Т. Борозенец

Источник

Вероучительные определения поместных соборов

Правила поместного Карфагенского собора 419 г.6

33. Да не читается ничто в церкви под именем Божественных Писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания таковы: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисус Навин, Судии, Руфь, Царств четыре книги, Паралипоменон две, Иов, Псалтирь, Соломоновых книг четыре, пророческих книг двенадцать, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Товия, Иудифь, Есфирь, Ездры две книги. Нового Завета: четыре Евангелия, Деяний Апостолов одна книга, Посланий Павла четырнадцать, Петра Апостола два, Иоанна Апостола три, Иакова Апостола одна, Иуды Апостола одно, Откровение Иоанна – книга одна. Для твердости же настоящего правила да будет извещен о сем брат и сослужитель наш Вонифатий (епископ Римский) и прочие епископы тех стран: ибо мы приняли от Отцов, что эти книги читать подобает в церкви.

123. Собор против ереси Пелагия и Келестия. Признано всеми епископами Карфагенской церкви, присутствовавшими на святом Соборе, имена и подписания которых внесены в деяния, что Адам сотворен Богом не смертным. Если же кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по необходимости естества, – да будет анафема.

124. Определено также: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею нового бытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо сказанное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же еси согрешиша (Рим. 5:12), подобает понимать не иначе, чем всегда понимала кафолическая Церковь, повсюду разлитая и распространенная. Ибо по этому правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою совершить еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, чтобы через новое рождение очистилось в них то, что они заняли от ветхого рождения.

125. Определено также: если кто говорит, что благодать Божия, которой оправдываются в Иисусе Христе Господе нашем, действенна [по отношению] к одному только отпущению грехов уже совершенных, а не подает сверх того помощи, чтобы не совершались иные грехи, таковой да будет анафема. Ибо благодать Божия не только подает знание о том, что подобает делать, но еще вдыхает в нас любовь, чтобы мы смогли и исполнить то, что познаем.

126. Также, если кто говорит, что та же благодать Божия, которая в Иисусе Христе, Господе нашем, только затем, чтобы не грешить, поскольку ей открывается и является нам познание грехов, чтобы мы знали, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ей не подается нам любовь и сила, чтобы делать то, что, как мы познали, делать должно, – таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол говорит: знание надмевает, а любовь назидает (1Кор. 8:1), то весьма нечестиво было бы верить, что для надмевания нашего мы имеем благодать Божию, а к назиданию не имеем: тогда как и то, и другое есть дар Божий, и знание, что подобает делать, и любовь к добру, которое подобает делать, дабы при назидающей любви знание не могло надмевать. Ибо как от Бога написано: Тот, Кто учит человека разумению (Пс. 93:10); также написано и это: любовь от Бога (1Ин. 4:7).

127. Определено также: если кто говорит, что благодать оправдания нам дана ради того, чтобы возможное к исполнению по свободному произволению, нам было легче исполнить через благодать, так, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, – таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Меня можете делать с трудом, но сказал: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).

128. Также определено относительно изречения святого Апостола Иоанна: если говорим, что не имеем греха,обманываем самих себя, и истины нет в нас (1Ин. 1:8). Кто вообразит, что это следует понимать так: из смирения не подобает говорить, что мы не имеем греха, а не потому, что это так и есть, – тот да будет анафема. Ибо Апостол продолжает и прибавляет следующее: если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды (1Ин. 1:9). Здесь весьма ясно показано, [что это говорится] не из смирения только, но по истине. Ибо Апостол мог бы сказать: если говорим, что не имеем греха, то превозносимся, и смирения нет в нас, но сказав: обманываем самих себя, и истины нет в нас, он ясно показал, что говорящий о себе, будто он не имеет греха, не говорит правду, но лжет.

