, какие же погребальные гимны были воспеты Тому, Кто непрестанно воспеваем всем ангельским сонмом?».789

Из этих слов святого отца явствует, что Церковь приняла на себя заботы о покойниках не только потому, что любит человека и чтит тело человеческое, но и потому, что пречистое тело Господа приняло такие же почести от двух достойных и благочестивых его хоронителей – Иосифа и Никодима.

Учительный символизм обрядов

В последних почестях и особенно в обряжении покойника, когда его представляют в благоприличном виде, заключен глубокий символический смысл. Так, сложенные крестообразно на груди руки символизируют Животворящий Крест. Симеон Солунский сообщает, что в его время мертвые тела архиереев и иереев омывали губками крестовидно во образ Святого Крещения790 , затем надевали на них архиерейское или иерейское облачение, новую обувь; монахов облачали в монашеские одежды с зашитой сверху мантией, которая являлась для них как бы гробом. На теле монаха полагали крест, подчеркивая таким образом, что усопший распят на кресте за Христа.791 Белый саван и новые одежды, надеваемые на покойного, символизируют «новую одежду нашего нетления».792

За обряжением и последними заботами о теле умершего следует поставление. Как мы выяснили, лицезрение умершего весьма полезно всем любомудрствующим по-христиански.

Тело умершего должно быть всегда положено головой на восток. Часто находящийся при последнем издыхании поворачивается к востоку сам, как доносят об этом божественные отцы и жития святых. Эта ориентация воспроизводит наше обращение на восток во время молитвы. «При сем, – пишет Василий Великий, – ищем древнего отечества – рая, который насадил Господь Бог... на востоке (Быт.2:8)».793 Так же объясняет это и святитель Григорий Нисский. «Мы поворачиваемся к востоку, – пишет он, – потому что на востоке наша первая родина. Это напоминает нам о том, что мы лишились светлого райского блаженства, о котором теперь вспоминаем с ностальгией и которым бы желали наслаждаться снова».794 Святой Златоуст прибавляет еще одно объяснение: «Мы обращаем гроб к востоку, предназначая таковым положением воскресение тому, кто покоится в нем».795 В основе этого – вера в то, что христианские мученики были вознесены на небеса «с востока».

В Житии преподобной Марии Египетской († 522 г.; память 1/14 апреля) сказано, что авва Зосима нашел тело святой в пустыне Иордана обращенным лицом к востоку. Подвижница сама приняла это положение и так испустила дух.796 Святитель Григорий Нисский рассказывает, что смертный одр сестры его святой Макрины (почила в декабре 379 г. или в январе 380 г.) размещался таким образом, что лицо ее было обращено к востоку.797 Священномученики Пионий пресвитер († 250 г.; память 11 марта) и пресвитер Митродор, убиенные в Малой Азии близ Смирны при императоре Декии, оба взирали на восток в час смерти.798 Преподобный Иоанн Мосх приводит со ссылкой на Палладия рассказ о приговоренном к смерти юноше-христианине из Александрии, который просил палачей: «Ради Господа, сделайте милость, повесьте меня лицом к востоку, так, чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть».799

Святитель Симеон Солунский поясняет, что во время поставления мы влагаем икону в скрещенные на груди руки покойного – как свидетельство веры во Христа и в знак того, что умерший отдал душу жизнодавцу Христу. Если ушедший – монах, мы кладем ему в руки образ Того, Кого он возлюбил, то есть нашего Господа. Если же он иерей или архиерей, то мы влагаем ему в руки святое Евангелие, которое читается во время отхода клирика и даже после его упокоения, если позволяет время. Этим мы хотим показать, что ушедший жил «по- евангельски». Святое Евангелие читается еще и для «искупления и очищения умершего Божественным словом. Ибо что может, быть угоднее Богу, чем чтение этих слов»? Монахам вместо Евангелия читается Псалтирь.800

Вокруг гроба зажигаются свечи, ибо, как говорит святой Златоуст, этим мы подчеркиваем, что провожаем наших усопших в Небесный Иерусалим как подвижников веры.801 Зажженные свечи символизируют также путь нашего преставившегося собрата из тьмы настоящей жизни к истинному свету вечности. В житиях святых говорится, что в момент их кончины зажигалось много свечей. Некоторые святые сами просили об этом – например преподобный Феодор Студит († 826 г.; память 11 ноября), который, почувствовав приближение кончины, спокойно велел затеплить свечи. Монахи зажгли свечи и начали читать «Непорочны» (т.е. псалом 118, начинающийся словами: «Блажени непорочный в путь, ходящии в законе Господни»). Святой же отдал свою блаженную душу в тот момент, когда братья читали 93-й стих псалма: «Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя ecu " . 802

