Пётр Заведеев

Источник

Практическое руководство для пастырей Церкви

Понятие о науке. Практическое руководство ближайшей своей задачей имеет уяснить те нравственные начала и, по возможности, систематически уяснить те церковно-гражданские постановления, которыми православный русский священник обязан руководиться в своей пастырской деятельности.

Понятие о законе нравственном и церковном каноне. Под именем закона нравственного разумеется то богодарованное основание в душе человека, по которому он различает добро и зло. Слово канон употребляется в соборных постановлениях в значении церковного правила, относящегося к управлению, дисциплине и церковной жизни. У нас назвавие канона усвояется исключительно древнему составу правил церковных, определенных на соборах, бывших до разделения церквей. Все позднейшие определения называются просто церковными, или церковно гражданскими постановлениями. Церковь есть преимущественно нравственный союз, а потому закон церковный более, чем всякий другой, имеет ближайшую связь с законом нравственным. Но сходясь с последним в своем Божественном происхождении и своей дели – спасении людей, церковный закон отличается от него. 1) Закон нравственный шире. Он содержит в себе идею христианской добродетели и основу нравственного совершенства; закон церковный раскрывает эту идею и основу в частных положительных правилах, применительно к разным обстоятельствам жизни общественной. Напр.: закон нравственный внушает воздержание, закон же церковный предписывает особое время поста и определяет род пищи. 2) Закон нравственный имеет в виду человека, как христианина вообще; церковный же закон рассматривает его, как члена видимого религиозного общества, определяет его права, обязанности и отношения общественные. 3) Закон нравственный относится преимущественно к внутренней жизни человека, а закон церковный имеет по своей форме более внешний характер.

Законодательная власть и органы церкви вселенской и поместной. Церкви, как внешнему божественному учреждению, принадлежат известные права и, прежде всего, право власти законодательной. Первый законодатель церкви христианской есть Сам Господь Иисус Христос. Он, впрочем, не давал строго юридических законов, а указал только в Своем евангельском учении нравственные начала, как основное руководство для всего поведения христианина. Применение же этих начал в жизни, сообразно с внешними условиями, Спаситель поручил Своим апостолам, облекши их законодательной властию: слушаяй вас, Мене слушает.

Апостолы передали богодарованную им власть церковного управления своим ближайшим преемникам – пастырям Церкви, к послушанию которым они обязывали верующих. Притом, законодательная власть в Церкви всегда приписывалась только высшим иерархам, епископам (Апост. пр. 37) и принадлежала исключительно собору иерархов, представляющему собой высший орган управления Церкви. В Православной Церкви вселенской только те церковные правила имеют общеобязательную силу, которые определены соборами вселенскими, как такими законодательными органами, в которых выразилось правовое сознание представителей всех поместных церквей. В поместных церквах известны три главные формы высшего церковного управления: патриаршая, митрополичья и синодальная.

Главнейшие источники церковного права. Первым источником церковного права является воля Божия. Относительно того, что заповеди Иисуса Христа суть воля Божия, в Церкви не было и не может быть пререкания. Заповеди апостольские также воля Божия. Об этом свидетельствуют сами апостолы. Так, постановления иерусалимского собора они начинают словами: изволися Духу Святому и нам (Деян.15:28). Относительно постановлений вселенских соборов 7-ой всел. собор говорит, что все деяния прежде бывших соборов, равно и его собственные – изволение Духа Божия.

Иисус Христос не дал строго-юридических законов, а только одни основания их. Так, напр., о Церкви Он сказал, что Царство Его не от мира сего, т. е. что Церковь должна отличаться от всех других форм человеческого общежития. Словами: «научите вся языки» (Мф.28), «шедше в мир весь проповедите евангелие всей твари» (Мр. 16), указывается вселенский характер церкви. Кроме таких общих, Он дал и частные определения, напр., о крещении: «аще кто не родится водою и Духом не может внити в царствие Божие»; – о причащении: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». Он указал свойства истинного пастыря; дал наставления о прощении грешников; учил о внутреннем откровении, о посте, клятве, разводе и т. д.; указал даже отношение Церкви к государству в словах: 2воздадите кесарево кесареви, а Божие Богови» (Мф.22). Все эти и другие заповеди И. Христа и легли в основу законов Церкви. Так, правила св. апостолов: 3, 49 и 50 (о крещении) прямо говорят, что они суть Господне утверждение.

Совершив дело спасения и положив основание Церкви, Иисус Христос дальнейшее созидание ее поручил апостолам. Заповеди апостолов могут быть разделены на три части. 1) Апостолы о большей части заповедей, напр., о разводе, говорят: «не я повелеваю, но Господь». 2) о некоторой части заповедей апостолы говорят, как о своем собственном изволении. Так, напр., сказав о том, что если один из супругов, – неверный, пожелает жить с другим, – верующим, то они не должны разлучаться, так как «святится муж неверный от жены верныя» н наоборот, ап. добавляет: «впрочем это говорю я, а не Господь». 3) Наконец, некоторые – преподаны апостолами, как голос всей церкви. Таковы постановления собора 51 го года.

Вторым источником церковного права служит Свящ. Предание, под которым здесь разумеется не один только внешний способ сообщения правил из века в век, но преемственное и неизменное no духу сохранение в Православной Вселенской Церкви основных начал законоположения.

Третьим источником церковного права являются постановления вселенских и поместных соборов.

В первые три века христианства в основе развития церковного нрава лежало исключительно предание. С 4-го же века органом проявления законодательной власти в Церкви являются вселенские и поместные соборы. Православная Церковь принимает семь вселенских соборов и десять поместных.

Первый вселенский собор (325 г.), на котором присутствовали 318 епископов – представителей поместных церквей, составил 20 правил, касающихся церковного управления, дисциплины и богослужения.

Второй вселенский (константинопольский 1-й) собор (в 381 г.), кроме изложения истинного учения о Св. Духе, составил 7 правил относительно церковного благочиния.

Третий вселенский собор (Ефесский в 431 г.), на котором присутствовали более 200 св. отцов, особых правил для церковного управления не составил. Он определил исповедовать единого Иисуса Христа Сына Божия, воплотившегося.

Четвертый вселен. собор (в Халкидоне в 451 г.), на котором присутствовали около 630 отцов, осудивших ересь Евтихия и изложивших догмат о воплощении Сына Божия, составил 30 правил, в которых осуждаются: симония, занятия клириков несвойственными их званию делами, вмешательство монахов в мирские дела; запрещается: поставлять во священника и диакона без назначения к определенному храму.

На пятом вселен. соборе (константинопольском 2-ом 553 г.) особых правил касательно церковного благочиния не было составлено.

На шестом вселен. соборе (константинопольском 3-м 680 г.) также не было составлено особых правил касательно церковного управления и благочиния, хотя в них и чувствовалась необходимость. Поэтому в 692 году в Константинополе был созван собор, известный под именем пято-шестого, или трульского собора. На нем присутствовали 227 епископов. Приняв 85 апост. правил, рассмотрев и подтвердив постановления бывших до этого времени соборов вселенских и поместных, а равно канонические послания св. отцов, этот собор составил 102 канона, которыми определяется порядок церковного управления и благочиния.

Седьмой вселен. собор (никейский 2-й 787 г.), состоявший из 367 отцов, составил 22 канона.