129. Определено и это: если кто говорит, что святые, в молитве Господней прости нам долги наши (Мф. 6:12) говорят не о себе, поскольку им уже не нужно это прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и что каждый из святых не говорит лично: прости мне долги мои, а говорит: прости нам долги наши, так чтобы это прошение праведника понималось [как прошение] о других скорее, чем о нем самом, – таковой да будет анафема. Свят и праведен был Апостол Иаков, когда сказал: ибо все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Ибо для чего прибавлено это слово: все, если не для того, чтобы мысль эта согласна была со псалмом, в котором читается: не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобою ни один из живущих (Пс. 142:2). И в молитве премудрого Соломона: нет человека, который не грешил бы (З Цар. 8:46): и в книге святого Иова: Он полагает печать на руку всякого человека, чтобы все люди знали дело Его (Иов. 37:7). Поэтому также и святой и праведный пророк Даниил в молитве говорил во множественном числе: согрешили мы, поступали беззаконно (Дан. 9:5), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, будто он говорит не о своих [грехах], но скорее о грехах людей своих, то он еще говорил, и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего… пред Господом Богом моим (Дан. 9:20). Он не хотел сказать: грехи наши, но сказал: и грехи свои, поскольку пророк как бы предвидел, что появятся такие люди, которые неверно это поймут.

130. Определено и это: если кто полагает, что сами слова молитвы Господней, в коих говорим: прости нам долги наши, святыми произносятся по смирению, а не по истине, – да будет анафема. Ибо кто потерпел бы молящегося, который бы лгал не человекам, но Самому Господу; устами своими говорил, что хочет иметь прощение, сердцем же говорил бы, будто не имеет грехов, которые бы надлежало отпустить ему.

Правила пято-шестого поместного собора, Константинопольского, называемого Трулльский 691–692 гг.7

1. При начинании всякого слова и дела лучше всего начинать от Бога и Богом оканчивать, по слову Богослова. Поэтому и ныне, когда и благочестие нам уже ясно проповедуется, и Церковь, в которой Христос положен основанием, непрестанно возрастает и преуспевает, так что более кедров Ливанских возвышается, полагая начало священных словес, Божией благодатью определяем: хранить неприкосновенной для нововведений и изменений веру, переданную нам от очевидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов; а также от трехсот восемнадцати святых и блаженных Отцов, при Константине царе нашем, на нечестивого Ария, и на вымышленное им языческое инобожие, или, лучше сказать, многобожие, в Никее собравшихся, которые единомыслием веры, единосущие в трех ипостасях Богоначального естества открыли нам и уяснили, не позволив этому быть скрытым под спудом неведения, но ясно научив верных поклоняться единым поклонением Отцу и Сыну и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества, и еретиками из песка сооруженные против Православия детские построения разрушили и опрокинули. Также и при великом Феодосии, царе нашем, ста пятьюдесятью святыми Отцами, в сем царствующем граде собравшимися, провозглашенного исповедания веры придерживаемся, богословские о Святом Духе изречения принимаем; а нечестивого Македония причисляем к прежним врагам истины как безумно дерзнувшего считать Владыку рабом, и нагло хотевшего рассечь нерассекаемую еди́ницу, так чтобы таинство упования нашего не было совершенным. Вместе с этим гнуснейшим и против истины неиствовавшим, осуждаем Аполинария, тайноводителя злобы, который нечестиво изрыгнул, будто бы Господь принял тело без души и ума, таким образом также вводя помышление, будто бы для нас сотворено несовершенное спасение. Также и при Феодосии, сыне Аркадия, царе нашем, собравшимися в первый раз в городе Эфесе, двумястами богоносных Отцов изложенное учение, несокрушимую благочестия державу, согласием утверждаем, единого Христа, Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и без семени родившую Его, непорочную Приснодеву Марию исповедуя собственно и истинно Богородицею, а безумное разделение Нестория, как от жребия Божия отлученное, отвергаем: ибо он учит, что единый Христос есть отдельно человек, и отдельно Бог, и возобновляет иудейское нечестие. Православно утверждаем также и в областном граде Халкидоне, при Маркиане, царе нашем, шестистами тридцатью богоизбранными Отцами начертанное вероисповедание, которое концами земли во весь голос возвестило единого Христа Сына Божия, состоящего из двух естеств, и в этих самых двух естествах славимого; а лжемудрого Евтихия, который говорил, что великое таинство спасительного домостроительства совершилось призраком, как нечто чудовищное и как заразу, из священных оград Церкви извергло, а с ним Нестория и Диоскора, из коих один был защитником и поборником разделения, а другой смешения, и которые от противоположных стран нечестия низринулись в единую пучину погибели и безбожия. Кроме того, и ста шестидесяти пяти богоносных Отцов, собравшихся в сем царствующем граде, при Юстиниане, блаженной памяти царе нашем, благочестивые слова как от Духа произнесенные, знаем и учим им наших потомков. Они Феодора Мопсуэтского, учителя Нестория, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших эллинские басни, и прехождения и превращения некоторых тел и душ снова выставивших нам на обозрение, в сонных мечтаниях блуждающего ума, и против воскресения мертвых нечестиво и нездравомысленно восставших, а также написанное Феодоритом против правой веры и против двенадцати глав блаженного Кирилла, и так называемое письмо Ивы, соборно предали проклятию и отвергли. И недавно при царе нашем, блаженной памяти Константине, в сем царствующем граде сошедшегося шестого Собора вероисповедание, которое еще большую крепость обрело, когда благочестивый император постановления этого Собора своею печатью, ради достоверности, на все века утвердил, вновь обязываемся хранить нерушимо. Оно боголюбиво изъяснило, как должны мы исповедовать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действия в воплотившемся ради нашего спасения едином Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге; а тех, которые правый догмат истины извратили и единую волю и единое действие в едином Господе Боге нашем Иисусе Христе людям проповедовали, судом благочестия обвинило, как Феодора епископа Фаранскаго, Кира Александрийского, Гонория Римского, Сергия, Пирра, Павла, Петра, бывших в сем богоспасаемом граде предстоятелями, Макария Антиохийского епископа, ученика нашего Стефана, и безумного Полихрония, таким образом соблюдая неприкосновенным общее тело Христа Бога нашего. Кратко говоря, постановляем, чтобы вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдалась твердою и пребывала до скончания века непоколебимой вместе с переданными Богом их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они 59 отметали и анафематствовали как врагов истины, напрасно скрежетавших на Бога и силившихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не придерживается и не принимает вышевысказанных догматов благочестия, и не так мыслит, и проповедует, но покушается идти против них, тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному прежде упомянутыми святыми и блаженными Отцами, и из сословия христианского как чуждый да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять…