Из наследия богоносных отцов и жизнеописаний святых нам известно, что во время выноса тела и препровождения его к могиле народ держал в руках зажженные свечи. В процессии, следующей за гробом святой Макрины, каждый шел с зажженной восковой свечой.803 Симеон Метафраст в Житии святой Евсевии (скончавшейся в малоазийской Миласе в 457 г.; память 24 января) говорит, что верующие, «неся гроб покойной среди множества свечей и благоухания, шествовали через город».804 То же самое читаем мы и о погребении епископа Александрии Петра (принял мученическую смерть в 311 г.; память 25 ноября). Верующие сопровождали его к могиле, держа в руках символы победы – пальмовые ветви и зажженные светильники, выражая радость небесной победы песнопениями и каждением ладана.805 Симеон Солунский учит, что возжигание лампад и свечей символизирует «непрестанный Божественный свет...». «И кадило, ко Богу приносимое, ко умилостивлению есть отлежащему и показание благочестия его и православной жизни, благовоннейшая сущая яко чиста».806 Святой Златоуст обобщает все сказанное выше следующими словами: «Или ты не видишь, что совершаем мы по отношению к прежде отшедшим? Мы выносим их с пением псалмов и гимнов, знаменуя через то благодарность Господу, надеваем на себя новые одежды, предзнаменуя новую одежду нашего нетления. Возливаем миро и елей, веруя, что миро Крещения сопутствует им, оказывая помощь в пути; провожаем их с фимиамом и восковыми свечами, показывая тем, что они, освободившись от настоящей мрачной жизни, направились к истинному свету; обращаем гроб к востоку, предзнаменуя таковым положением его воскресение тому, кто покоится в нем».807

Кроме того, с древности существует благочестивый обычай возжигания лампад и свечей и каждения над могилами. Известно, например, что благочестивый христианин, захоронивший тело мученицы Зинаиды († I в.; память 11 октября), до самой своей смерти не изменял правшу «зажигать свечи и кадить над ее всечестными мощами».808

* * *

763

Свт. Василий Великий. К Севастийскому градоначальнику. Письмо 306 / Творения св. отцов. Т. 11. С. 313.

764

Свт. Григорий Богослов. Слово 26, о себе самом... / Творения. В 2-х т. Т. 1. С. 382–383.

765

Он же. Стихи о самом себе / Творения. В 2-х т. Т. 2. С. 59.

766

Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины / Творения св. отцов. Т. 45. С. 359. Даже для древнего грека было утешением знать, что глаза его в смертный час закроет близкий человек. (Илиада. Кн. XI, 452–453).

767

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа 21. Ст. 1 / / ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 240–241.

768

Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 7. § 22. Ст. 9–10. М., 1993. С. 263–264.

769

Житие преп. Маркиана / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Январь. С. 304.

770

Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины / Творения:в. отцов. Т. 45. С. 359.

771

Житие св. Николая († 868г.; пам. 4 февр.) / Жития святых... Свт. Димитрия Ростовского. Февраль. С. 59.

772

Свт. Иоанн Златоуст. О расслабленном / ПСТ. Т. 5. С. 50; см. также: его же. О праведном Иове. С. 1–2 / ПСТ. С. 916–917.

773

Обычай помазания покойного миром очень древний. Свт. Климент Александрийский пишет: «Покойники умащаются миром».

774

Житие св. чудотворца Артемия / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Октябрь.

775

Житие мученика Уара / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Октябрь.

776

Житие св. Харитины / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Октябрь.

777

Свт. Григорий Нисский. Надгробное слово Мелетию / / Творения св. отцов. Т. 45. С. 382.

778

Он же. О жизни преп. Макрины / Тв. св. отцов. Т. 45. С. 366.

779

Житие и страдание св. сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним многих / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Сентябрь. С. 67.

780

Свт. Иоанн Златоуст. На Еванг. от Иоанна. Беседа 85, 5 / ПСТ. Т. 8. С. 581. См. также: Его же. Беседы на псалмы, Псалом 48. Ст. 11 / ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 254: «Чем великолепнее он был бы одет, тем обильнейшую доставил бы пищу для червей, тем больше возбудил бы жадность гроборасхитителей и покушения на его несчастное тело. Подлинно, чем больше он украшается, тем больше навлекает на себя оскорбления».