Поместные соборы: 1) Анкирский (314 год), созванный из 18 отцов, постановил 25 канонов и установил степени покаяния для падших. 2) Неокесарийский (между 314–319 годами) составил 15 правил, касающихся преимущественно нравственности духовенства. 3) Гангрский (362–370 г.) составил 21 правило. 4) Антиохийский (341 г.) составил 25 канонов, представляющих подробное развитие правил апостольских. 5) Лаодикийский (363–364 г.) составил 60 правил, касающихся различных подробностей чина богослужебного, дисциплины клира, семейной жизни, пороков и заблуждений того времени. 6) Сардикийский (344 г.) составил 20 церковн. канонов. 7) Карфагенский (416–426 г.). Число правил, принятых этим собором, доходит до 147. 8) Константинопольский (394 г.) составил одно правило – о личном составе суда, необходимом для лишения епископа священного сана. Авторитет восьми вышеуказанных поместных соборов утвержден 2-м правилом трульского собора. 9) Константинопольский (861 г.) составил 17 правил. 10) Константинопольский в храме св. Софии (379 г.) изложил три правила.

В состав церковного канона входят еще правила св. отцов: Дионисия Александрийского 4 правила – о времени прекращения поста перед Пасхой и по вопросам, касающимся жизни домашней; Петра Александрийского 15 правил – о принятии падших, о посте в среду и пяток, о праздновании дня воскресного; Василия Великого 92 правила – о браке, об эпитимиях, – объясняются названия: ересь (в самой вере отчуждившийся) и раскол (разделившийся в церковных предметах, допускающих уврачевание); Кирилла Александрийского 9 правил, – запрещается лишать священства без обвинений; и других святых отцов.

Кроме положительного церковного канона, в деле церковного благоустройства имеет весьма большое значение практика древней вселенской церкви, под которой обыкновенно разумеют постоянное действие в церковной жизни одних и тех же благочестивых правил, обрядов и обычаев, утвердившихся с самых первых времен христианства. Число правил, сохраненных Церковью путем практики незаписанными, гораздо больше, чем писанных.

Постепенное образование древнего церковного канона. Древний канон Православной Церкви составлялся постепенно в продолжение первых девяти веков христианства. Главными способами составления канона были: 1) Взаимные сношения между церквами. Если в поместной церкви возникал какой-нибудь спорный вопрос, касающийся вероучения, или церковной практики, то эта церковь вступала в сношения с другими церквами. Путем подобных сношений учение и правила, сохраненные в одних церквах, были сообщаемы другим, предания частной церкви обращались в положительные узаконения. 2) Соборы. Для поддержания между церквами единства в вере и во всем церковном управлении в каждой церкви созывались два раза в году соборы. 3) Пастырские послания. Поддерживая взаимные сношения с разными церквами посредством посланий, пастыри церкви обменивались своима мнениями по разным предметам церковного управления, или сообщали друг другу местные обычаи и правила своих церквей.

Правила апостольские. Правила апостольские называются так не потому, чтобы они были написаны рукой самих апостолов, но потому, что они представляют собой свод преданий и обычаев древней церкви, ведущих начало от времен апостольских. Первоначально они не были известны всем церквам в полном своем составе и сохранялись в разных церквах по частям. В одно целое они собраны были не ранее 4 века.

Соборы и отцы Церкви, ссылаясь на апостольские правила, не определяют числа их. Римский аббат Дионисий Малый первый поместил их в своем латинском переводе канонов Церкви восточной в числе 50; но восточный церковный писатель Иоанн Схоластик в своем изложении церковных правил поместил апостольские правила в числе 85. Затем и вся восточная церковь признает каноническими 85 апостольских правил.

Участие государственной власти в законодательстве церковном. С признанием христианской религии господствующей, государственная власть, свято охраняя неприкосновенность церковного канона, стала придавать постановлениям церковной власти значение государственных законов. С другой стороны, так как на обязанности государства лежит определение нормальных внешних отношений между всеми общественными союзами, находящимися в его пределах, то за государственною властию всегда признавалось право определять внешнее положение Церкви в государстве и, в этих целях, издавать соответствующие законы о Церкви. Такие законы, известные под именем церковно-гражданских, Православная Церковь всегда признавала источником своего права, если они не стояли в противоречии с ее собственными постановлениями.

Главнейшие источники действующего русского церковного права

В основе распоряжений русской церковной власти лежат, кроме Св. Писания, Св. Предания и древней церковной практики:

1) Книга правил, появившаяся на свет в 1839 году, и заменившая собой Кормчую прежних изданий. В ней излагаются одни только церковные правила, без законов гражданских.

2) Духовный Регламент, изданный в руководство Св. Синоду (1721 г.), составлен был, по поручению Петра 1-го Феофаном Прокоповичем. По содержанию он делится на три части: в 1-ой указываются причины замены патриаршества в России Синодом; во 2-ой определяется круг лиц и дел, подведомых Св. Синоду, и в 3-ей излагаются обязанности Синода и его состав.

3) Номоканон, печатаемый при большом Требнике, состоящий из 228 глав, составлен на Афоне около половины 15 века.

4) Учительное Известие, печатаемое при Служебнике, составлено в конце 17 столетия по приказанию патр. Иоакима, монахом Евфимием, учеником Епифания Славеницкого.

5) Устав духовных консисторий, изданный в 1841 году. Содержание его разделяется на четыре разряда: в 1-м излагаются основные положения для деятельности консистории; во 2-м указаны предметы консисторской власти; в 3-м говорится об епархиальном суде и в 4-м о личном составе консистории и о порядке ведения его дел.

6) Ставленая иерейская грамота. Еще в Церкви Апостольской известны были так называемые, представительные грамоты, которые выдавались от местного епископа священнослужителям в удостоверение законности их рукоположения, с обозначением их степени и прав, им принадлежащих. Без нее никто из клириков не мог быть принимаем в церковное общение в другой епископии. В Русской церкви ставленые грамоты вошли в употребление также очень рано; но образцы их сохранились лишь от начала 16 стол. В них обозначены: имя епископа, при котором рукоположен ставленник; церковь, к которой он назначен; год, месяц и число посвящения

7) Уставы и инструкции по разным частям церковного управления, напр., уставы духовноучебн. заведений и

8) Указы Св. Синода, касающиеся духовного ведомства.

Устройство церковного управления в России. Святейший Синод; учреждения и лица, при нем состоящие. В России периодически сменились три формы церковного управления: митрополичья, патриаршая (с 1589 до 1721 года) и Синодальная. Постоянное соборное управление Русской церковью в форме Св. Синода учреждено в 1721 году.

Св. Синод пo своей власти равен каждому из восточных патриархов. В пределах русской православной церкви распоряжения Синода обязательны как для пастырей, так и для пасомых. В общей же системе государственного управления Св. Синод уравнен с Правительствующим Сенатом.

В состав Синода входят как действительные его члены, которые удерживают за собой это звание даже в том случае, когда не присутствуют на заседаниях Синода, так и временно присутствующие в нем, для чего они каждый раз вызываются из своих епархий во Высочайшему повелению, без присвоения им звания членов Св. Синода.

Вслед за учреждением Св. Синода последовало Высочайшее повеление о том, чтобы «в Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто б имел смелость и мог управление синодского дела знать. По установившейся доселе практике синодального делопроизводства, обер-прокурор Св. Синода: 1) пересматривает все протоколы определений Св. Синода; 2) представляет от имени Синода доклады Государю и объявляет Синоду Высочайшие повеления, касающиеся духовного ведомства; 3) сносится во делам этого ведомства со всеми центральными государственными учреждениями; 4) заведует вспомогательными Св. Синоду учреждениями, каковы:. Канцелярия Св. Синода, Хозяйственное управление, Контроль, Синодальные конторы, Учебный комитет и Синодальные типографии; 5) распоряжается назначением по духовному ведомству пенсий и наград и имеет собственную Канцелярию.

Епархиальное управление и его органы. Русская церковь разделяется, на епископии сообразно с гражданским делением на губернии, с некоторым небольшим исключением (Ставроп. еп. и 2 Пермских). Власти епископа подчинены все члены клира, находящиеся в пределах епископии; – все учреждения Православной Церкви; все школы – духовные и церковно-приходские, а в известном отношении и светские. Выделяются из епископской власти только монастыри ставропигиальные.