Проповедуем также, по учению святых Отцов, что в Нем и две природные воли, и два природных желания, и два природных действия нераздельны, неизменны, неразлучны, неслиянны. И две природные воли, не противоположные одна другой, как говорили нечестивые еретики, – да не будет! Но Его человеческое желание не противоречит и не противоборствует, а следует или, лучше сказать, подчиняется Его Божественному и всемогущему желанию.

Акты поместного Константинопольского собора 879–880 гг. при святом патриархе Фотии Константинопольском

Мы принимаем всем сердцем и исповедуем устами дошедший до нас из древности Символ и возвещаем его, ничего не убавляя и не прибавляя к нему, и не изменяя и не повреждая его… Если кто из лиц духовных допускает изменение или добавление к этому Символу, таковой подлежит низвержению из сана, а мирянин, дерзающий сделать это, подлежит анафеме…

Итак, если кто, придя в такую крайность безумия, дерзнет излагать другой Символ… или сделает прибавку или убавку в Символе, переданном нам от святого и Вселенского Никейского Собора… анафема да будет.

Акты поместного Константинопольского собора 1076 г. против философа Иоанна Итала

1. Так или иначе предпринимающим прибавлять или разыскивать какое-нибудь новое изыскание и учение о неизреченном, воплощенном домостроительстве Спасителя нашего и Бога, каким образом сам Бог Слово соединился человеческому смешению и по какому основанию обожил приятую плоть, и пытающимся диалектическими словесами оспаривать естество и положение о преестественном новом делении двух естеств Бога и человека – анафема.

2. Обещавшимся быть благочестивыми и вводящим бесстыдно (или, скорее, нечестиво) злочестивые эллинские учения в православную и соборную Церковь о человеческих душах, о небе, земле и других творениях – анафема.

3. Предпочитающим глупую внешних философов так называемую мудрость, и следующим за их наставниками, и принимающим перевоплощение человеческих душ или что они, подобно бессловесным животным, погибают и переходят в ничто и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь – анафема.

4. Учащим о безначальной материи и идеях или о [бытии,] собезначальном Содетелю всех и Богу, и что небо, земля и прочие творения – присносущны и безначальны и пребывают неизменными, и законополагающим против сказавшего: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, то есть без труда пустословящим и приводящим Божественную клятву на свои головы, – анафема.