781

Он же. О смерти / ПСТ. Т. 12. С. 773.

782

Он же. Похвала св. вмц. Дросиде / ПСТ. Т. 2. Кн. 2. Ст. 6. С. 739.

783

Он же. Беседа на Еванг. от Иоанна. 85, 5 / ПСТ. Т. 8. С. 582.

784

Свт. Григорий Нисский. Похвальное слово Ефрему / Творения св. отцов. Т. 45. С. 290. Также и Иоанн Златоуст советует верующим жертвовать деньги бедным вместо того, чтобы обряжать покойных в золотые одежды (См. На Посл. Евр.11:3 / ПСТ. Т. 11. С. 108).

785

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о св. мц. Пелагии. Беседа 1. Ст. 3 / ПСТ. Т. 2. Кн. 2. С. 627.

786

Свт. Афанасий Великий. Житие преп. отца нашего Антония... / / Творения. В 4-х т. Ч. 3. M., 1994. Ст. 90. С. 247.

787

Свт. Василий Великий. К обогащающимся / Творения. Репринт. M., 1993. Ч. 4. С. 119.

788

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. Псалом 48. Ст. 6 / ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 241–242.

789

Свт. Епифаний Кипрский. Слово на Святую или Великую Субботу, 2-е / PG. Т. 43: 448 С – 449 А.

790

Омывание тела покойника является продолжением древнего обычая, известного со времен Гомера (Илиада. XVIII, 340–350, 353; XXIV, 580–582). Христианская Церковь приняла этот обычай. Так, в Новом Завете рассказывается об омовении христианами тела благочестивой ученицы Тавифы, которое затем убрали и положили в горнице (Деян.9:37). В житиях различных святых и в особенности аскетов описывается, каким образом совершалось омовение покойника (о погребальных обычаях в Византии см.: J. Kyriakakis. Byzantine Burial Customs: Care of the Deceased from Death to the Prothesis / / The Greek Orthodox Theological Review. Vol. XIX. No. 1. Spring. 1974. Brookline-Mass., USA. P. 45.

791

Свт. Симеон Солунский. О кончине нашей и священного чина погребении. Гл. 326 / Сочинения. Репринт. М., 1994. С. 523.

792

Свт. Иоанн Златоуст. О терпении / ПСТ. Т. 9. С. 927.

793

Свт. Василий Великий. О Святом Духе / Творения. Репринт. M.. 1993. Ч. 3.

794

Свт. Григорий Нисский. О молитве / Творения св. отцов. Т. 37.

795

Свт. Иоанн Златоуст. О терпении / ПСТ. Т. 9. С. 927.

796

Житие преподобной Марии Египетской / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Апрель.

797

Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины / Творения св. отцов. Т. 45. С. 356.

798

R. Knopf – G. Krüger. Ausgewähete Martyrerakten. Tübingen, 1929. C. 56. См. также греч. работу К. Спиридакиса о погребальных обычаях византийцев по данным житийной литературы /'Επιστ. 'Επετ. Βυζ. Σπουδῶν. 'Αθῆναι, 1950. Σ. 94.

799

Преп. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 72. Сергиев Посад, 1915. С. 88.

800

Свт. Симеон Солунский. Указ соч. Гл. 326. С. 523–524.

801

Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Евр. беседа 4, 5 / Т. 12. С. 45.

802

Житие преп. Феодора Студита / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. С. 260.

803

Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины / Творения св. отцов. Т. 45. С. 368.

804

Св. Евсевия – Ксения [во иночестве) / Архиеп. Филарет (Гумилевский). Жития святых подвижниц Восточной Церкви. Репринт. М., 1994. С. 188.

805

Житие и страдание св. сщмч. Петра, архиепископа Александрийского / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Ноябрь. С. 721.

806

Свт. Симеон Солунский. Указ. соч. Гл. 326.

807

Свт. Иоанн Златоуст. О терпении / ПСТ. Т. 9. С. 927.

808

Житие св. Зинаиды / Жития святых... свт. Димитрия Ростовского. Октябрь.


Источник: Таинство смерти. / Василиадис, Николаос. П. - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1998. - 592 с.

Комментарии для сайта Cackle