Правительственная власть епископа состоит. в следующем: 1) Он поставляет священников. и диаконов и снабжает их грамотами с своей подписью; определяет на должность причетников, постригает, или позволяет постригать в монашество. 2) Надзирает, чтобы мотивы православной веры исповедовались в чистоте, и слово Божие проповедовалось в церквах. 3) Принимает меры по отношению к исполнению долга исповеди.4) Заботится о просвещении инородцев; разрешает постройку и расширение церквей (кроме столичных и древних), молитвенных домов, часовен; по окончании постройки поручает благочинному освидетельствовать ее и затем освящает. 5) Дает отпуск клирикам в чужие епархии и за границу – по болезни.

Архиерей есть главный начальник духовных школ. В Семинарии ему принадлежит высшее наблюдение; он входит во все подробности по преподаванию, присутствует на испытаниях. .....

По указу Св. Синода от 5-го сентября 1907 года он принимает деятельное участие в выборе служащих в Семинарии Лиц, a пo окончании учебного года доносит в Синод о состоянии Семинарии в учебном и нравственном отношении.

Епархиальному епископу в его многотрудном управлении помогают подведомственные ему лица и учреждения, как-то: викарии, духовные консистории, духовные попечительства, благочинные и депутаты.

О приходе. По причине обширности епархий епископ не может преподавать всем мирянам спасительные средства. Поэтому епископия разделяется на части, называемые приходами. Православный приход по определению предсоборной комиссии, есть церковное учреждение, состоящее в подчинении епископу для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного числа людей, под руководством священника.

Учреждение новых приходов и закрытие старых производит Св. Синод, по донесению епархиального начальства. Необходимыми условиями для открытия приходов являются: – не вместительность приходской церкви, отдаленность церкви от места жительства и неудобство в сообщении с церковью. Приходское население должно дать обеспечение церкви и построить церковные дома. Распределение границ между приходами, перечисление селений от одного прихода к другому предоставляется архиерею.

Храм есть необходимое учреждение для образования прихода. Он есть место для общественного богослужения приходского населения, место отправления религиозных обязанностей всех членов прихода. Как церковное учреждение, храм должен иметь определенное расположение (план), определенные принадлежности, должен быть устроен с благословения архиерея.

Приходской причт. Состав причта определен особыми штатами. Во всех епархиях, кроме Кавказских, в приходе до 700 душ – священник и причетник, а свыше 700 душ полагается еще диакон. Всякое изменение в составе церковного прията происходит с разрешения Синода. Приходский причт ведет список наличных прихожан, записи о крещении, смерти и браке. Принадлежность, к известному приходу заставляет прихожан обращаться с требами к своему причту, кроме случаев исключительных.

О монастырях. Монастырем называется церковное учреждение, существующее для религиозного общения монашествующих. Новый монастырь может быть учрежден только с дозволения церковной власти. С Петра I пo настоящее время учреждение монастырей предоставляется Св. Синоду и без его ведения нельзя основывать монастыри. При учреждении новых монастырей с 1866 года повелено предлагать учредителям соединять с удобством уединенной монастырской жизни: цель благотворительную, или воспитательную и устраивать соответствующие означенной цели заведения. Все монастыри, кроме ставропигиальных, подчиняются во всем, что касается благочиния и устройства, епархиальным архиереям.

По уставу монастыри разделяются на общежитные и необщежитные. В общежитных – братия все потребное получает от монастыря пo распоряжению настоятеля и свой труд предоставляет в общую пользу. В не общежитных – братия имеет от монастыря только общий стол, а одежду и все прочее приобретает собственными силами, при помощи жалованья, доходов и труда.

По средствам содержания монастыри делятся на штатные, получающие содержание от казны, и нештатные, существующие собственными средствами. В первых число братии ограничено, a в последних не ограничено.

По управлению монастыри разделяются на лавры, ставропигиальные и епархиальные. Отличительная особенность лавры состоит в том, что настоятелями являются архиереи. Лавры (их четыре: Александро-Невская, Киево-Печерская, Троице-Сергиевская и Почаевская) состоят в непосредственной зависимости от Синода и управляются внутри духовным собором, состоящим из наместника, казначея и старцев-иеромонахов.

Ставропигиальные монастыри изъяты из ведения епархиальной власти. Таких монастырей семь. Пять из них в самой Москве: Донской, Симонов, Новоспасский, Воскресенский, Заиконоспасский. Шестой в Ярославе – Спасо-Яковлевский. Седьмой – Соловецкий в Архангельской губернии.

Изъяснение некоторых правил апостольских. В виду невозможности подробно знать все правила апостольские, мы остановимся на главнейших из них, каковы: 1, 2, 18, 19, 50.

Правило 1-ое. «Епископа да поставляют два или три епископа».

В этом правиле заслуживает внимания самый способ посвящения во епископа. Право рукополагать епископа предоставляется лишь совокупной власти святителей и ни одному из них в отдельности. В иерархическом порядке никто не может передать прав равных тем, какими он сам обладает; каждый иерарх в отдельности может предоставлять другому лицу лишь низшие права в сравнении с его личными. Меньший благословляется большим, говорит ап. Павел (Евр. 7:7). В силу этого и епископские права могут быть сообщаемы посвящаемому лицу такою лишь властью, которая владеет большими правами, чем каждый епископ в отдельности, именно: собором епископов. Посвящение во епископа совершается чрез возложение рук на главу поставляемого, каковое действие называется хиротонией. От хиротонии отличается хиротесия, не имеющая. значения таинства (поставление иподиаконов, чтецов и певцов)

Правило 2-ое. «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ».

Правило 18-е. «Вземший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина“. Строгость канонических требований в отношении к браку священнослужителей объясняется как высотой их сана, так и христианским взглядом на самый брак. Муж и жена, по апостолу, составляют одну плоть; отсюда нечистота супружества не может не оскорблять достоинства священного звания.

Правило 49-е. «Аще кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Св. Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен».

Правило 50-е. «Аще кто, епископ, или пресвитер совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое смерть Господню, да будет извержен. Ибо, не рек Господь: в смерть Мою крестите, но шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В этих двух правилах идет речь об условиях правильного совершения крещения. Вопрос этот возбуждался вследствие того, что некоторые епископы церкви Карфагенской настаивали на перекрещивании еретиков, считая крещение их безусловно неправильным. По этому поводу, отысканы были апостольские правила, запрещающие повторять истинное крещение в силу его не повторяемости. А всякое крещение, по словам тех же правил, истинно, если совершено по учреждению Господню, т. е. во имя Отца, и Сына и Св. Духа и чрез троекратное погружение в воде.

Частнейшие обязанности и права пастырей Церкви. Физические, умственные и нравственные качества избираемых во священство и приготовление к принятию священного сана

Уважая святость священнического служения, Православная Церковь обращала строгое внимание на физическое, умственное и нравственное состояние лиц, вступающих в клир. Первым требованием было то, чтобы в свящ. сан скоро не производить никого. Руки скоро не возлагай ни на кого же (1Тим.5:22).

Христианство, как религия духа, не пренебрегая внешнею чистотой, обращает внимание преимущественно на внутреннюю душевную чистоту, и потому правила апостольские лицам достойным в умственном и нравственном отношениях не препятствуют получать священный сан, хотя бы они имели некоторые телесные недостатки. He дозволяется только рукополагать с такими телесными недостатками, которые могут препятствовать надлежащему исполнению священнических обязанностей и трудов, каковы: глухота и слепота.

К недостаткам, препятствующим получению священства, апост. правила относят еще произвольное скопчество, которое в данном случае осуждается не столько в смысле физического увечения, сколько в смысле ереси.