5. Говорящим, что эллинские мудрецы и первые из ересеначальников, подверженные анафеме от семи святых и кафолических Соборов и от всех мужей в Православии просиявших (как чуждые кафолической Церкви ради их поддельного и нечистого в словесах преумножения), [что они] – и здесь и на будущем суде лучшие во многом, чем мужи благочестивые и православные, в особенности же, чем прегрешившие по человеческой страсти или неразумению, – анафема.

6. Не принимающим чистой верой и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму – анафема.

7. Проходящим эллинские учения и обучающимся им не ради только обучения, но и следующим их суетным мнениям и верующим в них как в истинные и таким образом настаивающим на них как на имеющих крепость, так чтобы и других один раз тайно, другой раз явно к ним приводить и учить без сомнения, – анафема.

8. При помощи иных мифических образов переделывающим от себя самих нашу образность, и принимающим платонически идеи как истинные, и говорящим, что самосущная материя оформляется от идей, и открыто отметающим самовластие Содетеля, приведшего все от не сущего к бытию и как Творца, господственно и владычески положившего всему начало и конец, – анафема.

9. Говорящим, что в конечном и общем воскресении человеки воскреснут и будут судимы с другими телами, а не с теми, с которыми прожили в настоящей жизни (потому что они истлевают и погибают), и болтающим пустое и суетное, в то время как сам Христос и Бог наш и Его ученики (а наши учители) так научили, что человеки с какими телами пожили, с такими и будут судимы, и, кроме того, также великий Апостол Павел подробно преподал истину в слове о воскресении при помощи пространных образов и обличил инакомудрствующих как безумных законоположников против таковых догматов и учений – анафема.

10. Принимающим и передающим суетные эллинские глаголы, что существует предбытие душ, и что все произошло и привелось не из не сущего, и что существует конец мучений, или новое восстановление твари и дел человеческих, и вводящим таковыми словесами Царство Небесное как всецело разрушаемое и преходящее, о каковом сам Христос и Бог наш научил и передал, что оно вечно и неразрушимо, и мы получили через все ветхое и новое Писание, что мучение бесконечно и Царство вечно, – таковыми словесами себя самих погубляющим и становящимся виновниками вечного осуждения для других – анафема.

11. Эллинским и инославным догматам и учениям, введенным вопреки христианской и православной вере Иоанном Италом и его учениками, участниками его скверны, или противным кафолической и непорочной вере православных – анафема.

Акты поместного Константинопольского собора 1117 г. против монаха Нила и митрополита Евстратия Никейского

Примешивающим некоторые нелепости к неизреченному таинству воплощения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и говорящим или мудрствующим, что человеческое (естество) Христа поклоняется рабски непостижимому Божеству и что это рабство, как существенное и неотъемлемое, вечно, – анафема.

Неблагочестиво рассуждающим о разделении двух естеств, неизреченно, неслитно, нераздельно соединенных в Иисусе Христе, а зло объясняющим и говорящим, что воспринятое (человеческое естество) есть иное не только по естеству, но по достоинству, и что в нем (Господь) служит Богу и приносит служение Богу рабское и воздает должную честь подобно служебным духам, служа Богу и поклоняясь рабски; тем, кои учат, что Он, восприяв человечество, был великий Архиерей, а не Бог Слово, потому что Он был человеком; тем кои дерзают таким образом разделять единого Христа Господа нашего и Бога – анафема.

Акты поместного Константинопольского собора 1156–1157 гг. о Евхаристии

1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Жертву честного Его Тела и Крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от Архиерея, действовавшего ради нас по-человечески (так как он Сам и Бог и Жрец и Жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святой (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа) – анафема трижды.

2. Не принимающим, что жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа Священнодействие Божественных Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим священным и Божественным Отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные богоносные Отцы в своих словах и писаниях, – анафема трижды.

3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: сие творите в Мое воспоминание, но не понимающим правильно слова «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (то есть воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность Жертвы и Таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный Отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, – анафема трижды.

4. Выдумывающим и вводящим временные расстояния в примирении человеческого естества с Божественным и блаженным естеством Живоначальной и всенетленной Троицы и законополагающим, что мы сперва примирились с Единородным Словом из самого соединения (с Ним), а после с Богом и Отцом спасительной Страстию Владыки Христа, и разделяющим то, что нераздельно у Божественных и блаженных Отцов (которые научили, что Единородный примирил нас с Самим Собой посредством всего таинства домостроительства и через Самого Себя и в Себе с Богом и Отцом и, соответственно вполне, со Всесвятым и Животворящим Духом), как изобретателем новых и иноплеменных учений, – анафема трижды.