В умственном отношении требуется чтобы избираемый во священство был достаточно образован и силен в слове Божием настолько, чтоб, сам правильно понимая смысл Писания, мог и других наставлять в здравом учении и обличать противящихся; от него требуется также знание церковных правил о своем служении и обязанностях.

По действующему у нас положению, право на занятие священнослужительских должностей имеют лица, получившие богословское образование в высшем, или среднем духовном учебном заведении, или же известные своими богословскими познаниями, засвидетельствованными епархиальной властию.

В виду недостатка в кандидатах с полным богословским образованием, Св. Синодом разрешено рукополагать в священники не окончивших семинарского курса благонадежных диаконов.

В диаконы могут быть посвящаемы, кроме окончивших курс Семинарии, такие лица, которые по нравственности и познаниям будут признаны преосвященным достойными посвящения в этот сан.

В нравственном отношении церковные каноны требуют избирать людей, известных безукоризненным поведением. В частности, нравственные качества, требуемые священным саном, указаны ап. Павлом в посл. к Тимофею и Титу и выяснены св. отцами. Апостол все свои наставления сводит к тому, чтобы священнослужители были для христиан образцом «в слове, в житии и в любви» ... По учению Златоуста, священник должен вести себя так, чтобы самый недоброжелательный язык не мог не засвидетельствовать всем известных добрых его качеств и поступков.

Строгость нравственных требований в отношении к желающим принять священный сан, непременно предполагает в кандидате внутреннее призвание его к пастырскому служению, сопровождаемое искренним желанием с полным самоотвержением и братской лю6овью к ближним послужить Церкви Божией. Только истинное призвание к пастырству способно воспитать постоянную готовность ко всякаго рода лишениям и жертвам, неизбежным в жизни священника.

В целях нравственного приготовления себя к принятию священства, необходимо: 1) заблаговременно приучить себя к духовному бодрствованию, к которому призывает ап. Павел всех, ищущих священной должности. Вся вообще пастырская деятельность может быть рассматриваема, как один великий подвиг, для доблестного совершения которого необходимо заранее укрепить волю свою в борьбе с разного рода искушениями и соблазнами. Для того, чтобы управлять волею других, надобно предварительно научиться управлять собственною волею, дабы ничто не обладало вами (1Кор.6:12). Затем, так как человеческое спасение невозможно без содействия благодатной помощи, то готовящийся к священству должен постоянно воспитывать в своей душе молитвенное и благоговейное настроение чрез совершение ежедневных домашних молитвословий и усердное посещение церковного богослужения.

Домашняя жизнь священника. Св. ап. Павел, указав нравственные правила, которыми священнослужители должны руководиться в своей жизни и деятельности, обращает свое особенное внимание на то, чтобы они постоянно помнили о полученной ими благодати священства и усердно заботились о возгревании в себе этого божественного дара молитвой, душеспасительным чтением, поучительной беседой, неуклонным исполнением устава церковного и добрых обычаев предков в домашнем быту.

Священнослужитель должен заботиться о дальнейшем своем самообразовании в умственном и нравственном отношениях. Потребность такого саморазвития, более чем кем-либо другим, должна быть ощущаема каждым священником. Поставленный на страже веры, он должен обновлять и умножать запас своих познаний, при помощи которых мог бы бороться с нападениями неверия, не правоверия и раскола, разрешать разные сомнения и недоумения, давать добрые практические советы нуждающимся в религиозном назидании и т. п.

Говоря о поведении священника, апостол замечает, что ему нужно иметь доброе свидетельство от внешних (1Тим.3:7), т. е. заботиться о поддержании своей чести и доброго имени во мнении своего прихода и других. Он должен иметь попечение о нравственной благоустроенности своей семьи, о чистоте и твердости веры, целомудрии и добром поведении всех ее членов.

Древним обычаем и церковными правилами священнослужителям усвоена особая, исключительно им принадлежащая одежда – подрясник и ряса. Она, вместе с другими особенностями внешнего священнического вида, служит постоянным напоминанием ему о его высоком служении, выделяющем священника из ряда мирян.

Священнику не запрещаются те, или другие невинные удовольствия и развлечения, необходимые для освежения его духовных сил, каковы: живопись, скромная музыка, посещение близких и добрых знакомых для задушевной беседы с ними и т. п. Воспрещается священнослужителям предаваться азартным играм, смотреть на разные нескромные забавы, содержать корчемницы.

Священник в качестве настоятеля приходского храма. Православный христианский храм есть не только дом общественной молитвы, но и место особенного присутствия Самого Бога, а также место совершения тайн Божиих, в которых верующие теснейшим образом соединяются со Христом. От этого и самый храм получает название дома Божия. Такое высокое значение храма возлагает на настоятеля его непременную обязанность особенно заботиться о подобающем его благолепии и благоустройстве. Как самое здание храма, так и все церковные вещи и принадлежности должны всегда находиться в чистоте и приличном виде. Храмы должны быть обнесены оградой, которая вместе с другими местами, принадлежащими церкви, (каковы: колокольня, часовни, кладбища и надгробные памятники), должна быть также содержима в чистоте и порядке.

Существенную и необходимую принадлежность храма составляют св. иконы. Правосл. Церковь обязывает священника, как настоятеля храма, заботиться о правильности священ. изображений.

Далее, священник должен заботиться о снабжении церковной библиотеки книгами духовно-нравственного содержания; – должен иметь усердие о сохранении и умножении церковной собственности. Циркуляром Св. Синода (1873 г.) строжайше подтверждено причтам и церковным старостам, чтобы: 1) они ни под каким видом не оставляли при церквах более ста рублей; 2) на внесенные в кредитные учреждения церковные суммы были приобретаемы непременно именные билеты на имя церкви. Церковные деньги нельзя раздавать под заклады, тем более запрещается старосте и причту брать церковные капиталы к себе на дом и употреблять их на свои нужды. На деньги, пожертвованные на вечное поминовение, должны приобретаться банковые билеты на имя церкви, с означением, что проценты с капитала подлежат выдаче церковному причту, и билеты эти должны записываться вместе с прочими церковными суммами, в клировых ведомостях и в приходских книгах.

Расходование церковных денег должно быть производимо только на церковные нужды.

Покупка нужных для церкви вещей, а равно подряды, починки и пристройки производятся старостой с согласия священнослужителей.

Мелочные починки и расходы по церкви могут быть производимы на счет кошельковых сумм и без испрашивания на то разрешения епархиального начальства, но с ведома благочинного. В сельских церквах эти расходы могут быть производимы на сумму не свыше 50 рублей, в столичных церквах и во всех кафедральных соборах на сумму до 300 рублей, a пo прочим городским церквам – до 150 рублей.

Ближайшим наблюдателем над правильным ведением церковно-приходского хозяйства местными причтами и старостой является благочинный, который, при обзоре церквей, ревизует все церковное имущество и документы, в том числе и приходо-расходные книги.

Отношения священника к сослуживцам и подчиненному причту должны быть истинно братские и товарищеские. Всякое проявление чувства недружелюбия между членами причта составляет соблазн для прихода и скорбь для церкви. Священник, призываемый церковными правилами наблюдать за поведением членов причта, отнюдь не должен подавать повода к недовольству им самим и к жалобам на него со стороны причта. Требуемое соборными правилами от низших членов причта уважение к священнику приобретается не строгостью и заносчивостью его самого, в обхождении с подчиненными, не безрассудным и мелочным выставлением всюду своих начальственных прав, но – его авторитетным руководительством подчиненных в исполнении ими своих обязанностей, уважением в каждом из них личного достоинства, заботливостью о внешнем их благосостоянии и т. п.

В случае же ослушания, ему предоставляется: или самому делать им выговоры как наедине, так и при других, или же жаловаться благочинному и епархиальному начальству. Диаконам и причетникам вменяется в обязанность «почитать своего священника, как настоятеля церкви и своего учителя, повиноваться ему и ни словом, ни делом не оскорблять его».

Священник в качестве приходского пастыря. Учительство составляет самую первую обязанность священника. Так смотрели на это св. апостолы: если я благовествую, говорит ап. Павел, то не чем мне хвалиться, потому что это необходимая моя обязанность, и горе мне, если не благовествую“ (1Кор.9:16). Апостольские и соборные правила внушают священникам неленостно проповедовать слово Божие, угрожая, в противном случае, лишением св. сана

Судя во тому, что ап. Павел увещает пастыря церкви учить благовременно и безвременно, обличать, запрещать и умолять, учительская деятельность священника должна иметь самый разнообразный характер.

Главнейшие виды ее следующие: проповедь, обучение в школе и частные беседы с прихожанами в видах духовного руководительства их.

Учительство народа в церкви, по школам и домам при исправлении церковных треб и при взаимных беседах с прихожанами. По действующим у нас постановлениям священники обязаны «неослабно» проповедовать слово Божие в церквах и при всяком удобном случае поучать народ истинам православной веры и благочестия. Самым удобным местом для проповеди священника является, конечно, храм, а временем для произнесения проповеди – богослужение.

Что касается предмета для проповеди, то сама жизнь и пастырская практика всегда могут указать внимательному к своей пастве священнику богатый материал.

Кроме проповедей в церкви священники призываются вести с прихожанами вне богослужебные собеседования, предметом которых может быть: учение веры и нравственности христианской, рассказы из священной и отечественной истории, жития святых, объяснение богослужения и обрядов церковных.

Народная школа – естественная союзница церкви. Поэтому, священники должны располагать крестьян к грамотности и обучению и быть первыми доброжелателями, самыми искренними друзьями и пособниками школьному народному учителю. Это пособничество должно выражаться прежде всего в разделении священниками трудов учителя по занятиям в школе.

Преподавание Закона Божия в учебных заведениях всех ведомств относится к обязанностям священнослужителей.

Церковью и школою учительская деятельность священника ограничиваться не должна. Посещая жилища прихожан, напр., по требам, он должен наблюдать: сообразна ли жизнь его пасомых с званием христиан; видна ли забота родителей о христианском воспитании детей и т. д.

Подобного рода посещения вовсе не будут в тягость прихожанам, если только последние будут убеждены, что священник посещает их в интересах их нравственной пользы, и будут содействовать тесному духовному единению между пастырем и пасомыми.

Борьба с расколом и сектантством

Чтобы успешно бороться против раскола и сектантства, священнику необходимо знать узаконения высшей власти о последователях этих учений. 17 апреля 1905 года в Российской империи введены законы о широкой веротерпимости. Отпадение от Православной Церкви и веры в другое христианское вероучение не подлежит преследованию в отношении личных и гражданских прав. При переходе обоих родителей в инославие, все дети до 14 лет переходят с ними, а старше остаются в прежнем вероисповедании. Инославным христианам разрешается воспитывать приемышей и подкидышей в своем вероучении.

Все старообрядцы и сектанты разделяются на три разряда: I – старообрядцы, II – сектанты, III – последователи изуверных сект, принадлежность к которым наказывается законом. Старообрядцам и сектантам даруется полная свобода в совершении общественного богослужения. Религиозным обществам старообрядцев и сектантов присвояется название общин и за ними признается право на владение движимым и недвижимым имуществом, чего лишены были преж де. Разрешается постройка, возобновление и ремонт церквей и молитвенных домов, при соблюдении строительного устава. Позволяется устраивать богадельни, приюты и т. д., а с ведома министра внутр. дел, – скиты и монастыри. Духовным лицам их, избранным для удовлетворения религиозным нуждам, присваивается название настоятелей и наставников. В должности своей они утверждаются правительственною властию, а по утверждении, исключаются из крестьянского, или мещанскогоo сословий и освобождаются от воинской повинности. Означенные лица могут свободно отправлять свои духовные требы как в молитвенных, так и частных домах, с воспрещением надевать священные облачения, когда это будет запрещено законом. Присваивать себе иерархические наименования (священник, диакон) они не имеют права. Им разрешается преподавать в школах Закон Божий и открывать собственные школы, но под ведением Министра Народ. Просвещения и под условием, чтобы учителя обладали образовательным цензом. Они должны вести метрические книги и подлежат ответственности гражданской. Браки православных со старообрядцами и сектантами, – исповедующими Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим, Искупителем мира и принимающими водное крещение, правильно совершаемое и неповторяемое, – уравнены с браками православных с инославными. Такие браки разрешает архиерей.

Ho старообрядцам и сектантам воспрещается открыто совращать православных в свою веру. Виновные в произнесении, или чтении публично проповеди, речи, сочинения, возбуждающих православных к переходу в иное учение, или секту, если все это совершается с целью совращения православных, наказываются арестом, или заключением в крепость на срок не свыше 1 года. Духовные лица старообрядцев и сектантов за совершение чиноприятия в свою секту лиц, заведомо расположенных к православию, несовершеннолетних и за крещение православных младенцев; за допущение на исповедь и причащение несовершеннолетних православных; за преподавание катехизиса своего исповедания несовершеннолетним; за совершение брака (смешанного) прежде Православной Церкви, – наказываются денежной пеней в 300 рублей и удалением от должности на срок от 3-х месяцев до 3-х лет, или навсегда. За совершение брака над заведомо православными, если брак не был совершен в Православной Церкви, – денежным штрафом не свыше 500 рублей и удалением от должности от одного до трех лет или навсегда. Принадлежащие к изуверному учению и виновные в посягательстве на свою или чужую личность (чрез оскопление), в совращении православных угрозами, обманами, лестью, – наказываются ссылкой на поселение, a если употреблено насилие, то ссылкой на каторгу до 8 лет.

Но священник не должен успокаиваться охраной православия в своем приходе со стороны только гражданских законов и властей· В нравственно-религиозном отношении внешние меры не главное обеспечение успеха дела. Главные средства в борьбе Церкви с расколом, сектантством и суевериями заключаются в силе евангельского учения, проповедуемого пастырским словом и подкрепляемого примерной жизнью священника, а равно кроткими и благожелательными его отношениями к ближним.

Что касается до хулителей веры, имеющих в виду только то, чтобы блистать при других своей остротой и возбуждать общий смех, то таких людей следует только удерживать в пределах приличия и замечать им, что глумление не есть признак истины.

Богослужебная деятельность священника. Все вообще христианские требы никто не имеет права совершать, кроме законно рукоположенного священника. В тех приходах, где священника нет, требы могут быть совершаемы соседними священниками, с разрешения епархиальной власти. Но запрещенные священники вовсе не имеют нрава совершать никаких треб церковных. Уволенные за штат, а равно безместные священнослужители могут быть допускаемы к исправлению треб только с ведома благочинного, и то – в тех случаях, когда штатный священник сделается нездоров, или будет в отлучке, а треба не терпит отлагательства. Священники, уволенные в отпуск, во время своего проезда, не могут нигде исправлять церковные требы и, вообще, совершать богослужение, без дозволения местного епархиального архиерея. Иеромонахам воспрещается венчать свадьбы и отправлять другие мирские требы, – исключение сделано только для флотских иеромонахов.

Общие правила о совершении богослужения, следующие: а) оно должно совершаться пo установленному Церковью чину, без опущений и само измышленных прибавлений, не спешно и внятно, внимательно и благоговейно; б) неопустительно во дни воскресные, праздничные – церковные и гражданские, во дни постные и другие по особым случаям и распоряжениям высшей власти.

По примеру древней христианской Церкви, и миряне должны быть располагаемы к участию в совершении богослужения посредством общего пения, которое, духовно объединяя всех молящихся, способствует оживлению и поддержанию в них молитвенного настроения.