Акты поместного Константинопольского собора 1166–1170 гг. против митрополита Константина Булгара и монаха Иоанна Ириника

1. Принимающим слова истинного Бога Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Отец Мой больше Меня согласно с толкованием святых Отцов по отношению к человечеству, которым Он пострадал, – вечная память.

2. Разумеющим и возвещающим, что Он, принимая человеческую природу, переменил ее в Божество, и не полагающим, что через это соединение плоть Господа присоединилась к Божественному достоинству, и стала предметом одного почитания с Богом Словом, принявшим оную, и, следовательно, равно почитаема и прославляема с Отцом и Святым Духом, несмотря на то, что плоть не была соприсносущна Отцу и не перестала быть сотворенною и описуемой по своим естественным свойствам; тем, кои говорят, что плоть переменилась в Божественное естество; откуда следует, что или воплощение было воображаемо, или Божество страдало, – анафема.

3. Утверждающим, что плоть Господа, через ипостасное соединение вознесенная к высочайшему достоинству, неизменно, неслитно пребывает с приемшим ее Богом Словом и с Ним почитаема, прославляема единым поклонением и сидит на престоле одесную Бога Отца, обогатившаяся возвышением Божества с сохранением свойства естеств, – вечная память.

4. Отвергающим выражения святых Отцов Церкви, определившие учение ее о православных догматах: Афанасия, Кирилла, Амвросия, Амфилохия, Льва – святого Архиепископа древнего Рима – и других, и не принимающим акты Четвертого и Шестого Вселенских Соборов – анафема.

5. Принимающим слова истинного Бога, Спаса Господа нашего Иисуса Христа Отец Мой больше Меня, как разнообразно изъяснили святые, одни по Божеству Его, потому что Он от Отца рожден (виновного ради от Отца рождения), другие по естественным свойствам плоти, которую принял Он Божеством (Ипостасью Божества), то есть, что Господь по причине сотворенного, описуемого и смертного назвал Себя меньшим от Отца; говорящим, что выражение касается только плоти, отдельной от Божества, в том смысле, как если бы она не была соединена с Ним, и тем, которые не принимают разделения в той мысли, как приняли его Отцы, говоря о подчинении или неведении (плоти), не принимают, что плоть Христова равночестна с Божеством, а допускают, что естественные свойства плоти Господа приняты Божеством в ипостась и нераздельно с нею пребывают, и учат о неипостасном и ложном, как об ипостасном и истинном, – анафема.

Бывшему митрополиту Керкирскому Константину Булгару, зло и нечестиво учившему о словах истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Отец Мой больше Меня, и не мыслящему о них и не объясняющему их подобно тому, как мыслят и объясняют их святые и богоносные Отцы, что когда Единородный Сын принял от святой Девы и Богородицы плоть, соединившуюся неслитно с Божеством, и по нераздельном соединении с Ним, имевшую свои свойства, Господь по ним именовал Отца большим Себя и есть поклоняем и славим с принятой Им (плотью) единым поклонением вместе с Отцом и Всесвятым Духом как единый Бог; противящемуся же такому пониманию, что Господь есть единая ипостась, имеющая соединенные два естества, но полагающему плоть в раздельности от Божества, подобно плоти каждого из людей; не желающему следовать Четвертому и Шестому Вселенским Соборам, которые о двух неслитно соединенных естествах во Христе право и благочестиво научили веровать Христову Церковь, и впадшему в разные ереси, – анафема.

Всем одинаково мудрствующим с тем Константином Булгарским и подобно ему отлученным – анафема.

Невежественнейшему и лживому монаху, пустому борцу Иоанну Иринику и его нечестивым писаниям и лобызающим их как славящим и говорящим не то, что в Господе нашем Иисусе Христе и Боге Божество соединилось с человечеством нераздельно, неслитно, что Он был совершенный человек, в каком смысле в Священном Евангелии сказано: Отец Мой больше Меня, но так говорящим о человечестве, что оно раздельно от Божества в том смысле, что оно как бы не соединялось с Ним, как всем общее и наше, – анафема.