Каждая церковная служба должна быть совершаема священником с полным благочинием.

Пение на клиросе должно быть спокойное, неспешное и внятное, так чтоб стоящие в церкви могли разобрать и понять каждое слово церковной песни.

Чтение должно быть при богослужении громкое, внятное, толковое и сопровождающееся соответствующими смыслу читаемого интонациями голоса.

О литургии

Таинство причащения совершается обыкновенно за Божественной литургией, которая может быть совершаема только епископом, или пресвитером. Священник, совершающий литургию, должен понимать важность и силу таинства и, в частности, сущность и смысл тех слов и действий, посредством которых совершается самое таинство евхаристии. Кроме того, он должен достойным образом приготовиться к совершению Божественной литургии.

Β нравственном отношении от священнослужителя, готовящегося совершать Божественную литургию, требуется, чтобы он был свободен от упреков совести в каких-либо важных грехах, каковы: вражда, гнев, рассеянность, уныние, леность. A успокоение совести может быть достигаемо сердечным сокрушением о грехах, примирением с ближними, молитвою. В видах большего возбуждения в душе молитвенного настроения, священнослужитель обязывается: отслужить, или выслушать вечерню с повечерием и вычитать вечернее правило, состоящее из определенных Церковью на известные дни канонов. Правила соборные требуют, чтобы священнослужители совершали Божественную литургию, не пивши и не евши.

В физическом отношении от совершителя литургии требуется внешняя опрятность, чистота и, вообще, внимание к самому себе.

Литургия может быть совершаема только в храме, или же, в случае крайней нужды, и в частном доме, но непременно на св. антиминсе. На одном и том же престоле в один и тот же день не могут быть совершены две Божественные литургии, равно как и один священник не может совершать две литургия в один и тот же день.

Особые случаи с самим священником. Всех случайных обстоятельств, могущих встретиться при совершении литургии, нельзя предвидеть и, потому, трудно указать на них определенные правила. Но на многие случаи изложены в «Учительном Известии» определенные правила. Мы приведем некоторые из них. Если священник тяжко заболеет, или скоропостижно умрет до освящения Св. Даров, то служба прекращается совсем. Если же это случится по освящении Св. Даров, а в церкви найдется другой священник, готовый к причащению Св. Тайн, то он должен продолжить литургию до конца и употребить Св. Дары. Если же нельзя будет найти другого священника, диакон, или кто-либо из благоговейных мирян, взяв покровец и не касаясь Св. Даров, должен осторожно покрыть их, чтобы ничто не могло попасть на дискос или в св. чашу, пока не прибудет другой священник. Последний должен совершить всю литургию вновь, притом непременно на другом престоле и употребить новое вещество для таинства. Вместе с вновь освященными Св. Дарами священник должен по окончании литургии, употребить и оставшиеся от прежней – недоконченной литургии. Если бы эти последние Св. Дары, за не отысканием другого священника, оставались долгое время не употребленными и испортились до того, что нельзя было бы употребить их, то священник должен благоговейно опустить их в реку, или сжечь в церкви, а пепел высыпать в чистое место. Если священника, во время совершения литургии, до херувимской песни, позовут напутствовать опасно больного, или крестить слабого младенца, то он должен приостановить службу и отправиться с требой, a пo возвращении, продолжить ее. После же великого выхода, «Учительное Известие» запрещает прерывать совершение литургии и велит предоставлять больного воле Божией.

Если во время совершения Божественной литургии будет угрожать какая-либо опасность храму от бури, или пожара, то священник должен взять антиминс со Св. Тайнами, выйти из церкви и окончить литургию в каком-либо другом приличном месте.

Если на служащего священника последует нападение, угрожающее его жизни, то он должен прежде всего употребить Св. Дары, чтобы не дать их в поругание убийцам.

Случаи со Св. Дарами. Если пред освящением Св. Даров впадет в чащу с вином какое-нибудь насекомое, то следует вынуть его оттуда и, обвернув в чистую бумагу, сжечь, а вино вылить в другой сосуд и, после литургии, вылить в реку; в чашу же надо влить новое вино и над ним совершить проскомидию. Если это случится по освящении Св. Даров, то осторожно вынутое из чаши насекомое следует обмыть вином над чистым сосудом и потом, обвернув его в бумагу, сжечь, пепел всыпать в то место, где священник умывает руки, a вино вылить в реку; Святые же Дары нужно употреблять обычным порядком.

Если священник нечаянно прольет Св. Дары, или уронит каплю их, то должен или излизать их языком, если это будет возможно, или же вытереть их губкой, а самое место, на которое они упали, вымыть чистою водою и вылить ее в реку, или под престол. Остатками Св. Даров в чаше священник может приобщаться. Если же он прольет Св. Дары так, что нечем будет ему и причаститься, то должен взять хлеб и вино, снова совершить над ними проскомидию и освятить их.

О пролитии Св. Даров священник должен немедленно объяснить своему епископу и, пока не последует распоряжение епископа, не должен приступать к совершению литургии,

В нашей Церкви употребляются три чина литургии: 1) св. Иоанна Златоуста, 2) св. Василин Великого и 3) св. Григория Двоеслова, или так называемая Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается десять раз в году: в сочельники пред Рождеством и Крещением; если же эти сочельники придутся в субботу, или в воскресенье, то литургия Василия Великого совершается не в эти дни, а в самые праздники Рождества Христова и Крещения; она совершается во все воскресные дни Великого поста, кроме недели Ваий, а также в Великий Четверг, в Великую Субботу и в день памяти Василия Великого – 1-го января.

Литургия преждеосвященных Даров может быть совершаема только в дни Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, и в первые три дня Страстной седмицы.

О таинстве крещения

Совершению таинства крещения предшествуют: так называемая «молитва родительнице» и нaречение имени ребенку.

Выбор имени младенцу предоставляется родителям; взрослые же при крещении своем сами выбирают себе имя. Если же сам священник дает крещаемому имя, то он не должен давать детям простого народа имена трудные для произношения, во избежание их искажения. Нe следует также давать одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, так как от этого могут происходить разного рода недоразумения в общественном отношении.

Существенное основание церковных постановлений относительно таинства крещения заключается в словах Спасителя: шедше научите вся, народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф.28:19). Из этих слов, сказанных Апостолам, между прочим, видно, что право совершать таинство крещения принадлежат преемникам апостольской власти, пастырям Церкви.

Ho по действующим правилам нашей Церкви, в случае опасной слабости младенца и не возможности иметь в скором времени священника, крещение может быть совершено мирянином чрез троекратное погружение крещаемаго в воду с произнесением слов: «крещается раб Божий или раба Божия (название по имени) во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». Для этого непременно требуется только, чтобы крещающий мирянин был православного исповедания, означенные слова при крещении произносил в духе Православной Церкви, с искреннею верой, и сознавал всю важность таинства.

Истинное крещение, хотя бы оно совершено было и мирским лицом, имеет действительную силу и не повторяется. Если здоровье новокрещенного мирянином поправится, то крещение его должно быть дополнено и довершено, со стороны священника, положенными по церковному чину молитвами и обрядами. Каждый священник не имеет права отказываться от совершения крещения даже в чужом приходе, если младенец слаб, а местный священник почему-либо не может скоро прибыть.

Вода, назначаемая для совершения в ней крещения, должна быть освящена особыми молитвами, положенными в Требнике, но отнюдь не должна быть разбавляема водой Богоявленской, которая освящается по особому чину и имеет совсем другое назначение, чем вода крещения, которой Церковь усвояет возрождающую силу.

Восприемники, соответственно своему высокому назначению, должны быть, по правилам Церкви, православные и знать, по крайней мере, главнейшие истины христианской веры, и нравственности, и сущность таинства, а равно и сущность обетов, произносимых ими при крещении. По принятому в нашей церкви обычаю, восприемниками бывают два лица: мужчина и женщина, но необходим, собственно, один только: – при крещении младенца мужского пола – мужчина, а при крещении женского пола – женщина.

О таинстве миропомазания

В русской церкви мироварение и освящение мара совершается только в Москве и Киеве. В состав св. мира входит до тридцати благовонных веществ. Св. миро раздается сначала по епархиальным кафедрам, а оттуда получают его и для каждой церкви, в которой оно хранится на престоле, вместе с запасными Св. Дарами, в особом сосуде.

В Православной Церкви миропомазание крещаемаго обыкновенно совершается священником, которому, однако, воспрещено освящение мира. Таинство это, наравне с крещением, не повторяемо.

Миропомазание младенцев обыкновенно соединяется с совершением таинства крещения. Из взрослых Православная Церковь присоединяет чрез миропомазание: 1) всех протестантов, 2) природных русских раскольников, 3) тех неправославных христиан, в обществе которых хотя и сохраняется апостольское преемство (у католиков), но которые еще не успели принять конфирмацию по правилам своего вероисповедания.

О таинстве покаяния

Как для священнослужителей, так и для мирян обязательна ежегодная исповедь.

Находящийся в отлучке более года может исповедоваться и причащаться там, где он находится; равным образом, в случае нужды, позволяется и не находящимся в отлучке исповедоваться в других приходах с тем только, чтобы своему приходскому причту доставлять свидетельство о бытии у исповеди. Вообще же правила церковные запрещают переходить без уважительных причин от одного духовника к другому, тем более, – если этот переходящий состоит под эпитимией, или, под отлучением от Св. Тайн.

Обычным и более удобным временем для говенья считается Великий пост. Но, конечно, каждый может говеть и во всякое другое время года.

Исповедь, как дело совести, таинственна по самому своему существу и не подлежит суду человеческому. Грехи, разрешенные на исповеди, должны быть преданы вечному забвению, как уже несуществующие. Поэтому священникам строжайше запрещается каким бы то ни было образом открывать грехи своих духовных детей после исповеди. В случае каких-либо затруднений при разрешении кающегося, священник должен донести об этом своему архиерею и просить у него разрешения своего недоразумения.

О таинстве брака

Желающие вступить в брак должны заявить о своем намерении приходскому священнику заблаговременно, чтобы можно было сделать троекратную огласку до браковенчания в праздничные и воскресные дни, после литургии, с приглашением заявить, – не знает ли кто каких-либо законных препятствий к предстоящему браковенчанию. Если невеста иноприходная, то от ее причта должна быть представлена метрическая выписка о летах невесты, за подписью всего причта и с приложением церковной печати.

После троекратного оповещения, священно-церковнослужители приступают к составлению, так называемого, обыска, по установленной форме. Эта форма требует со стороны причта дознания:

а) о звании, состоянии, вероисповедании и месте жительства жениха и невесты; б) о летах и здравости ума брачующихся; в) о степенях родства; г) каким браком сочетаются жених и невеста; д) по доброй-ли воле и имеют ли требуемое законом согласие известных сторонних лиц. К этому акту прилагаются все относящиеся сюда документы; затем он подписывается женихом и невестой, двумя поручителями по женихе, и столькими же пo невесте, а также священно-церковнослужителями, производившими обыск.

Есть особые звания и состояния, которые служат препятствием к браку. Так, нельзя вступать в брак: 1) монашествующим и посвященным в иерейский и диаконский сан; 2) в новый брак при существовании прежнего, законом не расторгнутого; 3) лицам, виновным в расторжении первого брака; 4) вдовым после третьего брака; 5) несовершеннолетним и весьма престарелым, имеющим более 80-ти лет от роду, изувеченным и неспособным к сожитию; 6) арестантам; 7) политическим ссыльным, не имеющим дозволения на брак от начальников губерний.

О родстве; виды родства; способы счисления его степеней. Между женихом и невестой не должно быть ни родства, ни свойства. Родством называется связь нескольких лиц мужеского пола и женского путем происхождения их от одного общего родоначальника. Такое родство называется кровным. Если же в общий круг родства входят два родоначальника, тогда выходит родство двухкровное, или свойство, a при трех родоначальниках – родство трехкровное и т. д. Родство это образуется вследствие брачного сочетания таких лиц, из которых каждое имеет своего особого родоначальника. Благодаря этому брачному сочетанию, лица отдельных родственных кружков, бывшие дотоле чужими в отношении друг к другу, делаются своими (свойство).

Для точнейшего определения родства, его разделяют пo степеням и линиям. Степенью родства называется связь одного лица с другим посредством рождения; целый ряд рождений, непрерывно продолжающихся, называется родственною линией, которая бывает прямая восходящая, когда определяется родство потомков в отношении к их предкам, или прямая нисходящая, когда отыскивается родство предков к их потомкам, или, наконец, – боковая, когда определяется степень родства известного лица к тем, которые, не состоя с ним в родстве по прямой линии, имеют одного с ним родоначальника, таковы: дядя с племянником, двоюродные братья и т. п. Близость и дальность родства стоит в пропорциональной зависимости от количества рождений, находящихся между теми лицами, взаимное родство которых требуется определить. Сколько рождений, столько и степеней родства между данными лицами. Вследствие этого близость отношений мужа и жены не определяется никакою родственною степенью, так как они, по Апостолу, имеют одну плоть. Все дети стоят в отношении к своим родителям в первой степени; родные братья и сестры в отношении друг к другу стоят во второй степени, так как между ними два рождения (каждого из них); дядя и племянник стоят в третьей степени кровного родства.

При определении степеней родства кровного по боковой линии, нужно прежде всего отыскать одного общего родоначальника, а в родстве двухкровном, трехкровном и т. д. такое лицо, или такую брачную чету, посредством которых соединяются данные родственные лица и, затем, определить родственные отношения последних к первым.

В родстве кровном непозволителен брак: брата с сестрой (родной); дяди с племянницей (3 ст.); двоюродных брата с сестрой (4 ст.).

В свойстве двухкровном отца со снохою (женой сына), или зятя с тещей; отчима с падчерицей или мачехи с пасынком; двух братьев с двумя сестрами, или данного лица с сестрой невестки (жены брата), или с сестрой зятя (мужа сестры) и т. д. Вообще, в линиях боковых кровного родства и во всех видах родства двухкровного брак запрещается до 4-й степени, включительно. В трехкровном родстве можно венчать браки в 4-ой степени, а с разрешения архиерея – в 3-ей и даже во 2-ой.

В родстве духовном, происходящем от восприятия при крещении, брак запрещается только между восприемниками, воспринятыми и родителями последних. В силу того, что при крещении необходим только один восприемник, соответственно полу крещаемаго, между восприемником и восприемницей родства не существует, а также нет родства между восприемником и крещаемой и между восприемницей и крещаемым, – в таких отношениях браки допустимы. Недопустим брак только между восприемником и матерью воспринятого им, между восприемницей и отцом воспринятой ей.

Расторжение браков. Церковно-гражданскими законами воспрещаются всякие акты, клонящиеся к самовольному разлучению супругов. Жена должна всюду следовать за своим мужем.

Бракоразводные дела бывают 2-х родов:

1) по вопросу о недействительности брака незаконно заключенного и 2) по вопросу о расторжении брака по иску одного из супругов.

Дела о расторжении браков начинаются в тех епархиях, где находится постоянное местожительство супругов.

Браки расторгаются: 1) в случаях фактически доказанного прелюбодеяния; 2) В случае осуждения одного из супругов к наказанию, сопряженному с лишением всех прав и состояний и в случае ссылки в Сибирь с лишением прав и преимуществ. Лица, осужденные в ссылку, если другая сторона получила развод, могут через 2 года вступать в брак; 3) В случае безвестного отсутствия одного из супругов в продолжение 5 лет; 4) По природной неспособности к брачному сожительству.