Акты поместного Константинопольского собора 1351 г. против Варлаама и Акиндина. О сущности и энергии Божией

1. Мудрствующим и говорящим, что свет, воссиявший от Господа при Его Божественном Преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама Божественная сущность, – как умовредно ввергающим себя самих в самое противное и совершенно невозможное (и в первом случае безумствующим в отношении тварного и нетварного безумством Ария, разделяющего единое Божество и единого Бога, во втором же – согласующимся с злочестием массалиан, утверждающих, что Божественная сущность – видима) и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что этот Божественнейший свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но – нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой Божественной сущности, – анафема, анафема, анафема.

2. Еще тем же самым, мудрствующим и говорящим, что, во-первых, Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны – Божественная сущность и Божественная энергия – и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, напротив того, – что одно и то же называется то сущностью, то энергией, – [этим еретикам] как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую Божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии), еще же и, во-вторых, мыслящим Савеллиево учение и его старое сочетание, слияние и сопряжение в трех ипостасях Божества, теперь же дерзающим возобновлять [это] в отношении Божественной сущности и энергии и подобным образом злочестиво сопрягающим их и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, сущность в Боге и сущностную и естественную Его энергию (как ясно показало большинство других святых, и в особенности [святые Отцы] Шестого святого и Вселенского Собора, относительно двух энергий Христа, Божественной и человеческой, и двух воль, сковывая [из них] одну цельную) и в самом деле не хотящим мыслить, что как единение Божественной сущности и энергии неслиянно, так и [их] различие нераздельно, и в иных отношениях и в особенности [неслиянно и нераздельно] – в отношении причины и результата причины, неучаствуемого и участвуемого, [или вообще] сущности и энергии, этим, следовательно, нечестивцам, умышляющим таковое, – анафема, анафема, анафема.

3. Еще тем же самым, мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму Божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, – анафема, анафема, анафема.

4. Еще тем же самым, мудрствующим и говорящим, что от этого вообще происходит в Боге сложение, и не послушествующим учению святых, учащих, что в естестве не происходит никакого сложения от естественных [сил и энергии], и отсюда клевещущим не только на нас, но и на всех святых, явственно научающих часто во многих местах простоте в Боге и несложности, и различию Божественной сущности, и энергии, так что различие это совершенно не вредит ни в каком отношении Божественной простоте (ибо не могли же они пытаться богословствовать в таком противоречии с самими собой), пустословящим, следовательно, таковое и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и Божественная простота, – анафема, анафема, анафема.

5. Еще тем же самым, мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о Божественной сущности, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на Божественную энергию, и при этих обстоятельствах опять-таки почитающим всеми способами одно [только] Божество Отца, Сына и Святого Духа, считать ли Божеством Их сущность или энергию (как и этому [почитанию] научают нас Божественные тайновидцы), – анафема, анафема, анафема.

6. Еще тем же, мудрствующим и говорящим, что Божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же Божественная благодать и энергия, – анафема, анафема, анафема.

7. Всем их злочестивым словесам и писаниям – анафема, анафема, анафема.

8. Исааку, по прозванию Аргиру, в течение всей жизни болевшему болезнью Варлаама и Акиндина, хотя и испросившему в конце своей жизни, как и часто раньше, обращение и покаяние от Христовой Церкви, но пребывшему в злочестии и в зле извергшему душу свою в исповедании ереси, – анафема, анафема, анафема.

9. Приснопамятному и блаженному царю нашему Андронику Палеологу, собравшему первый Собор против Варлаама, благородно предстательствовавшему Церкви Христовой и оному священному Собору, делами и словами и удивительными изустными речами утвердившему евангельские и апостольские учения, вышеназванного Варлаама уничтожившему и отвергнувшему в самих ересях, писаниях и пустословии против нашей правой веры, как блаженно пременившему свою жизнь в сих священных подвигах и посвященных благочестию доблестях, и перешедшему к лучшему и блаженному оному упокоению, – вечная память, вечная память, вечная память.