В случае добровольного оскопления мужа, жена имеет право выходить за другого.

Незаконными и недействительными признаются браки, совершенные: 1) по насилию и безумию; 2) в близких степенях родства, 3) при существовании прежних браков, 4) над лишенными по суду права на брак, 5) над несовершеннолетними, 6) над священствующими и монашествующими, 7) повенчанные в одной неправославной церкви (смешан. брак).

Если муж, иди жена при существовании законного брака не расторгнутым, вступит в новый брак, то этот последний расторгается, и виновное лицо лишается права на развод. Если невиновное лицо пожелает вступить в брак, то виновное осуждается на безбрачие.

В случае смерти одного лица, из искавших развода, от не расторгнутого брака, другое остается лишенным права на брак. Лица других христианских вероисповеданий, вступающие с лицами православного исповедания, дают обязательство, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в правилах православного исповедания.

Браки православных с неправославными должны быть венчаны непременно православным священником, в православном храме, по правилам и обрядам православной Церкви.

О таинстве елеосвящения

Таинство елеосвящения должно быть совершаемо только над болящими православного исповедания. Для принятия елеосвящения требуется сознательное состояние больного

Таинство елеосвящения положено совершать собором семи священников, но по нужде дозволяется и одному священнику.

Веществом, необходимым для таинства, считается освященное деревянное масло.

О напутствии больных и умирающих. Церковь внушает каждому священнику во всякое время дня и ночи быть постоянно готовым к последнему напутствию больного. И, если бы приходский священник почему-либо не мог в скорости прибыть к больному, то ни один сторонний священник не в праве отказываться от исполнения этой требы.

Больные могут быть причащаемы во всякое время в домах, без предварительного говения и выслушивания тех правил к причащению, которые обязательны для прочих причащающихся.

О погребении священнослужителей, православных мирян и инославных. Тела умерших священнослужителей не омываются водою, а обтираются губкой с деревянным маслом; обтирание это совершается лицами священного сана. После обыкновенного одеяния тел умерших священнослужителей, их облачают во все священные одежды, присвоенные их сану.

Мертвые тела не должны стоять в церкви более суток, и то – в случае необходимости. По принесении же их в церковь, следует немедленно отпевать.

Христианского погребения должны быть удостаиваемы все православные христиане, скончавшиеся естественною смертию и с верою в загробную жизнь. Приходский священник не в праве отказываться от исполнения этой требы, и без уважительной причины задерживать погребение.

Призванный, в случае крайней нужды, для совершения погребения христианина, одного из инославных исповеданий, священник ограничивает его провожанием умершего от дома до места погребения с пением: «Святый Боже».

Предосторожности относительно погребения. Священник не может уклоняться от погребения умершего, если не имеет законных причин, но не может и приступить к погребению, если такие причины найдутся. Ему запрещается, прежде судебно-медицинского осмотра, предавать земле следующие трупы: 1) тела умерших. вскоре после наружного механического насилия; 2) тела умерших скоропостижно с необыкновенными припадками, подающими повод к подозрению в отраве: 3) тела умерших по наружном употреблении вредных паров, ванн и т. д.; 4) найденное мертвое тело.

Время погребения. По действующим у нас правилам, хоронить мертвых, или предавать их земле, запрещается раньше истечения трех суток пo удостоверении в смерти, если только смерть не последовала от заразительной болезни. В последнем случае погребение может быть совершено раньше трех суток.

Погребение не должно быть совершаемо в день Рождества Христова и Св. Пасхи до вечерни, a также в дни – восшествия на престол и коронации, рождения и тезоименитства Их Величеств.

Запрещение хоронить ранее установленного срока и без соблюдения мер предосторожности, сделано из опасения как-бы не похоронить живого.

Место погребения. Умершие должны быть погребены на особо отведенных для того кладбищах, которые огораживаются заборами, или плетнями, земляным валом и окапываются рвами. Кладбища не должны быть среди селений; для них отводятся особые места за селением. На старых пустевших кладбищах нельзя возводить никакого строения, а равно и обращать их в пахотное поле.

Попечение пастыря о нравственном и материальном благосостоянии прихода. Христианская жизнь пасомых является плодотворною для спасения их только тогда, когда она, при участливом руководстве пастыря, постоянно располагается по началам учения евангельского. Поэтому, со стороны пастыря недостаточно одного только теоретического разъяснения верующим исповедуемых ими истин, он должен собственной своей жизнью подавать своим прихожанам пример христианского поведения. Особенно зорко он должен следить за состоянием нравственности в приходе и заботиться об ограждении прихода от всякаго рода соблазнов. Он должен участливо относиться к бедствующим, утешать скорбящих, ободрять падающих духом.

Вместе с тем, пастырь должен заботиться и о благосостоянии прихода: – о бедных и сиротах своего прихода, об учреждении в приходе благотворительных заведений, больниц, богаделен; о сохранении прихожанами мер предосторожности при распространении заразительных болезней как среди людей, так и среди скота; об ознакомлении прихожан с условиями к сохранению здоровья вообще и преимущественно физического воспитания детей.

Отношения священника к епископу и благочинному. Священник без ведения и воли епископа ничего не должен предпринимать.

В знак нравственной связи с своим епископом, священник должен возносить имя его на молитвах, как в храме, так и дома, и при всяком случае оказывать ему сыновнее повиновение и любовь,

Положительный закон, ставя священников в служебную зависимость от благочинного, обязывает их исполнять все его законные требования относительно отправления ими своих обязанностей, ведения церковного хозяйства и письмоводства; с покорностью принимать от него заслуженные замечания и выговоры. Ηό с другой стороны, иерархическое равенство между священником и благочинным должно исключать в их взаимных отношениях как высокомерие, так и поклонничество.

Суд над лицами духовного звания

Дела о проступках и преступлениях священнослужителей против должности, благочиния и благо поведения могут начинаться: по сообщениям присутственных мест; по донесениям благочинных или членов причта; по жалобам от прихожан и сторонних лиц духовных или светских.

По существу, епархиальное судопроизводство о лицах духовного звания может быть двоякое: или непосредственно – архиерейское, или консисторское. Первому подлежат проступки неведения и нечаянности, требующие исправления и очищения совести. Второму подлежат проступки, соединенные с явным вредом и соблазном. Консисторский суд начинается с формального следствия, производство которого возлагается епархиальною властию на доверенное духовное лицо.

Если при рассмотрении в духовном ведомстве дел, заключающих нарушение церковных правил, откроются преступления, подлежащие суду уголовному, тο о том сообщается состоящим при окружных судах прокурорам.

Лица духовного звания светскому суду подлежат: а) в делах между собою и со светскими лицами тяжебных и исковых пo неисполненным договорам и по изысканиям за нарушение прав ущербами, убытками и самоуправлением; б) в случаях нарушения государственных постановлений и в) в тяжких уголовных преступлениях.

Церковные старосты

Ближайшим сотрудником причта в деле попечения о церковном хозяйстве является староста, который руководствуется в своей деятельности высочайше утвержденной инструкцией. Во всех своих действиях старосты должны подчиняться распоряжениям епархиального начальства. Староста считается доверенным прихода. Он должен бить человек благочестивых правил, известный приходу ревностью о Православной Церкви. Старосты избираются на три года прихожанами с согласия причта и утверждаются архиереем. Назначение одного лица старостой при двух церквах не допускается. Обязанности церковного старосты состоят в приращении, тщательном сбережении и благоразумном употреблении церковного имущества.


Источник: Лекции по богословским наукам : (Полное рук. для подгот. к экзамену на священника) / Петр Заведеев. – [Репр. изд. 1908 г.]. – М. : Междунар. изд. центр православ. лит., 1997. – 731 с.

Комментарии для сайта Cackle