10. Григорию, святейшему митрополиту Фессалоникийскому, соборно ниспровергшему в Великой Церкви Варлаама и Акиндина, начальников и изобретателей новых ересей с их лукавым содружеством, дерзнувших объявить тварью естественную и неотделимую энергию и силу Божию и просто все вообще естественные свойства Святой Троицы, но также и недоступный свет Божества, воссиявший от Христа на [Фаворской] горе, – тварным божеством, и снова начавшим во зло Церкви Христовой вводить эти платонические идеи и эллинские мифы, [сему Григорию], мудро и весьма благородно воинствовавшему за общую Христову Церковь и истинные, непогрешительные учения о Божестве, и писаниями, словами и беседами всеми средствами проповедовавшему и единое Божество и единого Бога триипостасного, энергийного, водящего, всесильного, нетварного, по Божественным Писаниям, а также и по богословам и экзегетам этих вопросов (назову Афанасия и Василия, Григория и Иоанна Златоглаголивого, Кирилла и, кроме того, Максима мудрого и богоглаголивого из Дамаска, но также и прочих Отцов и учителей Церкви), и явившемуся и словами, и делами их общником, спутником, согласником, ревнителем и сподвижником, [сему Григорию] – вечная память, вечная память, вечная память.

11. Всем о Православии сподвижникам приснопамятного и блаженного сего царя и также его последователям и благородно предстательствовавшим Церкви Христовой словами, беседами, писаниями, научениями и всяким словом и делом; уличившим в Церкви и вместе отвергнувшим лукавые и многовидные ереси Варлаама и Акиндина и единомысленных с ними; ясно же проповедовавшим апостольские и отеческие учения благочестия и злослывшим от злославных, и сооклеветаемым, и содосаждаемым с священными богословами и богоносными Отцами и учителями нашими – вечная память, вечная память, вечная память.

12. Исповедующим единого Бога триипостасного, всесильного, нетварного не только по сущности и ипостасям, но и по энергии, и утверждающим, что Божественная энергия происходит из Божественной сущности, происходит же нераздельно, и через «происхождение» устанавливающим неизреченное различие, а через «нераздельно» показующим преестественное единение, как установил и Шестой святой и Вселенский Собор, [сим Отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

13. Исповедующим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по Божественной сущности, участвуем же Он для достойных по Божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим Отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

14. Исповедующим, что свет, неизреченно воссиявший на горе преображения Господня, есть свет неприступный, свет неизмеримый; недомысленное излияние Божественной светлости, неизреченная слава, пресовершенная слава Божества, предсовершительная и безвременная слава Сына и Царство Божие; красота истинная и любезная о Божественном и блаженном естестве; естественная слава Божия и Божество Отца и Духа, в единородном Сыне возблиставшее, как сказали Божественные и богоносные Отцы наши, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, еще же и Иоанн из Дамаска; и потому прославившим сей Божественнейший свет как несозданный – вечная память, вечная память, вечная память.

15. Славящим свет преображения Господня, с одной стороны, как несозданный, по причине вышесказанного, с другой, однако же, не говорящим, что он есть пресущественная сущность Божия (поскольку она пребывает совершенно невидимой и неучаствуемой, ибо, по учению богословов, Бога никто не видел нигде, в том смысле, конечно, какого он естества); скорее же утверждающим, что он естественная слава пресущественной сущности, нераздельно от нее происходящая и являющаяся по человеколюбию Божию очищенной в отношении ума, с каковой славой Господь наш и Бог приидет во втором и страшном Его пришествии судить живых и мертвых, как говорят церковные богословы, [сим Отцам] – вечная память, вечная память, вечная память.

Правило Великого собора 1583 г. о пасхалии и о новом календаре

Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предстали мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества, сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим патриархом Иерусалимским и прочими членами синода в Духе Святом, определяет и разъясняет решение о сем святых Отцов. Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских Соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых Соборов и хочет их изменить и ослабить, – да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и, когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам, и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.

Постановление поместного Константинопольского собора 1872 г.

Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных Отцов наших, на коих утверждена святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми единой кафолической и апостольской Церкви и настоящими схизматиками.

* * *

6

Перевод с церковно-славянского Д. А. Каратеев.

7

Постановления Пято-Шестого Трулльского Собора также относят к Шестому Вселенскому Собору 680 г. Перевод с церковно-славянского Д. А. Каратеева.


Источник: Путь, истина и жизнь. Вероучительные тексты Православной Церкви. / Т. Борозенец – Киев: «Послушник», 2013. – 320 с. ISBN 978-966-2503-19-7

Комментарии для сайта Cackle